Когда звучат «Коробейники», кажется, что тебя с головой накрывает волна неимоверной силы и ты попадаешь в водоворот такой восхитительно — страстной стихии, в которой хочется находиться как можно дольше, потому что пока это море музыки поёт, и переливается, и сверкает, искрясь оттенками и полутонами, ты сидишь, вжатая его мощью в кресло, вдыхаешь в себя оттенки и полутона, растворяешься в их неземной красоте и, задыхаясь от восторга и головокружения, слова вымолвить не можешь, потому что сейчас, когда звучат «Коробейники», не существует ничего вокруг, и даже тебя не существует, настолько ты сейчас не имеешь никакого значения, просто совсем никакого значения не имеешь ты сейчас, потому что в это самое время, пока звучат «Коробейники», есть только их божественная музыка, рожденная необыкновенным чудом, название которому Оркестр русских народных инструментов.
А ты идёшь вечером после концерта и думаешь о том, какое это счастье… Город еще не остыл после суматошного дня, но потихонечку затихает, погружённый в неоновую слепоту, приправленную терпким ароматом осенней листвы, собранной дворниками в лохматые кучи и прибитые полуденным дождём. Промозгло и сыро, но этого не замечаешь, потому что ты ещё там, в той чарующей бездне оркестрового звучания, среди балалаек и домр, в окружении баянов и бубенцов, и голосистых, слегка охрипших трещоток, и хрустальных колокольчиков с серьёзными бубнами. Ты – в магическом звучании волшебных гуслей, под голос которых возносишься куда-то высоко-высоко и растворяешься в вышине октябрьского неба.
Действительно, как это здорово, что в прошлом веке появился у нас талантливый музыкант-энтузиаст, который очень захотел, чтобы великие «Коробейники» зазвучали и на рязанской земле.
Имя этому большому музыканту и доброму человеку, Заслуженному работнику культуры РФ Александр Иванович Лаврухин.
Его в городе любят, и это – истинная правда.
Я услышала так много добрых слов о нём, столько восторженных отзывов от его коллег, что не рассказать о нём было бы большой несправедливостью.
«Нет, конечно, он на репетициях, бывает, и кричит – ведь шепотом, понятно же, никто не услышит, когда оркестр играет. Тут поневоле погромче нужно. Это – нормально. Главное, не то, что кричит, а то, что злости в этом крике нет. Просто звук сильнее. Ну и эмоции, если кто «лажает» *, естественно… святое дело… тут уж не до шёпота. (* «лажает» — от «лажа» — ложь, подделка; что- л. нежелательное. муз. жаргон – фальшивое исполнение ). Но вы посмотрите на него – душа человек. И отзывчивый он – всегда и понять может, и помочь…»
Об этом же мне сказала Галина Николаевна Разутова, когда я заговорила о Лаврухине:
«Очень хороший человек Лаврухин, очень – добрый, искренний, бескорыстный. И музыкант первоклассный»
Когда в оценке человека многие, помимо его высоких профессиональных качеств, в один голос говорят о том, что он – добрый, это не может быть случайностью.
– Родился я 70 лет назад в маленьком калужском городке Людиново в простой крестьянской семье: две сестры умерли во время войны, осталось нас трое. У меня было самое обыкновенное послевоенное детство, со всеми невзгодами и радостями. Случилось чудо: в наш маленький провинциальный городишко приехали два выпускника калужского музыкального училища для создания детской музыкальной школы. Так я стал учиться игре на баяне. «Чтобы собак не гонял», — сказали мне дома, когда отдавали в школу. Понравилось мне заниматься музыкой, с отличием я окончил школу и поступил в Калужское музыкальное училище имени С.И.Танеева, а конкурс был – двенадцать человек на место. Это сейчас мало идут в музыканты, а тогда…, — вспоминает Александр Иванович. Потом была Нижегородская консерватория имени М.И.Глинки, потому что без музыки Александр Лаврухин себя уже не мыслил.
– Курс у нас в училище оказался сильным, четыре баяниста выпустились, а трое поступили учиться дальше. Консерватория – это совершенно другой этап жизни и музыкального образования, – особенный этап. Таким это было счастьем – учиться в консерватории! — продолжает Александр Иванович.
Добрым словом вспоминает он своих консерваторских преподавателей: куратора Николая Чайкина, преподавателя по специальности Ю.П. Агафонова, педагога по дирижированию Г.П. Муратова – главного дирижёра горьковской оперы, который потом стоял во главе оркестра пермского театра оперы и балета.
– Как Вы попали в Рязань?
– В 1973 году мой консерваторский однокашник С.В. Нилов, который после окончания консерватории возвращался домой в Рязань, позвал и меня с собой на оркестр баянов. В то время такого коллектива в городе ещё не было, а у меня – специализация дирижёра оркестра баянов, потому что тогда в нашей консерватории был только оркестр баянов. Разрастался контингент Рязанского училища: приглашалось много педагогов, увеличилось количество поступающих, сформировалось два оркестра: русских народных инструментов и оркестр баянов.
Маэстро Лаврухин
Вся моя жизнь в дальнейшем оказалась связана с оркестром. Пришлось создавать репертуар, и теперь у нас целая библиотека для оркестра баянов. Нашими инструментовками пользовались и в вузах, а оркестр был на хорошем счету: в 1988 году мы заняли первое место в конкурсе оркестров музыкальных училищ московской зоны. В училище я вёл и сейчас веду класс дирижирования и класс специальности (баян), выпустил много хороших музыкантов, которые окончили консерватории и успешно работаю и в Рязани, и за её пределами. В оркестре и сегодня играют мои ученики – прекрасные музыканты: Дмитрий Козырев, который сегодня имеет свой коллектив «Рязаночка», Вячеслав Норенко, Сергей Аникин. Много лет играл у меня Сергей Ваньков – нынешний директор первой музыкальной школы, прекрасный баянист, руководитель ансамбля русских народных инструментов «Ока». У нас классический академический оркестр Андреевского образца, в котором есть ещё и баяны. Если есть необходимость в духовых, то приглашаем из симфонического гобой и флейту.
В конце шестидесятых – начале семидесятых в Рязани уже был симфонический оркестр, но к этому времени в городе появилось много хороших музыкантов «народников». Почему бы не создать оркестр русских народных инструментов? Вот такая мысль пришла в голову Александру Лаврухину. Помнил он слова Фёдора Шаляпина, с которыми тот, в присутствии императора Николая II, обратился к Андрееву – создателю первого российского оркестра русских народных инструментов: «Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир.» Не забыл Александр Иванович и о том, что сам император поддержал создание в России первого ОРНИ. С этим и отправился преподаватель Рязанского музыкального училища на поклон в Управление культуры города, где и получил, как это водится, чиновничий отказ на своё благое и, как он считал, необходимое есенинско-русскому городу, дело. Понятно, что не царский размах и уровень у наших чиновников от культуры, не всегда хорошо они видят и слышат, а потому не отчаялся музыкант и пошёл в Клуб «Красное знамя», где очень успешно работал кружок русских народных инструментов. Поговорили с директором Клуба и решили создавать оркестр. Проще простого, когда на энтузиазме-то! В первую очередь откликнулись педагоги ДМШ № 3 города. Занимались по воскресеньям, после трудовой рабочей недели. Разумеется, бесплатно, как это бывает по обыкновению, когда на энтузиазме.
Вот так и появился в Рязани любительский оркестр русских народных инструментов, в котором играли очень крепкие профессионалы.
А длилась эта «самодеятельность» до 1993 года. Коллектив, в репертуаре которого сегодня более пятисот произведений, существует тридцать девять лет, но снова и снова… оркестр держится на энтузиазме, любви и хорошем климате внутри коллектива.
– Мы играм классику, — говорит Александр Иванович, — у нас много тематических программ: к 70-летию Победы, к 120-летию С.Есенина (Звени, златая Русь!) джаз играем. К Году литературы состоялся концерт оркестра по произведению А.С.Пушкина «Метель» на музыку Г.Свиридова. С нашим оркестром выступают юные виртуозы Рязани, в репертуаре оркестра программы романсов. Украшение оркестра – певица Галина Разутова, работать с которой – истинное наслаждение, потому что она – профессионал самого высокого достоинства.
Галина Разутова
Молодые наши талантливые вокалисты – Наташенька Нелюбина и Алексей Свиридов.
Наталья Нелюбина и Алексей Свиридов
Большим счастьем было встретиться и поработать с народным артистом СССР, профессором Саратовской консерватории имени Собинова Леонидом Сметанниковым. Мы – дипломанты Фестиваля профессиональных оркестров в Липецке, но хотелось бы съездить на конкурс и ещё раз, потому что коллективу оркестра это было бы под силу, есть, что показать публике и жюри.
Александру Ивановичу очень дороги лауреатские победы его учеников, о которых он может рассказывать долго и увлеченно, потому что в каждой из них – большая часть его бескорыстного труда, и тепло щедрой души, и волнение неравнодушного сердца, ибо он отдаёт музыкантам не просто своё рабочее или личное время, но ещё что-то неизмеримо большее, перед чем слова, как бы хорошо они не прозвучали, останутся просто словами, которые всегда бледнеют рядом с настоящим делом. Дирижёр и преподаватель по классу баяна в Рязанском музыкальном училище имени Пироговых Александр Лаврухин, Заслуженный работник культуры – человек дела, сумевший создать первый в городе оркестр русских народных инструментов, ставший неотъемлемой частью есенинской Руси, которой выпала честь оказаться на земле рязанской, а потому …
…когда звучат «Коробейники», не существует ничего вокруг,
…потому что в это самое время, когда звучат «Коробейники»,
…есть только божественная музыка,
…рожденная обыкновенным чудом,
название которому…
Оркестр русских народных инструментов под управлением Александра Ивановича Лаврухина.
Александр Лаврухин
31 января 2024 года Александра Ивановича Лаврухина не стало
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ