Межкультурные связи. Авторские мысли Алекса Мирзо
11.02.2019
/
Редакция
Александр Мирзонян (литературный псевдоним Алекс Мирзо) автор 10 книг прозы. Передо мной его новая книга “Я с Природой на “ТЫ” Автор не случайно пишет “Природа” с большой буквы. Он защищает ее не только как поля и леса, но саму природу человека, его врождённую любовь ко всему живому и друг к другу.
“Человек, откуда ты пришел и куда уйдешь? Но прежде, чем уйти, подумай, что ты принес с собой и что унесешь?” — его афоризмы как наказ будущему поколению. Его почтенный возраст щедро дарит юношеству свой опыт и сохраненную любовь к жизни.
Журналист по профессии и по образованию он много лет отдал журналистике. Публиковался в различных сборниках и в периодической печати. Алекс Мирзо начал писать стихи в юности. С 9 лет изучал русский язык, в дальнейшем получил высшее образование на русском и слился с русской культурой. И единение двух культур стало его жизненно важной темой. Это произошло с ним на глубинном психологическом уровне. Показ этого соединения культур – главное достижение в его творчестве.
Очень ярко звучит в книге тема “Об обществе в целом и людях в частности”.
“Не понимать человека — это значит обижать его и обижаться на него же”.
«Чем больше будет развиваться цивилизации, тем труднее будет решать национальные вопросы, если страна многонациональная».
* * *
«Пока не поздно, надо пресечь те страны и тех людей, которые присваивают культуру, обычаи и ценности другого народа».
Лаконична и поучительна тема «Советы и измышления».
«Человек, если знаешь, что идешь на гибель, то иди смелее, может твоя смелость тебя спасет».
—
«Ошибается тот, кто ошибается однажды, а кто часто ошибается, он, вообще, в ошибках живет.
Беда не в том, что тебе врут, а в том, что ты веришь обманщику».
«Прошу, о любви словами не говори,
А в супружеской жизни ты ее докажи.
Ты в людской жизни одно пойми:
Любовь на словах своему супругу не дари».
«Женщина, если нашла мужа в жизни по душе,
Не думай о других мужчинах на стороне.
Будь прикована к своей собственной семье
и борись сохранить честь семьи в чистоте».
За твою доброту к людям
Я хотел бы пожелать тебе долголетия.
Более точно, — чтобы ты жил столько,
Сколько твоя душа захочет.
А твоя душа чистая, как в первоначальной форме, еще до тебя».
* * *
«Люди добрые, загляните в историю и укажите, когда всем людям было хорошо и золотыми буквами запишите. Эту дату навечно сохранить».
«Мне кажется, не стоит время зря терять,
Как всегда, добрые времена будем ждать.
С надеждою жить и стараться себе хорошую жизнь создать.
Злым людям и лжецам все это доказать».
* * *
«Человек! Если ты способен создать что-то новое, ты смело иди на это. Будь уверен, что у тебя получится. Здесь присущ ваш человеческий труд, а труд без результатов не бывает».
* * *
«Каждый из нас, каждый человек, обязан делать то, на что он способен. А результат его труда будет ценить его окружение».
* * *
«Все в нашей действительности движется вместе с нами вперед. А куда? Разумеется, что в вечность».
* * *
«Результат честного труда закладывает новый фундамент, который является примером для начинающих людей. Проявить себя в своих делах в таком же качестве».
* * *
«Нельзя словами любовь описать,
Здесь трудно их смысл разгадать.
Мне кажется, лучше вообще помолчать,
А если надо, все это на деле доказать».
* * *
«Вера – истинная – победит саму себя. И докажет о реальном существовании Великой природы. Человек в этом плане победит своих предшественников. Люди будут знать, где Бог – наверху или внизу».
* * *
«Если в этой жизни ты жил только для себя,
Ты зря ходил по этой земле.
А если проявил себя в доброте –
Ты жил не зря на этой великой стране».
* * *
«Пока жила ты в мире людском
Надо было сохранить свое человеческое лицо,
Людям делать только лишь добро.
Сделанная тобой доброта
надолго сохранила бы имя твое».
* * *
«Мужчина, чтобы понять женщину, должен превратиться в нее, а такому не бывать. Раз этому не бывать, тогда береги себя, мужик, от тайн своей собственной жены».
Жизненное переходит в философское:
«Человек! Всегда будь готов перебороть трудности, и в большинстве случаях он выходит победителем. Кроме самой последней трудности, — последней трудности смерти он сдается».
«Иногда люди дают друг другу совет,
Чтобы жизнь была краше, люди, живите душа в душу. А как это понять, каким образом это сделать? Это можно уточнить у рожденного ребенка, как он жил до рождения».
«Чужому горю надо сочувствовать, ни в коем случае не радоваться. Ведь он тоже такой же человек, как ты».
«Я долго бродил по земле,
но не для поиска богатства себе,
А больше общался с людьми
И был внимателен к их доброте.
Вот эта спаянность с людьми
сохранит мое имя на земле».
* * *
«Содержательные, яркие плоды труда долго сохраняются в человеческой жизни, они не могут оставаться без внимания со стороны его окружения».
* * *
«Что оставить в этом мире, чтобы имя свое сохранить?
Давай побольше добра людям. В жизни добро не погаснет никогда – это значит, имя твое вечно будет светиться, видно людям».
* * *
«В каждой семье есть свое золотое дно и каждый его создает по своему уму и разуму. Результатом этих дел, а их аромат ощущает каждый член этой семьи, по масштабу своего ума. В каждой семье есть личность – яркая звезда этой семьи, которая освещает путь своими яркими лучами. Дай Бог, чтобы в каждой семье царил такой желанный свет».
* * *
Его повесть «Мелейда и Мешкот» (Москва, Изд. Авторская Мастерская, 226 стр., 2016) содержит в себе интересный философско-психологический аспект мировоззрения.
Александр Мирзонян раскрыл в художественной форме глубинную суть взаимопроникновения, связь двух культур на уровне не только показа жизнедеятельности его персонажей, но и на уровне экзистенциализма. Экзистенциальное мышление писателя имеет предшествующее религиозное, литературное и философское происхождение. Определение сущности его литературных героев как бы следует, а не предшествует оценке его существования.
Книга написана ясным, чётким, простым языком, она держит внимание за счёт некоей авторской искренности и желания через художественную литературу показать процесс взаимодействия культур на всех уровнях. Его герои простые люди, не занимаются проблемами культуры, однако они решают авторскую задачу – взаимодействия двух культур.
Автор как бы идёт в глубь бессознательного коллективного. Он показывает связь культур русской и армянской. В армянской культуре заложен архетип раннего христианства, особой нравственно-жизненной установки. Его герои несут в себе глубоко коллективное бессознательное, «память поколений», некое психологическое наследство, с которым его герои появились на свет.
Автор показывает, как индивидуальное бессознательное и сознание, являясь прижизненным приобретением, меняют, трансформируют, хоть и в минимальной форме, коллективное бессознательно. Так происходит создание своего художественного мира и литературных персонажей, которые подчинены сверхзадачи писателя. Психотип его героев усложняется, трансформируется, обновляется. Именно это является художественной заслугой писателя Александра Мирзоняна.
Авторский герой, как человек из другой культуры – как символ другой культуры, является живой, динамической фигурой. Во внешне простом повествовании скрывается целая культура народа, его архетип.
Александр Мирзонян много лет живет в Москве и продолжает литературную работу по осознанию, изучению в художественных произведениях влияния русской литературы на культуры других народов. И взаимное обогащение русской культуры через многонациональное единство. Это своего рода писательский вклад в дело мира и дружбы между народами, что очень важно на современном этапе.
Его жанры разнообразны — это глубокие и лаконичные притчи, афоризмы, рассказы. Темы, которые он поднимает общечеловеческие: о Боге и вере, о нации и народах, о политике, о природе.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ