Вторник, 16.04.2024
Журнал Клаузура

Сергей Прохоров. «Старая сказка на новый лад, или про поэтов-путешественников»

-Поздравь меня, дорогой, — услышал я радостный голос приятеля-литератора из  Урюпинска Славолюбова. — Меня напечатали сразу в трёх журналах, семи газетах и пятнадцати сетевых изданиях! И даже в одном международном.

-Рад за тебя, коллега! А что именно напечатали? Что-то новенькое?

-Да нет. Ну, ты читал. Помнишь, ещё смеялся? «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят».

Я поднатужил свою память, мысленно перебирая в ней книги и книжечки, подаренные мне поэтами и писателями за последние годы, и невольно потянулся к книжной полке, где в разношёрстных обложках, преимущественно мягких, дружно в ряд и в лёжку почивали бессмертные труды моих  близко знакомых и не очень литераторов. И, наконец-то, выдернул из стопки тоненькую серенькую  книжечку: «Иван Славолюбов. «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят».

Полистал. Славолюбовская трактовка известной народной сказки была весьма забавной. И написано вполне профессионально: и ритм, и рифма, и образ в тексте присутствовали. И по современным меркам, даже очень талантливо. Но я на миг представил такую картину: читатель открывает один журнал: «Старая сказка на новый лад про волка и семерых козлят», открывает второй – то же самое, третий – та же сказка про волка. Тут уж невольно  или волком взвоешь, или заблеешь козлёночком.

И это не выдумка.

Передо мной четыре очень уважаемые мной печатных издания за 2011 год:  литературно-исторический журнал «Великороссъ» (Москва), ордена Г.Р. Державина литературно-художественный и публицистический журнал «Приокские, зори» (Тула), литературно-художественный альманах «Рукопись» (Ростов-на-Дону) и литературный альманах «Новый Енисейский литератор» (Красноярск).

Открываю «Великороссъ» на 151- стр.:  Поэзия. Иннокентий Медведев: «Тревожные струны души». На 177- стр. «Приокских зорь» тот же автор: Иннокентий Медведев. «Тревожные струны души». В альманахах «Рукопись» и «Новый Енисейский литератор» подборки стихов автора И.Медведева уже без общего заголовка, но стихи всё те же — про тревожные струны души. «Наверное, что-то из ряда вон сверхталантливое, раз все эти издания, не сговариваясь, печатают этого  автора», — подумал я. Вчитываюсь в строки ведущего стихотворения подборки:

СТОНЫ

Слышишь стоны, тяжёлые стоны,

Это стонет от бед наших Русь.

В унисон им церковные звоны,

В них веками заложена грусть.

Эти стоны вчера простонали,

Понесли их с собой журавли.

Стоны скорби и стоны печали,

Они рядом и где-то вдали.

Лишь душевно-глухой не услышит,

Не увидит, как горбится Русь,

Как со стоном прерывисто дышит

Безутешно душевная грусть.

Сразу приходят на ум некрасовские строки из школьной программы:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется —

То бурлаки идут бечевой!..

И так далее… Не буду цитировать полностью это классическое стихотворение великого русского поэта Н.Некрасова, так как его знает каждый, кто учился хотя бы в школе.

Ничего нового, неординарного автор в этой теме, сюжете стиха не открыл, не переплюнул, так сказать, Николая Алексеевича. И получилось не очень удачное подражание классику. Есть, конечно, в подборке стихи, строки, на которые может отозваться душа читателя, к примеру, в стихотворении «Деревня Банщиково» о затопленной малой родине. Но мало-мальски какого-то поэтического открытия своего видения образа необычным, не затасканным словом вы здесь не найдёте. Посредственные стихи. Такие пишут у нас  тысячи, десятки тысяч авторов. А некоторые даже становятся лауреатами модных нынче Международных поэтических конкурсов. И публикуются в международных журналах. И звания эти порой служат авторам визитной карточкой для прохода в печатные и электронные журналы.

Потому, что редакторы иногда, познакомившись с обширной звёздной автобиографией очередного литератора, уже не так внимательно вчитываются в предоставленные литераторами тексты, а зачастую в спешке верстания номера доверяются автору. Это я знаю, испытал на собственном опыте. Читаю, бывало, свежий, только что отпечатанный номер и начинаю вдруг костерить себя последними словами за невнимательность. Но, как говорится, поезд уже ушёл.

Поэтому я не сильно удивился обильно выпавшему печатному дождю на голову литератору из Урюпинска. Скорее удивился его расторопности, неуёмной энергии в продвижении и в обессмертивании своих литературных трудов. И что характерно: многие, поэты, прозаики нынешнего столетия солидную часть своего творческого времени отдают пристройке творений в издания. И не за ради гонорара: этот термин давно канул в прошлое, а молодым неведом совсем. Некоторые авторы сами готовы раскошелиться, чтобы издать свои труды. Всем же хочется быть, стать известным хотя бы во своя Руси. А как тут прославишься широко, если тиражи такие мизерные? Вот и спешат-торопятся  поэты и прозаики, лирики и трагики, юмористы и  породисты из одного издания в другое, не задумываясь, какой след оставляют. Лишь бы оставить. Наследить*.

НАСЛЕДИТЬ* где или на чём, натоптать следов, набегать. По наследкам дело знать. В.И.Даль.


комментариев 6

  1. Иннокентий Медведев

    Здравствуйте, Галина! У меня в городе со всеми хорошие отношения. А какие у их ко мне, меня это не беспокоит…так же как и Ваше отношение ко мне.Я вижу Вы нашли своих единомышленников в Розовском и господине Сергее Прохорове. Это очень хорошо, что вы не ровно дышите к моему творчеству…Эту строчку, над которой Вы глумились, я давно поправил и без Вашего внимания.. А по существу, если что и заметили, могли бы и напрямую мне сообщить, подсказать, как старшие товарищи по перу. А критик, это неудачливый писатель…когда душа опустошенна на пике славы и хочется быть в центре внимания, так нужно найти преуспевающего и постараться его огадить и за счет его на банановой шкурке в рай заехать….

  2. Галина Зеленкина

    Как-то само родилось продолжение:
    * * *
    Эти стоны вчера простонали,
    водянилась в реке вода,
    то Медведевские пасторали
    гениалились, как всегда.

    Понапрасну заря голосила,
    стоны «гения» не прервать.
    Пока есть от регалий сила,
    на поэзию наплевать.

  3. Сергей Прохоров

    Спасибо! Но Славолюбов — образ собирательный. А кто кого в нем увидит, это уже продукт размышления, продукт переработки в голове и душе написанного материала. Славолюбовых на планете не перечесть. И среди них большая часть талантливые. Ну а Медведев — герой реальный. И не его вина, что он сегодня так популярен. В этом ему помогаем мы — издатели литературной продукции. С нас и спрос.

  4. Юрий Розовский

    Как актуально и узнаваемо! Всё правильно, Сергей Тимофеевич.

  5. Галина Зеленкина

    Вот так и наживаем мы себе врагов среди «непризнанных гениев», уважаемый Сергей Тимофеевич. Приятеля вашего Славолюбова я знаю. Причина по которой спешит он везде и всюду опубликоваться тоже ясна. Человек он неглупый, понимает, что уже исписался и ничего нового миру не преподнесёт, а со славой расстаться — равносильно тому, что руки на себя наложить. А про стихотворение «Стоны» я ничего говорить не буду, вы уже всё сказали. Мне только строка «Эти стоны вчера простонали» непонятна. С таким же успехом можно написать «Эти крики вчера прокричали» или «Эти вздохи вчера провздыхали». Редакторы альманахов и журналов чаще печатают новых авторов по рекомендации своих приятелей-литераторов. Поэтому мы и имеем то, что имеем.

Добавить комментарий для Галина Зеленкина Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика