Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Станислав Коренблит. «Синтез слова и музыки – основа создания авторской образовательной программы «Весёлый день дошкольника» — «ВеДеДо» (из личного опыта)». Часть 2

НАЧАЛО. Часть 1

Программа «ВЕДЕДО» ярко отличается от иных программ прежде всего моделью и способом реализации дошкольного образования. Она направлена на создание целостной культурно-образовательной эстетической и этической среды образовательной организации. Программа не имеет аналогов.

Программа «ВЕДЕДО» является:

• инновационной, «молодой» программой;

• в то же время, она уже надежно апробирована в практике;

• постоянно дорабатывается авторами, которые работают в контакте с педагогами-экспериментаторами, реализующими программу.

Авторы уделяют большое внимание этическому аспекту образования. Создаваемые стихи обеспечивают трансляцию детям базовых ценностей современного российского общества.

Разработчиками «ВЕДЕДО» уже создана на сегодняшний день та система сопровождения программы, которую предполагает новый ФГОС. Это УМК, включающие:

— методические рекомендации для педагогов,

— учебные материалы для детей,

— электронные образовательные ресурсы,

— материалы для родителей,

— экспонаты предметно-развивающей среды,

— информационный портал, обеспечивающий поддержку внедрения,

— система обучения и повышения квалификации педагогов, которые приобретают и начинают реализовывать программу,

— система постоянного сопровождения программы в СМИ,

— в настоящее время интенсивно разрабатывается программное обеспечение для пользователей планшетов, айфонов и смартфонов,

— в рамках визуализации образов семьи Ведедо готовится мультипликационный сериал.

В основу положена модель обычного дня, который ребёнок дошкольного возраста проживает в детском саду/дома – с его обычными делами: зарядкой, едой, прогулками, сном, играми детей, а также тем образовательным содержанием, которое транслируют детям педагоги/родители.

Методическая система предлагает различные формы как индивидуального творчества ребёнка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками, со взрослыми – педагогами/родителями.

Важный аспект программы «ВЕДЕДО» – направленность на развитие воображения и творческих способностей каждого ребёнка.

Итак, перечислим основные отличительные черты Авторской образовательной программы «Весёлый день дошкольника»

1. Эмоциональность и образный характер подачи образовательного содержания ребёнку. Музыкальность материала обеспечивает и эмоциональную включенность педагога/родителей.

2. Опора на работу обоих полушарий головного мозга ребёнка.

3. Восстановление культурной традиции использования песни и музыки как сигнала вида деятельности и как ее естественного сопровождения.

4. В основе образовательного процесса лежит развивающийся постоянно сюжет, в котором действующими лицами являются члены большой дружной многопоколенной семьи.

5. Образ семьи является ключевым в образовательном процессе. Через реакции детей разного возраста и взрослых – мамы и папы, бабушки и дедушки – ребёнку транслируются культурные нормы и идеалы общения, отношения друг к другу, сверстникам, взрослым, старшим, животным, миру природы и т.д.

6. С АОП «ВеДеДо» в дошкольное образовательное учреждение приходят разнообразные Голоса – детские и взрослые; много и красиво звучит мужской голос, которого практически лишены дети во все время пребывания в детском саду, что также не может не отражаться на формировании личности.

7. Участие в работе над проектом большого количества представителей творческих непедагогических профессий: поэтов, композиторов, музыкантов, исполнителей-певцов, художников, звукорежиссеров, дизайнеров, мультипликаторов, программистов, модельеров. Это обеспечивает амплификацию сенсорного и культурного опыта ребёнка.

8. Системность и комплексность комплектов УМК в области дошкольного образования на сегодняшний день не имеет аналогов, поскольку разрабатывается целостная предметно-развивающая современная среда, включающая ЭОР, приложения для планшетов, костюмы и форму для детей и воспитателей, детали оформления интерьеров групп, причем ориентированные на творческое вариативное использование их педагогами. Такой подход полностью соответствует нормам, которые задает ФГОС ДО. Однако все программы дошкольного образования на сегодняшний день тиражируются и распространяются издательствами, что определяет ограниченность их подходов к формированию среды преимущественно бумажными носителями. В проекте в настоящее время в качестве партнёров участвуют…. организаций, среди которых творческие коллективы, ателье, ….

Программа «ВеДеДо» позволяет эффективно решать те задачи, которые недостаточно разработаны в различных ПООП – а именно:

— развивать произносительную сторону речи за счет использования пропевания (известный приём логопедической работы), повышения мотивации чёткого звукопроизношения в ситуации творческого исполнения и, например, записи/исполнении песни;

— обеспечивать эмоциональный комфорт и хороший тонус детей на занятиях;

— выражать эмоции в культурных формах – прежде всего, через песню, а также музицирование;

— развивать слуховое внимание, что важно для дальнейшего успешного обучения в школе;

— развивать слуховую память, что особенно важно в условиях лавинообразно нарастающей доли зрительных стимулов в общем объёме восприятия человека, и в том числе ребёнка в современной культуре, её общая «визуализация»;

— поддерживать интерес к разнообразной двигательной активности и положительный эмоциональный фон при выполнении рутинных режимных моментов;

— развивать певческие навыки и способности детей;

— развивать и расширять области сотворчества взрослых и детей;

— обеспечивать единое живое образовательное пространство семьи и детского сада;

— расширять поле социализации ребёнка за счет участия в разных формах совместного пения и музицирования;

— использовать в различных культурных средах – в настоящее время осуществляется в рамках лицензионных договоров пилотные переводы программы на другие языки.

Качество образовательных материалов обеспечивается системой требований к ним.

— разработка каждой песни и методического комплекта к ней осуществляется в соответствии с требованиями возраста, при кураторстве со стороны детского психолога и педагога;

— каждая песня должна пройти экспериментальную апробацию в дошкольных учреждениях не менее одного года;

— количество и характер используемых инструментов, ритмические рисунки, мелодические ходы соотнесены для каждой группы с особенностями возраста;

— песни записываются как с детскими голосами, так и со взрослыми, в том числе с мужским голосом;

— сложность аранжировки определяется возрастом ребенка;

при написании мелодий к стихотворениям – инструментальное сопровождение должно включать в себя от 0 (пение акапелла) – через 1 инструмент, издающий только один звук – флейта, скрипка — до 5-7 инструментов.

Она может совместить возможности простого/«бытового» сопровождения (гитара, баян, фортепиано), камерного (небольшой состав из 2-5 инструментов – дуэт, квартет, квинтет, бит-состав из 3 гитар, синтезатора и ударной установки) и оркестром (симфоническим, народным, джаз-бандом), совмещая преимущества каждого музыкального коллектива.

Музыкальный образ должен соответствовать поэтическому содержанию.

Требование соответствия музыкального образа поэтическому содержанию с учетом индивидуального синтаксиса поэтического произведения предъявляется, поскольку все гласные должны быть внятно пропеты, а согласные должны быть слышны, сдвоенные согласные различимы.

Образование звуков русского (и неродного языка для инофонов), особенности ударения, мелодии, ритма должны иметь характерное типичное общее уникальное звучание. Сумма этих особенностей и должна составить артикуляционную и мелодико-ритмическую базу языка.

Ритмическое богатство музыки должно соответствовать ритмическому богатству поэтического произведения:

— мелодия должна иллюстрировать и сопровождать ритм стихотворения, а не создавать собственный ритм;

— музыкальная составляющая не должна подавлять смысл и эмоциональную составляющую стихотворения в песне;

— мелодия должна полностью воспроизводить синтаксис поэтического произведения, допускается вариации основного мотива (вариации на тему) в целях более точного сопровождения синтаксиса стихотворения;

— соотношение громкости записи звука музыкального/инструментального сопровождения должно быть в следующей пропорции: 30% — инструментальное сопровождение, 70% — вокал (голос, голоса).

В исполнении песен допускается речитатив и мелодекламация для использования интонационно-ритмических возможностей естественной речи:

— применение речитатива определяется структурой текста и распределением акцентов речи, для него не обязательна тематическая повторность;

— основные интонации речитатива должны соответствовать характерным интонациям речи/стиха.

Песни должны подходить для художественно-синкретического метода использования их детьми.

При создании мелодий должна применяться куплетно-припевная/«запевно-припевная» музыкальная форма — широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок и популярной музыке, основанная на чередовании двух мелодий — куплета и припева.

Можно применять куплетно-припевную форму с припевом и без припева.

При создании мелодий можно применять куплетную музыкальную форму (реже «строфическая» форма) — широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок и популярной музыке, основанная на повторении одной мелодии (без изменений) с разным текстом (разные стихотворные строфы). Схема куплетной формы А А А.

Допускается применение мелодии, варьирующейся с каждым повторением (вариационно-куплетная форма). Схема вариационно-куплетной формы А1 А2 А3.

Схемы куплетно-припевной формы: А В А В А В, А А B A, А В В А. Допускается вариативное музыкальное сопровождение стихотворения А1 В А2 В А3 или А1 В1 А2 В2.

Требования к произношению слов:

— слова должны быть пропеты с внятным, ясным и отчетливым произношением;

— четко пропетыми фразами, словами и каждым звуком в отдельности, т. е. с хорошей дикцией;

— недопустимо небрежное, неряшливое пропевание, при котором звуки и слова воспроизводятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недопеваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно воспроизводятся согласные;

— при пении требуется придерживаться литературных норм произношения, устранять в своем пении различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному пропеванию относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т. д.

Отклонением от нормы литературного произношения является пение с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо что и др.), с неправильным ударением в словах (документ, портфель, магазин, километр).

В пении должны быть выражены тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии.

Пение вокалиста/вокалистов должно быть эмоционально насыщенным, богатым интонациями, достаточно громким и неторопливым (когда это позволяет ритм песни);

Для достижения лучших результатов необходимо использовать неторопливый темп, который повышает отчетливость пропевания слов, и, наоборот, ускоренный темп делает её трудной для восприятия. Замедленное пение детям легче воспринимать, легче следить за содержанием, запоминать текст;

Окончания слов должны быть слышны, а не угадываться;

Сдвоенные согласные или рядом стоящие буквы при окончании слова и начале следующего слова (НН, СС, ТТ), должны восприниматься на слух как две буквы, а не одна;

Рядом стоящие буквы С и З, П и Б не должны сливаться в один звук.

Допускается в прелюдии, интерлюдии и коде вокальное исполнение без слов/мгогоголосие.

При повторе строки или отдельных слов необходимо применение бэк-вокала, при повторе в третий раз – требуется применение двух бэк-вокалов;

Регистр вокальной партии песен должен отвечать натуральному объёму не поставленного детского голоса.

У дошкольников (до 7-ми лет) голос имеет чисто детское звучание, поэтому при создании музыкального произведения должно учитываться, что звук голоса нежный, легкий, в соответствии с такими понятиями как «головное звучание», «фальцетное звучание» или «высокое резонирование».

При написании мелодии учитывать, что голос каждого человека имеет в среднем диапазон в полторы октавы.

Средняя продолжительность одного звука (например, ноты «ми») без изменения тона и на одном дыхании не должна превышать 20-25 с.

Требования к основной музыкальной теме:

— основная музыкальная тема песни должна быть в следующем диапазоне — от до-ре 1 октавы до ре 2 октавы;

— допускаются применение нот в мелодии, находящихся на границе трех тесситурных регистров: нижнего, среднего и высокого, т.н. «переходных» нот как не ключевых в мелодии.

— звучание записанного голоса должно быть в тоновом диапазоне человеческого голоса, который представлен последовательностью тонов (могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками), т.е. в пределах человеческого голоса от 64 до 1356 герц;

— при написании музыки требуется создать вокальную партию, чтобы голосовой аппарат не уставал, давал возможность правильно дышать и артикулировать;

— при написании музыки необходимо использование разнообразных пауз для использования её в вокале;

— для создания эмоциональной составляющей песни необходимо гибкое изменение громкости голоса как средства достижения выразительности вокала, его разнообразия;

— не допускается сильное повышение громкости, которое подавляет более тонкие, качественные параметры вокала, упрощает и делает монотонным интонационный рисунок.

При записи вокала необходимо максимально обеспечить благозвучность голоса, свободу его звучания, отсутствие напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений.

При создании вокальной партии максимально использовать полётность голоса — способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости звучания аудио-проигрывателя.

________________________________

Станислав Коренблит


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика