У меня, сознаю, идиотская позиция. Ну в самом деле: я претендую на то, что меня озаряет знание подсознательного идеала автора, который сознанию автора не был дан. Я, получается, автора умней. Чисто из-за избранной мною позиции. – Ну? Чем не идиот?
Вот у меня сын. Он с детства странный. Оттого чурались его во дворе дети. Но он не унывал и гулял сам, назначая себе маршруты хождения вокруг домов, что возле нашего. И, на повороте у одного, — он всегда его обходил по часовой стрелке (не из-за того, что он с нею сообразовывался, а просто первый раз так получилось, а он не любил изменений), — его облаивала маленькая собачка с балкона на втором этаже. (Единственное такое общение.) От нелюбви к изменениям ему не нравилось, наверно, что в отпуск мы ездили к бабушке на море. Она из него раз вытошнила, что он хочет домой. «А кто тебя там ждёт?» — спросила бабушка. – «Моя собака». Никто не понял, а он не смог объяснить. Один я догадался, потому что издали всегда следил за ним (чтоб чего с ним не случилось), когда его выпускали гулять во дворе. И мама его про ту собаку не знала. А я знал и понял: он скучает по лаю на себя этой собаки. Ему нужно – Прежнее.
А вот передо мной футуристы. И их подсознание – у каждого! – отягощено (знаю один я, так получилось) нехорошестями – у каждого своими! – которые сопряжены с чем-то – у каждого своим! – им любимым, понимаемым как прогресс.
В одной нехорошести Кручёный раз почти признался:
«В искусстве могут быть неразрешенные диссонансы — «неприятное для слуха» — ибо в нашей душе есть диссонанс, которым и разрешается первый. Пример дыр бул щыл и т.д.»
Я понимаю так (наоборот – артист же не может выражаться прямо!), что диссонанс в душе Кручёных разрешился в стихотворении «Дыр бул щыл» диссонансом для уха этих звуков.
И я позволил себе решить (см. тут), что это смутное в его душе ощущение незастрахованности его подсознательного идеала анархии (его сознанию не данной, но сознанием считаемой как очень прогрессивная система управления {как мог он слышать стороной, анархия настанет при коммунизме}), — ощущение незастрахованности анархии от всяких экстремизмов, анархии как таковой не присущих, но липнущих. В частности – ощущение незастрахованности от всеотрицания Ларионова (тот очень быстро шёл по пути лишения своих произведений чего бы то ни было эстетического – непрерывные смены стиля, и, вон, уже до беспредметности лучизма докатился).
Такова моя гипотеза.
Ну и надо гипотезу проверять.
Я придумал такую проверку. – Ларионов ему иллюстрировал три книжки: «Помада» (1912), «Старинная любовь» (1912) и «Полуживой» (1913). Последняя была последней. Почему? Потому что в ней идейная противоположность Ларионова стала выпирать. Так зачем с ним сотрудничать. То есть достаточно увидеть, в чём материальное отличие третьей книги от первых двух, потом понять, что это значит, тогда противоположность и будет подсознательным идеалом осознаваемого диссонантным «Дыр бул щыл» у Кручёных.
Признаюсь, эта идея проверки угаданного тут у меня возникла от чтения «RARUS’S GALLERY». Я просто отсёк то, что не подтверждало мою угадку. – Приём не годный, но пока я разрешаю себе им попользоваться. Дальше будем думать, что делать.
Итак.
Есть и текстовое отличие «Полуживого» от первых двух книг:
«…от ранее изданных поэм “Полуживого” отличает заметно преобладающая натуралистическая тенденция»
Натурализм Кручёных соответствует замыслу «Полуживого»:
«…победа поэта-будетлянина над старым миром» (Там же).
Убитый в битве как бы оживает, попадает в ад, все тамошние муки ему нипочём, и его там назначают главным и укладывают спать.
Это – на уровне сознания. Что на уровне подсознательного идеала есть победа коммунизма с его анархией, как системой управления.
Такая идейная крайность вызывает текстовую крайность – предельную отвратительность старого мира в мерзостно-натуралистическом подборе слов: «смертсрадостный мертвец», «из гнили», «дикий крик», «уксус лили на язык», «скверны образец / В боку отверзта яса», «И издеваясь над живыми / Я стану раны бередить», «В последней судорге лица», «Точили черной прелью» и т.д. и т.п. – Как у Гольбейна отвратительность трупа Христа призвана тем паче возвысить веру в Него.
Гольбейн. Мёртвый Христос в гробу. 1521—1522.
– Позитив вопреки негативу. Только без Бога. – Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы свой, мы новый мир построим… Идеально добрый и человечный! И материальный.
А у Ларионова иначе – метафизический. И – над Добром и Злом.
«Если в “Старинной любви” превалировал бархатистый размытый тон жирного литографского карандаша,
то здесь ведущими оказываются отрывистые, тянущиеся по поверхности листа движения кисти. Особенно часто использует Ларионов своеобразный эффект, связанный с тем, что движения кисти оставляют в ворсинках бумаги незначительные пятна и помарки. Они сохраняются и при переводе на камень, придавая всему рисунку впечатление чернового оттиска…
…настойчиво пытались найти такие формы жизни искусства, которые размыкали бы границы художественного произведения вовне. Такое смещение акцентов связано с принципиальным изменением в интерпретации самой природы искусства. Произведение искусства не является больше самоцелью, самодостаточным автономным миром. Оно рассматривается как средство достижения определенного внутреннего опыта, как инструмент для создания особой атмосферы. Художественное произведение, погружаясь в поток хаотических, случайных скрещений с движением жизни, теряет традиционные координаты своего существования. Оно оказывается в состоянии специфической подвижности, текучести и неупорядоченности…
…нечто, не имеющее границ и рассеянное повсюду…
…создает картину реальности без априорных логических схем, основанную на естественном зрении, неопосредованном рацио…
…рассеивали искусство, лишали его характеристик устойчивости, неизменности, неподверженности потоку времени»
(Там же)
А когда начинают выражать поток времени, который обычно совершенно не замечается за занятиями, имеющими цель, то ясно, что выражается метафизическое иномрие, принципиально недостижимое, единственная радость от которого – что удалось дать (для восприемника – ощутить) образ этому иномирию.
Такой сверхпессимизм был Кручёных не нужен. И – он отказался от дальнейшего сотрудничества.
И, конечно, в голову Кручёных не могло прийти, ЧТО на самом деле его вдохновило на «Дыр бул щыл».
Тем паче, что работает же сознание, объясняет. Мол. Свобода…
«Ясное и решительное доказательство тому, что до сих пор слово было в кандалах является его подчиненность смыслу, до сих пор утверждали: «мысль диктует законы слову, а не наоборот». Мы указали на эту ошибку и дали свободный язык, заумный и вселенский»
Экономия…
«…через слово к непосредственному постижению» (Там же).
Новая антропология…
«В искусстве мы уже имеем первые опыты языка будущего. Искусство идет в авангарде психической эволюции» (Там же).
За ощущением, представлением, понятием (и идеей) начинает образовываться четвертая единица — «высшая интуиция»…
«Гладиаторы и мечари – мысль одна, но слова разные и настолько, что скорей я скажу: смехири и мечари имеют один смысл, чем мечари и гладиаторы, потому что звуковой состав слова дает ему окраску жизнь и слово только тогда воспринимается, живо действует на нас когда имеет эту окраску: гладиаторы — тускло, серо, иностранно, мечари — ярко, красочно и дает нам картину мощных людей, закованных в медь и сетку»
(Там же)
Вестники будущего…
«Мы первые сказали, что для изображения нового и будущего нужны совершенно новые слова и новое сочетание их» (Там же).
Сплошной оптимизм и фанфары.
А на самом деле – муки совести из-за побочных эффектов у прогресса. Лес рубят – щепки летят… И надо закусить губу до боли, чтоб броситься вперёд, к прогрессу.
1 комментарий
Михаил Александрович Князев
19.10.2021Нельзя быть над добром и злом. Это предательство Разума.