Дмитрий БОЗИН: «Это был желанный поединок»
23.05.2017С 29 апреля по 3 мая в Ереване проходил XV-ый Фестиваль «Арммоно». 28 моноспектаклей показали артисты из 9 стран: Армении, Испании, Франции, Австрии, Молдовы, Украины, Польши, России и Грузии. Нашу страну со спектаклем «Царь-девица» по поэме-сказке Марины Цветаевой представил з.а. РФ, ведущий актёр Театра Романа Виктюка Дмитрий Бозин.
— Дмитрий, вы впервые побывали на такого рода фестивале, какими глазами его увидел ваш внутренний актёр и как оценил профессионал?
— Я был на фестивале всего один день, поэтому удалось увидеть только четыре спектакля. Конечно, отслеживал работу коллег и внутренним «глазом», и с точки зрения внешнего профессионализма. Все четверо актёров обладают очень интересной отработанной своей собственной техникой. У украинской актрисы Ларисы Кадыровой в спектакле «Не плачьте по мне никогда» и польского актёра Петра Вишомирского, который играл спектакль о Чаплине, техники абсолютно разные, но они обе, с моей точки зрения, изящны, филигранны и позволяют и артисту быть многослойным, практически безграничным и в эмоциях, и в образах. Это меня восхитило. Другие двое — обладатели великолепной природы: испанская актриса Мария Видал, которая читала «Кровавую свадьбу» Лорки, и великолепный армянский вокалист Арсен Степанян, который пел монооперу «Прощай, Паяц» — у него волшебный голос, потрясающей силы, глубины и эмоций. Но это его собственная природа. Если испанка сама по себе от природы древняя, то он наоборот – ребёнок. И эти две природы – не техники актёрские — позволяют им потрясающе существовать в своих материалах – никто другой кроме них так бы не смог. Поэтому мой внутренний артист – он к ним был более расположен, чем мой внешний. А в первых двух случаях и мой внешний артист тоже был восхищён, поражён, смятён и просто счастлив.
— Сами актёры говорят, что моноспектакли – это очень сложно, и поэтому мало кто за них берётся. Но у вас огромный опыт, и, когда смотришь, слушаешь, чувствуешь ваши соло, полное ощущение, что вам известно о театре нечто особенное… А ведь зачастую люди идут к Мельпомене в гости, чтобы, как они говорят, отдохнуть. Разве театр существует для этого?
— И для этого тоже. Вопрос только в том, от чего человек отдыхает. Я, например, отдыхаю, когда слушаю Шнитке и Шёнберга, Шостаковича или Стравинского. Эта музыка нервна, заставляет людей перенапрягать своё внутреннее мышление, воображение, нервную систему, у меня же наоборот – я, когда слышу Стравинского или кого-то ещё из этого ряда, как будто окунаюсь в ванну гармонии. Однажды я даже получил подтверждение этому у Михаила Казинника, одного из чудеснейших знатоков музыки. Он говорит, что у Шнитке вся музыка, которая дисгармонична – это Бог, потому что Бог в случайностях, Бог в хаосе, Бог – это жизнь, а жизнь – это хаос. А как только музыка Шнитке становится гармоничной – значит, уже появляется дьявол – тот, кто вкладывает в тебя обманную гармонию, он вынимает тебя из хаоса и помещает в какую-то точную форму. И это уже у Шнитке всё наоборот – у него дьявол гармоничен. Для меня так и есть – когда сталкиваюсь с неимпровизационной музыкой, что сложена по точным формулам, я так немножечко, знаете, устаю – на мой взгляд, здесь есть что-то неправильное. Поэтому моноспектакль для меня всегда проявление гармонии, потому что он хаотичен, и для меня это привычно. И зрительское сознание хаотично, оно только в какой-то недолгий момент может действительно окунуться в гармонию в привычном понимании, а потом снова возвращается в свой желанный хаос, и я с ним вместе. Замечу только, что я понимаю хаос не как беспорядок, а так, как это понимали древние греки, это некая разверзшаяся бездна, первичное состояние Вселенной.
— И часто Вы получаете оттуда сюрпризы?
— На пресс-конференции в Ереване кто-то произнёс: «Люди говорят, что моноспектакль – это поединок». А я так спокойно: «Ну, что вы. Мой многолетний опыт подсказывает, что это удовольствие контакта, обмен энергиями, шаманство моё любимое, спиритический сеанс». Вот его-то я потом и получил! Наверное, за долгие годы со времён спектакля «Когда пройдет пять лет» Лорки в постановке Маргариты Тереховой, который мы играли как дипломный в студии при Театре им. Моссовета, впервые у меня случился полноценный бой. И это был именно тот поединок, о котором говорит Лорка: демон тот, если захочет, вызовет тебя на поединок, и будешь ты драться с ним при всех. Я его ждал и дождался. Знаете, звал и дозвался. Вот вам один из сюрпризов. Когда я посмотрел запись спектакля уже случившегося, тогда понял, почему все зрители, кто подходил после представления, говорили: «Сколько же в вас сил, сколько энергии! Откуда столько? Она какая-то нечеловеческая». А она и была нечеловеческая, потому что такой бой не предлагает тебе иного. «Царь-девица» — само цельное произведение — оказалась заряжена. Те отрывочки, что я брал раньше, были связаны с каким-то удовольствием, с наслаждением, и даже в тот момент, когда возникал Григ, всё равно – помните, там, где в «Черепахе» танец полуобнажённой и потом полностью обнажённой царицы – всё это было связано с каким-то кайфом. Здесь же было сражение. Уже к моменту её обнажённого танца я бил в бубен – тот самый, что со мной в «Федре» — двумя специально для этого взятыми палками, которые вышибали из него совершенно другую энергию, и оттуда вылетали эти крылатые существа – их вокруг было очень много. Я понимаю, что сейчас это звучит, как бред, но так или иначе на тот момент всё так и было. И, самое главное, это оказалось видимым для зрителей – они прекрасно это поняли. Плюс ко всему, времени на подготовку было всего полтора часа, и световикам со звуковиками не хватило знания русского языка для понимания цветаевского слога. И я понимал, что перемены света и звука могут быть для меня неожиданными. В общем, я получил тот восхитительный трип, которого ждал много лет: работай без заготовленной схемы с тем, что будет. Я немало говорил о потоковой импровизации – здесь получил её в полной мере.
— Получился поединок с неожиданностью?
— Да, да, да. Существо было не одно – оно и во мне было, и вокруг меня, и среди людей. Но это точно не был поединок со зрителем – зал трудился и сражался вместе со мной. К счастью, там сидели профессионалы, которые понимали, что за материал, и шли туда. Поляк мне потом сказал, что Гротовский гордился бы мной, что это и есть physical theater. В данном случае, когда до самоубийства доводишь себя прямо на глазах у зрителя – это и есть школа Гротовского. А Лариса Кадырова назвала меня мужественным человеком, который поднял эту глыбу. Но это случилось именно потому, что они тоже были в зале, и делали это вместе со мной. Много было того безумия – такого театрального и, в то же время, абсолютно животного… Но говорю я это, потому что посмотрел запись, на этот раз на сцене я не контролировал зал и не следил за тем, как он слушает, было полное погружение только внутрь действа, только внутрь поединка.
— А не было того, кто хотя бы подтолкнул, взял за руку и провёл сквозь это?
— Нет, не могу сказать, что был некий поводырь-Вергилий. Но скажу, что помогали персонажи, очень серьёзно, они входили и давали новую энергию. Тело уставало, тело изматывалось, а входящие в него один за другим давали ему то, чего, казалось, уже не будет.
— Какой-то стержень, видимо?
— Да, он появлялся. Тот же царь, который приходит только в середине, очень серьёзно вытянул. И бубен, конечно, тоже – как только появляется его звук, как только возникает в воздухе, в тебя моментально втекает ещё одна энергия. Об этих внутренних силах можно много рассказывать, можно подробно разбирать уже потом, когда отсматриваешь спектакль – снова и снова посмотреть, как это всё происходит. А вот тот, о ком вы говорите, скорее всего, появился гораздо раньше и подал мне знак. Звучит мистично, но для меня подобные вещи всегда являются знаками. Не буду рассказывать длинную историю, что такое я и Саломея, которую играю много лет, скажу только — она меня ведёт. Так вот – в Национальной картинной галерее Армении я успел попасть только на один этаж. И после двух замечательных залов великого Ованеса Айвазяна, которого все мы знаем, как Ивана Айвазовского, вошёл в зал следующий. На одной из стен меня ждали три картины Вартгеса Суренянца – два больших портрета в полный рост, а между ними – маленький, портрет очень грустной полуобнажённой девушки под названием «Тоска». По одну сторону от неё пребывала именно «Саломея», по другую – «Женщина-рыцарь». Вот он щелчок! Саломея – мой давний проводник, и поэтому, увидев её на музейной стене в Ереване рядом с Царь-девицей (она и есть женщина-воин), сразу понял, что спектакль, который я очень много лет должен был зачать, выйдет на свет именно здесь, на совершенно неожиданно для меня возникшем фестивале, что здесь очень много энергий сошлось, чтобы всё случилось. То есть тот, о ком мы говорим, сказал: «Я привёл тебя в эту точку, ты там, где должен быть. В данном случае это бой, который я тебе предлагаю, но ты ещё даже не представляешь, каким он будет. Тем не менее, ты должен точно понимать, что он должен состояться именно здесь».
— Такие проявления радуют. Ваш театр мистический вне всякого сомнения, зрителя любят его, но слова «мистика» почему-то боятся. В чём проблема?
— Люди не виноваты. Это страх, который в них вложили, и они в большинстве своём ничего с ним поделать не могут. Человек расщеплён, расколот, дуальность – идея о двух несводимых друг с другом началах – порождает бесконечные страхи, всё непредсказуемое пугает. Делим на низкое и высокое, белое и чёрное, хорошее и плохое, а потом сами от этого страдаем. Называя, к примеру, глубинные человеческие инстинкты примитивными, мы не понимаем, что точно так же поступаем автоматически сразу и с театром, и с балетом, и с конкурсом красоты, и со спортом – этот принцип стал просто базовым. Мы исключили из своей жизни и мистику – таинство проявления божественного естества, и магию, которую я понимаю, как способность живого существа воздействовать на внешние и внутренние пространства при помощи осознанных и управляемых физических, интеллектуальных и энергетических формул. Таким образом, мы лишаем себя самопознания, ведь внутренняя составляющая магического существа — глубинное магнитное поле, с которым налажено осознанное взаимодействие. А мы разомкнули Вселенную, её целостность, отказались от ритуала или сделали его формальным.
— Профанация… С мистериями случилось то же самое…
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ