Понедельник, 27.05.2024
Журнал Клаузура

Джованни Вепхвадзе. Рассказы о себе и о художниках. «ПИРОСМАНИ УМЕР ДВАЖДЫ»

Эпизод 1: Хинкальная

— Джованни, посмотри кто за столиком справа.

— Это же Пиросмани,-вскрикиваю я и не очень рассчитываю силу своего голоса.

Все поворачиваются в мою сторону. Поворачивается и смотрит на меня с улыбкой и тот человек в адрес которого и был направлен мой возглас.

— Тише, неудобно, это Авто Варази, -заметил Гиви,-может подойдем к нему и познакомимся. Джованни, у тебя осталось немного денег? У меня рубль с мелочью, если и Нугзар немного добавит возьмем бутылку водки и подойдем к Авто.

К счастью нам удалось наскрести нужное количество денег, мы взяли бутылку «Московской» (самой дешевой) и подошли к столику, за которым стоял Авто Варази и ел свой кебаб, запивая пивом. Авто вначале отказывался принять столь ценный дар, но потом все-таки принял при условии, что и мы составим ему компанию и вместе разопьем эту бутылку.

Мы распили ее и стали друзьями. С тех пор, а наше первое знакомство произошло в начале семидесятых, когда мы еще учились в академии, мы виделись довольно часто. И хотя Авто был старше нас и уже известный художник, к нам он относился, как к равным. Когда там, в хинкальной, мы набрались наглости и преподнесли ему бутылку водки, это был не случайный поступок, Гиви знал что Авто пьет, пьет, да еще как! Это была его слабость и вероятно причина раннего ухода из жизни. Он скончался в расцвете творческих сил. Авто кроме того, что был отличным живописцем, был еще и профессиональным архитектором и искусствоведом.

Но прославился и стал известным благодаря фильму «Пиросмани», где сыграл главную роль. Сейчас я не представляю, кто бы смог сыграть эту роль лучше него, даже сам Пиросмани выглядел бы бледнее при исполнении этой роли. Хотя должен сказать, что Варази и не играл роль Пиросмани, он играл себя.

Но духовное сходство этих двух художников позволило нам получить реальный образ великого примитива. Правда, были и отличия между Авто и Пиросмани. И эти отличия были не в пользу последнего. Авто был образованным и начитанным, получил блестящее воспитание и образование, знал иностранный язык (французский) и что самое главное имел хороший характер, в отличие от Пиросмани. Но что же их объединяло? Глубина души, искренность и любовь к искусству. То что оба были поклонниками Вакха — само собой разумеется. Может быть, поэтому этот языческий бог преждевременно их и забрал к себе на постоянное место жительства.

Эпизод 2: Чайник

Сидим мы как-то в мастерской Дилбо. Его все называли Дилбо, хотя полное имя было Альберт Дилбарян. Этого замечательного художника я знал с детства. Тогда он был для меня «дядя Дилбо», а потом я в нем видел коллегу и друга и называл его просто Альберт. Так вот, сидим мы в мастерской Альберта и слышим какие- то шаги, человека, который скорее волочит свои ноги, чем идет. Альберт навострил уши и по походке отгадал личность гостя.

— Это Автандил Вазари, простите Варази, -пошутил Дилбо,- это тоже самое.

Намека мы не поняли, но дверь открылась и в мастерскую вошел Авто. Он был слегка выпившим, а, может, и на похмелье. В последнее время мы часто видели его таким.

— Ты что, пришел с пустыми ногами ?- вновь пошутил Дилбо при встрече с другом (он намеренно перефразировал выражение «с пустыми руками», как видно он имел в виду выпивку.)

— Дилбо, я хочу чайник,- сказал Варази, указывая на чайник для заварки, который стоял на столике, куда обычно Альберт ставил свои натюрморты.

— Ты что, на чай уже перешел?- спросил Дилбо.

— Я натюрморт хочу нарисовать,- последовал ответ.

— Не видишь, я сам его пишу.

— Но ты же уже писал этот чайник,- недоумевал Авто.

— А я еще раз его пишу. Что нельзя его написать еще раз? Кому какое собачье дело, сколько хочу, столько раз и буду его писать, я же никому не мешаю,-пофилософствовал Альберт.

— Тогда хоть белила дай,- взмолился Авто.

— Возьми, там на палитре,- небрежно бросил Дилбо.

— Где пол-литра,- в свою очередь пошутил Авто, как будто бы, не очень хорошо расслышал слова Альберта.

И так они начинали свои специфические шутки на удовольствие присутствующих. Иногда эти шутки приводили к реальной перебранке. Но несмотря на это, они любили друг друга и в памяти всех остались неразлучными друзьями. Как говорится — «На каждого Ван Гога свой Гоген».

Эпизод 3 : Билеты в Дом кино

Последние годы своей жизни Авто часто приходил к нам в Творческую мастерскую, в гости. Он приносил какую -нибудь выпивку, тут же накрывался импровизированный стол и начинали пить и говорить об искусстве. В искусстве Авто разбирался великолепно, и не только потому, что был дипломированным искусствоведом, но скорее всего потому, что был высокообразованным человеком, и имел замечательную библиотеку, которую знал от корки до корки. Всегда буду ему благодарен за то что помог мне начертить сложную перспективу на моей отчетной работе в Творческой мастерской.

Авто был человеком очень скромным и, несмотря на свою известность и популярность, никогда никого ни о чем не просил. Помню, как однажды он пришел к нам в Творческую мастерскую и сообщил, что в Доме кино будет просмотр фильма «Крестный отец», и что вход только по пригласительным билетам.

— Дорогой Авто,- сказал я,- ты же великий актер, неужели для исполнителя, и еще какого, роли Пиросмани, твои киношники не дадут один билет на просмотр.

— Джованни, мне неудобно просить, конечно, дадут, но ничего, обойдусь,- скромно ответил Авто.

И вот, как обычно бывает только в кино, входит один наш товарищ ,специалист английского и говорит.

— Я достал один билет в Дом кино на «Крестного отца» и…..

Тут мы его прерываем и почти хором говорим:- Дай твой билет Авто , он так хочет посмотреть этот фильм.

— Я тоже хочу посмотреть,- сказал наш товарищ лингвист,- фильм идет на английском языке. У меня только один билет, еле-еле достал, по знакомству, а я хочу еще повести мою девушку, поэтому к вам пришел.

— А мы что, дирекция дома кино или Союз кинематографистов, вот бедный Авто сам актер, а не имеет билета.

— А вы возьмите и нарисуйте билеты,- предложил лингвист, — вон какие картины рисуете, что билет не можете нарисовать?

Я посмотрел на его пригласительный билет, который несмотря на то, что был напечатан на меловой бумаге, выглядел поистине примитивно по сравнению с нашими картинами.

— Гиви,- говорю я,- посмотри, мы же запросто сможем нарисовать такие билеты. Для всех нарисуем.

— Конечно,- воскликнул Гиви,- давай сделаем, это сделать ,ерунда.

И мы с Гиви начали делать копии с единственного билета, который у нас был. Просидев несколько часов, мы сделали около пятнадцати билетов и все вместе пошли в кино.

Бедный Авто, с горя ,что не удастся увидеть фильм и не веря в наши фальсификаторские способности, пал духом и вместе с остальными присутствующими пил водку, а когда нам удалось сделать абсолютно идентичные билеты, он воспрянул духом, и мы с Гиви в его глазах явно выросли. Взяв Авто, уже основательно пьяного, под мышку, мы пришли в Дом кино.

Контролер внимательно смотрел билеты. Идея сделать липовые билеты пришла не только нам. Студенты политехнического института тоже попытались отпечатать билеты на какой- то машинке, которая тогда называлась ЭРА, и сделали такие плохие билеты, что подделка была видна невооруженным взглядом. Даже пожилой контролер в очках и то заметил фальшь. Студентов политехнического прогнали, а художники беспрепятственно вошли в зал. Авто ликовал как ребенок, но фильм ему не удалось посмотреть. Через несколько минут погас свет в зале и пошли титры, Авто мирно заснул и проснулся только, когда включили свет. Мы проводили его до дома и по дороге рассказывали содержание фильма.

Эпизод 4: Пивные дрожжи

В последнее время Авто Варази приходил к нам редко. Бывало мы его не видели месяцами. Художники то и дело поговаривали «Авто пьет» или «Авто не пьет». О нем напоминал чудесный этюд, который написал с него за один сеанс Гиви, и шляпа , в которой он играл в фильме «Пиросмани». Эту шляпу он нам подарил, и я успел заснять на любительской 8-мм камере Авто в этой самой шляпе и еще много кадров с его участием. Снимая эти любительские кадры, я не мог предположить, что через некоторое время они нам будут очень дороги, и останутся единственным воспоминанием об Авто, так как шляпу, которую мы все называли «шляпа Пиросмани», кто-то стянул.

Авто стал приходить к нам все реже и реже. А когда приходил в основном лежал на кушетке. Мы не могли понять, почему он все время хочет лежать, это из- за опьянения или из-за болезни. Мы также заметили, что он сильно похудел. И вот после очередного к нам визита, увидя, что Авто больше худеть некуда, один из наших друзей по творческой мастерской по имени Юза, сделал нам одно предложение.

— Давате дадим Авто дрожжи, от дрожжей полнеют,-сказал Юза и сам же обрадовался своей оригинальной идее.

Мы понимали, что Юза говорит глупость, но терять было нечего и так все знали, что Авто уже не помочь. К его диабету добавился еще и цирроз печени. Решили достать дрожжи, пошли на хлебозавод и принесли оттуда пивные дрожжи.
Когда пришел Авто, мы предложили ему разводить в воде дрожжи и пить, чтобы немного пополнеть. Услышав это, он грустно улыбнулся, как только он умел улыбаться, взял дрожжи, поблагодарил нас и пошел домой. Мы не видели его несколько недель, а когда увидели, не узнали. Бедный Авто как-то необычно пополнел. Но я бы сказал, он скорее опух или, вернее, поднялся на дрожжах. Смотреть на него было и смешно, и грустно. Авто сам смеялся и говорил, что вот как он пополнел на наших дрожжах. Хотя мы смеялись, нам было очень грустно, мы знали, что нам не долго осталось видеть и общаться с этим замечательным человеком.

Эпизод 5: Последний

Несмотря на то, что все мы ждали именно этого конца, уход Авто застал нас врасплох. Друзья попросили меня взять мою камеру и заснять похороны Авто. Я не очень хотел это делать, но и отказать не смог. А сейчас, по прошествии стольких лет не жалею. Я в основном снимал друзей Авто, которые пришли с ним проститься, а их было очень много. У меня было ощущение, что я присутствую на похоронах Пиросмани, который умер во второй раз. Через некоторое время устроили персональную выставку Авто, при жизни такой он не дождался.

Автандил Варази. Натюрморт с Цинандали. 1977 г.

Автандил Варази. Натюрморт с яблоком

Выставка проходила в здании ГОДИКСА (в советское время так называлась организация по культурным связям с иностранными государствами). В настоящее время в этом здании расположено Американское Посольство в Грузии. А имя Варази увековечено в названии одной гостиницы, названной в его честь, один из основателей которой был другом Авто. И на первом этаже этой гостиницы находится маленькая галерея, где галерейщицей работает дочь покойного Дилбо, друга Варази, и где время от времени продает свои работы и автор этих строк.

__________________________________________________________

Фильм ПИРОСМАНИ

Георгий Шенгелая, 1969 г., СССР, 86 минут

В фильме, как и во многих работах грузинских режиссёров 1960-х — 1970-х годов, делается акцент на национальный колорит. Кроме этого, Шенгелая сближает кинематографию со стилистикой живописи Пиросмани: весь фильм представляет собой цепь достаточно статичных эпизодов, отражающих бытовые сюжеты, характерные для творчества художника — застолья, торговля в лавке, интерьеры духанов. Декорации просты и восходят к примитивизму полотен Пиросмани.

Главную роль в фильме «Пиросмани» сыграл грузинский художник-авангардист Автандил Варази.

___________________________________________________________

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ ИЗ СЕРИИ

Джованни Вепхвадзе. Рассказы о себе и о художниках:

«А ВЫ ШУТНИК, СИНЬОР ДЖОВАННИ!»

«Об Александре Бажбеук-Меликове»

“Картины для Билла, или Купюры в томатной подливе”

и “Нет худа без добра”


комментариев 5

  1. Анатолий

    Работая на «Ленфильме» я был в Тбилиси в 1967 году и через одну девушку,дрессировщицу познакомился с Автандилом Варази.Наша группа жила в гостинице «Сухуми» и Авто несколько раз ночевал у меня в номере.Как ночевал?Ложился на ковёр,ботинки под голову,я накрывал его каким-нибудь покрывалом.
    Рано утром,чуть свет,он уходил.Авто,ты куда так рано?
    Город уже не спит.И он уходил туда,где можно было найти чачу,в 6 утра.

  2. Ольга Несмеянова

    Просто замечательных старых новых художников я открываю для себя в рассказах Джованни. Вот на этот раз не удержалась и поместила у себя в Живом Журнале

    http://betelgeise-7.livejournal.com/402947.html

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика