С 15 сентября по 24 декабря в Москве проходил первый Фестиваль учеников Олега Табакова «Атом солнца». Завершающим мероприятием фестиваля стал круглый стол «Метод Табакова».
Конечно, это была та самая «табаковщина», которой жил сам Олег Павлович: много театральных студентов и коллег мэтра, много смеха, юмора, добрых улыбок.
Своими мыслями о том, что такое «Метод Табакова», в чём загадка великого актёра и педагога, поделились Владимир Машков, Анатолий Смелянский, Константин Райкин, Валерий Фокин, Андрей Дрознин, Авангард Леонтьев, Сергей Газаров.
Круглый стол «Метод Табакова» прошёл в Театре Олега Табкова (сцена на Сухаревской)
Когда-то Виктор Розов сказал о таланте Табакова: «Этот молодой человек проглотил атом солнца». По мнению Владимира Машкова, проглотил не только для себя, но и делился этим солнцем, этим атомом с другими.
Константин Райкин о мастере
Имя фестивалю дали неслучайно: дело не только в словах Розова, всё гораздо интереснее. Всем известно, что такое Большой андронный коллайдер, это ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжёлых ионов и изучения продукта их соударений. Цель – найти какое-нибудь отклонение от стандартной физической модели. «Мне кажется, — сказал Машков, — Табаков и занимался этим, сталкивая таланты на огромной энергетической скорости. Он и сам таковым является. Более того – сокращенно коллайдер называется БАК. Понимаете? Та-БАК-ов».
Олег Табаков:
«Актёр, если он одарён, существо честолюбивое. Если это не так – всё бессмысленно. Ибо вне успеха не рождается внутренняя свобода, и одну из своих главных задач я вижу в том, чтобы обеспечить молодым людям первый успех. Знаете — «дайте, дайте первую удачу, пусть в себя поверит человек!» Так должно быть. Нужно дать стартовую скорость».
Близкий соратник Олега Павловича режиссёр и педагог по пластике Андрей Дрознин считает, что в жизни и в творчестве энергетическим двигателем Табакова была любовь. «Не в каком-то примитивном смысле, — пояснил Дрознин, — а на каком-то биологическом уровне. В Олеге Павловиче любовь была составной, естественной частью – он был таким, он был любовью – к людям, к творчеству, ко всему. Он был распахнут на мир. Он постоянно делился: студентам привозил маечки, джинсы, другие подарки, рассказывал — отдавал всё это».
Анатолий Смелянский, Владимир Машков, Андрей Дрознин
Такая любовь помогала Табакову и в чисто творческих ситуациях. Скажем, в «Скамейке» его партнёршей была Татьяна Доронина, отношения с которой были довольно сложными. Но он влюблялся в героиню вместе со своим героем – начинал теплеть, светлеть на глазах, таять. Умел перешагнуть через всё, увидеть в каждом человеке что-то очень важное, ценное. «И Олег Павлович, — добавил Андрей Дрознин, — как никто очень уважительно относился к индивидуальности ученика».
Валерий Фокин
Табаков был не только пропитан любовью, он этой любовью заряжал. «Станиславский, — продолжил Дрознин, — всё-таки не зря вводит термины «лучеиспускание», «лучевосприятие» — из души в душу. Табаков мог из души в душу что-то такое передать студийцам, что иными путями нельзя было сделать, разговорами такие вещи не сделаешь».
Любовь и доброта были настолько велики, что Табаков не мог пережить чьё-то напряжение, чью-то боль, чьё-то страдание. «Это, — по мнению Дрознина, — важнейшая часть педагогики».
Олег Павлович существовал вне каких-либо систем – и в этом его феномен. «Его педагогику, — сказал Дрознин, — я бы назвал натурпедагогикой. Он шёл от природы. Станиславский когда-то говорил: «Наша задача – вернуться к природе». А Олегу Павловичу возвращаться было не надо – он был частью природы, поэтому вся педагогика была построена на каких-то очень простых, базовых и, тем не менее, понятных вещах. И это очень важно, что на этапе учёбы закладывались какие-то молекулярные основы этики и вообще взаимоотношений».
Табаков воспитывал собой, позволял студентам выходить за рамки, которых у него, собственно, для них и не было. И ребята чувствовали, что их хотят извлечь из коробочек и панцирей, в которых они пришли.
Важны были и встречи с интересными людьми, которых приводил Табаков. Как правило, разговоры шли о том, чего не прочтёшь ни в одной газете.
«И ещё очень важно, — сделал заключение Дрознин, — что Олег Павлович всем собой вбивал студийцам в код сознания, что самое важное — это внутренняя жизнь, но чтобы при этом она проявлялась. Когда он вспоминал при студийцах детство — всё было выражено на его лице и все эту картину былых лет и даже вкус мороженого все видели и ощущали. По сути, то, что Табаков проделал со студией, это подступы к «бедному театру», который придумал Гротовский — когда есть актёр, пустая сцена, три скамейки и всё создаёт актёр. Так что мы в этом смысле не очень отстали».
Олег Табаков:
«В режиссёрских изысках я не силён, но помочь актёру, довести его до образа, от которого в корне отличен, — это я, как оказалось, могу. Режиссёрскую борьбу выигрываешь делом: угадыванием исполнителей на роль, «влюблением» их в то, во что сам влюблён».
И, конечно, коллеги и ученики прямые и те, кто считает себя таковым, проработав с Табаковым не один год, вспоминали забавные, а на самом деле очень философские истории, когда мэтр, если говорить словами Константина Райкина, беспощадно, весело, невозможно талантливо разрушал всякое умничанье и многозначительный концептуализм, делая это с наслаждением. «Порой, — добавил Райкин, — это было гомерически смешно, талантливо, с позиции нормального театрального практика, живого артиста».
Птенцы Табакова
Порой казавшийся коллегам циником, Табаков был очарованным странником. «Он, продолжил Райкин, — очаровывался от театра, он любил, обожал играть, выходить на сцену. довольно редкая история для взрослого, даже очень хорошего артиста. На сцене он выздоравливал. Меня лечил от бесконечного анализа, неуверенности в себе – он последовательно это во мне уничтожал, как бы легкомысленно. Я очень к нему присматривался, я очень за ним следил – он был явлением в профессии. Я с ним всё время полемизировал – внутренне и внешне, внутренне больше, конечно. Он меня будоражил. Как правильно его отношение к успеху: в театре действительно необходим успех. Успех бывает разным, но если нет успеха – значит допущена какая-то ошибка. Он понимал оздоровительную, великую, божественную силу успеха. «Старик, достаточно один раз поиметь успех и понять, что ты интересен». Он рушил мою концепцию».
Олег Табаков:
«Весёленькое занятие! Если бы мне не давали играть, я бы приплачивал, чтоб давали. Но с годами я ощутил ещё одну радость: помните у Сэллинджера «Над пропастью во ржи» герой говорит: «Больше всего я люблю стоять у обрыва и ловить этих ребятишек». Я по этой части, наверное».
По мнению Валерия Фокина, метод Табакова – это он сам. «Знаете, — сказал Фокин, — об уникальности актёрского дарования Олега Павловича сегодня говорили не раз, но я хочу сказать, что даже его недостатки свидетельствуют об огромном масштабе его личности».
Круглый стол 14 декабря в Театре Табакова проходил так живо и весело, что слова «был», «жил», «играл» были как будто даже неуместны. Всё та же атмосфера, те же лица и было совершенно очевидно, что где-то за одной из кулис всем улыбался незабвенный Олег Павлович.
Фото Ксении Бубенец
1 комментарий
Александр Зиновьев
25.12.2019Не стало мэтра, луч не иссякает!
Где атомы в набате льют коллайдер,
Где Табаков возник и возникает,
Где в Табакерке ждут его
Всегда, отчётливо всё понимая,
Что встреча будет!
Но когда!?
Когда отсеяны песчинки мирозданья,
И рыжий кот грустит,
И падуги висят,
И сцена, много знавшая,
Не забывает,
Но занавес закрыт,
И в гардеробе тишина,
И там где наливают – тихо!
И только дух Олега
Где-то тут витает
Улыбкой со стены, где фото,
И как-то всё же не хватает,
Но что поделать,
В жизни и такое есть,
Прощайте, занавес закрыт.
И что-то там летит с небес,
Надежду молодым вселяя.
Ал. Зиновьев
25.12.19 г.