Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Демьян Бедный (1883-1945) — поэт, писатель публицист, общественный деятель

Светлой памяти, 140-летию со дня рождения

писателя Демьяна Бедного

посвящается

Ранние годы. Детство. Образование.

Ефим Придворов (настоящее имя писателя – ред.) родился в семье крестьянина 1 (13) апреля 1883 года в селе Губовка Херсонской губернии (ныне Компанеевский район Кировоградской области, Украина – ред.). Когда мальчику исполнилось 3 года, отец забрал сына в Елисаветград, где работал, куда удавалось устроиться: поначалу чернорабочим на машиностроительном заводе, привратником, затем – носильщиком на вокзале, потом – сторожем при церковном училище. Жили они вдвоем в подвальной комнатушке. Мать, как вспоминал позднее писатель, вела разгульный образ жизни, сына навещала лишь изредка, но эти визиты мало его радовали: «Мать с нами жила редкими временами, и чем эти времена случались реже, тем это для мня было приятнее, потому что обращение со мной с ее стороны было на редкость зверское».

В духовном училище Алексей Придворов прослужил несколько лет, но в 1890 году лишился работы, и семилетнему Ефиму пришлось переехать к матери и деду в Губовку. Мальчик сравнивал эти годы с каторгой:

«Если я остался жильцом на этом свете, она (мать) менее всего в этом повинна. Держала меня в черном теле и била смертным боем»

Дед же, «удивительно душевный старик» относился к внуку очень сочувственно, жалел его и всячески поддерживал. Он любил беседовать с мальчиком, рассказывал ему о том, как жили простые люди в деревне при «аракчеевщине» и барских наказаниях. Эти суровые воспоминания надолго запомнились Ефиму, а позднее стали темой его стихотворений:

О многом мне поведал дед.

Суровы были и несложны

Его рассказы и ясны,

И были после них тревожны

Мои младенческие сны.

Первое образование мальчик получил в сельской школе. Более всего его увлекло чтение, память у него была прекрасная, и он выучил наизусть сказку Петра Ершова «Конек Горбунок», а потом с удовольствием пересказывал ее приятелям. А еще не расставался с романом Николая Пастухова «Разбойник Чуркин», которым зачитывалась вся Россия, где описывались удивительные приключения героя; это был типаж русского Робин Гуда.

Но суровые домашние условия вынуждали Ефима в редкие свободные часы подрабатывать: то сельским писарем, то читать псалтырь по усопшим, то петь в церковном хоре или выполнять различные поручения – отнести, получить, подать и т.д. Большую часть заработанных им денег забирала мать, а то, что удавалось сберечь, тратил на книги.

Проучился Ефим в школе 4 года, окончив ее с похвальным листком, что помогло ему осенью 1896 года поступить в военно-фельдшерскую школу в Киеве в качестве «казеннокошного», т.е. учился он за государственный счет. Здесь готовили военных фельдшеров, которые после окончания должны были 6 лет отслужить в армии по специальности.

Справедливости ради, следует заметить, что благодарить за это он должен был мать. В такое заведение попасть было непросто, ибо на всю страну их было всего семь, и предназначались они в первую очередь для детей нижних солдатских чинов. Дабы определить туда Ефима, мать организовала сыну протекцию с помощью некой местной дворянки, которая выхлопотала рекомендательное письмо от местного председателя окружного суда.

В то время начальником военных училищ Российской империи был Великий князь Константин Константинович. Во время визита в Киевскую школу ему представили Придворова как местного поэта. Князь сам баловался стихами, и с этого момента стал оказывать безвестному Придворову всяческую помощь и протекцию, а именно его стихи стали печатать в «Киевском слове».

…Покинув нелюбимую мать, подросток с жадностью приступил к учебе: «Когда мне предлагают написать об «ужасах» военного воспитания в военно-фельдшерской школе, то мне становится просто неловко. Какие там ужасы, когда в школе я впервые почувствовал себя на свободе. Высокие белые стены, паркетные полы, ежедневно горячие обеды, – да мне и во сне не снилось никогда. Я был на десятом небе от блаженства!».

Здесь Ефим Придворов впервые написал стихи, патриотические строки которых были посвящены императору Николаю II и его миротворческому выступлению 1899 года, где монарх говорил о необходимости всеобщего разоружения.

После окончания учебы в 1900 году Ефима Придворова распределили в родной Елисаветград. Работа была не трудной, однако тяготила его, поскольку более всего юношу увлекала поэзия, и в 1901 году появились на свет два стихотворения: «Ответ издалека» и «Лебеди», но более того, оба были опубликованы в Санкт-Петербурге в «Сборнике русских поэтов и поэтес»!..

Положенный срок после окончания Киевской школы Ефим не отработал: все четыре года, проведенные в лазарете, он продолжал учиться сам, чтобы получить аттестат зрелости, а затем попасть в высшее учебное заведение. Цель была достигнута: в 1904 году Ефим Придворов экстерном сдал экзамены за полный курс мужской классической гимназии, получив по «Закону Божьему» – отлично, по «Русской словесности» – хорошо и три балла по всем прочим предметам. Однако наличие аттестата позволило-таки поступить в Санкт-Петербургский императорский университет. Однако выбрал он не медицинский факультет, а историко-филологический, поскольку ощущал призвание свое в гуманитарных науках.

Студентом Ефим Придворов числился 10 лет, намеренно затягивая сдачу экзаменов, поскольку по окончанию обучения он лишался бы права жить в Петербурге; университет так и не окончил, ибо его ждал не отбытый срок воинской службы в Елисаветграде.

Жил Придворов в общежитии, плата за обучение – 25 руб. в год, естественно, на жизнь в столице не хватало, поэтому приходилось подрабатывать частными уроками. Одной из его учениц была Вера Рудольфовна Косинская, которая и стала его первой женой, а в 1911 году родилась у них дочь Тамара.

Взросление. Начало творчества

Шел 1905 год, страну охватила волна крестьянских восстаний. После 8 лет военного воспитания революционные настроения пугали Ефима. Он сторонился студенческих беспорядков и стремился сосредоточиться на учебе. Однако оградить себя от духа революции ему не удалось, все более задумывался молодой человек над справедливостью существующего строя, а трагический исход революции и политический террор 1907-1908 годов показали жестокость правящей власти, в итоге он перешел на сторону бастующих.

В стихах, написанных в эти годы, таких как «Письма из деревни», Ефим называл себя «природным мужиком», где рассказывал о крестьянских бедах, о смерти родных, о всеобщем разорении и нужде простых людей.

В стихотворении «Не примирился, нет!» он сокрушается, что ему не хватает смелости присоединиться к освободительному движению. В другом – «Песнь моя в плену» терзается, что не может опубликовать стихи, которые отправил в журнал «Русское богатство» (ежемесячный, общественно-политический, литературный и научный журнал в Санкт-Петербурге – ред.). Но эти суровые испытания для молодого поэта были, как позже выяснилось, полезны: он попал в литературную среду столицы, начал посещать заседания Литературного общества, где и обрел своих единомышленников.

Наконец, в 1909 году стихи Ефима появились на страницах «Русского богатства»!.. А в следующем году он познакомился с редактором издания Владимиром Бонч-Бруевичем, который, правда, не сразу, убедившись, что молодой человек очень серьезно сочувствует революционным идеям, ввел его в круг своих постоянных гостей-большевиков. В его квартире планировались действия партии в Думе, обсуждали литературные проекты, а также новые произведения – статьи, рефераты, памфлеты и стихи. Постепенно студент Придворов втянулся в дела большевистской партии, стал лучше разбираться в общественной жизни и существующих проблемах.

Первые стихи Ефима Придворова были написаны в духе казенного монархического «патриотизма», а после сближения с Бонч-Бруевичем и другими большевиками поэзия его приобретает новый, бунтарский характер.

В 1911 году ему удалось опубликовать в социал-демократической газете «Звезда» несколько стихотворений: «Сонет», «Праздник», «Сыпок», а также «О Демьяне Бедном, мужике вредном», борце за права крестьян, прототипом которого стал его дядя Демьян Придворов, по прозвищу «Бедный». В родном селе его знали, как атеиста и критика существующей власти.

Остро политические стихи Ефима нравились большевикам, и вскоре поэта сделали сотрудником редакции газеты «Звезда». Специально для него завели рубрику, где он публиковал стихи, басни на самые злободневные темы: о лицемерной буржуазной прессе, о продажных царских министрах, о подлом обмане народа на выборах в Государственную Думу и прочее, и в этом же году была закрыта «Звезда», которую цензура много раз штрафовала.

Пришлось остросюжетные стихи и басни публиковать в больших газетах и журналах, таких, как «Правда», «Невская застава», «Наш путь» и др.

Помимо новых произведений (басни, песни, частушки) там стали появляться стихи, которые долгое время у него в результате вынужденного молчания лежали под спудом: «Не стало пламенных бойцов», «Бывает час…», «Тщетно рвется мысль», «Молчи!» и другие. Все это вместе могло навлечь гнев властей, поэтому ему приходилось подписывать их различными вымышленными псевдонимами: «Мужик вредный», «Друг сердечный», «Шило», «Покойник», «Кастерный» и другими, что находили свое пристанище в нелегальных изданиях.

Но постоянным псевдонимом, с которым он вошел в Отечественную русскую литературу, стал «Демьян Бедный», и первой стала басня «Кукушка» (1912 г.):

Хвастливая болтушка,

Однажды, сидя на суку,

Перед собранием кукушечным болтала

О чем попало,

Что ни взбрело в башку.

Сначала то да сё, по общему примеру:

Врала, да знала меру.

Но под конец – поди ж ты! – соврала,

Что видела орла.

«Орла! Ведь выпадет же случай!» –

Кукушки все тут в крик наперебой:

«Скажи ж скорей, каков орел собой?

Чать, туча тучей?».

«Ну это – как кому, – хвастуньи был ответ. –

Особого в орле, пожалуй, мало.

По мне, так ничего в нем нет,

Чего бы нам недоставало:

Те ж когти, клюв и хвост,

Почти такой же рост,

Подобно нам, весь сер – и крылья и макушка. –

Короче говоря,

Чтоб слов не тратя зря:

Орел – не более как крупная кукушка!».

Так, оскорбляя прах бойца и гражданина,

Лгун некий пробовал на днях морочить свет,

Чтоб, дескать, обсудить – так выйдет все едино,

И разницы, мол, нет:

Что Герцен – что кадет!..

Реакция публики и власть имущих была неожиданной. Как вспоминал Бонч-Бруевич, «Как только появились первые стихотворения, а потом басни Демьяна Бедного в нашей «Звезде», от Владимира Ильича (Ленина) пришло к нам в редакцию письмо, в котором он запрашивал, кто такой Демьян Бедный, обращая наше внимание на этого молодого даровитого поэта и советовал нам как можно ближе привлечь его в нашу среду, к нам в газету. Он характеризовал его произведения как весьма остроумные, прекрасно написанные, меткие, бьющие в цель. И с тех пор он неизменно относился самым внимательным образом к творчеству Демьяна Бедного».

На переднем плане. Обретения себя

I.

Такая серьезная поддержка творчества начинающего поэта для Ефима Придворова была и неожиданной, и многообещающей. В то же время внимание властей привлекла и газета, в 1912 году репрессии, как уже говорилось, против «Звезды» усилились: номера изымались из продажи, некоторые материалы облагали штрафами, редакторов сажали в тюрьмы. Работать в пролетарской газете стало опасно, к тому же эти труды почти не приносили денег. «Измытарился. Дьявольски тяжелая роль – быть литературным пролетарием», – признавался Демьян Бедный. Но несмотря на постоянную угрозу ареста, в 1912 году поэт вступил в РСДРП (Российскую социал-демократическую партию большевиков – ред.).

Первая книга Демьяна Бедного «Басни» увидела свет в 1913 году. Полиция зорко следила за ним, устраивала обыски, конфисковала номера газет с его стихами, даже устроила слежку, где бывал поэт, с кем встречался и пр.

Критики встретили издание весьма радушно, хотя и усомнились в выборе жанра. Рецензент Владимир Кранихфельд (критик, публицист – ред.) не преминул заметить в «Современном мире» (ежемесячный, научный и политический журнал в Санкт-Петербурге): «Того значения, какое басня имела в доброе старое время, она уже не возвратит себе. Для этого слишком разнообразные формы, которые имеет в своем распоряжении современная литература».

Но Демьяна Бедного интересовали именно эти «устаревшие жанры». Вскоре он взялся за сказки, создав: «Диво дивное», «Пирог да блин», «Сказки», «Куры».

…Началась Первая мировая война (1914 год); Ефим Придворов, был мобилизован в армию и стал фельдшером санитарно-гигиенического отряда. За спасение раненых с поля боя был награжден Георгиевской медалью.

В 1915 году был переведен в резервную часть (возможно, с учетом «неблагонадежности»), а позже уволен в запас.

Басен его нигде больше не печатали, и Демьян устроился в Питере делопроизводителем (позднее – начальном отдела) Центрального Военно-промышленного комитета. Это, кстати, спасло его от многих неприятностей, которые коснулись многих его друзей. Была ликвидирована газета «Правда», многих сотрудников арестовали. В армии ему приходилось скрывать свою литературную деятельность, как и свой псевдоним; писал урывками, единственная сохранившаяся фронтовая рукопись – наброски сказки «Скупой черт».

К счастью, друзья его были живы и здоровы, и вскоре они с Бонч-Бруевичем и Александром Серафимовичем, возобновили подпольную партийную работу. С помощью большевиков поэту удалось издать и свою вторую книгу «Диво-дивное и другие сказки».

II.

После Февральской революции Демьян Бедный активно сотрудничал с газетой «Известия», которую издавал Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, а позднее – со вновь воссозданной «Правдой».

Сочинения, как уже говорилось, очень нравились Ленину, он считал их «действительно пролетарским творчеством» и не раз цитировал их в своих выступлениях. Близкое общение с лидером партии выдвинуло Демьяна Бедного в авангард пролетарского искусства. Ленин еще с 1912 года активно переписывался с Бедным, а в апреле 1917 года лично познакомился с ним, и поэта, с его подачи, выдвинули на выборах от фракции большевиков делегатом в Рождественскую районную Думу столицы.

В марте 1918 года Демьян Бедный прибыл вместе с советским правительством из Питера в Москву, где получил квартиру в Большом Кремлевском дворце, куда позже (летом) перевез жену, детей, тещу и няню для детей. Семья поэта к тому времени выросла: в 1916 родилась дочь Сусанна, в 1919 году появился сын Дмитрий, а за ним – Святослав.

…В годы Гражданской войны Бедный вел агитационную работу в рядах РККА (рабоче-крестьянская армия, с 1946 г. – Советская армия – ред.). В своих стихах тех лет он превозносил Ленина и Троцкого. Стихи его печатали «Правда», «Беднота» и другие советские газеты. Но в 1918 году Ленин резко осудил стихотворение Демьяна Бедного «Слепые» (о русском крестьянстве):

О, созерцай, душа: весь ужас жизни тут

Разыгран куклами, но в настоящей драме

Они, как бледные лунатики, идут

И целят в пустоту померкшими шарами.

И странно: впадины, где искры жизни нет,

Всегда глядят наверх, и будто не проронит

Луча небесного внимательный лорнет,

Иль и раздумие слепцу чела не клонит?

И мне, когда их та ж сегодня, что вчера,

Молчанья вечного печальная сестра,

Немая ночь ведет по нашим стогнам шумным

С их похотливостью и наглой суетой,

Мне крикнуть хочется – безумному безумным:

«Что может дать, слепцы, вам этот свод пустой?..

Владимир Ильич так отозвался о творчестве автора: «Грубоват. Идет за читателем, а надо быть немного впереди!».

III.

С приходом власти большевиков Демьян Бедный оказался среди литературной элиты. И в начале 1918 года вместе с лидерами партии он перебрался из Питера в Москву, где, как уже говорилось, получил квартиру в Большом Кремлевском дворце, а также ему подарили еще и дачу в селе Мамонтовка с большим садом.

Положение писателя упрочилось, общий тираж его книг в 1920 году превысил 2 миллиона экземпляров!.. Нарком культуры А.В. Луначарский оценил Демьяна Бедного как великого писателя, равного Максиму Горькому, и в апреле 1923 года ВЦИК наградил его орденом Красного Знамени. Это было первое награждение боевым орденом за литературную деятельность в РСФСР. В сопроводительном письме говорилось, что произведения писателя «простые и понятные каждому, а потому и необыкновенно сильные, – зажигали революционным огнем сердца трудящихся и укрепляли бодрость духа в труднейшие минуты борьбы».

…В.И. Ленин ушел от власти по случаю тяжелой болезни в 1922, и во главе государства стал Генеральный секретарь КПСС Иосиф Виссарионович Сталин. У них сложились прекрасные, очень теплые, доверительные отношения.

Писатель собрал одну из крупнейших в СССР библиотек (свыше 30 тыс. томов), которой пользовался и И.В. Сталин. Более того, для разъездов по стране Бедному выделили в 1918 году особый вагон, в котором он, в частности, путешествовал по Кавказу и во время поездок обменивался со Сталиным дружескими письмами.

Во время Гражданской войны Демьян Бедный был постоянно с бойцами на фронтах, в воинских эшелонах; вел агитационную работу среди красноармейцев; в эти годы стало очень популярным его стихотворение «Правда», более известное как военная песня «Как родная меня мать провожала…».

Поэт выступал на митингах, на солдатских собраниях, на концертах, куда приглашались заслуженные граждане, проявившие себя в установлении советской власти. По свидетельству современников, «его брошюры в соседстве с хлебом и махоркой можно было видеть торчащими из карманов у грамотных крестьян в деревне, у рабочих, у красноармейцев».

В 1925 году в протоколе №118 президиум ЦКК постановил оставить за Демьяном Бедным протекционный вагон с тем, чтобы он был использован для деловых поездок и регулярных встреч с партийным руководством.

Демьяну Бедному также был предоставлен в личное пользование автомобиль «Форд». Но в 1928 году у поэта возникли серьезные проблемы со здоровьем. И Сталин в письме в Политбюро ЦК потребовал пойти на любые расходы, чтобы не допустить гибели его от сахарного диабета: «Демьян Бедный в опаснейшем положении: у него открыли 7% сахара, он слепнет, он потерял полпуда веса в несколько дней, его жизни угрожает прямая опасность. По мнению врачей, нужно его отправить за границу, если думаем его спасти. Демьян говорит, что придется взять с собой жену и одного из сопровождающих, знающего немецкий язык. Я думаю, что надо удовлетворить его просьбу».

Ходатайство Сталина, естественно, было успешным: поэт был отправлен на двухмесячное лечение в Германию, в сопровождении членов семьи и переводчика.

В 1926 году вышло первое Полное собрание сочинений поэта, общий тираж – более миллиона экземпляров!..

Творчеству Демьяна Бедного был посвящен целый ряд изданий, в частности, А. Ефремин, редактор собраний его сочинений, выпустил книги: «Демьян Бедный в школе» (1926); «Демьян Бедный и искусство агитки» (1927); «Демьян Бедный на противо-церковном фронте» (1927); «Громовая поэзия» (1929).

На ряду со стихами на актуальные политические темы (критика империализма и фашизма и пр.), поэт постоянно большое внимание уделял антирелигиозной пропаганде, печатая остросатирические басни и фельетоны.

Демьян Бедный был постоянным автором журнала «Безбожник у станка», где он опубликовал целый цикл антирелигиозных стихов: «Новый завет», «Крещение», «Церковный канон», а также поэму «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна». По этому поводу поэт разъяснял, что имел в виду, о чем хотел рассказать:

«Я взял канонические Евангелия, какие они есть, и попытался показать, что Иисус выглядит совсем иначе, чем принято изображать (…). Это – первый этап антирелигиозной работы. – «Посмотри, сколь твой бог жалок и омерзителен!». Второй этап. «Ни хорошего, ни плохого бога не было. Выдумки!».

Личность Демьяна Бедного привлекала многих современников. В частности, Борис Пастернак писал: «Наверное, я удивлю вас, если скажу, что предпочитаю Демьяна Бедного большинству советских поэтов (…). Он без остатка растворяется в естественности своего призвания, чего нельзя сказать, к примеру, о Маяковском, для которого это было только точкой приложения части его сил. На такие явления, как Демьян Бедный, нужно смотреть не под углом зрения эстетической техники, а под углом истории».

Владимир Маяковский на выступлении в Праге (1927 г.) сказал:

«Революционное государство оценивает развитие искусства по тому, как искусству удается проникнуть в массы. Демьян Бедный, вероятно, с прежней точки зрения, не являлся поэтом, но для советского общества, если красноармейцы с его стихами на устах бросались против танков, его поэзия имеет огромное значение».

Однако не все критики были столь благосклонны. Некоторые литераторы активно выступали против засилия «демьянов бедных». А теоретик имажинизма Вадим Шершеневич писал, что пролетарские поэты, подобные Демьяну Бедному, «не несут никаких завоеваний ни в области формы, ни в области идеологии».

Представителей ЛЕФа и других авангардистских течений раздражал воинствующий дилетантизм и «кондовость» Бедного, поверхностность образов и речи, и вообще отсутствие поэтического мастерства.

Даже большевикам, как известно, не всегда нравились сочинения Бедного. Да, он признавался и сам, что иногда брал темы «с маху» и «хватал сгоряча мимо слов Ильича».

Следует заметить, что Михаил Булгаков внимательно следил за литературным богоборчеством писателя, даже собирал газетные вырезки его произведений. Существует предположение, что события, связанные с «Новым заветом без изъяна евангелиста Демьяна», а также «Послание…» послужили одним из толчков Булгакову для написания романа «Мастер и Маргарита». Некоторые исследователи его творчества полагают, что диалог Берлиоза и Ивана Бездомного в первой части романа основан на антирелигиозном высказывании Д. Бедного, а одним из прототипов Ивана Бездомного стал сам Демьян Бедный. Во всяком случае, экземпляр «Послания» был изъят 7 мая 1926 года ОГПУ во время обыска у Булгакова.

Лихие времена. Опала

После смерти Владимира Ильича Ленина в партии началась борьба за главенствующее в ней место (1926-1930). В этом противостоянии Демьян Бедный поддержал Иосифа Сталина, что помогло ему остаться на передовой Советской литературы.

В этот период он писал стихи на острые политические темы: о победе Советской армии над китайскими милитаристами, о строительстве колхозов, об антирелигиозной пропаганде. Среди его произведений того времени следует отметить такие стихи, как «Нас побить, побить хотели!», «Черта с два!», атеистическое Евангелие «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна» и другие.

Однако вскоре отношение властей к творчеству известного поэта существенно поменялось. В 1930 году фельетоны Демьяна Бедного «Перерва», «Без пощады», «Слезай с печки», жестоко раскритиковал секретариат ЦК ВКП(б) опубликовав в «Правде» следующее стихотворение:

Сладкий храп и слюнищи возжою с губы,

В нем столько похабства!

Кто сказал, будто мы не рабы,

Да у нас еще столько этого рабства…

Чем не хвастались мы?

Даже грядущей килой,

Ничего, что в истории русской гнилой,

Бесконечные рюхи, сплошные провалы.

А у нас посмотри:

На весь свет самохвалы,

Чудо-богатыри.

Похвала пустозвонная,

Есть черта наша русско-исконная,

Мы рубили с плеча,

Мы хватались за все сгоряча,

Сгоряча надрывалися,

И кряхтели потом на печи: нас не учи!

Мы сами с усами!..

Страна неоглядно великая,

Разоренная рабски-ленивая, дикая,

В хвосте у Америк, Европ. Гроб.

Рабский труд и грабительское дармоедство,

Мотовства с хвастовством.

Неуменье держать соседства. 

Критика касалась двух тем: «За последнее время в фельетонах Д. Бедного стали появляться фальшивые нотки, выразившееся в огульном охаивании «России» и «Русского»; кроме того, последний фельетон упоминал о восстаниях в СССР и покушении на Сталина, несмотря на запрет обсуждать подобные темы как «ложные слухи».

В постановлении говорилось: «ЦК надеется, что редакция «Правды» и «Известия» учтут в будущем эти дефекты в писаниях тов. Д. Бедного».

Сталин, прежде весьма благосклонно относящийся к работе писателя, назвал эти сочинения «клеветой на СССР, клеветой на наш народ».

И наступило затишье в творческой жизни писателя. Полное собрание сочинений больше не переиздавали, новые произведения в периодических изданиях не публиковали, но более того, – имя Демьяна Бедного убрали из учебных программ школьников и студентов.

А вскоре появилось письмо И. Сталина «В чем существо ваших ошибок?»:

«В чем существо Ваших ошибок?.. Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта в СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлекши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее… Вы стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что «лень» и стремление «сидению на печке» является чуть ли национальной чертой русских людей вообще, а значит и русских рабочих, которые проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой!.. Нет, высокочтимый тов. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата».

Кроме того, И.В. Сталин, зорко следящий за творчеством поэта (он всегда сам читал все, что выходило из-под его пера – ред.) резко осудил такие фельетоны Демьяна Бедного, как «Крушение в Перерве», «Без пощады», назвав их беспрецедентной клеветой на существующий строй.

Это был очень ощутимый и серьезный удар; выводы поэт сделал, и после этой критики стал писать подчеркнуто партийные стихи и басни. При этом он постоянно цитирует Сталина, а также предваряет свои произведения эпиграфами–цитатами из различных статей и выступлений вождя.

Приветствуя «войну» с православием, Бедный восторженно превозносит снос в центре столицы Храма Христа Спасителя: Под ломами рабочих\ Превращается в сор\ Безобразнейший храм, Нестерпимый позор» (1931, «Эпоха»).

В стихотворениях «Пощады нет», «Правда», «Героическая поэма» беспощадно заклеймил Троцкого и троцкистов, называя их иудами, бандитами и фашистами.

Но Иосиф Виссарионович все и всегда доводил до конца: в 1932 году Демьяна Бедного выселили из Кремля, а также лишили пропуска в Кремль. После очередной жалобы поэта, лишившегося собственной библиотеки, которой пользовался и вождь, получил разрешение лишь изредка посещать ее при получении соответствующего на то специального разрешения.

Между тем Демьяна Бедного постоянно выдвигают во всевозможные «президиумы и правления», с 1922 года он – депутат Моссовета.

К 50-летию его творческой деятельности (1933) Демьяна Бедного награждают орденом Ленина. Но партийная критика поэта с одобрения властей продолжалась, и на съезде советских писателей (1934) его обвинили в политической отсталости и вычеркнули из списка награждаемых.

В 1935 году разразился новый скандал: НКВД была найдена тетрадь Демьяна Бедного с записями оскорбительных характеристик, которые он давал видным деятелям партии и правительства. Открылись также жалобы Демьяна на то, что, Сталин, пользуясь его кремлевской библиотекой, оставляет на страницах книг сальные следы от пальцев.

Но беда, как известно, не приходит одна. В 1936 году Демьян Бедный написал либретто комической оперы «Богатыри» (о крещении Руси на музыку Бородина – ред.), которая возмутила посетившего спектакль В. Молотова, а затем и Сталина. Результат последовал незамедлительно – Постановление от 14 ноября 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б) о запрете пьесы Демьяна Бедного «Богатыри».

Комитет по делам искусств в специальном постановлении (15. 11.1936) так же резко осудил спектакль как антипатриотический, и он был снят с постановки.

Кроме того, очередную, якобы антифашистскую поэму «Борись иль умирай» (1937) И. Сталин в письме к редакции «Правды» расценил, как «литературный хлам», как басню, содержащую «глупую и прозрачную» критику не фашистского, а советского строя!..

В газете «Правда» появилась разгромная статья П.М. Керженцева под названием «Фальсификация народного прошлого», где Бедному ставилось в вину искажение российской истории и «оплевывание народного прошлого», которое проявилось, в частности, в романтическом возвеличивании «разбойников» Древней Руси, и одновременном очернении древнерусских богатырей, воплощавших думы и чаяния народа».

Демьян Бедный попытался опубликовать в «Правде» антифашистскую поэму «Ад», но Сталин наложил на рукопись раздраженную резолюцию: «Передайте этому новоявленному «Данте», что он может перестать писать!».

Поистине, «Минуй нас пуще всех печалей\ И барский гнев, и барская любовь!».

Последние годы жизни

(1938-1945)

В июле 1938 года Демьян Бедный был исключен из ВКП(б), а также из Союза писателей с формулировкой «моральное разложение». Его перестали печатать, но, как ни странно, объекты, носившие его имя, переименованы не были.

Попавший в опалу, писатель буквально бедствовал, и был вынужден продавать мебель, свою библиотеку, небольшую часть которой удалось сохранить.

Он по-прежнему продолжал сочинять новые стихи, восхваляя Ленина-Сталина, но в частной беседе с родственниками или близкими друзьями, которых осталось немного, Демьян крайне негативно отзывался о вожде и партийной номенклатуре. Сталин безусловно об этом знал, однако новых репрессий не последовало.

С началом Великой Отечественной войны публикации Демьяна Бедного возобновились, но подписывать их он стал «Демьян Боевой» и лишь к концу войны он вернул свой первоначальный псевдоним.

Писатель сотрудничал с Кукрыниксами (творческий коллектив советских графиков, живописцев и поэтов – псевдоним по первым буквам их фамилий – ред.). Они выпускали остро гротескные, злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни, в том числе, антифашистские плакаты, к которым делал подписи Демьян Бедный. Кроме того, он создавал агитационные плакаты «Окна ТАСС», где вопреки своим прежним произведениям призывал братьев «помянуть старину», утверждая, что верит в свой народ, что знаменем Ленина-Сталина он непременно одержит блистательную победу над фашизмом!..

Однако все эти стихи не были достойно оценены соратниками, а также партийной элитой, и расположение вождя вернуть не удалось.

До великой Победы Демьян Бедный не дожил: в феврале 1945 года поэт, предчувствуя близость своей кончины, написал эпитафию:

«Не плачьте обо мне, простершемся в гробу,

Я долг исполнил свой, и смерть я встретил бодро.

Я за родной народ с врагами вел борьбу,

Я с ним делил его геройскую судьбу,

Трудясь с ним вместе в непогоду, да и в вёдро».

Умер Демьян Бедный (Ефим Придворов) 25 мая 1945 года в санатории от паралича сердца. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Некролог, опубликованный во всех газетах, подписали 60 виднейших советских писателей.

Но и после смерти поэта партийная братия не оставляла его в покое: 24 февраля 1952 года были подвергнуты идейному разгрому два сборника Демьяна Бедного («Избранное», 1950 г. и «Родная армия», 1951 г.) за «Грубейшие политические искажения», но как впоследствии оказалось, что в эти издания были включены первоначальные варианты произведений поэта вместо поздних, тщательно политически переработанных.

Лишь в 1956 году Демьян Бедный был посмертно восстановлен в КПСС.

Награды, полученные писателем при жизни: Георгиевская медаль, орден Красного Знамени (1923), Орден Ленина (1933) и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 года» были возвращены семье писателя посмертно.

…Поэт был женат дважды: с первой женой, Верой Руфовной Придворовой, имеющей от него 4 детей (две дочери и два сына) развелся в 1933 году. Вторая жена с 1939 года – Лидия Николаевна Назарова, актриса, моложе супруга на 21 год, общих детей не имела; скончалась в 1998 году и похоронена рядом с ним.

Память

В честь поэта Демьяна Бедного были учреждены и названы:

– улицы во многих городах бывшего СССР;

– назван его именем поселок Жердевского района Тамбовской области;

– в 1925 году имя поэта «Беднодемьяновск» присвоено городу Спас Пензенской области, но 13.10 2005 года переименование было отменено, и город вернул историческое имя;

– в 1985 году был спущен на воду пассажирский теплоход «Демьян Бедный»;

– по мотивам произведений Демьяна Бедного созданы экранизации: «О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне» (1920); «О Митьке-бегунце и об его конце» (1920); «Демьян Бедный» (документальный фильм 1983 г.);

– в честь 80-летия со дня рождения Поэта в СССР выпущен тираж почтовых марок, посвященных советскому публицисту, писателю, поэту, на марке – портрет Демьяна Бедного.

В заключение хочется привести небольшое стихотворение Демьяна Бедного:

МОЙ СТИХ

Пою. Но разве я «пою»?

Мой голос огрубел в бою,

И стих мой… блеску нет в его простом наряде.

Не на сверкающей эстраде

Пред «чистой публикой», восторженно-немой,

Я возвышаю голос мой –

Глухой, надтреснутый, насмешливый и гневный.

Наследья тяжкого неся проклятый груз,

Я не служитель муз:

Мой твердый четкий стих – мой подвиг ежедневный.

Родной народ, страдалец трудовой,

Мне важен суд лишь твой,

Ты мне один судья прямой, нелицемерный,

Ты, чьих надежд и дум я – выразитель верный,

Ты, темных чьих углов я – «пес сторожевой»!

 Римма Кошурникова


комментария 2

  1. Станислав Федотов

    О черк весьма и весьма интересный. Как-то так получилось, что я, с любопытством знакомясь с биографиями русских поэтов писателей, жизнь Демьяна Бедного оставил з а полями. И, как теперь выясняется, напрасно. очень насыщенная сложилась у Е.Придворова жизнь, и Римма Кошурникова поведала о ней лаконично, но ёмко. Спасибо!

  2. Дмитрий Станиславович Федотов

    Я небольшой поклонник поэзии вообще, а уж политических стихов никогда не разучивал… В детстве, помнится, читал басни Демьяна Бедного, читал и удивлялся: что же в них такого? Вот у Крылова — да: сильно, остро, глубоко. И вот, прочитав очерк, лишний раз убедился, как человек может потерять свой талант в погоне за сиюминутным успехом. Искренне жаль безусловно одаренного юношу Ефима Придворова, превратившегося в «придворного поэта» сталинской эпохи. А за очерк — большое спасибо автору! И о таких вот заблудших талантах тоже нужно знать нынешнему поколению.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика