Женские созвучия. К 8 марта
04.03.2025
/
Редакция
Сияющие, жемчужной нежностью переливающиеся нити – умозрительно, отчасти – эзотерически протянутые от Анны Буниной к Белле Ахмадулиной, и переливы интонаций, голосовые модуляции в пределах этой вековой протянутости будут столь прекрасны!
…Анна Бунина, испятнанная страданьем болезни, стоически переносящая соль мУки, взывает – на пределе струн:
Боже благости и правды!
Боже! вездесущий, сый!
Страждет рук твоих созданье!
Боже! что коснишь? воззри!..
Ад в душе моей гнездится,
Этна ссохшу грудь палит;
Жадный змий, виясь вкруг сердца,
Кровь кипучую сосет.
Стих, гранёно-жёстко вписанный в действительность, вечно экономящую на мёде – ради кнутов и палок; но интонация Буниной – своеобразный камертон, во многом определивший звук русской поэзии – в её женской ипостаси.
Самоосуждение Ахмадулиной – дорогого толка: в нём – крепость стремленья переправить себя, переделать, осветлить:
Так дурно жить, как я вчера жила, —
в пустом пиру, где все мертвы друг к другу
и пошлости нетрезвая жара
свистит в мозгу по замкнутому кругу.
Чудовищем ручным в чужих домах
нести две влажных черноты в глазницах
и пребывать не сведеньем в умах,
а вожделенной притчей во языцех.
Узнаваемость стиха! Вибрации неповторимых рифм…
Временная последовательность – ни к чему, интереснее синкопы разрывов, и вот – с детства многим поколениям знакомые, добром и нежностью чудно светятся, прелестные созвучия Агнии Барто:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу: —
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Крошечная драма проступит: из которой растут взрослые, и верность, умножаемая на сострадание, помогут их пережить:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший…
Нервно вибрирующий стих М. Цветаевый — зажжённый в тысячи огней, рассыпающихся суммами оранжево-золотистых, красных брызг будет завораживать ещё многие поколения:
У меня в Москве — купола горят!
У меня в Москве — колокола звонят!
И гробницы в ряд у меня стоят,—
В них царицы спят, и цари.
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Легче дышится — чем на всей земле!
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе — до зари!
Будто – сказочные купола, всё переогромленное – чувства, мысли, сказовое, фантастическое; и плеснёт прямо в читательское сердца рябиновая кисть.
Противоположно: словно красиво надутые паруса властности – распускаются стихи А. Ахматовой: мраморно-ясные, великолепные в своей наполненности:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Отчее и родное изломами боли – за сокрушение – наполняет многие произведения Татьяны Глушковой, и огненная эта боль рвётся в читательские сердца, требуя действий:
Когда не стало Родины моей,
я ничего об этом не слыхала:
так, Богом береженая, хворала! —
чтоб не было мне горше и больней…
Когда не стало Родины моей,
я там была, где ни крупицы света:
заслонена, отторгнута, отпета —
иль сожжена до пепельных углей.
Таинственная эта нить, связующая века, загорается драгоценными жемчужинами своих времён; листая тома былого, читаем замечательную Каролину Павлову:
Когда в раздор с самим собою
Мой ум бессильно погружен,
Когда лежит на нем порою
Уныло-праздный полусон, —
Тогда зашепчет вдруг украдкой,
Тогда звучит в груди моей
Какой-то отзыв грустно-сладкой
Далеких чувств, далеких дней.
Тяжесть содержания, впрочем, разрешающаяся детской сладостью, не препятствует мелодике стиха – лелеющей слух, волнами тепла расходящейся по сердцу…
Остро-тонкая, таинственно-прекрасная Зинаида Гиппиус волхвует самородным стихом, повенчанным с мистикой:
Твои народы вопиют: доколь?
Твои народы с севера и юга.
Иль ты ещё не утолён? Позволь
Сынам земли не убивать друг друга!
Не ты ль разбил скрижальные слова,
Готовя землю для иного сева?
И вот опять, опять ты – Иегова,
Кровавый Бог отмщения и гнева!
Взлетают, золотясь, шары созвучий, раскрываются недра женского сердца, и великолепие русского женского слова, маня и конкретикой, и запредельностью, организует целые миры, облагораживающие читательские души.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ