Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Станислав Коренблит. «Синтез слова и музыки как средство эстетического воспитания школьников и анализ существующих инновационных методик и технологий преподавания лирики в школах и вузах»

Звук арфы — серебристо-голубой,
Всклик скрипки — блеск алмаза хрусталистый
Виолончели — мед густой и мглистый.
Рой красных струй, исторгнутых трубой.
Свирель — лазурь, разъятая борьбой,
Кристалл разбитый, утра ход росистый.
Колоколец ужалы — сон сквозистый.
Рояль — волна с волною вперебой.
 К.Бальмонт («Зовы звуков», 1916)

1.     Актуальность

Мой проект синтеза слова и музыки представляет собой комплекс учебно-методических материалов и дисков, подобранных для практического применения в условиях не только городской, но и сельской школы. Он фактически является  материализованным оснащением для работы как опытных учителей, так и тех, кто только делает первые шаги в овладении прекрасной профессии учителя русского языка и литературы.

Реализация проекта позволит создать методологию преподавания с применением новых учебно-методических материалов (в помощь учителю русского языка и литературы). Каждый комплект состоит из учебно-методического пособия, написанного с учетом специфики преподавания лирики на основе песен. Для начала внедрения предлагается комплекты для изучения 10 поэтов, представляющих наибольшую известность и репрезентативность всех 3 веков русской поэзии. В каждый комплект входит сборник аудиоматериалов с песнями на их стихи.

Целесообразность реализации данного проекта актуализируется сегодня крайне скудным оснащением кабинетов русского языка и литературы, отсутствием инновационно составленных учебно-методических пособий, аудио- и видеоматериалов, а также предварительными заявками от учителей русского языка и литературы – победителей различных олимпиад, обладателей грантов, методистов научно-методических центров и школ.

Апробация учебно-методических пособий, включающих аудиоматериалы, в 5-и округах г.Москвы показала крайнюю необходимость в таких инструментариях, что подтверждено заявками на этот материал, исчисляемый сотнями тысяч штук.

Предполагается дальнейшее развитие проекта в ближайшей перспективе в сторону увеличения количества учебно-методических пособий в соответствии с количеством поэтов (на сегодняшний день около 50), подготовки его для реализации в национальных школах (где русский язык является не основным), подготовки проекта для использования в дистанционном обучении с использованием мультимедийных технологий.

Данный проект позволяет сделать уроки родного языка и русской литературы, а также различных интегрированных курсов более яркими, эмоциональными, дает школьникам возможности для развития творческих способностей, делает их субъектами обучения, повышает учебную мотивацию.

Уникальность данного проекта заключается в том, что учителю представляется возможность средствами синтеза слова и музыки, т.е. песни, формировать любовь к русскому языку и русской поэзии у школьников. Проект позволяет поднять эффективность преподавания русского языка и литературы и обогащает творческий арсенал учителя, даёт ему реальный инструментарий в поисках инновационных технологий преподавания.

2. Историческое обоснование

Для подтверждения необходимости включения в учебный процесс песен и циклов песен на постоянной основе приведём здесь некоторые исторические и лингвистические обоснования.

Говоря о Песне, люди часто подразумевают слово Стих (стихотворение) и наоборот, а говоря о Певце, – речь идет о Поэте и наоборот. Почему так сложилось, что это по сути – одно и тоже?

Для начала необходимо исследовать сходства самих слов Песня, Стих (Стихотворение), Певец, Поэт на уровне синонимов.

1. Различные названия интересующих нас слов, без учёта классификации, песен в словаре синонимов (от греч. synonymos — одноимённый) из самого большого словаря синонимов в мире В.Н.Тришина по количеству слов — 310 тысяч и по количеству синонимов (толкований) и близких по смыслу слов — 1305 тысяч слов указаны так.

Песня: айода (3), айтыс (1), альба (1), альборада (1), ария (5), баллада (2), баллата (1), баркарола (1), барыня (11), бержеретта (1), берсез (1), бульба (3), былина (5), варшавянка (1), величание (11), веснянка (3), вилланелла (1), вильянсико (1), виреле (1), виса (1), гаудеамус (1), гимн (11), глава (58), гомофония (4), гондольера (1), дайна (1), дойна (1), дума (13), застольная (1), имаё (1), йодль (4), каватина (2), калинка (2), камаринская (3), кант (9), кантата (2), кантилена (2), канцона (3), канцонетта (2), карманьола (3), карола (1), коломыйка (2), колыбельная (1), коляда (4), колядка (2), криманчули (1), крыжачок (2), лауда (1), лявониха (2), маджолата (1), мадригал (3), мандолината (1), марсельеза (2), меренга (1), мизерере (2), монодия (3), нения (1), ноктюрн (2) , ном (2), ода (6), олен (1), пассакалия (3), пассакалья (3), пасторела (1), пастурель (1), песенка (4), песнопение (2), песнопения (4), песнь (10), плач (15), псалом (5), рапсодия (2), распев (4), романс (4), руна (2), руны (2), сегидилья (3), серенада (2), сон (18), спиричуэлс (3), стихотворение (42), сутартине (1), фротолла (2), фроттола (2), хабанера (2), частушка (5), шансон (3), шансонетка (5), шаракан (1), шлягер (5), шумка (1), ыр (1), элегия (10), эпиталама (2), яблочко (4), янка (2)

Стих: абзац, (23), бурлеска (4), верлибр (2), вирш (1), гекзаметр (3), гептаметр (1), дольник (1), ирмос (2), кода (2), логазд (1), мысль (33), октаметр (1), пентаметр (2), пеон (7), полиметр (1), произведение (43), прокимен (2), рефрен (4), речовка (1), светилен (1), стихотворение (42), стишок (2), строка (7), строфа (14), тетраметр (1), триметр (1), тропарь (2), трохей (3), ударник (1), холиямб (2), хронограмма (1), ши (1)

Стихотворение: акростих (1), буриме (2), восьмистишие (2), газель (6), георгика (1), двенадцатистишие (1), двустишие (3), кантата (2), канцона (3), касида (1), ксения (7),  мадригал (3), мезостих (1), монорим (1), моностих (2), ода (6), палинодия (2), пасторель (1), песня (95), пятистишие (3), рондель (1), рондо (2), секстина (2), сиджо (1), сонет (1), стансы (1), стих (31), стихи (11), стихотвореньице (1), тавтограмма (1), трехстишие (1), триолет (1), центон (1), четверостишие (6), шестистишие (2), эклога (4), экспромт (3), элегия (10), эпиграмма (5), эпиталама (2), эпитафия (3), эпод (1).

В круглых скобках приведено количество синонимов.

У слова Стихотворение слово Песня является синонимом и наоборот. Слово Песня имеет 95 толкований, а слово Стихотворение (Стих плюс Стихи) только 42!

Певец: акын (4), арион (2), ашут (4), аэд (2), бард (4), баритон (6), бас (12), бахиш (2), бахши (4), баян (12), боян (3), вагант (4), вокалист (3), гомерид (2), гриот (6), гусан (4), гусляр (6), дискант (3), дискантист (3), жирши (2), запевала (12), исполнитель (45), кантор (6), кифарет (6), кобзарь (2), козлодер  (1), лаолан (2), лирник (2), любимец муз (6), мейстерзингер (2), менестрель (3), миннезингер (3), мутриб (1), орфей (1), певун (3), певчий (4), песельник (2), песенник (7), песнопевец (3), песняр (1), питомец муз (6), плакальщик (1), подпевала (4), поэт (44), псалмопевец (2), рапсод (5), распевщик (1), рок-певец (1), садко (2), сингер (1), сказитель (10), скальд (2), скоморох (20), слагатель (27), сладкопевец (1), служитель муз (6), солист (5), сэсэн (2), тенор (9), теноришка (1), трубадур (2), трувер (2), фонограмщик (1), хади (2), хафиз (2), хорист (2), шансонье (2), шпильман (4).

Поэт: акын (4), арион (2), ашуг (4), бард (4), бахши (4), баян (12), борзописец (28), боян (3), версификатор (27), виршеплет (24), кифаред (6), кропатель (28), кропач (3), лекист (1), любимец муз (6), мастер слова (2), мейстерзингер (2), менестрель (3), метроман (2), миннезингер (3), оллам (1), парнас (2), певец (67), песнопевец (3), пиит (4), пиита (23), питомец муз (6), поэтишка (26), рифмач (27), рифмоплет (26), скальд (2), служитель муз (6), стихокропатель (27), стихоплет (26), стихослагатель (26), стихослагатель (26), стихотворец (7), сэсэн (2), творец (14), трубадур (2), трувер (2), циклик (1), шаир (1), эпитафист (1).

Из приведенного сравнения можно сделать выводы:

  1.  В применении слов «Песня», «Стих», «Стихотворение», а также «Певец» и «Поэт», подразумевается, по сути, одно и то же.
  2. Само понятие Песня появилось значительно раньше понятия Стихотворение.
  3. Слова Певец и Поэт являются синонимами друг друга.

4. У слова Поэт – 44 понятия, а у слова Певец – 67, что подтверждает первородность Песни и, соответственно, ее Исполнителя и сочинителя – Певца (у разных народов – свои названия, но суть одна и та же).

  1. По синонимам слов Песня и Стих ясно, что первое слово – «родитель», второе слово – «дитя».
  2. Стих – это песня без мелодии, а стих с мелодией – всегда песня!
  3. Песня и Стих имеют одни и те же характеристики, одинаковые свойства и понятия, причем у музыки их больше: метр, ритм, такт, интонации, повтор (рефрен) и т.д.
  4. Разделившаяся Песня на самостоятельные части, её составляющие  Стих и Музыку, продолжает тяготеть к их воссоединению. В историческом контексте разделение произошло недавно – несколько веков назад. В первую очередь в дописьменный период развития человечества в синтезе Слова и Музыки Стихотворению было легче оставаться в человеческой памяти (например «Слово о полку Игореве», ранее – «Илиада» и «Одиссея» и т.д.). Истории известен один поэт-песенник, живший в ХVI веке – Иван Грозный. На стихираре его песнопений есть надпись: «Творения Царя Иоанна, деспота Московского». С развитием печатного дела у стихотворения появилась другая возможность сохраняться в памяти, что привело к всестороннему росту поэтических направлений, не связанных с обязательным «переложением» и соединением с музыкальной основой.
  5. Многие Поэты-классики напевали свои Стихи или изначально создавали их как Песни (в силу своих композиторских возможностей), от М.Ломоносова (его знаменитые оды. Ода — поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, её провозглашали с хрипотцой. В Древней Греции любая форма лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение),  Г.Державина, А.Мерзлякова, И.Дмитриева, А.Григорьева, Д.Давыдова, А.Дельвига до С.Есенина, Н.Рубцова, А.Галича, Б.Окуджавы и др. Фактически все Поэты, судя по сохранившимся звукозаписям, мелодекламировали, фактически напевали свои стихи, например И.Бунин, А.Блок, А.Ахматова, И.Бродский и др. А из ныне живущих – О.Чухонцев, Б.Ахмадуллина, А.Вознесенский и др.

Приведу, в подтверждение упомянутого, несколько высказываний и строчек самих поэтов о музыке, друг о друге, воспоминаний и соображений близких им людей в рассматриваемом аспекте:

Песен на стихи М.Ломоносова нами не обнаружено, но уместно разместить здесь строфу из его шутливого стихотворения:

«Не роскошной я Венере,

Не уродливой Химере

В имнах жертву воздаю:

Я похвальну песнь пою…»

М.Ломоносов

У И.Крылова, например в баснях «Кукушка и Петух», «Осел и Соловей», музыкальные образы применялись в первую очередь для описания самой морали, но в приведенной ниже басне он показал великолепное знание основ и нюансов самой музыки

КВАРТЕТ

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет! —

Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» —

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия!» «Каменный гость» А.С.Пушкин

«Уже темнеет вечер синий,

Пора мне в оперу скорей.

Там упоительный Россини,

Европы баловень — Орфей.

Не внемля критике суровой,

Он вечно тот же, вечно новый.

Он звуки льет, они кипят,

Они текут, они горят,

Как поцелуи молодые.

Все в неге, в пламенной любви,

Как закипевшего аи

Струя и брызги золотые.»

«Евгений Онегин» А.Пушкин

«…Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно

Буду слушать голос твой.

Месяц ясный светит хладно,

Грустен ветра дальный вой…

Пой: «Лучинушка, лучина,

Что же не светло горишь?»…»

ПЕВЕЦ

Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали?

Когда поля в час утренний молчали,

Свирели звук унылый и простой

Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной

Певца любви, певца своей печали?

Следы ли слез, улыбку ль замечали,

Иль тихий взор, исполненный тоской,

Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас

Певца любви, певца своей печали?

Когда в лесах вы юношу видали,

Встречая взор его потухших глаз,

Вздохнули ль вы?

В заметках 1830 года М.Лермонтов писал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.

«Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче», — так начинается одна из записей 1830 г. М.Лермонтова

«…И арфы шотландской струну бы задел,

И по сводам бы звук полетел;

Внимаем одним, и одним пробужден,

Как раздался, так смолкнул бы он…»

Желание

М.Лермонтов был тоже «бардом», т.к. положил в конце своей короткой жизни на свою музыку “Казачью колыбельную песню”. “Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою” – писал Белинский.

Строки из другой колыбельной М.Лермонтова:

«Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю…»

Иван Бунин написал немного стихов, однако в них часто можно найти музыкальные образы и приемы, особенно часто встречается слово «песня» и «пение»:

«…День был долог и зноен…

Ночь идет и поет

Колыбельную песню

И к покою зовет…»

«…Под орган душа тоскует,

Плачет и поет.

Торжествует, негодует,

Горестно зовет:..»

«Нынче ночью кто-то долго пел.

Далеко скитаясь в темном поле,

Голос грустной удалью звенел.

Пел о прошлом счастье и о воле.

Я открыл окно и сел на нем.

Ты спала… Я долго слушал жадно…»

В статье «Интеллигенция и революция» А.Блок о музыке высказывался крайне определенно: «В вас не было этого хрустального звона, этой музыки любви, вы оскорбляли художника — пусть художника, — но через него вы оскорбляли самую душу народную. Любовь творит чудеса, музыка завораживает зверей. А вы (все мы) жили без музыки и без любви. Лучше уж мол­чать сейчас, если нет музыки, не слышат музыки. Ибо все, кроме музыки, всё, что без музыки, вся­кая «сухая материя» — сейчас только разбудит и озлит зверя. До человека без музыки сейчас достучаться нельзя.…». В его стихах очень часто применялись слова «песня», «струна», «мотив», «голос», «скрипка», «звук», «соловей» и т.д., например:

«…Настежь ворота тяжелые!

Ветром пахнуло в окно!

Песни такие веселые

Не раздавались давно!..»

 

«…Натянулись гитарные струны,

Сердце ждет.

Только тронь его голосом юным –

Запоет!

И гортанные звуки

Понеслись,

Словно в серебре смуглые руки

Обвились…»

«…Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок…»

«В ночи, когда уснет тревога,
И город скроется во мгле —
О, сколько музыки у бога,
Какие звуки на земле!»

«…Улыбается осень сквозь слезы,
В небеса улетает мольба,
И зa кружевом тонкой березы
Золотая запела труба.

Так волнуют прозрачные звуки.
Будто милый твой голос звенит…»

«…Смычок запел. И облак душный

Над нами встал. И соловьи

Приснились нам. И стан послушный

Скользнул в объятия мои…

Не соловей — то скрипка пела,

Когда ж оборвалась струна,

Кругом рыдала и звенела,

Как в вешней роще, тишина…

Как там, в рыдающие звуки

Вступала майская гроза…

Пугливые сближались руки,

И жгли смеженные глаза…»

«…Из длинных трав встает луна

Щитом краснеющим героя,

И буйной музыки волна

Плеснула в море заревое.

Зачем же в ясный час торжеств

Ты злишься, мой смычок визгливый,

Врываясь в мировой оркестр

Отдельной песней торопливой?

Учись вниманью длинных трав,

Разлейся в море зорь бесцельных,

Протяжный голос свой послав

В отчизну скрипок запредельных…»

О первой встрече с С.Есениным, которая состоялась благодаря А.Блоку, вспоминал поэт С.Городецкий: «Но не меньше, чем прочесть стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки и страдания»

«…Я на эти иконы плевал,

Чтил я грубость и крик в повесе,

А теперь вдруг растут слова

Самых нежных и кротких песен…»

«…Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить…»

ПЕСНЯ ГУСЛЯРА

Темна ноченька, не спится,

Выйду к речке на лужок.

Распоясала зарница

В пенных струях поясок.

На бугре береза-свечка

В лунных перьях серебра.

Выходи, мое сердечко,

Слушать песни гусляра!

Залюбуюсь, загляжусь ли

На девичью красоту,

А пойду плясать под гусли,

Так сорву твою фату.

В терем темный, в лес зеленый,

На шелковы купыри,

Уведу тебя под склоны

Вплоть до маковой зари.

ПЛЯСУНЬЯ

Ты играй, гармонь, под трензель,*

Отсыпай, плясунья, дробь!

На платке краснеет вензель,

Знай прищелкивай, не робь!

Парень бравый, синеглазый

Загляделся не на смех.

Веселы твои проказы,

Зарукавник — словно снег.

Улыбаются старушки,

Приседают старики.

Смотрят с завистью подружки

На шелковы косники.**

Веселись, пляши угарней,

Развевай кайму фаты.

Завтра вечером от парней

Придут свахи и сваты.

————————

* Трензель — музыкальный треугольник, в который стучат палочкой. (Прим. С.Есенина)

** Косники  — ленты в косах. (Прим. С.Есенина)

ПРИБАСКИ ЖЕНИХА

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке про синие глаза.

То не зори в струях озера свой выткали узор,

Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

Пусть послушает красавица прибаски жениха.

В статье “Искусство при свете совести” М.Цветаева раскрывает процесс создания своих стихов: “Слышу не слова, а какой-то беззвучный напев внутри головы, какую-то слуховую линию — от намека до приказа. Это целый мир, и сказать о нем — целый отдельный долг. Но убеждена, что и здесь, как во всем, закон есть”. “Чтобы вещь продлилась, надо, чтобы она стала песней. Песня включает и ей одной присущий, собственный — музыкальный аккомпанемент” (из письма Ш.Вильдраку, 1930).

«…Июльский ветер мне метет путь,

И где-то музыка в окне — чуть.

Ах, нынче ветру до зари — дуть

Сквозь стенки тонкие груди — в грудь…»

Странный звук издавала в тот вечер старинная скрипка:

Человеческим горем — и женским! — звучал ее плач.

Улыбался скрипач.

Без конца к утомленным губам возвращалась улыбка.

Странный взгляд посылала к эстраде из сумрачной ложи

Незнакомая дама в уборе лиловых камней.

Взгляд картин и теней!

Неразгаданный взгляд, на рыдание скрипки похожий.

К инструменту летел он стремительно-властно и прямо.

Стон аккорда, — и вдруг оборвался томительный плач…

Улыбался скрипач,

Но глядела в партер — безучастно и весело — дама.

«…Собирая любимых в путь,

Я им песни пою на память —

Чтобы приняли как-нибудь,

Что когда-то дарили сами…»

Мать Б.Пастернака, Розалия Кауфман была талантливой пианисткой. Она была ученицей знаменитого польского педагога и исполнителя Теодора Лешетицкого, приглашенного в Петербургскую консерваторию ее основателем и первым директором Антоном Рубинштейном. Отсюда можно считать понятным его отношение к музыке. В стихах Б.Пастернака присутствуют Чайковский, Скрябин, Бетховен, Брамс, Моцарт, Вагнер, но чаще всего — Шопен.

«…Гремит Шопен, из окон грянув,

А снизу, под его эффект

Прямя подсвечники каштанов,

На звезды смотрит прошлый век…»

“Опять Шопен…”

 

«…Так ночью при свечах, взамен

Былой наивности нехитрой

Свой сон записывал Шопен

На черной выпилке пюпитра…»

“Музыка”

 

«…Едва допущенный Шопен

Опять не сдержит обещанья

И кончит бешенством взамен

Баллады самообладанья…»

“Наступление зимы” Б.Пастернак

Б.Пастернак писал А.Ахматовой 18 апреля 1954 года: «Нейгауз страшно горд, что Вы были на его концерте, и рассказал, как низко он Вам поклонился с эстрады».

Впервые, по-видимому, собственное чтение Ахматовой и музыка на её стихи одновременно предстали перед слушателями на вечере А.Ахматовой в Харьковской общественной библиотеке 22 апреля 1924 года, когда вслед за авторским чтением Зоя Лодий исполняла романсы на слова А.Ахматовой М.Ф.Гнесина, С.С.Прокофьева, Б.К.Яновского и В.С.Горовица (См. газетный анонс: Коммунист. Харьков. 1924. 20 апр. В манере 3.П.Лодий современники находили «болезненную тревогу, сложную и трепетную влюбленность в недосказанность и намек» (Крюков Д. Тихие песни // Голос жизни. 1915. № 9. С. 20). Из авторов романсов на слова А.Ахматовой в 1910-е годы следует назвать также композитора-любителя С.А.Бугославского (известного филолога, специалиста по древнерусской литературе). Эти романсы исполнялись 10 июля 1920 года в Ялте Е.И.Епанешниковой (Наш путь. Ялта. 1920, 8 июля) и 28 октября 1921 года в Симферополе Л.Д.Цейтлин-Розенбеловой (см. афишу вечера памяти Анны Ахматовой, вызванного ложным слухом о ее смерти: ЦГАЛИ, ф. 2182, оп. 1, ед. хр. 140, л. 393).

«…Подумаешь, тоже работа, —
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое…»

«Поэт» А.Ахматова

«…Они летят, они еще в дороге,
Слова освобожденья и любви.
А я уже в предпесенной тревоге.
И холоднее льда уста мои.

Но скоро там. где жидкие березы,
Прильнувши к окнам, сухо шелестят, —
Венцом червонным заплетутся розы
И голоса незримых прозвучат…»
(1916) А.Ахматова

«…Бывает так: какая-то истома:
В ушах не умолкает бой часов:
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны.

Сужается какой-то тайный круг.
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо.
Что слышно, как в лесу растет трава.
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки.
Тогда я начинаю понимать.
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

«Творчество» 1936 г. А.Ахматова

Ахматовское чтение своих стихов в концертах неминуемо проецировалось на смежные музыкальные номера. Например, в газетном отчете о концерте «О России» в зале Тенишевского училища, где А.Ахматова читала «Дай мне долгие годы недуга…» и «Высокомерьем дух твой помрачен…», говорилось: «И все это — на фоне русских песен в исполнении М.Д.Черкасской, девственно-чистых танцев Судейкиной, прекрасной игры А.М.Дубянского… « (Наш век, 1918, 28 янв.)

В ноябре 1961 года среди ахматовских записей возникает такая: «Слушала стрекозиный вальс из балетной сюиты Шостаковича. Это чудо. Кажется, его танцует само изящество. Можно ли сделать такое со словом, что он делает с звуком?» (Цит. по: Встречи с прошлым. М., 1978. Вып.3. С.390).

Отвечая на вопрос о своих взаимоотношениях с Ахматовой, Шостакович в 1972 году писал: «Анна Андреевна Ахматова подарила мне свой сборник «Стихи разных лет» с такой надписью: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле. Ахматова. 22 декабря, 1958. Москва».

«Вот стихи, которые я написала под музыку Шумана» (Виленкин В. Цит. соч. С. 66). Следы сочинения стихов «при музыке» остались в многочисленных ахматовских пометах в автографах типа: «Вишневская пела «Бразильскую баховиану» или «бахиану» («Слушая пение»). Или «под «Венгерский дивертисмент» Шуберта» («Пятая роза»). Приведем одну из непубликовавшихся таких записей под наброском к стихотворению «Я не люблю цветы — они напоминают…» (см. с. 200 наст, изд.):

«…Слушаю до минор Моцарта
Сен-Санс Лебедь
Вечерняя серенада Шуберта
Лист: фа-минор…»
6 августа 1958

А. Ахматова делила стихи «на такие, о которых поэт может вспомнить, как он писал их, и на такие, которые как бы самозародились. В одних автор обречен слышать голос скрипки, некогда помогавший ему их сочинить, в других — стук вагона, мешавшего ему их написать» (II, с. 255-256).

«В музыке Осип был дома, и это крайне редкое свойство», — заметила Ахматова о Мандельштаме в «Листках из дневника» (Юность. 19X7. № 9. С. 72. Показательно сравнение, впоследствии (в 1944 году) употребленное в записках Н.Н.Пунина: «Торжественность, пожалуй, даже была самой характерной чертой его духовного строя; этот маленький ликующий (испанский) еврей был величествен (я бы сказал) — как фуга (Баха)»).

О.Мандельштам, явно имея в виду в первую очередь частушку, писал об Ахматовой: «В ее стихах отнюдь не психологическая изломанность, а типический параллелизм народной песни с его яркой асимметрией двух смежных тезисов по схеме: «в огороде бузина, а в Киеве дядя». Отсюда двустворчатая строфа с неожиданным выпадом в конце» (Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. С. 210)

В статье «Слово и культура» (первая публикация в 1921 году) О.Мандельштам писал: «Стихотворение живо внутренним образом, тем звучащим слепком формы, который предваряет написанное стихотворение. Ни одного слова еще нет, а стихотворение уже звучит. Это звучит внутренний образ, это его осязает слух поэта»  (О.Мандельштам. Слово и культура. С. 42.)

ФЛЕЙТА

Флейты греческой тэта и йота —

Словно ей не  хватало молвы —

Неизваянная, без отчета,

Зрела, маялась, шла через рвы.

И ее невозможно покинуть,

Стиснув зубы ее не унять,

И в слова языком не продвинуть,

И губами ее не размять.

А флейтист не узнает покоя —

Ему кажется, что он один,

Что когда-то он море родное

Из сиреневых вылепил глин.

Звонким шепотом честолюбивым,

Вспоминающим топотом губ

Он торопится быть бережливым,

Емлет звуки, опрятен и скуп.

Вслед за ним мы его не повторим,

Комья глины в ладонях моря,

И когда я наполнился морем,

Мором стала мне мера моя.

И свои-то мне губы не любы,

И убийство на том же корню.

И невольно на убыль, на убыль

Равнодействия флейты клоню.

 

«…Я вздрагиваю от холода —

Мне хочется онеметь!

А в небе танцует золото —

Приказывает мне петь…»

О.Мандельштам

Вышеуказанные выдержки из документов и фрагменты самих стихов не двусмысленно доказывают верность нашего подхода: соединение стиха и музыки воедино для наилучшего их понимания и усвоения есть единственно верным решением.

9. Предлагая для создания пособий использование музыкальных интерпретаций стихов, собранных в новые циклы, мы не нарушаем литературный замысел Поэтов, а предлагаем один из возможных вариантов их прочтения (напевания), учитывая тот факт, что по сути каждый учитель стихи «распевает» итак на свой лад и по своему усмотрению.

  1. 2.     Краткий обзор песен на стихи поэтов-классиков

«Там, где кончаются слова, начинается музыка»,

                                                                          поэт Генрих ГЕЙНЕ

Для наиболее объективного обзора существующих песенных воплощений приведу здесь краткий перечень циклов песен на стихи интересующих нас поэтов и назову некоторых композиторов прошлого и настоящего, работающих в жанре классической, поэтической и родственной ей – авторской песни. Найти имеющиеся песни достаточно легко, прибегнув к поисковым системам интернета и написать в запросе «Песни на стихи …» и Вашему вниманию будет предложено всё имеющееся в архивах и на прилавках магазинов наследие. Приведем несколько характерных примеров.

3.1 В первую очередь нужно сказать о Г.Свиридове: «Я же пристрастен к слову, как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы — это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь».

В вокальном цикле «Страна отцов» (1950), состоящем из 11 романсов, в полной мере дают о себе знать качества, характерные для почерка зрелого Свиридова: эмоциональная сдержанность, склонность к подчеркнуто простым диатоническим мелодиям и гармониям, естественный, лишенный какой бы то ни было аффектации способ интонирования поэтического слова. Композитор назвал свой цикл «поэмой», как и многие последующие вокальные циклы. Большинство его произведений 1950-90-х гг. связано со словом. Наиболее крупные партитуры Свиридова, предназначенные для солистов, смешанного хора и большого оркестра, датированы второй половиной 1950-х гг.: «Поэма памяти Сергея Есенина» на слова Есенина (1955) и «Патетическая оратория» на слова В.Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960). В тот же период написаны или завершены циклы романсов для голоса и фортепиано: на стихи Бернса в переводах С.Маршака (1955), «Мой отец крестьянин» на стихи С.Есенина (1956), на стихи Шекспира (1944-60). С 1964 года в творчестве Свиридова доминирующую роль начинают играть жанры «маленькой кантаты» для хора и оркестра («Деревянная Русь» на стихи Есенина, 1964; «Снег идет» на стихи Б.Пастернака, 1965; «Грустные песни» на стихи А.Блока, 1965; «Весенняя кантата» на стихи Н.Некрасова, 1972) и концерта для хора без сопровождения или с эпизодическим использованием инструментов (три духовных песнопения из музыки к трагедии А.Толстого «Царь Федор Иоаннович», 1973; «Пушкинский венок», 1978, Государственная премия, 1980; «Ночные облака» на стихи А.Блока, 1979; «Ладога» на стихи А.Прокофьева, 1980; «Песни безвременья» на стихи А.Блока, 1980, «Гимны Родине» на стихи Ф.Сологуба, 1981, и др.). Свиридов продолжает писать романсы и циклы романсов для голоса (или нескольких голосов) в сопровождении фортепиано (иногда с участием других инструментов); среди них романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф.Тютчева (1965), вокальные циклы (поэмы) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А.Блока (1961-69), «Отчалившая Русь» для голоса и фортепиано на стихи С.Есенина (1977), «Петербург» для голоса и фортепиано на стихи А.Блока (1963-95).

Важнейшие исторические прототипы произведений Свиридова: традиционные жанры русской хоровой музыки (партесный концерт, восходящий к Д.С.Бортнянскому, кант) и городской романс XIX — начала XX вв. Цикл «Курских песен» для смешанного хора и оркестра (1964; Государственная премия, 1968) единственный в зрелом творчестве Свиридова экскурс в область подлинного крестьянского фольклора. Среди неопубликованных, неисполненных, незаконченных произведений Свиридова две оратории: «Декабристы» на слова А.Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55) и «Пять песен о России» на слова А.Блока (1967-71).

Обратите внимание, что кроме перечисленного ранее о профессиональных композиторах можно добавить, что о стихах великих поэтов в анонсах упоминается как «на слова» такого-то поэта.

3.2 В череде малоизвестных композиторов, создавших большие циклы песен на стихи поэтов-классиков, нужно некоторых перечислить. Например А.Матюхин: выпустил «Песни на слова русских и зарубежных поэтов 19-21 вв.», среди них Б.Пастернак, А.Дельвиг, Я.Полонский, А.К.Толстой, А.Апухтин, Н.Клюев, Э.Багрицкий, Вл.Соловьев, К.Симонов, А.Жигулин, Н.Тряпкин.

Известнет А.Виноградов циклом песен на стихи поэтов Серебряного века: Н.Гумилёва, А.Ахматовой, В.Соловьёва, М.Волошина, К.Бальмонта, А.Блока, И.Бунина, И.Анненского, К.Льдова, А.Герцык, В.Гиппиус, З.Гиппиус, Ш.Вёреша. А также инструментальные композиции, исполненные в дуэте с И.Смирновым (гитара) и певицей Я.Кимельман. В другом его альбоме представлены песни на стихи поэтов Серебряного века: Н.Гумилёва, М.Волошина, В.Соловьёва, А.Ахматовой, И.Бунина, А.Блока, К.Бальмонта, И.Анненского, К.Льдова. Некоторые песни с этого альбома занимали первое место в жанре World/Folk на сайте MP3.com. Партия вокала – Г.Липина. Ранее известная исполнительница русских романсов. Партия гитары – И.Смирнов.

Можно обратиться к прослушиванию циклов песен на стихи поэтов Серебряного века В.Щукина, Н.Якименко и др.

Как видим – данные альбомы дают только общее представление, похожее на обзор, о Серебряном веке в целом и не более.

3.3 Есть альбомы, посвященные творчеству только одного поэта, среди них песни Г.Пономаренкова на стихи А.Блока, вышедшие в 1997 г., которые поёт И.Кобзон. Список песен: «Россия», «Благословляю всё, что было», «Я стремлюсь к роскошной доле», «В тихий вечер», «Весь я память, весь я слух», «Имя Пушкинского дома», «Элегия (Слуга — Царице)», «Сольвейг», «Не в земной темнице» и т.д.

Как видим, литературная драматургия в последовательности песен не наблюдается, но это единственный песенный цикл, исполненный эстрадным певцом, который создал композитор по законам этого жанра.

3.4 Встречаются на эстраде и отдельные песни на стихи поэтов-классиков, даже написанные очень талантливыми композиторами, такими  как А.Петров, М.Таривердиев, но говорить о системной работе над стихами этих поэтов не приходится.

Существует огромное количество песен (чаще всего – в единственном экземпляре) у разных композиторов, среди них к примеру малоизвестных: на стихи А.Блока песни написаны Т.Алешиной «Песня Пьеро из пьесы «Балаганчик», М.Максимовым «Снежная вязь», А.Матюхиным «В ресторане». Б.Рысев самой удачной своей песней считает «Балаган», М.Путинцев на стихи А.Блока выпустил несколько песен. В.Сидоров выпустил романсы и песни на стихи А.Блока, среди них песни на стихи поэтов, пока не классиков.

У талантливейшего композитора А.Пахмутовой известна всего одна песня на стихи А.Блока. Даже нам встретилась песня ВИА «Песняры» на стихи А.Блока «О, дай мне, Господи, забыть».

Иногда встречаются несколько песен на стихи поэтов-классиков среди других, исполненных разными эстрадными коллективами и певцами.

3.5 Необходимо отметить и следующий альбом с песнями на стихи А.Блока, где музыка, гитара, вокал принадлежат А.Крылову, в связи с тем, что им же сделаны и некоторые изменения в текстах стихов, что на наш взгляд удаляет, а не приближает к пониманию первоначального замысла поэта.

3.6 Эстрадными романсами, сразу определив точку отсчета, названы композитором А.Мажуков свои песни на стихи А.Пушкина, А.Фета, А.Блока.

3.7      Стихами под гитару Ю.Вайханского обозначены в диске «Час души» песни на стихи русских и европейских поэтов XIX-XX столетий:  И.Бунина, П.Шелли, З.Гиппиус, Р.Киплинга, А.Блока, И.Махара, А.Тарковского, Ю.Левитанского, Ф.Прешерна, Н.Рубцова, Ю.Балтрушайтиса, К.-И.Галчинского, Н.Гумилева, М.Эминеску и др. — исполнены они под гитару и гармошку (19 песен и композиций).

3.9 Особо следует отметить работу исполнительницы Е.Камбуровой песен разных композиторов на стихи поэтов-классиков – к примеру композиторов Л.Критской (цикл песен на стихи Ю.Левитанского), песни М.Таривердиева и Ю.Саульского на стихи Г.Поженяна, Ю.Кима и др.,
цикл песен на стихи А.Вознесенского по мотивам романа Э.Хемингуэя под названием «Прощай, оружие» (позднее записанный и вышедший отдельной пластинкой с одноименным названием). Е.Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Композиторы стали писать специально для нее, в её жанре, с учетом её индивидуальности, можно сказать, певица становилась соавтором этих произведений. Так, вместе с композитором В.Дашкевичем Е.Камбурова создала яркие музыкально-драматические интерпретации шедевров русской поэзии первой половины ХХ века. Среди них – циклы песен на стихи В.Маяковского, А.Блока, М.Цветаевой, две сюиты для голоса и оркестра — одна из них написана на цикл стихотворений А.Ахматовой «Реквием», а другая — «Сохрани мою речь» на стихи О.Мандельштама.
Вместе с В.Дашкевичем в 1982 году Е.Камбурова выпустила второй авторский диск «Послушайте», где собраны песни В.Дашкевича на стихи Ф.Тютчева, М.Цветаевой, О.Мандельштама, В.Маяковского и др.

В 1986 году на фирме «Мелодия» был записан третий диск Камбуровой под названием «Да осенит тишина» (в это же время в её концертном репертуаре появляется программа с тем же названием), в котором певица предложила слушателям взгляд на русскую историю через песню: это хронологически и тематически выстроенный цикл песен, включающий в себя и русские народные песни, и авторские баллады, написанные на исторические темы.

3.10 В Фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) открылся музыкальный раздел, в котором выложены более пятидесяти музыкальных произведений на стихи А.Пушкина. Это романсы и песни, написанные его современниками (Яковлевым, Глинкой, Варламовым), которые слушал сам поэт, произведения крупнейших представителей русской композиторской школы XIX-XX веков (Даргомыжский, Римский-Корсаков, Рахманинов), а также произведения современных композиторов, в том числе популярной фигуры музыкального андеграунда 1960-70-х годов В.Сильвестрова.

Многие из этих сочинений не воспроизводились много лет, некоторые – записаны впервые и предоставлены самими исполнителями или композиторами. В других звучат голоса знаменитых певцов – И.Козловского, М.Рейзена, З.Долухановой, И.Архиповой.

Как отмечает источник «Ленты.Ру» в ФЭБ, в первой очереди раздела «Пушкин в музыке» представлены две неакадемические записи: трансовая композиция 2001 года на текст «Ворон к ворону летит» электронно-фолкового дуэта «Волга» и «тяжелый блюз» на текст «Во глубине сибирских руд», записанный в 1986 году рок-группой «Калинов мост». «Наша задача — продемонстрировать преемственность традиций в русской культуре и обеспечить единство информационного пространства», — обосновал репертуарную политику ФЭБ ее главный редактор И.Пильщиков.

Поскольку в основу концепции ФЭБ положен принцип точности представления и описания информации, на сайт помимо MP3-файлов выкладываются полные дискографические описания представленных записей и их ноты (в формате PDF) с полным нотографическим описанием. В тех нередких случаях, когда исполняемый певцом текст расходится с каноническим текстом стихотворения, эти расхождения оговариваются. Многие ноты воспроизводятся по редким довоенным и дореволюционным клавирам или по рукописям, поясняют в ФЭБ.

В ближайших планах ФЭБ — публикация других песен на стихи русских классиков и публикация новых аутентичных иллюстраций. Минувшей осенью в тестовом режиме был открыт раздел «Лермонтов в музыке», а также опубликованы ноты вальсов Грибоедова, планируется публикация произведений на стихи Есенина, Баратынского.

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» работает с июля 2002 года. Она была создана совместными усилиями Института мировой литературы имени Горького РАН и НТЦ «Информрегистр» Министерства РФ по связи и информатизации.

3.11 Особо надо выделить работу так называемых бардов (в рассматриваемом ракурсе они конечно же композиторы) в диапазоне (кстати – музыкальный термин) от одной песни А.Иващенко на стихи А.Блока через несколько песен на стихи М.Лермонтова, А.Блока, Г.Иванова, Г.Шпаликова, А.Жигулина А.Васина до целых циклов песен А.Мирзаяна и Е.Клячкина на стихи И.Бродского, В.Берковского на стихи Ю.Левитанского и Д.Самойлова, также С.Никитина на стихи Г.Шпаликова и Е.Евтушенко, цикл «исторических» песен о царе Иване и «Певец разлук» на стихи Д. Самойлова, несколько песен на стихи Ю.Левитанского, Б.Пастернака, А. Кушнера, Ю.Мориц, О.Чухонцева,  А.Тарковского, А.Фета,  Е.Фроловой на стихи М.Цветаевой, О.Мандельштама и В.Шаламова и др.

Эти песни отличаются наиболее точным выражением поэтического замысла и в лучших своих образцах являют собой поэтическую песню, не уступающую ни в чём работе профессиональных композиторов, но более эквивалентны стихам по ряду определений самой авторской песни.

3.12 Серия «Русская поэзия в музыке для детей» знакомит юных исполнителей с лучшими образцами классической музыки на стихи русских поэтов. В один из выпусков вошли песни и хоры на стихи А.Пушкина.
Издание адресовано хормейстерам и руководителям детских вокально-хоровых коллективов.

3.13 Скандально известный лидер группы «Ленинград» С.Шнуров тоже отметился на поприще написания песен на стихи великих поэтов: приступил к записи нового альбома, где в качестве текстов песен использованы стихи А.Пушкина. В последнее время Шнур старается изменить свой имидж алкоголика и матерщинника, поэтому в новом альбоме не будет ни слова мата, пишет интернет-издание «Glazok.Ru». Музыку пишет сам Шнур и его ближайший соратник – главный композитор «Ленинграда». «Это будет классическое во всех отношениях произведение, которое можно спокойно исполнять и слушать в любой аудитории, в том числе, и при детях младшего возраста», — заявил Шнуров газете «Жизнь». Как говорится: комментарии излишни.

3.14 Крайне необходимо ознакомиться с наличествующими на сегодняшнем рынке аудиокнигами, в которых по большей части начитываются стихи профессиональными актёрами в микрофон, иногда самими поэтами, затем они выпускаются на аудио-носителях разных форматов. Они представлены достаточно широко и с каждым годом «пробелы» в списках великих поэтов «заполняются». Но основным недостатком этих материалов можно считать отсутствие песен на стихи этих поэтов, что не позволяет их легко запомнить. Музыка, которая используется как фон или заставки между чтением имеет отдалённое отношение к самому поэтическому материалу и является в основном лишь фоном, а не средством освоения и усвоения стихов.

Отметим, что сохранились фонограммы с голосами И.Бунина, А.Блока, А.Белого, М.Волошина, О.Мандельштама, А.Ахматовой, В.Маяковского, С.Есенина, Б.Пастернака, О.Берггольц, И.Бродского, М.Петровых, Д.Самойлова, М.Светлова, А.Тарковского, В.Шаламова и т.д. в разных объёмах и они также используются в предлагаемых ныне аудиоматериалах.

Приведу немного примеров таких аудиоматериалов – аудиокниг, которые легко приобрести в книжных и музыкальных магазинах, а также по интернету (http://akniga.by.ru/), например: 1. Стихи А.Ахматовой исполняют  А.Ахматова, И.Чурикова, А.Покровская, Н.Дробышева, М.Терехова, А.Демидова. Здесь, наряду с профессиональными актёрами, читает свои стихи сама А.Ахматова, что придаёт некоторую специфику самой аудиокниге, как к некому культурному событию; 2. Стихи А.Блока и других символистов исполняет заслуженный артист России А.Емельянов (целых 11:56 часов звучания!); 3. Стихи А.Блока исполняет артист А.Балакирев; 4. Стихи А.Блока исполняют Е.Киндинов, Г.Бортников, Я.Смоленский, А.Фомин, Э.Марцевич, И.Кваша, В.Качалов, Г.Тараторкин, А.Коонен, В.Тихонов, В.Аксенов, С.Лисневский, Н.Ярцева. Здесь используется выразительное чтение стихов А.Блока актерами и чтецами, причём разных уровней исполнительского мастерства; 5. Лирику И.Бунина исполняют В. Зозулин, А. Котов, Н. Лунева; 6. Стихи С.Есенина исполняют В.Золотухин, М.Ульянов, К.Лавров, Ю.Богатырев, С.Никоненко, В.Смехов; 7. Стихи С.Есенина исполняет  Клейнер Рафаэль; 8. Стихи С.Есенина исполняет  лауреат всесоюзного конкурса артистов эстрады Кокорин С; 9. Стихи С.Есенина читает заслуженный артист России Георгий Бальян; 10. Произведения С.Есенина 1918 — 1925 годов читает артист Михаил Поздняков; 11. Все басни И.Крылова исполняют  В.Самойлов, Т.Телегина, Ю.Рудник; 12. По творчеству М.Лермонтова начитана школьная хрестоматия: исполняет С. Старчиков; 13. Стихи М.Лермонтова исполняет Александр Балакирев; 15. Стихи М.Лермонтова исполняет В.Зозулин; 16 М.Ломоносова читает В.Л.Ровинский; 17 В великолепном исполнении Заслуженного артиста России Алексея Емельянова звучат более 170 стихотворений Осипа Мандельштама; 18. Стихи Осипа Мандельштама исполняет В.Максимов; 19 Стихи И.Анненского, А.Блока, В.Ходасевича, О.Мандельштама исполняет Ирина Ерисанова (аудиокнига на CD); 20 Лирику А.Пушкина исполняет А.Покровская, Е.Киндинов, В.Татарский; 21. Лирику А.Пушкина исполняет Владимир Самойлов; 22. Стихи М.Цветаевой исполняют Л. Гребенщикова, Н. Дробышева, К. Румянова, Г. Сорокин, Е. Клюев, Т. Абрамова, Е. Муратова, И. Мазуркевич и т.д. и т.п.

Вашему вниманию был представлен достаточно широкий диапазон песенного и речетативного материала, из которого Вы смогли сделать те же выводы, что и я:

  1. Если собрать воедино всё песенное творчество на стихи поэтов-классиков, то из этих песен в сумме без написания дополнительных песен нельзя будет составить единого системного подхода к изучению лирики каждого поэта, входящего в общеобразовательный школьный стандарт потому, что поэтов должно быть около пятидесяти.
  2. Собрать воедино весь песенный материал, касающийся творчества каждого поэта по отдельным песням композиторов представляется неимоверно трудным делом и на сегодняшний день пока никто за это не взялся. Возможно, при наличии такой работы, эти сборники могли бы частично применяться в учебном процессе.
  3. Ни один из композиторов не задавался целью представить  творчество поэтов в необходимом объёме для изучения всех творческих периодов поэтов, что не позволяет их использовать в школьных программах.
  4. Имеющиеся аудиокниги не имеют музыкального сопровождения каждого стиха (обычно идет сопровождение голоса чтеца музыкальными произведениями композиторов-классиков, иногда современников поэтов, написанных и исполненных по другому поводу), что не позволяет легко усваивать лирику поэтов, как это можно было бы делать при помощи песни;

4. Анализ существующих инновационных методик и технологий преподавания лирики. Нотный портрет как инновационный метод преподавания.

При анализе новых (их можно назвать инновационными) предложений по преподаванию русского языка и литературы можно с уверенностью говорить о имеющемся недостатке песенного материала, а вернее – почти о полном его отсутствии. Этот вывод мы сделали из анализа итогов Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» за 2005-2006 г.г., на котором были представлены около 300-т работ, в частности и учителей русского языка и литературы (от Авдониной Г.Ю. до Ясинской С.Г. http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=9). Изучение итогов предыдущих 2-х фестивалей принесло те же результаты.

Старые методы преподавания и имеющиеся учебно-методические пособия нам достаточно хорошо известны, чтобы сказать о них то же самое.

Созданные и взятые мною нотные портреты поэтов для разработки учебно-методических пособий за основу являются новым литературно-музыкальным жанром, посвященным творчеству одного поэта. Циклы «песенных стихов» раскрывают главные темы, образы в творчестве каждого поэта.

Современная песенная интонация, ритмы по-новому освещают русскую поэзию XVIII-XX вв. (хотя приведённые примеры композиторских работ иногда в частности превосходят отдельные песни циклов, но это не может заменить системную работу композитора С.С.Коренблита). Свыше трехсот семидесяти нотных портретов поэтов дают возможность педагогам общеобразовательной школы и дополнительного образования обогатить свои уроки новым материалом и разнообразными формами работы.

Безусловно, — русская поэзия самоценна. Важность ее изучения в оригинальном виде, без синтеза с другими искусствами остаётся по-прежнему бесспорной. Но в соединении с современной музыкой её воздействие на школьников будет более действенным и глубоким.

Нотные портреты сами по себе являются одним из способов обучения школьников, приобщения их к русской поэзии. Это и дидактический материал по русскому языку, который позволяет сформировать правильное произношение звуков, умение различать звуки речи на слух, учит владеть связной речью, увеличивает словарный запас, помогает овладеть грамматическими закономерностями языка на примере русской поэзии.

Идея фактически нового музыкального произведения (нотные портреты) в жанре поэтической песни заключается в привлечении внимания, интереса к русской поэзии. Музыка поможет школьникам запомнить стихотворения – это первый этап изучения творчества поэта. После чего должно последовать более глубокое изучение творчества (быть может, развитие собственного музыкального и поэтического потенциала).

Содержательный замысел нотного портрета составляет раскрытие индивидуального творческого облика поэта через комплекс музыкальных выразительных средств (главным образом: мелодию, интонацию, ритм), находящихся в соответствии с содержанием творчества поэта, его стихотворений, составляющих литературно-музыкальный альбом.

1. Изучается творческое наследие поэта, его жизненный путь.

2. Происходит отбор стихотворений, которые дают представление об обобщенном литературном герое, который иногда «сливается» с творческим обликом поэта.

3. Определяются музыкальные выразительные средства: мелодия, гармония, ритм, жанр песни, темп, размер, инструментальное сопровождение, чтобы музыкальный образ был адекватен и максимально эквивалентен поэтическому замыслу.

4. Песни составляются в цикл, композицию по содержанию и развитию внутреннего сюжета, образуя единую литературно-музыкальную линию. Каждый альбом имеет свою музыкальную драматургию, в которой отдельные песни объединяются в циклы или «песенные спектакли», где происходит раскрытие образа поэта. Поэтому, можно было бы рассматривать циклы как «музыкальные новеллы», «музыкальные рассказы», «музыкальные повести». Но предложенное нами название циклов – «нотный портрет»,  как  единый творческий облик поэта, выбрано для возможности отличать их от песенных циклов, созданных другими композиторами по традиционной схеме.

5. Последовательность песен подчинена литературно-музыкальной композиции, сюжетному развитию цикла, а не хронологии, творческому развитию и росту поэта, традиционной (классической) схеме создания песенных циклов композиторами или другим задачам.

6. В основу циклов положены, на мой взгляд, одни из лучших стихотворений поэта, всех периодов его творчества; цикл песен представлен в среднем 20–30-ю стихами, распетыми в различных по характеру песнях, романсах, плачах, распевах, серенадах, частушках, хабанерах, музыкальных зарисовках-эссе, балладах, одах, элегиях, гимнах и т.п.

7. Каждое «стихотворение-песня» ставит определённый эмоциональный и смысловой акцент, одновременно являясь частью всего литературно-музыкального сюжета.

8. Песни в основном небольшие по объёму (звучание 1-1,5, реже – более 2-х минут, хотя баллады и былины звучат и  более 10 мин.).

9. Песня может иметь куплетную форму, но чаще – свободное развитие, когда музыка исключительно следует за текстом.

10. Цикл чаще всего строится по принципу контрастного чередования жанров песен, а также обязательной сменой тональностей, с одной стороны, а с другой – присутствие общих музыкальных интонаций создает единый музыкальный образ – литературно-музыкальный портрет поэта. Таким образом, «нотный портрет» поэта складывается из нескольких стихотворений, распетых в разнохарактерных песнях, причём каждая песня становится штрихом к общему портрету поэта (иногда портрет совпадает с портретом главного героя получившегося сюжета).

11. Названия песен не всегда совпадают с названиями (если они есть) стихотворений, обычно они объясняют позицию композитора или угол зрения, под которым желательно прослушивать данную песню (в случае необходимости по первой строчке легко найти стихотворение, взятое за основу песни).

12. Музыкальные выразительные средства (интонационно-мелодическая линия, ритм, гитарное или оркестровое сопровождение, исполнение) направлены на раскрытие основного образа, творческой индивидуальности поэта. При создании музыки сохранялись звукопись, интонации, ритм, эмоциональные акценты поэзии.

13. Преобладает «говорящая песенная» мелодия, т.к. она рождается из мелодекламации стихотворения.

14. Проблема соотношения поэзии и музыки во все века оставалась актуальной как для композиторов, так и для исследователей песенного творчества и решалась она по-разному: поэзия «подчиняется» музыке, музыка «подчиняется» поэзии или композитор находил «золотую середину».

15. Идея распевания стихов не нова для истории музыки. В классической музыке так называемые «стихотворения с музыкой», песни создавали Кюи, А.Даргомыжский, И.Глинка, П.Чайковский, А.Рубинштейн, В.Шебалин, Р.Щедрин, С.Танеев, С.Рахманинов, Н.Метнер, С.Прокофьев, К.Дебюсси и т.д.

В авторских, бардовских песнях поэзия (точнее – смысл) тоже является главной по отношению к музыке. В их ряду создатели и последователи жанра А.Вертинский, А.Галич, М.Анчаров, Н.Матвеева, А.Городницкий, В.Высоцкий и т.д., но перечисленные авторы – фактически поющие поэты. К этому жанру песни относятся также работы композиторов, причисленных без возражений с их стороны: В.Берковский, Е.Клячкин, А.Мирзаян, С.Никитин и т.д. (хотя наиболее подходящим определением явлется для них слово рапсод, а не бард). Иногда бардами и рапсодами выступали и сами поэты: Д.Давыдов, М.Лермонтов, А.Вертинский, Н.Рубцов, А.Галич и др.

16. Песенные циклы появились с древних времён (фактически «Илиада» и «Одиссея» являются образчиками песенных циклов), а в классической музыке они давно уже заняли своё достойное место (Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, И.Брамс, Г.Малер, Г.Вольф, М.Глинка, А.Даргомыжский, М.Мусоргский, Д.Шостакович, Г.Свиридов и другие композиторы). Уместно здесь было бы привести слова Г.Свиридова: «Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь«. И в тоже время ему принадлежат слова: «Нужен примитив, который донесет красоту этих слов. Бывают слова изумительной красоты (например, Н.Рубцов) — они сами музыка. Они не нуждаются в музыке, либо для воплощения их в музыке нужен примитив, который донесет красоту этих слов» Этим девизом вдохновлены в основном создатели самодеятельной песни – стихи, мол, сами выручат песню.

Есть циклы и  на современной музыкальной ниве. Специалистам и любителям ныне известны различные песенные циклы современных композиторов В.Дашкевича, В.Николаева, В.Галутвы и т.д. В ежегодных международных композиторских фестивалях «Московская осень» в Московском доме композиторов, находящемся в Брюсовом переулке (!) вниманию слушателей представляются новые песенные циклы на стихи современных поэтов и классиков русской поэзии.

И здесь особо необходимо сослаться на книгу Сьюзен Лангер «Чувство и форма»: «Когда слова входят в музыку, они перестают быть поэзией или прозой, но становятся элементами музыки. Теперь они служат тому, чтобы создать иллюзию не литературы, но музыки — иллюзию виртуального времени; таким образом, они лишаются своего литературного статуса и берут на себя чисто музыкальные функции… Всё, что может войти в живой символизм музыки, становится собственностью музыки, а всё то, что не может в него войти, остается вне её пределов. (…) Когда слова и музыка соединяются в песне, музыка поглощает слова; не только отдельные слова и предложения, но саму литературно-словесную структуру, саму поэзию. Песня — не компромисс между поэзией и музыкой, хотя бы текст ее сам по себе и был великой поэзией; песня — это музыка. (…) Принципы музыки всецело обуславливают ее форму, вне зависимости от того, каким материалом она пользуется… Когда композитор пишет музыку к стихотворению, он уничтожает стихотворение и создает песню.(…) Принципы музыки всецело обуславливают ее форму, вне зависимости от того, каким материалом она пользуется… Когда композитор пишет музыку к стихотворению, он уничтожает стихотворение и создает песню…».

Многими композиторами считалось и считается, что по определённым традициям музыка – высшее выражение бытия (абсолют, Божество и т. п.), а слову под таким углом зрения остаётся право лишь на некую вторичную, обслуживающую интересы музыки роль. С точки зрения такой музыкальной метафизики, слово, попавшее в музыку, оказывается в ней чем-то вторичным и даже иногда – чужеродным. А.Шопенгауэр приводит свои доказательства на этот счет: «Слова остаются для музыки чужеродным придатком второстепенной ценности, ибо воздействие звуков несравнимо мощней, вернее и быстрее, чем воздействие слов; слова, когда они внедряются в музыку, должны занять в ней совершенно второстепенное положение и полностью приспособиться к ней»; Шопенгауэр даже предполагал, что было бы разумнее писать не музыку на тексты, но тексты к готовой музыке» (активно, даже агрессивно, грешит этим наша современная эстрада. Мы с сожалением наблюдаем – к чему такой подход уже привёл – к вырождению слова как такового в песне, а через песню – далее везде) – вот где кроется повторенное и внедрённое в сознание многих композиторов заблуждение.

Таким образом, полное поглощение Стиха, порой в ущерб замыслу поэта, композитором-профессионалом находится с одной стороны подхода к написанию песен, а на противоположном полюсе – находится самодеятельная, непрофессиональная песня на стихи поэтов. Профессионалы-композиторы поглощают Стихи, а другие (самодеятельные) композиторы Стихи «облегчают» для наилучшего, по их мнению, их «понимания» слушателем. Проплыть между Сциллой и Харибдой, максимально сохранить смысл Стихотворения, не искажая поэта, помочь раскрыть его замысел и эмоцию – не простая задача и её можно решать особым подходом – посередине перечисленных крайних подходов композиторов к созданию песен и циклов песен на стихи поэтов-классиков.

Принципиальное отличие нотных портретов заключается в том, что они созданы не по законам создания песенных циклов, подчинённых законам развития музыкальных произведений, а по закону развития драматургии сюжетов литературных составляющих этих циклов (о чём свидетельствует патент на «Способ создания музыкального произведения» № 2159965 от 27 ноября 2000 г.). Вдобавок у песен из каждого нотного портрета есть ряд особенностей, из которых назовем главные:

16.1 Мелодии написаны с учетом синтаксиса,  из-за чего каждая строфа, будь то куплет или припев и т.д., имеют свою собственную мелодию при сохранении лейтмотивов (пропевание фактически похоже на выразительное чтение с учетом синтаксиса);

16.2 Мелодии написаны с учётом индивидуальной звукописи для каждого поэта (у любого поэта-классика она своя по определению);

16.3 Мелодии написаны в диапазоне 3-х октав, что соответствует голосовым и эмоциональным возможностям человеческой речи (обычно композиторы используют около 1,5 октавы для написания песен).

17. Разнообразие стихов определило и разнообразие их музыкальных воплощений. Содержание, характер, ритм и т.д. стихотворения предопределило разнообразие предложенной музыки: шутливая, ироничная, гневная, лирическая, повествовательная и т.д.

В песнях стихи получают современную музыкальную окраску. Современное музыкальное изложение русской поэзии – путь к душе и разуму школьников разных возрастов. Таким образом, это один из отличных способов, методов изучения и обучения поэзии подрастающим поколением.

Кроме того, в этом жанре происходит диалог эпох (время создания поэзии и время создания музыки); поэтому возникает необходимость проследить соотношение поэтического и музыкального образов в их авторской трактовке.

Музыкальные интерпретации лирики русских поэтов, представленное в нотных портретах, может быть использовано в различных направлениях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, обогащая его разнообразными формами работы. Это и музыкальные иллюстрации к изучаемой теме, и музыкальные паузы в процессе урока, и его художественная кульминация.

Формы работы с использованием нотных портретов:

– слушание песен;

– вокальное исполнение;

– инсценировки, пантомимы, игры;

– литературно-музыкальные викторины как вариант контрольного урока;

– использование метода интонирования и звукописи текста на уроках русского языка при изучении раздела «Фонетика»;

– задание на творческое воображение и перенос литературно-музыкальных образов в изобразительные (образы, создаваемые в песнях, дети передают в рисунках);

– сравнение песен с другими музыкальными и поэтическими произведениями;

– музыкальный ряд к изобразительному ряду урока;

– сочинение собственной музыки к стихам;

– создание собственного видеоряда или мультимедийного проекта на основе сюжета, заложенного в литературно-музыкальном цикле нотного портрета;

– песня как эпиграф к уроку;

– материал для интегрированных уроков по литературе и музыке, литературе и истории;

–       музыкальный переход к новому разделу урока, посвященному поэзии;

–       создание театрализованных представлений, спектаклей;

–       создание своих литературно-музыкальных сюжетов из песен различных нотных портретов.

Изучив все доступные аудиоматериалы, имеющиеся сейчас на рынке, нами выбраны именно нотные портреты композитора С.С.Коренблита для создания учебно-методических пособий по следующим причинам и отличиям:

  1. Только нотные портреты охватили всю школьную (и вузовскую) программу стандартов общего и профильного образования. Наиболее системный подход к изучению лирики всех поэтов, входящих в общеобразовательные школьные программы через музыкальное воплощение, возможен только при наличии всех литературно-музыкальных циклов без изъятий. Такую возможность представляет только обращение к творчеству композитора С.С.Коренблита.

Известные на сегодняшний день отдельные песни и циклы песен на стихи некоторых поэтов, созданные другими композиторами, такой возможности не дают. Главный их слабость в нашем случае – это недостаточный охват творчества поэтов и невозможность представить с их помощью всю программную лирику XVIII-XX веков (обзор известных аудиоматериалов с песнями приведем ниже).

  1. Существующие современные циклы песен, похожие по способу их создания на написание нотных портретов (например, по стихам М.Цветаевой, О.Мандельштама, С.Есенина), написаны разными композиторами без учета того, что некоторые стихи уже были охвачены другими композиторами (речь не идёт о плагиате) с аналогичными свойствами (содержание, интонации, взаимное влияние, размер, стиль и т.д.). Очень часто песни созданы на одни и те же стихи.
  2. Использование нотных портретов целиком (не фрагментарно) предоставляет дополнительную возможность ознакомиться с творчеством любого поэта из школьных программ от 1 до 11 классов в рамках программ и дополнительного образования, т.к. они являются цельными литературно-музыкальными циклами;
  3. Автором нотных портретов сделано максимально возможное (что исключено при написании литературно-музыкальных циклов разными композиторами при таком объёме из-за маловероятного согласования выбора стихов с учётом повторяемости сюжетов, заимствований, подражательности и т.д.), для создания разнообразных, не похожих друг на друга творческих обликов поэтов.
  4. Нотные портреты – циклы песен на стихи, которые не были составлены в циклы самими поэтами (кроме поэм “Энергия борьбы” А.Григорьева, «12» А.Блока, «Высокая болезнь» Б.Пастернака и «Осажденный» О.Чухонцева, являющиеся операми или традиционными песенными циклами), поэтому они являются фактически новыми произведениями, позволяющими взглянуть на творчество поэтов с новой, непривычной стороны.

5. Запоминание стихотворений

В отличие от утвердившейся в последние 3 столетия практики изучения и обучения поэзии в «чистом виде» мы предлагаем новый тип (старозабытый и отвергнутый на время приём мнемотехники) обучающего средства на песенной основе, соединяющий в себе художественно композиционно-развитую песенную мелодию, сочиненную специально для данного стихотворения (и только для него!) из обязательной программы Вузов и школ, либо песни на стихи того же поэта для дополнительного образования.

Мнемотехника (греч. Mnemonikon – искусство запоминания) система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания:

— составление предварительного плана;

— выделение смысловых опорных пунктов;

— семантическая и пространственная группировка материала;

— представление материала в форме наглядного зрительного образа;

— соотнесение материала с уже имеющимися знаниями и др.

Песня же (стих плюс мелодия) – уже прием Структурирования (лат.Structura – взаиморасположение) – прием мнемотехники, заключающийся в связывании элементов запоминаемой информации по некоторому логическому основанию в целостные группы (функциональные единицы памяти).

Запоминание – активный процесс селективного отбора поступающей информации для:
— ее включения в уже существующую систему ассоциативных связей; и
— ее последующего воспроизведения в виде воспоминаний человека или в виде поведенческих актов животного. Физиологическую основу запоминания составляет закрепление в долговременной памяти временных связей (энграмм). В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание.

Наиболее действенной человеку формой обретения (долговременной памяти), освоения и развития языка у всех народов мира была и будет песенная поэзия. Все дописьменные и допечатные культуры были песенными – помимо перечисленных ранее – «Махабхарата», Саги, у нас – «Слово о Полку Игоревом» в различных современных переводах, напр. Н.Заболоцкого «Не пора ль нам, братия, начать — О походе Игоревом слово,..», Былины и т.д.

Государствами, давно осознавшими неограниченные возможности песен, прививается и насаждается с их помощью своим подданным все что угодно: революция, освободительное движение, победа в войне, разрушение, агрессия. У государства есть гимн (а не стихотворение!), что является неотъемлемой символической атрибутикой и отличительной особенностью (у футбольного клуба, фестиваля и т.д.) – это непременная атрибутика и символика. Ныне поётся всё – рекламные тексты товаров, номера телефонов и т.д.

 «Попса» пользуется музыкальными песенными штампами (формулами, как маскируются под «благородные» грибы поганки – лишь бы попасть на стол к обеду) – в результате мелодии остаются в памяти, а тексты нет – они легко замещаются следующими текстами на той же музыкальной основе. И наоборот текст с оригинальной мелодией – обязательно запоминается. На полюбившийся мотив народ и пародисты распевают все, что угодно.

Изучение иностранных языков на основе наиболее известных мелодий – общеизвестный прием запоминания (так можно выучить и китайский язык, мы же  в свою очередь учили английский язык по песням «The Beatles» и «Deep Purple»)

Создавая песню из стихотворений мы переводили инТОНацию слова в музыкальную инТОНацию. История музыки знает множество примеров, когда композиторы разных стран и эпох обращались к одному и тому же поэтическому тексту, создавая разные по характеру музыкальные воплощения или музыкальные интонирования русской поэтической речи.

Русский язык переживает непростой период. Выдвинутые недавно идеи по реформе русского языка приостановили его утрату. Поэтому сейчас нужно активно искать разнообразные формы сохранения и возрождения русского языка у подрастающего поколения, ибо сохранение русского языка – задача государственная и связана с сохранением нации.

Вузы, общеобразовательные школы и т.д. являются важными государственными институтами, где новым поколениям передается отечественная культура и в том числе культура русского языка. Чтобы процесс приобщения школьников, студентов к высокому литературному языку был разнообразен, нужно искать, разрабатывать новые творческие формы для учебной, классной, внеклассной работы, дополнительного образования и занятий дома.

Станислав Коренблит


комментариев 5

  1. Самолов Григорий

    Правда проделана огромная работа и есть новые идеи! Сюда можно вписать много нового! Маяковского сегодня распевать не надо..не время..но восторгать гением можно и втихомолку. Композитор. Автор метода МД АФС.

  2. Александр_64

    Работа-то, безусловно, проделана (судя по всему) немалая. Если уж Дмитрий Плынов предложил ознакомиться — надо будет хорошенько изучить-осмыслить…
    Интересно вот только — чем это именно «попса» автору не угодила? — Как раз именно там, как нигде более, встречается именно искусственный «синтез» и текста и музыки. В самом что ни на есть прямом смысле.

  3. Михаил

    Это, скорей, научный реферат, безусловно, имеющий филологическое и, возможно, педагогическое значение. Но дело не в названии. Вещь серьезная и познавательная. Так что поздравляю с публикацией и надеюсь на общественный интерес.
    Михаил Грозовский

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика