Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Дмитрий Захаров. «ТИНТОРЕТТО. Художник, умевший бороться за рынок». Исследование

О художниках можно говорить с долей восхищенной патетики, можно обсуждать их стиль, манеру письма, мазки, инновационный подход к живописи, экспрессию, виденье мира и прочее, и прочее.

Якопо Робусти, более известный под именем Тинторетто, бесспорно, достоин всех многочисленных искусствоведческих и культурологических работ, которые максимально пристально и скрупулёзно рассматривают феномен его творчества, его живописные находки, необычный и самобытный подход к композиционным решениям. О его гении художника сказано многое: достаточно забить его имя в поисковой строке, и вам откроется бездна страниц с восхищением его творчеством.

Однако мало кто обращал внимание на его талант, напрямую не связанный с живописью, на его предпринимательские умения, бизнес навыки, позволяющие получать масштабные заказы от власть имущих, выигрывая, как бы сейчас сказали, крупные государственные тендеры и конкурсы, вести борьбу на высококонкурентном рынке.

ТИНТОРЕТТО — МАЛЕНЬКИЙ КРАСИЛЬЩИК

Несколько энциклопедических фактов, которые позволят получить общее представление о художнике: Якопо Робусти, или Тинторетто (в переводе с итальянского означает «маленький красильщик»), сын красильщика тканей. Родился в 1518 году, умер в 1594 году. Венеция.

Очень рано обнаружив необыкновенную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его руководством делал столь быстрые успехи, что мастер, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника или боясь испортить его самобытный стиль, и выгнал его через десять дней.

Биографы свидетельствуют, что Тинторетто сочинял и исполнял свои произведения с удивительной лёгкостью, занимаясь ими день и ночь. Джорджо Вазари (один из первых искусствоведов) в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», написанной в 1550 году, то есть при жизни художника, сообщает, что работы «были выполнены Тинторетто с такой быстротой, что едва подумаешь о том, что он начал, а он уже кончил».

Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи, особенно в работах более позднего периода, времени, когда Якопо не испытывал нехватки в заказах и был обеспечен работой на годы.

Читая о Тинторетто, вы с завидным постоянством будете сталкиваться с фразами о его всеобъемлющей нестяжательности, готовности работать за сущие копейки или даром, брать оплату только за кисти и краски. Да, действительно в жизнеописании художника присутствуют эпизоды, на первый взгляд, дающие почву для подобных достаточно громких утверждений.

Но начнем с того, что это только лишь эпизоды, единичные сцены из достаточно длинной жизни. Более того, как мы увидим ниже, эти вспышки бескорыстия не так уж и однозначны и больше говорят о его расчётливости и продуманности в деле продвижения своего искусства, чем характеризуют его как бессеребренника.

БРЕНД «ТИНТОРЕТТО»

Вернемся к фактам из жизни нашего героя, свидетельствующим о несостоятельности рисуемого портрета Якопо, как максимально бескорыстного художника.

tintoretto-molodoj

Иллюстрация: автопортрет Якопо Тинторетто. Около 1547 г.

Уже в 21 год Тинторетто открывает собственную художественную мастерскую. Это отдельное самостоятельное коммерческое предприятие с неизбежными постоянными расходами: аренда помещения где располагается мастерская, дорогостоящие расходные материалы (краски, кисти, холсты и т.д.), зарплата подмастерьям, рабочие места учеников. С учетом объемов и скорости работы Тинторетто, у художника не могло не быть помощников. Это в наш век не существует проблемы с покупкой уже загрунтованных холстов, изготовлением и хранением красок, а для живописцев XVI века это был очень сложный и ответственный процесс. Краски, как известно, растирались вручную из различных материалов, и обычно этим занимались подмастерья и ученики.

Попробуем представить себе среднестатистическую художественную мастерскую времен Тинторетто. С одной стороны, это место работы художника, где располагаются необходимые инструменты, картины, законченные и ждущие своего завершения, эскизы, этюды. С другой — мастерская начинает играть роль своеобразной рекламы для заказчиков. Богатое убранство ателье говорит о процветании художника, о его популярности. Поэтому в мастерской появляются резная мебель, пышные драпировки, дорогая посуда, коллекции оружия, в случае с нашим господином Робусти это своя обширная коллекция слепков с различных произведений Микеланджело.

С ростом самосознания художника, утверждением его как творческой личности, он начинает постепенно выделяться из ремесленной среды. В отличие от средневековых предшественников, наиболее выдающиеся мастера XVI—XVII веков стремились подчеркнуть оригинальность своего мышления и таланта, всесторонность развития и образования. Поэтому мастерская наполняется музыкальными инструментами (а Тинторетто отличается большим музыкальным дарованием, прекрасно играет на различных музыкальных инструментах и устраивает всякого рода музыкально-сценические инсценировки), книгами, научными приборами, глобусами, географическими картами. Предметы ремесла занимали весьма скромное место в столь богатой обстановке. Создавалось впечатление, что художники трудятся шутя, между разговорами, с легкостью и изяществом.

Поддерживая хотя бы на плаву подобное предприятие, художник не мог позволить себе постоянно или часто работать бесплатно или брать скудный минимум за свои картины. Художник-предприниматель должен был помнить о таких перманентно преследующих его земных категориях как расходы, доходы, маржа, прибыль, окупаемость и т.д.

В 1545-1546 годах Тинторетто совершает относительно длительное и дорогостоящее путешествие в Мантуе и в Рим. Возможность оставить свое дело, мастерскую, не на один день, неделю или даже месяц говорит о том, что дело его было налажено и, более того, он мог вывести из бизнеса достаточно значимую сумму на совершение этого культурологического путешествия. Во время поездки в Рим неизгладимое впечатление на молодого художника произвели творения Микеланджело, который становится его вторым, пусть и не лично знакомым, но наставником.

В 31 год художник обзаводится семьей. А десятью годами позже в 1560 году у него сначала появляется дочь, а по истечении еще двух лет сын. В общей сложности у Тинторетто было семь или восемь детей. Теперь наш герой (сам выходец из многодетной семьи, он был старшим из 21 ребенка своего отца) не только ответственен за свое имя в художественной среде и за бесперебойное функционирование мастерской, но и сам глава большого семейства, отвечающий за благосостояние жены и детей.

Еще одним фактом, опосредованно указывающим на то, что бизнес Тинторетто был построен добротно, стоял на твердой предпринимательской почве (а я настаиваю, что это прежде всего бизнес, а не только потакание таким высоким устремлениям души как творчество, вдохновение, желание выразить и донести до мира свое видение через живопись) является то, что как минимум два ребенка художника пошли по стопам отца.

Одна из дочерей Тинторетто, Мариетта Робусти, успешно занимается портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II Испанский приглашают её к себе на службу.

Её брат, Доменико Робусти, использующий известный художественный бренд и называвший себя Доменико Тинторетто, подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру письма и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Уже в 17 лет он становится членом гильдии венецианских художников. Работая самостоятельно, получает заказы при дворе, во дворце дожей. Пишет портреты Маргариты Австрийской, будущей королевы Испании, герцогини Маргариты и еще ряда дожей, герцогов, графов. После смерти отца Доменико наследует налаженный бизнес и встает во главе широко известной к тому времени и приносящей стабильный доход мастерской Тинторетто.

Заметьте: оба ребенка, видя успешный пример отца, берутся за вполне определенный жанр в живописи, тот жанр, который наиболее востребован у частных богатых заказчиков, желающих видеть свое изображение в наиболее привлекательном свете (помните, фотографии еще не существует, а запечатлеть себя любимого хочет каждый, особенно платежеспособный).

РЫНОК ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА

Итак, Тинторетто жил и работал в Венеции в XVI веке. Во время, подарившее изобразительному искусству большое число достойнейших имен. Во время, когда количество и качество художников, занимающихся живописью было весьма велико. Во время, когда уже были сформированы институт профессионального художественного цеха Венецианских мастеров, его правила работы, условия заказа. Во время, когда бизнес живописцев имел государственный размах: представители высшей власти, знать, заказывали полотна и росписи зданий как для нужд страны, так и для личных потребностей.

Рынок, на котором довелось работать Тинторетто, характеризовался высоким уровнем конкуренции, наличием четких цеховых правил и регламентов работы, а также поиска заказов. Основная целевая платежеспособная аудитория сводилась к представителям церкви, власти и государству как таковому.

Кто же числится среди заказчиков Якопо? Художник писал множество работ для органов государственной и муниципальной власти: портреты французского короля Генриха III, Филиппа II, короля Испании и Рудольфа II, императора Священной Римской империи, картины и росписи для Дворца дожей, Прокурации, портреты дожей, адмиралов, высшей знати Италии, религиозных и филантропических братств.

Как вы понимаете, завоевать сердца и угодить такой публике ой как не просто, и Тинторетто проявляет чудеса продвижения своего таланта, своих услуг и работ. Он становится новатором, применяющим смелые и решительные действия. Рассмотрим их.

НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Мастерская открыта. Тинторетто выглядывает из-за двери на улицу, но очереди из заказчиков не наблюдает. Впереди длительный путь, состоящий из отдельных шагов по завоеванию своей аудитории.

С чего начать? Нужно как минимум обозначить, что здесь, в этой мастерской, обитает художник. Но как? Написать у входа вывеску: «Сын красильщика тканей, художник. Пишу портреты. Цены умеренные. Заходите»?

Скучно и навряд ли кто-то клюнет. Таких художников в городе великое множество.

И тогда Тинторетто осеняет, и он поступает дерзко и креативно. Над дверью он вешает следующий слоган:

«Рисунок Микеланджело, колорит Тициана»

Каково?! По сути мальчишка, а заявляет о себе, что он если уж и не подобен этим двум столпам искусства, то как минимум максимально к ним близок. Редкий клиент не поймет эту смелую вывеску-слоган как возможность в одной картине получить все самое лучшее, что когда-либо выходило из-под кисти художника. Тинторетто как бы заявляет: я объединяю в себе две выдающиеся школы современности — флорентийскую и венецианскую!

Согласитесь, что это намного лучше, чем «Художник. Пишу портреты маслом»!

РАБОТА НА ИМИДЖ И УЗНАВАЕМОСТЬ

Тинторетто все еще в начале своего творческого пути, ему всего 28 лет, он еще не так известен, и даже несмотря на то, что он приписал себе в рекламном слогане подобие техникам великих и именитых мастеров, его имя не передается из уст в уста. Ему необходимо создать хорошее портфолио, выполнить заказы, которые в последующем работали бы на его имидж.

Понимая это, Тинторетто к 1546 году пишет для церкви Мадонна-дель-Орто свои ведущие работы. Известно, что он берет оплату за две картины «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд», состоящую только из себестоимости (работа и расходные материалы).

Тинторетто не был первым, кто так разумно поступал, решая задачу улучшения своего имиджа, да и не был последним. Уже наш современник, не совсем художник, но близкий к этой сфере, дизайнер Артемий Лебедев, даже когда его известность достигла определенных высот не раз брался за заказы только ради того, чтобы они были в портфолио его студии. Так, например, за разработку логотипа Московского метрополитена он получил символический 1 рубль, впрочем, и за туристический логотип Санкт-Петербурга он взял все тот же рубль. Каков результат? Про созданный дизайнером новый логотип Метро в интернете было опубликовано более 37 900 новостных статей с упоминанием дизайнера, а про туристический логотип 16 700!

Интересен следующий момент. Тинторетто живет поблизости от церкви Мадонна-дель-Орто, это хорошо знакомый для него храм, приход, руководство, которое знает, что он работает на совесть и ему можно доверить заказ, во всяком случае их легче убедить.

Тинторетто прекрасно понимает, что сразу попасть со своими работами в элитные дома и дворцы Венеции будет проблематично, практически нереально, и поэтому для начала довольствуется тем, что доступно: относительно скромный храм, затерявшийся в переплетении каналов и улиц, в 15-20 минутах от центра города, по тем временам практически на окраине. Но также он понимает, что если его работы будут качественными, масштабными, то церковь Мадонна-дель-Орто станет его дополнительной выставочной площадкой, его работы зазвучат в посещаемых, хорошо освещенных и просторных залах храма, он приведет сюда будущих крупных заказчиков, которые смогут оценить, как преобразился и украсился храм после размещения в нем работ этого молодого художника.

БЕСПЛАТНЫЙ PR И ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ

Картина «Чудо Святого Марка», написанная Тинторетто в 1548 году, вызвала дикий скандал. Заказчики, а это богатое и могущественное объединение торговцев специями и гражданская благотворительная организация того времени под патронажем святого апостола Марка, «орали», топали ногами и требовали переписать две трети картины, а художник угрюмо отмалчивался. Слухи о странности «Чуда» моментально разлетелись по Венеции, в мастерскую (а мы помним, что это не просто место работы, но и рекламная площадка, место экспозиции и других работ) повалила толпа зевак, чтобы посмеяться. Заметьте, художник не закрывает перед злорадствующей публикой дверь своей мастерской, он не погружен в глубокую печаль от своей, казалось бы, неудачи. Он принимает всех, допускает к «забракованной» картине. По сути Тинторетто ловит птицу удачи, которая так заманчиво прилетела ему в руки.

chulo-svyatogo-marka

Иллюстрация: Картина «Чудо святого Марка»

Зеваки, увидевшие картину, пересказывают увиденное тем, кто ещё не побывал у Тинторетто, и, с удивлением прислушиваясь к собственным словам, обнаруживают, что не столько высмеивают, сколько удивляются неожиданному впечатлению. Настроение посетителей сменилось: теперь сюда шли, чтобы восхититься. В конце концов, до заказчиков из Скуола Гранде ди Сан-Марко дошло, что они получили в своё распоряжение настоящий шедевр. Скуола кардинально меняет свой гнев на милость и в последующем заказывает у Якопо еще три картины из цикла со святым Марком: «Обретение тела святого Марка», «Перенесение тела святого Марка» и «Святой Марк, спасающий сарацина». Более того, с тех пор у Тинторетто не было проблем с поиском заказов на картины.

ОПЕРЕЖАЯ КОНКУРЕНТОВ

С 1564 года Тинторетто начинает тесно сотрудничать с крупнейшим братством Венеции — братством Сан-Рокко (Святого Роха), кстати, существующим и в наше время и все также занимающимся благотворительностью. В общей сложности за свою жизнь художник напишет для дворца братства 69 картин!

Правда, сотрудничество братства с художником начинается весьма занятно.

Предоставим слово современнику Тинторетто, к которому мы уже обращали свое внимание, Джорджо Вазари пишет:

«…члены этого сообщества постановили расписать и потолок чем-либо великолепным и достойным и заказать эту работу тому из находящихся в Венеции живописцев, кто представит лучший и самый красивый рисунок (эскиз). И вот после того, как были приглашены Джузеппе Сальвиати, Федериго Дзуккеро, находившийся тогда в Венеции, Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто, они распорядились, чтобы каждый из них представил рисунок, обещая передать заказ тому, кто окажется на высоте.

Таким образом, в то время как остальные приступили со всем старанием к своим рисункам, Тинторетто, сняв размеры будущей работы и достав большой холст, с обычной своей быстротой его расписал, но так, что никто не знал об этом, и поместил его на предназначенном для него месте.

И в то утро, когда сообщество собралось для того, чтобы осмотреть названные рисунки и вынести решение, оказалось, что Тинторетто уже полностью закончил работу и поместил ее на свое место. Когда же они на него рассердились, заявив ему, что от него требовались рисунки, работу же ему не заказывали, он ответил, что таким способом он рисует, а по-другому не умеет, и что образцы и рисунки должны быть именно такими, дабы никто не был введен в заблуждение, и что, если в конце концов они не хотят заплатить за работу, вознаградив его труды, он ее им дарит. Высказавшись таким образом, хотя он подвергся еще многим неприятностям, он добился того, что работа находится и ныне на том же месте».

Только представьте себе эту ситуацию! В назначенный день участники тендера (художники) приходят со своими предложениями, техническими заданиями (эскизами), собираются в том зале, где в будущем будет висеть под сводом чья-то будущая картина и только у одного из них нет в руках рулона бумаги с эскизом возможной работы. Все удивлены, возможно, с осуждением смотрят на Якопо. И вдруг они поднимают свои глаза и видят готовую, а у Тинторетто было всего на всего 3 дня, огромную, ввергающую в состояние трепета, картину!

svyatoj-roh

Иллюстрация: Потолочная работа «Святой Рох во славе»

«Святой Рох во славе», а вместе с ним во славе и Якопо! Правда это или нет, остается на совести биографа, в любом случае, эскизы прочих художников-конкурсантов забыты, и заказ достался Якопо. Картина и сейчас доступна для просмотра.

Что же сделал Якопо?

Тинторетто, несомненно, был более опытным в вопросах конкуренции, ведь все его соперники были моложе. Нашему герою на момент конкурса уже 46 лет, а, например, самому младшему из участников Федериго Дзуккеро всего лишь 24 года. Да и дело даже не в возрасте как таковом. Дело в том, что, как говорилось выше, в 14-15 лет он за десять дней ученичества у Тициана добился большего, чем многие за долгие годы, дело также в том, что в 21 год он уже сам обеспечивал себя заказами, дело в шишках, что он уже успел себе набить за долгое время практики.

Что так обескуражило его конкурентов? А все просто. В XVI веке пишут картины в технике, известной сегодня под названием «Техника старых мастеров». Импрессионисты с их техникой «А ля прима» (от итальянского a la prima — «в один присест») появятся еще не скоро, через столетия. Где-то только через 18 лет на свет появится нидерландский живописец Франс Халс, который, по мнению искусствоведов, одним из первых начнет практиковать технику живописи «в один присест». А сейчас властвует техника, предполагающая нанесение красок слой за слоем, с первым слоем имприматуры, с полным высыханием краски, нанесенной на предыдущем этапе, и только лишь после этого с нанесением следующего слоя, с множественными лессировками. Краски наносятся не пастозно, а тонко и прозрачно, что добавляет глубины всей картине. Самих мазков как единичных элементов на холсте практически не видно.

Но мы помним, что современники Тинторетто вменяли ему чуть ли не в вину его быструю манеру письма. Возможно, это еще не «а ля прима», но это уже и не техника, предполагающая недельные ожидания между подходами, слоями. Современник Тинторетто заметил, что «он быстр в своих жестах, выражении лица, движении глаз, словах и находчив в споре». Его характер воплотился и в его искусстве. Якопо использует авторский метод письма, получивший свое название «prestezza» (перевод с итальянского 1. скорость, быстрота, проворство 2. готовность, усердие, рвение). Этот метод предполагает быстрые, подчас заметные мазки и состоит из всего лишь трех этапов. Сначала художник наносит первый цветовой слой, который станет колористической основой картины, после делает подмалевок, как правило, белым цветом и затем выходит на чистовую проработку. Тинторетто пользуется своим конкурентным преимуществом: он лихо обходит на поворотах соперников и оказывается в дамках. То, что другие считали недостатком, он сделал своим достоинством!

В книге «The Fine Art of Success: How Learning Great Art Can Create Great Business» («Живопись успеха: Как, создавая великое искусство, можно создать процветающий бизнес») подтверждается эта мысль: Тинторетто верил, что рынок можно завоевать не только качеством и максимально высокой стоимостью работ, но и увеличением оборота, то есть предлагать рынку больше работ по ценам ниже тех, что присутствуют в высоком сегменте. То есть художник заполнял рыночную лакуну, удовлетворяя потребности тех заказчиков, которые желали более гибкой, мягкой ценовой политики или скорейшего выполнения заказа.

Есть, конечно, и другая версия «чуда», объясняющая написание огромного полотна за 3 дня: опытные мастера, да еще обладающие группой помощников, часто заранее готовили картины, предугадывая запросы потенциальных клиентов.

И действительно, при определенном уровне предпринимательского чутья и анализа у Тинторетто были все шансы заранее предугадать кто, для чего и что закажет в ближайшее время. Судите сами: в 1515 году братство святого Роха инициирует начало постройки своего здания. В 1549 году (по некоторым данным в 1558 году, что добавляет еще больше логики в ниже расположенное повествование), уже при жизни Тинторетто, здание достроено. В городе, где наш герой, естественно, оброс огромным количеством деловых связей (ниже будет предоставлено свидетельство тому) вольно или не вольно ходят слухи о скором начале работ по внутренней отделке дворца. И, скорее всего, ближе к году объявления конкурса Якопо узнаёт о том, что в скором времени последует первый заказ и, возможно, даже о месте, где заказанная картина должна будет располагаться в здании братства. То есть нельзя исключать, что инсайдерская информация послужила хорошей основой для «чуда» от Тинторетто.

А дальше дело за малым – попасть в здание (это было не сложно, помним, что это благотворительное общество, где ежедневно бывает огромное количество посетителей), оценить необходимый размер картины и то, что она будет висеть буквально над головами смотрящих, вспомнить, что у братства есть небесный покровитель, и, естественно, изображение именно его во славе возымеет должный эффект на братьев, и, наконец, написать картину или максимально подготовиться к ее написанию.

РАБОТА, НАЦЕЛЕННАЯ НА ДЛИТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Все это, конечно, хорошо, скажите вы, но картину-то он отдал даром, ничего не заработал. Да, действительно, это так, но также верно и то, что Тинторетто в последующие годы написал еще 68 картин для этого братства, и уже про них биографы художника не говорят о том, что Тинторетто все также продолжал дарить свои работы. То есть по большому счету Тинторетто практически сыграл в игру под названием «Купи 68 и 1 получи в подарок». Согласитесь, не такое уж и невыгодное предложение для продавца. Сегодняшние маркетологи идут на куда менее привлекательные для продающей стороны акции – купи 2 и 1 получи в подарок или даже 1 + 1.

Интересный около юридический правовой факт: устав братства содержал в себе жесткое требование, запрещающее отказ от даров, подарков, которые преподносились этому обществу. То есть Тинторетто практически на 100% обеспечил своей картине место во дворце и последующее сотрудничество: он сделал предложение, от которого невозможно отказаться.

Невольно вспоминается сцена из культового фильма «Крестный отец». Традиции сицилийской мафии таковы, что в день свадьбы дочери никому нельзя отказать. Одна из просьб, которую услышал дон Вито Корлеоне в день свадьбы своей дочери, помочь крестнику Джонни получить роль в голливудском фильме: влиятельный продюсер Джек Вольц не даёт ему сниматься. Дон Корлеоне заверяет, что сделает кинодельцу предложение, от которого тот не сможет отказаться. На переговоры к Вольцу едет один из подручных Корлеоне, но продюсер непреклонен. На следующее утро Вольц обнаруживает у себя в постели голову любимого скакуна. Роль приходится дать.

В бизнесе часто подсчитывают средний срок «жизни» клиента, то есть временной промежуток, в течение которого клиент будет потреблять ваши продукты и услуги и не уйдет к конкуренту. У Тинторетто он был равен рекордному показателю – 19 лет! Как минимум на 19 лет он, благодаря одному широкому жесту, подарку, обеспечил себя заказами. Более того, известно, что привлечение нового клиента стоит в 5 раз дороже, чем удержание существующего.

В 1565 году он пишет великолепную работу «Распятие», за которую он получил сумму в 250 дукатов (сравнительный анализ цен на произведения искусства того времени приводится ниже).

Конечно, как хороший бизнесмен он не только заполучал клиента, но и постоянно подогревал его лояльность к своим услугам. Мы знаем, что в год, когда он преподносит общине в дар «Святого Роха во славе» художник становится членом этого братства, то есть в глазах заказчиков он стал своим, одним из них (данный факт не рассматривается под призмой моральных и духовных мотивов художника). Кроме того, у нас нет данных о том, что Якопо срывал сроки выполнения заказанных работ или не удовлетворял клиентов по ожидаемому качеству своих картин. В моменты, когда заказчик в силу различных обстоятельств не мог предложить Тинторетто обычных условий оплаты, художник предлагал такой вариант, который оставлял в выигрыше обе стороны (ниже раздел, посвященный гибкому ценообразованию Якопо).

Лояльность к Тинторетто лиц из братства, принимающих решение о выборе художника, подчас сталкивалась с проверкой на прочность. Известно, что один из советников скуолы Святого Роха готов был заплатить 50 золотых дукатов за то, чтобы братство ответило Тинторетто отказом. Но даже несмотря на такое явное и «интересное» сопротивление, заказ все равно был отдан Якопо.

ГИБКОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

В 1577 году Тинторетто обращается к братству с новым предложением — написать 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту работу он просит ежегодную пожизненную пенсию в 100 дукатов.

Итак, условия сделки нам известны: есть сумма, выплачиваемая каждый год, есть четко определенный объем работ. Путем несложных математических вычислений мы также можем вычислить общую сумму, полученную Тинторетто за 17 лет выплат пожизненной ренты за данный конкретный заказ, – 1 700 золотых дукатов. По некоторым данным общая же сумма, которую получил художник за все работы во дворце братства Святого Роха, составила 2447 дукатов.

Это один из немногочисленных фактов жизнеописания Тинторетто, который затрагивает финансовые отношения художника со своими заказчиками. Попробуем разобрать его подробнее.

Сумму в 100 дукатов, предоставляемую Тинторетто ежегодно, часто характеризуют как «ничтожную», «слишком малую», заставляющую «работать художника практически бесплатно». Так ли это? Путем проведения сравнительного исторического анализа давайте поймем насколько эта цена соответствует стоимости работ современников Якопо, как она соотносится с прочими ценами того времени.

Начнем с того, что выплата пожизненной ренты за работы художника или скульптора была известной, но не сильно распространенной схемой оплаты работы творца. Скорее ренту меценат мог назначить талантливому ваятелю, находящемуся на склоне лет или испытывающему серьезные недуги. Например, про художника Перино дель Вага, также жившего в XVI веке, мы читаем: «… страдая гнойным заболеванием, он уже не мог всего осилить. Поэтому Папа, принимая во внимание его заслуги, возраст и все прочее, назначил ему месячное содержание».

Вот еще пример, более близкий к нашему времени, но все также иллюстрирующий тезис о ренте для занемогших художников: «Лежа на своей постели с перевязанной ногой, Поль Гоген ломал себе голову, изыскивая способ выбраться из затруднений и строя «уйму комбинаций». Одна из них, о которой он в июне сообщил Монфреду и Мофра, казалась ему великолепной. Речь шла о том, чтобы пятнадцать любителей, сложившись, выплачивали ему две тысячи четыреста франков ежегодной ренты».

Но за саму работу чаще всего расплачивались сразу по завершению картины, какого-то этапа, или всего заказанного цикла.

Вопрос о том, что выгоднее и интереснее – получить всю сумму сразу, в случае с Тинторетто, как мы уже подсчитали, 1700 дукатов, или в виде рассрочки платежа, ежегодной ренты, – конечно дискуссионный. Скорее всего, и художник, да и каждый из нас предпочел бы все и сразу. Однако Якопо в очередной раз думает чуть дальше, чем простой обыватель: «Если я приду и сообщу, что хочу за большой цикл работ, скажем 1000 дукатов, то мне скорее всего откажут, так как это сумма достаточно большая. Если же я предложу растянуть платеж, то одна его часть в глазах заказчика будет не такой уж и большой. Да, я не молод, но в свои 58 я еще полон сил и творческих устремлений. Пожалуй, я просто получу свое со временем».

tintoretto-staryjИллюстрация: Автопортрет Якопо Тинторетто. 1588 г.

То есть по большому счету Тинторетто предложил братству схему оплаты, которую в наши дни активно используют поднаторевшие в вопросах продажи и манипулирования покупателями торговые сети – внеси только 10% и товар уже твой. Беспроцентный кредит! Рассрочка без переплат! Да продавец не получает всю желаемую сумму сразу, но с другой стороны он сразу получает клиента.

Но много это или мало 1700 дукатов?

Судите сами на основе свидетельства из жизни современника Тинторетто архитектора Микеле Санмикеле: «Превосходно строил Микеле не только крепости, но и частные дома, храмы, церкви и монастыри, о чем можно судить по многочисленным его постройкам в Вероне и других местах и в особенности по исключительно красивой и нарядной капелле Гуарески в Сан Бернардино, круглой наподобие храма, в коринфском ордере и со всеми украшениями, допустимыми в этой манере. Капелла, выстроена целиком из того дикого белого камня, который звенит, когда его обрабатывают. И это поистине … наилучший камень из всех до сих пор известных, будучи сплошь твердым и без портящих его дыр или пятен. А так как эта капелла и внутри из того же камня отлично выложена, а резные работы производились в ней превосходными мастерами, считается, что ныне ничего более красивого в этом роде не найдешь во всей Италии… Но нужно сказать правду, что капелла эта, которую Микеле по неизвестной мне причине не достроил… Поэтому он не раз сожалел с друзьями только о том, что нет у него тысячи дукатов, чтобы купить капеллу у той скупой женщины, которая так ее портила, жалея денег».

Интересно нам из этого текста два момента. Первое – понимание того, что же за объект обсуждается в тексте, его потенциальная стоимость, ценность, и второе – реальная цена, за которую можно было приобрести эту капеллу.

Создана из ценнейшего строительного материала, спроектирована и возведена под руководством известнейшего архитектора того времени, украшена работами великих мастеров-резчиков, расположена в элитном районе города и прочее и прочее, словом, даже несмотря на то, что постройка имеет культовый характер, ее рыночная стоимость в любом случае немала.

Итак, Джорджо Вазари сообщает нам, что, имея 1000 дукатов, потенциальный покупатель мог свободно выкупить ее у собственницы. То есть 1000 дукатов – это большая, а для известного архитектора того времени, неподъемная сумма.

Теперь вернемся к вопросу о ценности 100 дукатов.

Микеланджело находится в Италии, в городе Болонья и гостит у своего заказчика-покровителя Джованни Франческо Альдовранди, одного из 16 городских правителей. Заказчик почитает и ценит Микеланджело как прекрасного художника. Как-то раз они заходят в гробницу Святого Доминика и обращают внимание, что в убранстве не хватает двух фигур, которые бы дополнили композиционное решение раки. Скульптор берется за работу. «И действительно, получив мрамор, он выполнил их так, что стали они там фигурами самыми лучшими, за что мессер Франческо Альдовранди распорядился уплатить ему тридцать дукатов».

Итак, Микеланджело получает 30 дукатов за две достаточно большие (высота 64 см), великолепно выполненные искусные скульптуры из мрамора: ангела, несущего подсвечник, и святого Петрония. Причем известно, что святого он заканчивает в тот же год, а ангела продолжает ваять практически два года!

30 дукатов — 2 года кропотливой работы.

НЕТВОРКИНГ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА…

«И вот вышло постановление сената, чтобы Тинторетто и Паоло Веронезе, юноши, в то время подававшие большие надежды, выполнили каждый по истории в зале Большого Совета (Дворец Дожей), а третью – сын Тициана Орацио. А так как в том же зале не хватало еще одной истории, Тинторетто добился через друзей и другими средствами, чтобы вскоре после этого и она была ему заказана. И написал он ее так, что просто чудо, и работа эта заслуживает того, чтобы назвать ее в числе лучших, когда-либо им выполненных: так велико было в нем желание если не победить и превзойти своих соперников, работавших там же, то хотя бы сравняться с ними». (Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» 1550 г.)

«…добился через друзей и другими средствами…» — это в чистом виде нетворкинг (английский networking, net — сеть и work — работать), то есть социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи и бизнес-вопросы, например, находить клиентов, нанимать лучших сотрудников, привлекать инвесторов). При этом, в сути нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь.

Нам известно, что кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты: Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие. В 1560-е годы происходит сближение художника с другим виднейшим живописцем той эпохи Веронезе — отныне их будет связывать крепкая дружба. Еще один факт важен в свете выше данного определения — «в сути нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь» — так наш герой часто безвозмездно помогал в работе своему другу и художнику Андреа Скьявоне.

Мы можем быть уверенными, что, учитывая клиентоориентированный подход, который активно применял Тинторетто в своей работе, он оставался друзьями или как минимум хорошими знакомыми со своими высокопоставленными заказчиками как представляющими братства, государственные органы, церкви и приходы, так и с частными лицами, имеющими власть и влияние.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Ко мне часто обращаются художники с вопросами о продвижении своих работ, о том, как найти заказчиков, как сделать свое имя известным, даже о том, как продать первую картину. Некоторые чувствуют себя робко и неуверенно (и я говорю о тех художниках, которые более чем хорошо овладели навыками графики или живописи), они считают, что будет очень самонадеянно предлагать свои работы и услуги и что они недостойны. Другие не знают, как подступиться к вопросам цены. Еще одна группа — это те художники, что имеют свой стиль, особую манеру, но почитают это за недостаток, «ведь другие, большинство, так не пишут». Практически все имеют свою собственную «дверь», над которой можно повесить свой цепляющий слоган, привлекающий заказчиков, но не используют даже тех возможностей заявить о себе, которые не требуют каких-либо значимых затрат.

Уважаемые коллеги-художники, предлагаю еще раз прочитать или хотя бы быстро пробежать глазами эту статью с маркером в руках, держа в голове один вопрос «Что я могу сделать сегодня, завтра или чуть позже из того, что делал Тинторетто – художник, умевший бороться за рынок?»

 Дмитрий Захаров


1 комментарий

  1. Татьяна

    Никогда не рассматривала творчество Тинторетто с позиций бизнеса, но автор статьи убедил в том, что хороший художник — это хороший продажник. Как-то принято, что художники — это только творцы и страдальцы, чаще непризнанные в свою эпоху, чем добившиеся славы. Спасибо автору статьи за такой прагматичный взгляд. Талант Тинторетто оказался более многогранным, говорящим о том, что уверенность в себе и желание успеха сподвигают, может быть, на такие необычные для своего времени, но такие понятные нам сегодня креативные PR-ходы!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика