Сергей Прохоров. «Кого так долго вы все рожали? Это я не вам, дорогой Бальмонт!»
21.05.2012Поэт – натура тонкая, чувствительная. Его и обрадовать (возвысить), и обидеть (спустить с небес) легко. Во всяком случае, легче и проще, чем простого смертного. В отличие от него (простого смертного — инженера какого-нибудь коммунального предприятия), поэт всё воспринимает не разумом, а душой, тонкими нервами своей кожи. А стихи – это, прежде всего, продукт работы души поэта, взрыв эмоций. А потом уже Слово. Это просто какой-то умник сказал, что вначале было Слово. Чувства, только чувства! Комок душевных ощущений, переживаний. Взрыв! Ураган! И только потом…весь этот каскад чувств, комок адреналина обретает оболочку в виде Слова.
Как я люблю слушать эмоциональных поэтов! Я просто балдею от их голосовых интонаций. От урагана чувств. И пусть, порой, ни хрена не понимаю, о чём это они — стихи, но их прочтение действует. Иногда завораживает. И не только эмоцией, но и непостижимостью слов и поэтических образов. И я аплодирую искренно, и искренно завидую. А потом ищу книжки авторов стихов, чтобы еще раз насладиться. И (о горе!), часто разочаровываюсь.
Но это когда слушаешь поэта, вещающего с трибуны, просто за круглым столом. Здесь первородство чувств, голосовых связок. А вот когда с листа, пусть даже мониторного, возникает перед тобой поэт в образе стихотворных строк, ощущение немного другое, уже более осмысленное. Хотя и тут случаются парадоксы.
Просматривая литературные издания, я всегда в первую очередь останавливаю свое внимание на новом имени. В майском номере сетевого журнала «Подлинник» с интересом познакомился с поэзией Владимира Мялина:
Время проходит на угол дома
С чёрным точильщиком под окном,
С полым трамваем, гремучим ломом,
Угольной кучей, огромным днём,…
Понравилось. Читаю дальше:
Ненасытно нутро ветряка.
Жернова заскрипят домовито –
Перемелется – будет мука,
Всё просеет хозяйкино сито …
Не мудрено, но ложится на душу, как и следующие строки:
У меня есть чердачный сверчок
И латунный большой пятачок,
Зерновая крылатка в кармане;
Куча ящиков – у окна,
И скорлупка-корабль, и весна…
И вдруг мой лёгкий бег по строчкам неожиданно спотыкается:
Как в небе детский шар, стоят миры – не важно
В предвечном свете ли, в кромешной стылой мгле;
Меж ними и трусит кораблик твой бумажный,
Простой внесрочный борт – к неведомой земле…
И в газовых рожках – туманности густые,
Где Млечный Путь притих от ссадин и прорех …
А вот здесь действительно мудрено. Что подразумевает автор в «предвечном свете»? Ну, допустим, в виде иронии кораблик может «трусить», так, как он бумажный. А вот что это у него (кораблика) за «внесрочный борт»? И что это за «газовые рожки» в «туманности» которых от «ссадин и прорех» притих такой недосягаемо далёкий и бесконечно огромный Млечный путь? Что это – поэтический образ или, чем заковыристей и непонятней, тем оригинальней.
Мария МАЦНЕВА («Великороссъ» №38 (апрель, 2012) Стихотворение «Желание»
Хотелось бы быть безумным
И чистым, как первый снег.
Хотелось бы быть саблезубым,
Как древний человек.
Хотелось бы петь ветрами
В предвестии солнечных гор,
И быть между ними и вами,
Как зоркий немой укор.
Хотелось бы стать добрее,
Спокойней, как сытый лев.
Хотелось бы просто верить,
Что будет и наш век…
Быть сразу «безумным и чистым, как первый снег» немного эксцентрично. Уж что-то одно: или – или. Попытался представить себе «саблезубого» человека. Ужас! Этакий мутант, ничуть не похожий на моего пращура. И, если хочется «петь ветрами в преддверии солнечных гор», то к чему здесь «зоркий, немой укор). Добро в образе сытого льва почему-то у меня не вызывает доверия. Лев он и есть лев, хоть голодный, хоть сытый. Хотя и экстравагантно.
УДАЧНЫЙ ДЕНЬ
Мама, я встретила хороших людей!
Они не пили пиво.
Мама, то люди голубых кровей,
Я не прошла бы мимо.
Мне уступали дорогу весь день,
Я встретила их с улыбкой.
Они мне отдали с полсотни ключей
От их небольших квартирок!
И если мне скажут, что это всё мрак,
И таких людей не бывает,
Я спрошу: «Кого же тогда
Так долго вы все рожали?».
Да, действительно: кого так долго вы все рожали? С сегодняшнего дня буду смотреть на каждого не употребляющего пиво, как на человека «голубых кровей». Самому что ли бросить пиво пить? А какие люди доверчивые! – «с полсотни ключей» человеку от своих «небольших квартирок» отдали. Хорошо, что поэту, а не домушнику.
Фридрих Миллер («Русское литературное эхо»)
Я не поэт. Я лишь его карикатура.»
К. Бальмонт
Пусть так — не поэт я, а символ поэта.
Зачем-то же взялся ведь я за перо?
Чтоб стало поболе — хоть лучиком света,
Чтоб чаще над злом восходило добро.
Я должен услышать неслышное в мире,
Я должен впитать в себя тысячи доль
И снова в заветной озвучиться лире,
Я, люди, ваш дух, я — ваш слух, ваша боль!
Как стрелка компаса на вздыбленной шхуне,
Я должен метаться средь вас, как диполь,
Чтоб выкрикнуть то, что замолчено втуне,
Я — ваша душа, я — ваш голос и боль.
И вот я кричу, хоть пока и не слышно,
И рвёт моё сердце судьбы вороньё,
Но — вижу вдали, как из марева вышло —
Что вашим останется солнце моё.
Доброе сердце у поэта Фридриха Миллера: «Чтоб стало поболе хоть лучиком света» он готов «услышать неслышное в мире», «впитать в себя тысячи доль», «озвучиться в лире» всё, «что замолчено втуне». И отдать себя, свое солнце людям. Благородно. Не каждый поэт так поступит. Хотя Ф.Миллер и не считает себя поэтом, в чем чистосердечно признается вначале стихотворения: «не поэт я, а символ поэта». Однако, Константин Дмитриевич Бальмонт был скромнее, сказав: «Я не поэт. Я лишь его карикатура». Звучит символично. Не по отношению к Бальмонту, разумеется.
комментария 2
Pingback
29.06.2012http://klauzura.ru/2012/05/sergej-proxorov/
Pingback
30.05.2012http://perorusi.ru/blog/2012/05/%d0%b6%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%b0%d0%bb-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%83%d0%b7%d1%83%d1%80%d0%b0-%d0%b2%d1%8b%d0%bf%d1%83%d1%81%d0%ba-6-12-%d0%b8%d1%8e%d0%bd%d1%8c/