Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Свидетель места. О Крымском художнике Артеме Пучкове

Волшебный и такой разный Крым… Вот уже почти два века его облик предстает на полотнах живописцев в разных ипостасях. И. Айвазовский видел и писал его в романтическом ключе, К. Богаевский претворял в мифологические фантазии, М. Волошин с кистью в руке размышлял о времени и вечности, К. Коровин длил восторг сиюминутного счастья. И в мастерской практически каждого московского живописца ХХ века можно найти крымские рисунки, этюды, эскизы, наброски, картины – ведь даже кратковременное пребывание здесь оставляло яркий след в творчестве.

Что же говорить о художниках, давно и прочно связавших свою судьбу с Крымом, очарование природы которого так часто оказывается непреодолимым. В список «крымских пленников» несомненно входит и Артем Пучков, живущий в Севастополе.

Тарханкутский маякВ его пейзажах Крым вполне узнаваем – автор и в названии часто указывает конкретные места и объекты. Работая в традициях реалистической живописи, Артем Пучков позволяет зрителю без особого внутреннего напряжения оживить собственные крымские впечатления.

Иллюстрация справа: Картина «Тарханкутский маяк»

На его полотнах найдешь то, что с удовольствием удерживает память: дорожки цветущего Воронцовского парка, милые сердцу уголки Алупки, утреннее море, дышащее свежестью или перламутровый закат…

Артем Пучков изобретателен в выборе мотива, пробует разные эмоциональные регистры природных состояний: то повышенную драматичность, то эпический настрой, то элегичность. Однако проявления «характера природы» для художника становятся не только средством для передачи субъективных переживаний или восхищения новыми колористическими гармониями. Прибегая к незаметным и убедительным изменениям пространственных соотношений, «наращивая» или «передвигая» горы и линию берега, используя элементы ландшафта с почти забытыми значениями и ассоциациями: такие как маяк, кипарисы, цветущее дерево, дорога, он сочиняет пейзаж-картину, и, опираясь на метод академических пейзажистов XIX века, наделяет ее символическими или историческими аллюзиями, природными элементами выражая идею героического, лирического или романтического.

Замок Тевтонского ордена Monfort

Иллюстрация: Картина «Замок Тевтонского ордена Monfort»

В последние годы, благодаря путешествиям, границы художественного мира Артема Пучкова значительно расширились. Тибет и Гималаи, прочно ассоциирующиеся с творчеством Рерихов, предстали в картинах Пучкова без декоративно-мистической подоплеки. Вернее сказать, художник почувствовал и передал ее под оболочкой мира, видимого глазу.

Впечатляющий масштаб гор, возносящихся в почти космические сферы, феерии света и цвета, величественные монастыри – хранители сокровенной мудрости Востока, – для передачи этого художник нашел свои приемы. Обладая способностью наделить символическим смыслом увиденное, усилить и сконцентрировать впечатления, он намеренно использует природные феномены, преображающие мир. Радуги осеняют зависший между землей и небом монастырь? дворец?  Хрупкость и нарядность цветов контрастирует со строгой мощью горных цепей и величием дворца в древнем индийском городе Лех. А гладь пруда, заросшего лотосами, стремительно увлекает взор зрителя к острову с кипарисами и белой «восточной» архитектурой. Композиция этой картины напоминает и об античном «острове мертвых», куда попадают души героев, и, одновременно, мифическом острове Пэнлай, где обитают восточные бессмертные. Знающему культуру Востока конечно же понятна и символика лотоса, и глубокий смысл одной из главных буддийских мантр, визуальное воплощение которой художник попытался выразить языком западного искусства.

Гефсиманский сад

Иллюстрация: Картина «Гефсиманский сад»

В картинах своего путешествия по Израилю, по местам, связанным с событиями священной истории, художник избегает эффектов. С подчеркнутой безмятежностью он пишет, в частности, Гефсиманский сад со старыми оливами, бросающими голубоватые тени на древние камни. Однако любой культурной человек вспомнит о событиях там происходивших.

Вт уже более 10 лет Артем Пучков является членом Международного географического общества и можно ожидать, что свидетельством новых его увлекательных странствий будут как яркие путевые заметки, так и этюды, и запоминающиеся картины.

Светлана Хромченко

Искусствовед, арт-критик


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика