Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Борис Кунин. «Неужели я настолько стар?»

В том смысле, что помимо склероза еще и маразм, неадекватное восприятие реальности и прочие «прелести» «переходного» возраста?..

Так многие сильные мира сего в куда более преклонные года самозабвенно борются за высокие посты в религии, государстве и прочая, прочая. И побеждают, что самое «интересное».

Значит, дело, все-таки, не в моих умственных способностях или психологическом состоянии. Попробуем разобраться?

Вспоминая слова вождя

Естественно, первого и главного вождя мирового пролетариата. Которому приписывается фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». А только приписывается потому, что этому самому пролетариату она стала известна исключительно в изложении товарища Луначарского.

Более того, на просторах интернета нашел и совершенно другое мнение. «То, что «важнейшим из всех искусств для нас является кино», знали все советские люди. Однако, на самом деле, полностью ленинская цитата звучит так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». И к нему, как сейчас водится, массу сторонников и противников.

Далек от желания добавить что-то и от себя к данному «противостоянию». Замечу лишь, что в рамках данной статьи вышеуказанная версия звучит весьма актуально. Особенно в части «пока народ безграмотен».

Кстати, о народе

Со времени первого упоминания сего изречения (в любой из его редакций – не суть важно!) прошли многие десятилетия. В течение которых, кстати, «безграмотный народ» превратился в самую читающую нацию в мире. Или в этом плане нас тоже, мягко говоря, вводили в заблуждение?

Судить однозначно, конечно, трудно, но автору этих строк за ВСЕ годы жизни в СССР и на его обломках, ни разу не встретился человек, не умеющий читать и писать. Тогда как в Германии для этого понадобилось всего четыре года. Чтобы встретить совершенно безграмотного коренного жителя страны. И чуть позже узнать, что таких – по разным оценкам – от полумиллиона и больше.

Правда, самой читающей нацией в мире был советский народ. «Распавшись» же на русских, белорусов, украинце, молдаван (далее – по списку), он – чисто теоретически – мог, конечно, за два десятка лет хотя бы частично… Особенно среди подрастающего поколения.

Не то, чтобы уж совсем неграмотным: век компьютеров, все-таки, но… Ибо ничем иным такую популярность большинства нынешних российских сериалов я объяснить не могу. Кроме, разумеется, варианта, который был озвучен в первых строках данного повествования.

«Глухарь», «Зверобой», «Предатель», «Янтарный барон» и другие

Год назад мы с женой ездили к родственникам в Уфу и Казахстан. С которыми не виделись с 1990 года. Проехали на поезде кусочек Германии, Польшу, Беларусь, Россию до Урала и чуть дальше, Северный Казахстан.

Пообщались с родными, увозя с собой массу впечатлений и … с десяток российских сериалов, настоятельно рекомендованных ими к просмотру.

Вернувшись, предприняли попытку все это просмотреть. Не смогли…

После пятого или шестого сериала, не сговариваясь, пришли к единому мнению: «Как хорошо, что мы стали их смотреть после поездки, а не до нее!». В том смысле, что, скорее всего, не поехали бы вовсе.

Только не спешите ругать «зажравшихся капиталистов». И здесь все далеко не идеально. Жизнь есть жизнь, а люди везде остаются людьми. На каком бы языке они не говорили с рождения.

Но, если только полосатая «палочка-выручалочка» позволяет ее владельцу относительно достойно жить, потому что на официальную зарплату это в принципе невозможно. Если следователь считается нормальным, когда только вымогает взятки у людей, которых призван защищать, а не выбивает их в буквальном (и – страшном!) смысле этого слова. И спит только с непосредственной начальницей, а не заваливает в кровать (или на стол в рабочем кабинете) всех подряд.

Если в органы правопорядка идут потому, что больше ничего не хотят и не умеют делать. И днями играют на компьютере, ожидая пока подойдет срок очередного повышения звания. А с ним – и зарплаты.

А во всей городской прокуратуре есть только один относительно адекватный работник, каким-то чудом умудряющийся все еще оставаться в живых, хотя уже давно мешает буквально всем.

Страшно, право слово!

Но еще страшнее, что подобная ситуация большинством населения воспринимается, как норма. Или то, против чего бороться бесполезно. Более того – опасно.

А, чтобы не видеть всего этого хотя бы с телевизионного экрана, можно, например, посмотреть американские сериалы…

«Крутой Уокер», «Полиция Майами»…

На первый взгляд, все обстоит еще хуже: убить или покалечить могут в США буквально на каждом углу. В баре, на дискотеке, просто на улице. А уж продажа и производство наркотиков, кража людей с целью выкупа…

Но на пути преступников всех мастей неизменно встают Уокер и Триветт, Крокет и Таббс. Они смелы, неподкупны, в совершенстве владеют различными видами единоборств, метко стреляют.

Да, создается впечатление, что во всем Техасе кроме рейнджеров на страже закона никто больше и не стоит. А среди полицейских Майами только Крокет и Таббс способы дать достойный отпор криминалу.

Но они есть!

И каждый человек, в случае чего, может рассчитывать на их помощь и поддержку в трудную минуту.

К слову, уже два десятка лет не могу понять, почему оригинальное название сериала  «Walker, Texas Ranger» переводится как «Крутой Уокер: правосудие по-техасски». Либо – в «лучшем» случае – «Крутой Уокер, техасский рейнджер». Очевидно, все еще помнят Ленина и его «пока народ безграмотен».

Но, не до такой же степени, чтобы не понять, что в оригинальном названии фильма нет ни «крутого», ни «правосудия по-техасски».

Грустно, дамы и господа!

Это, если выражаться предельно мягко и «оптимистично». Потому как в Далласе или Майами есть пока хоть кто-то, способный защитить.

А в Москве, Урюпинске или Казани лучше просто не попадать в «щекотливые» ситуации. Вообще! Потому как все без исключения (если я ошибся – поправьте!) сериалы открыто советуют – не высовывайся. Соблюдай правила игры. Ибо шаг в сторону…

И в заключение хотелось бы выяснить только одно. То, что нам показывают – это срез самого худшего, что есть в современном российском обществе? Или Глухарь, Зверобой и иже с ними – последние из могикан? И, когда они уйдут…

То есть, с «идей», кажется, разобрались. Зрителей целенаправленно воспитывают … в заданном направлении.

Так и с художественной – извините за «грубое» слово – стороной тоже как-то не очень. В некоторых сериалах ситуацию немного спасает великолепная игра отдельных актеров.

Отдельных!

Техническая же сторона съемок, согласование временных отрезков в сценариях – это просто никого не интересует. Сегодня дочь главного героя еще ходит в детский сад, а года через три (если сопоставить основные моменты сюжетной линии) она уже старшеклассница. А родители за это время ни капли и не изменились. Ну, разве что, роль мамы играет другая актриса, ничего общего не имеющая с предыдущей.

Я не за то, что нужно было подбирать «двойника», но уж столь разительно отличающуюся?

Одним словом – грустно!

И кого можно воспитать на подобном «искусстве» — понятно.

Но как же тогда быть в будущем с теми, кто подобных «шедевров» не смотрит?

____________________________________________________________

Борис Кунин


комментария 3

  1. Борис Кунин

    Уважаемая Ольга!

    Я, к счастью, не был ни в российской армии, ни в ее отделениях полиции (милиции). А писал, беря информацию исключительно из российских сериалов. Того же «Глухаря», в частности.
    Значит, и в этом зрителей … обманывают. Особенно неискушенных в местных реалиях.

  2. Ольга Несмеянова

    «И днями играют на компьютере, ожидая пока подойдет срок очередного повышения звания. А с ним – и зарплаты»

    Это не так. В России в милиции НЕТ компьютеров, ими там не то что не пользуются, а запрещено. Как и в армии тоже. То есть иметь свои блоги, тусоваться в соцсетях и т.п.

    Так что они занимаются чем-то другим

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика