Сергей Прохоров. «Конкурсы, конкурсы, конкурсы! Или «шоуменизм» от «Музы»»
29.10.2011Все мы тщеславны. Ну, почти что все. Да и сам Борис Леонидович, то бишь Пастернак, по-моему, слегка лукавил, утверждая, что “Быть знаменитым некрасиво”. Такая уж у человека натура — радоваться успеху своего дела и исключений здесь природа-матушка не заложила. И вот этой человеческой слабостью, я бы даже сказал: “тонкой струной тщеславия” научились, и довольно искусно играть деловые люди — современные “шоумены” всех сфер человеческого бытия. И литература здесь тоже не исключение.
Полистайте любое издание: и бумажное и особенно сетевое. Редко где вы не встретите зазывающей рубрики “Конкурс!”
Предосудительного здесь ничего нет. Это даже здорово, когда есть возможность испытать себя в творчестве, получить профессиональную оценку.
И потому-то многие поэты, прозаики, и опытные, и молодые, особенно начинающие, ринулись в бой за лидерство на поэтическом Олимпе. Их даже не смутило то, что конкурсы платные. Понимали: строгому жюри задарма трудиться не к лицу. Сходили с дистанции только самые нищие литераторы, да те, кто хорошо знал настоящую цену своему творчеству.
И засветились, загорелись на поэтическом небосводе тысячи новых звёзд.
И вскоре Олимп уже не смог вместить всех лауреатов нескончаемых конкурсов. И началось там поэтическое наводнение, перешедшее в потоп. Бедные Александр Пушкин с Вильямом Шекспиром! Как им там?
И захотелось мне почитать современных поэтических шедевров, насладится мелодией гениальных строк.
Андрей Чернов — номинант конкурса “Золотая строфа”:
Ну, вот и снег. Пушистый странник.
Пожмет озябшую ладонь.
Привычно вывернет карманы
Уже немодного пальто.
Ему легко! А я, несмелый,
Повыше ворот задеру.
А белый снег, дитя метели,
Шагает гордо по двору.
“Пушистый странник”- неплохой образ. Только не понятно, как он (снег) выворачивает карманы? Он что — карманный вор?. Да и “ладонь” как-то слабо рифмуется с “пальто”.
Тимур Зульфикаров — победитель конкурса Эльдара Ахадова “Озарение”:
Если тебе снится звёздное алмазное небо.
Вот закроешь устало глаза –
и в алмазах текут полыхают несметно Плеяды
Значит скоро умрёшь ты обрадованный
И пойдёшь по млечным дорогам
И будешь блаженно пылить
на звездных, осыпчивых звездных тропах…
Может это и гениально, но что-то, ей-богу, не тронуло душу.
Марина Матвеева — победитель международного Большого поэтического конкурса “Серебряный стрелец 2011” (2-я премия):
Мир мой — мулета. Что моря рассветного
взволн пред глазами!
(Что там за нею за вошь несусветная?..)
…Жарко лобзанье
глаза и красного, сердца — и — красного!
Лучшего цвета!
(Что ты мелькаешь, мелкашка бликастая
там, за мулетой?
Вот надоеда! Что солнцем от зеркальца…)
Солнце — не пара
зеркалу!
Мир мой — без меры! Не смеркнется
и под ударом…
шпаги???
Ты это о жальце комарием?
И не задето!
Мир мой — о, море! о, красное марево!..
…лучшего…
…цвета…
Экстр авангардная лирика. Сразу и не разберешь, что там за “взволн” пред глазами — глагол или имя существительное? А “несусветная вошь”, видимо, солнечный блик от зеркала? Весьма своеобразный, я бы даже сказал, насекомообразный поэтический образ. Не впечатлила меня трижды лауреат конкурса “Серебряный стрелец” Марина Матвеева. Может, я старомоден в оценке поэзии, но скажу — это не Новелла Матвеева. И приведённые строки петь не хочется.
И расхотелось мне читать конкурсные творения. Нет, есть там кое-что и даже очень талантливое. И классиков наших: Евгения Евтушенко и рангом пониже встретить можно. Им, несмотря на известность, тоже хочется примерить на себя новые, современные звания литературных лауреатов. Хотя они скорее всего служат призывным украшением, эмблемой этих конкурсов.
И, всё-таки, какими бы высокими не были рекламные статусы проводимых сегодня литературных конкурсов, в них потенциально заложен шоу-бизнес, который скорее напоминает лотерею, где выигрывают единицы из тысяч, но в выигрыше всегда организаторы шоу. Их зачастую мало волнует профессиональный статус участника конкурса. За плату сразу же определят в номинанты и выставят ваш шедевр на общее обозрение. И автору известность и организаторам на хлеб с маслом. И только читателю не всегда в радость знакомство с такой литературой, которой занимаются деятели, порой далёкие от настоящей литературы.
комментария 4
Pingback
27.09.2013http://klauzura.ru/2012/05/sergej-proxorov/
александр
05.11.2011В одном конкурсе меня попросили не участвовать. Там все свои и все распределено заранее. А тут текст, который не объедешь!
Но конкурсы нужны безусловно. Иначе куда же податься неизвестному литератору?
Так что их ругаем с советских времен (считалось, что там делились казенными денежками со своими). Но часто и моральная поддержка бывает очень важна.
Галина Зеленкина
30.10.2011Спасибо, Сергей Тимофеевич! Сама собиралась написать о лауреатах и победителях конкурсов. Поучаствовав во многих платных и бесплатных конкурсах, пришла к выводу, что нет объективности в оценке творчества участников конкурса. Возникает ощущение, что конкурсные работы члены жюри не читают, так как победители определяются заранее. Например: итоги конкурса «Золотое перо Руси» сильно озадачили. Возникло желание написать Светлане Савицкой, чтобы из названия конкурса убрала слово Руси, так как русским духом среди победителей конкурса практически не пахнет. А конкурс «Славянские традиции» изначально ставит условия финалистам — приехать на финальные соревнования в Крым. Хорошо, если живёшь в средней полосе России, не так накладно. А если в Красноярском крае, да в сезон отпусков? В прошлом году меня вычеркнули из финалистов за то, что я не смогла найти денег на поездку в Крым. Получается, что конкурсы проводятся для обеспеченных людей. А кто же тогда о бедном поэте замолвит слово? Вряд ли этим будет заниматься «Новая русская литература» для «новых русских». С уважением, Галина Зеленкина, г.Кодинск, Красноярский край
Pingback
29.10.2011http://klauzura.ru/2011/09/soderzhanie-vypusk-5/