Сергей Прохоров. «Старая сказка на новый лад, или про поэтов-путешественников»
28.04.2012-Поздравь меня, дорогой, — услышал я радостный голос приятеля-литератора из Урюпинска Славолюбова. — Меня напечатали сразу в трёх журналах, семи газетах и пятнадцати сетевых изданиях! И даже в одном международном.
-Рад за тебя, коллега! А что именно напечатали? Что-то новенькое?
-Да нет. Ну, ты читал. Помнишь, ещё смеялся? «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят».
Я поднатужил свою память, мысленно перебирая в ней книги и книжечки, подаренные мне поэтами и писателями за последние годы, и невольно потянулся к книжной полке, где в разношёрстных обложках, преимущественно мягких, дружно в ряд и в лёжку почивали бессмертные труды моих близко знакомых и не очень литераторов. И, наконец-то, выдернул из стопки тоненькую серенькую книжечку: «Иван Славолюбов. «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят».
Полистал. Славолюбовская трактовка известной народной сказки была весьма забавной. И написано вполне профессионально: и ритм, и рифма, и образ в тексте присутствовали. И по современным меркам, даже очень талантливо. Но я на миг представил такую картину: читатель открывает один журнал: «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят», открывает второй – то же самое, третий – та же сказка про волка. Тут уж невольно или волком взвоешь, или заблеешь козлёночком.
И это не выдумка.
Передо мной четыре очень уважаемые мной печатных издания за 2011 год: литературно-исторический журнал «Великороссъ» (Москва), ордена Г.Р. Державина литературно-художественный и публицистический журнал «Приокские, зори» (Тула), литературно-художественный альманах «Рукопись» (Ростов-на-Дону) и литературный альманах «Новый Енисейский литератор» (Красноярск).
Открываю «Великороссъ» на 151- стр.: Поэзия. Иннокентий Медведев: «Тревожные струны души». На 177- стр. «Приокских зорь» тот же автор: Иннокентий Медведев. «Тревожные струны души». В альманахах «Рукопись» и «Новый Енисейский литератор» подборки стихов автора И.Медведева уже без общего заголовка, но стихи всё те же — про тревожные струны души. «Наверное, что-то из ряда вон сверхталантливое, раз все эти издания, не сговариваясь, печатают этого автора», — подумал я. Вчитываюсь в строки ведущего стихотворения подборки:
СТОНЫ
Слышишь стоны, тяжёлые стоны,
Это стонет от бед наших Русь.
В унисон им церковные звоны,
В них веками заложена грусть.
Эти стоны вчера простонали,
Понесли их с собой журавли.
Стоны скорби и стоны печали,
Они рядом и где-то вдали.
Лишь душевно-глухой не услышит,
Не увидит, как горбится Русь,
Как со стоном прерывисто дышит
Безутешно душевная грусть.
Сразу приходят на ум некрасовские строки из школьной программы:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
И так далее… Не буду цитировать полностью это классическое стихотворение великого русского поэта Н.Некрасова, так как его знает каждый, кто учился хотя бы в школе.
Ничего нового, неординарного автор в этой теме, сюжете стиха не открыл, не переплюнул, так сказать, Николая Алексеевича. И получилось не очень удачное подражание классику. Есть, конечно, в подборке стихи, строки, на которые может отозваться душа читателя, к примеру, в стихотворении «Деревня Банщиково» о затопленной малой родине. Но мало-мальски какого-то поэтического открытия своего видения образа необычным, не затасканным словом вы здесь не найдёте. Посредственные стихи. Такие пишут у нас тысячи, десятки тысяч авторов. А некоторые даже становятся лауреатами модных нынче Международных поэтических конкурсов. И публикуются в международных журналах. И звания эти порой служат авторам визитной карточкой для прохода в печатные и электронные журналы.
Потому, что редакторы иногда, познакомившись с обширной звёздной автобиографией очередного литератора, уже не так внимательно вчитываются в предоставленные литераторами тексты, а зачастую в спешке верстания номера доверяются автору. Это я знаю, испытал на собственном опыте. Читаю, бывало, свежий, только что отпечатанный номер и начинаю вдруг костерить себя последними словами за невнимательность. Но, как говорится, поезд уже ушёл.
Поэтому я не сильно удивился обильно выпавшему печатному дождю на голову литератору из Урюпинска. Скорее удивился его расторопности, неуёмной энергии в продвижении и в обессмертивании своих литературных трудов. И что характерно: многие, поэты, прозаики нынешнего столетия солидную часть своего творческого времени отдают пристройке творений в издания. И не за ради гонорара: этот термин давно канул в прошлое, а молодым неведом совсем. Некоторые авторы сами готовы раскошелиться, чтобы издать свои труды. Всем же хочется быть, стать известным хотя бы во своя Руси. А как тут прославишься широко, если тиражи такие мизерные? Вот и спешат-торопятся поэты и прозаики, лирики и трагики, юмористы и породисты из одного издания в другое, не задумываясь, какой след оставляют. Лишь бы оставить. Наследить*.
НАСЛЕДИТЬ* где или на чём, натоптать следов, набегать. По наследкам дело знать. В.И.Даль.
комментариев 6
Иннокентий Медведев
02.05.2012Здравствуйте, Галина! У меня в городе со всеми хорошие отношения. А какие у их ко мне, меня это не беспокоит…так же как и Ваше отношение ко мне.Я вижу Вы нашли своих единомышленников в Розовском и господине Сергее Прохорове. Это очень хорошо, что вы не ровно дышите к моему творчеству…Эту строчку, над которой Вы глумились, я давно поправил и без Вашего внимания.. А по существу, если что и заметили, могли бы и напрямую мне сообщить, подсказать, как старшие товарищи по перу. А критик, это неудачливый писатель…когда душа опустошенна на пике славы и хочется быть в центре внимания, так нужно найти преуспевающего и постараться его огадить и за счет его на банановой шкурке в рай заехать….
Галина Зеленкина
30.04.2012Как-то само родилось продолжение:
* * *
Эти стоны вчера простонали,
водянилась в реке вода,
то Медведевские пасторали
гениалились, как всегда.
Понапрасну заря голосила,
стоны «гения» не прервать.
Пока есть от регалий сила,
на поэзию наплевать.
Сергей Прохоров
30.04.2012Спасибо! Но Славолюбов — образ собирательный. А кто кого в нем увидит, это уже продукт размышления, продукт переработки в голове и душе написанного материала. Славолюбовых на планете не перечесть. И среди них большая часть талантливые. Ну а Медведев — герой реальный. И не его вина, что он сегодня так популярен. В этом ему помогаем мы — издатели литературной продукции. С нас и спрос.
Юрий Розовский
29.04.2012Как актуально и узнаваемо! Всё правильно, Сергей Тимофеевич.
Галина Зеленкина
29.04.2012Вот так и наживаем мы себе врагов среди «непризнанных гениев», уважаемый Сергей Тимофеевич. Приятеля вашего Славолюбова я знаю. Причина по которой спешит он везде и всюду опубликоваться тоже ясна. Человек он неглупый, понимает, что уже исписался и ничего нового миру не преподнесёт, а со славой расстаться — равносильно тому, что руки на себя наложить. А про стихотворение «Стоны» я ничего говорить не буду, вы уже всё сказали. Мне только строка «Эти стоны вчера простонали» непонятна. С таким же успехом можно написать «Эти крики вчера прокричали» или «Эти вздохи вчера провздыхали». Редакторы альманахов и журналов чаще печатают новых авторов по рекомендации своих приятелей-литераторов. Поэтому мы и имеем то, что имеем.
Pingback
28.04.2012http://klauzura.ru/2012/03/soderzhanie-vypusk-5-11-maj/