Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Валерий Киселёв. НОВЕЛЛЫ. Часть 3. «ПАРТИЗАНСКИЙ ОЧАГ»

В. Киселев. «ПАРТИЗАНСКИЙ ОЧАГ». mp3

Ночь была такая яркая и звонкая, что казалось, именно здесь и сейчас сосредоточена и живёт в радости и спокойствии «Мировая Душа». Это был последний день, когда Команданте Че Гевара проводил мирную ночь со своими соратниками и друзьями перед своей поездкой в Боливию…. Ночь отдыха и откровения.

Мудрый, хотя совсем молодой, он собрал около костра своих верных товарищей, которые разделят с ним его участь… На каждого из них, он знал, можно положиться в самый опасный миг. Уже всё, что нужно, сказа-но… Рядом с ним – люди, умеющие всё и даже больше того, что может вы-полнить простой человек. Для войны не нужны огромные натренированные мышцы, нужно лишь искреннее желание драться. Здесь – лучшие из лучших. Здесь – те, которые, не задумываясь, умрут ради счастья других…

Он обвёл взглядом собравшихся. Их всего – тридцать человек. Достаточно плотной массой устроились они возле огня. Огня костра, и огня его пронзительных глаз. Люди разного возраста и национальностей. Да и сам он, Аргентинец, по праву – один из любимых сынов Кубы, выражающий смысл и откровение кровной и кровавой мудрости вечной национальной истины… Его возраст – это золотая середина между старостью и молодостью. Здесь те, которые шли с ним дорогами Сьерра-Маэстры, были в Африке и, как исключение, те, которые у этого «партизанского очага» – впервые. Главное, что все они именно в этом огне, около этого очага находили смысл своей жизни. Умудрённые кровью ранений, опытом преодоления смерти, люди, любящие жизнь, но – не больше жизни. Люди, любящие просто человека, – больше своей жизни. Здесь есть и несколько совсем молодых парней, которые с горящими глазами ловят каждый его взгляд. Взгляд своего обожаемого старшего товарища. И которые ещё не понимают, что жизнь – важнее смерти.

Искры от костра улетали в небо, разносясь, как и их мысли, по всему свету. Все молчали, наполненные рассказом одного из самых молодых товарищей, которого звали Луис. Он так искренне и радостно говорил о своём новорождённом сыне и самой лучшей женщине на свете – своей жене, что каждый при его словах вспомнил и своих, уже подросших славных дочках и мальчишках. Они их очень любили… Любили своих детей и своих жён, но именно поэтому и были здесь. А Команданте думал об этом молодом мальчике, который только что стал отцом: «У него уже есть боевой опыт, но у него ещё нет опыта любить своих детей».

– Вы верите мне? – зазвучал тихий, надтреснутый голос Че.

– Да, Эрнесто!

– Но… Я не возьму с собой Луиса…

Для всех других это прозвучало бы, как приговор, приговор недоверия… Для всех других, но не для этого случая и не для этих людей. Слова Команданте истолковываются телепатией сердец. Воспринимаются не слухом, а душой. Это и есть настоящая любовь. Любовь и дружба мужчин, прошедших вместе опасность. Нет! Даже не любовь, а понимание смысла жизни: ради чего? Не ради смерти, а ради жизни ходят они по планете и по этой тропе. И, несмотря на молодость, Луис понял это сразу же и ещё большая любовь и гордость за такого старшего товарища вспыхнула в нём, как огонь. Он готов, не задумываясь, отдать за него свою молодую жизнь, но понимает, что ради него он обязан жить и воспитывать сына. Без кривляний и лишних слов, он склонил перед ним голову.

– Я буду всё время с тобой, Луис! Здесь, на этой тропе. Вот на этом месте, где горит сегодня костёр, и когда ты будешь вести следующую группу молодых, таких же, как ты, неиспорченных и честных бойцов. Тебе я поручаю быть и жить, чтобы помогать нам вести подготовку тех, кто думает так же, как мы….

После той ночи, того костра, который горит в сердце многих молодых, прошли годы… И даже виски у молодого когда то Луиса стали седы-ми.

Сегодня капитан Луис примерно того же возраста, как и Че Гевара в ту ночь. У него тоже растут пятеро детей, и старшему сегодня исполнилось девятнадцать. А он продолжает ходить по знакомой тропе уже много лет… И каждый раз, заглядывая в глаза своих новых учеников, задаёт себе вопрос: «Мы готовы умереть ради жизни и счастья других. Мы умеем побеждать и нести наши победы другим, и учить их быть такими же сильны-ми… Готовы ли вы понять нас и быть такими же, как мы? Кто из вас сего-дня, когда жизнь стала богатой и сладкой, готов променять её на лишения, мучения и смерть ради Смысла Жизни? Что надо вложить в голову чело-века, чтобы его жизнь стала символом борьбы за достойную жизнь других?..»

– Когда из Боливии пришла весть о гибели товарища Че, – продолжил рассказ опытный преподаватель Луис, и глазами, полными слёз, смотрел, не отрываясь, на одну из сопок, где проходил наш обычный маршрут по горам… Это было то место, где когда-то горел костёр…

– Я, сражённый этой вестью, пошёл на то самое место, где он дал мне свой последний приказ… И я опять встретил там… Команданте Че… Я понимал, что в живых его уже нет… Но это был он!

Все, стоящие вокруг Луиса и особенно – Кубинцы, они, оказывается, эту историю тоже слышали впервые, – вытянулись в единый очень тонкий нерв…

– Он был такой же, как и раньше, немного помятый, в стоптанных ботинках, растрёпанные длинные волосы. Пронзительный взгляд. Он говорил со мной: «Каждый из нас по отдельности ничего не стоит… Будь способен почувствовать, самым глубоким образом, любую несправедливость, где бы она ни была в мире! Это – самая прекрасная черта человека, которую вы несёте в себе…»

Луис высоко запрокинул голову и дрожащим, но уверенным голосом продолжал:

– Че – не умер. Я вижу его очень часто. Я вижу его там, на этой тропе… Я советуюсь с ним. Он – славный герой, защитник слабых и угнетённых, романтический лидер целых поколений, неуспокоенных бытом, с не-истовой душой, борцов во благо истины добра.

Тогда, в ту ночь, я опять разжёг костер на том же самом месте… И когда я смотрел на искры этого костра, как плавно и нежно струились они, эти вечные языки пламени, я испытал «эффект партизанского очага»… Кровь Великого Гевары перетекла и в мои жилы… Это кровь Ирландских мятежников, Испанских кондотьеров, Аргентинских и Кубинских патриотов. Че Гевара – это не просто имя, это – жизненная позиция для многих и сегодня. Его влияние на нас, современников, и, уверен, – и на потомков – огромно. И каждое новое поколение открывает его для себя заново. Потому что он – символ борьбы за свободу.

Эрнесто Че Гевара по-прежнему – Кумир! Он – современник Джона Кеннеди, Мао Цзэдуна, Хрущёва, Шарля де Голля, и каждый из них занял своё место в истории, а время Че продолжается…

Он сказал мне: «Я пришёл к тебе, растратив шесть жизней… Но в этой, последней, седьмой, – я буду с вами!»

А я думал, слушая его: «Какое счастье иметь таких учителей!..»

___________________________

Валерий Киселёв


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика