Александр Макаров. «Творческое развитие и жизненная перспектива».
26.08.2011Дети – цветы жизни.
Будущее детей, как красота и красочность «цветов» жизни, зависит от заложенного в них природой потенциала, от условий, в которых эти «цветы» растут и развиваются, а также от тех возможностей, которые им представятся на жизненном пути.
В наше «сумасшедшее информационно-динамичное» время как никогда актуальна проблема разностороннего воспитания и образования человека, начиная с самого раннего возраста.
Развитие, воспитание и обучение маленького человека направлено на поиск возможных приемлемых путей его социальной устроенности и адаптации, а также наиболее полного его раскрытия и реализации – это подготовка к будущему.
Выявление и раскрытие потенциала ребенка сложный и многогранный процесс, требующий гармоничного сочетания эмоционального и рационального начал.
Пробелы или потери эстетической стороны развивающейся личности обедняют ее внутренний мир.
Дальнейшая жизнь с такими «пробелами» лишает человека понимания подлинности ценностей и приводит к их подмене «лже-целями» со стороны корыстного информационно-экономического пространства.
Творческое развитие – самый оптимальный путь для полноценного и гармоничного развития ребенка.
Развитие творческих способностей определяется содержанием, которое мы вкладываем в это понятие.
В обыденной жизни творческие способности понимаются, как умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.д.
Понятие творческие способности тесным образом связано с понятием «творить», «творчество», «творческая деятельность», что подразумевает деятельность, в результате которой создается нечто новое (новый предмет, знания или чувства, несущие новизну и отношение к действительности).
Поведение и деятельность человека в любой области можно разделить на воспроизведение (репродукция) и творчество (создание нового).
Элемент творчества может присутствовать в любом виде деятельности, поэтому говорят о художественных творческих способностях, технических, математических и других способностях.
Учение основа творения
В младшем школьном возрасте дети располагают мощным резервом развития (1-4 класс), который способен «фонтанировать» при благоприятном стечении обстоятельств: понимание, принятие и «подталкивание» учителей, разъяснение, поддержка и подбадривание родителей, проба возможностей в секциях, кружках, мастерских и студиях.
Это этап апробирования «на вкус и цвет» личных и общественных «хочу» ребенка, с обратной индивидуальной оценкой, как результата своей деятельности, так и самого процесса – выявление того, что нравится и того, что получается.
Поступление ребенка в школу перестраивает его сознательные процессы.
Он приобретает качества (произвольность, продуктивность и устойчивость), свойственные взрослым людям, поскольку включается в новые виды деятельности и систему межличностных отношений с взрослыми и сверстниками.
Необходимо помочь ребенку адаптироваться к «работе» в школе и дома – научить учиться, быть внимательным, усидчивым. (К моменту поступления в школу у ребенка должен быть сформирован и развит самоконтроль, элементарные умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение).
В начале учебы опорой являются наиболее развитые стороны познавательных процессов,
У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающего мира: практический, образный или логический.
Исходя из этого, необходимо строить учебную работу, постепенно включая менее развитые типы или не развитые.
Мышление при поступлении в школу должно быть развито и представлено в трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.
За первые три-четыре года учебы в школе прогресс в умственном развитии довольно заметен. Начало этого возраста связано с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладание операционального мышления в понятиях.
В этом же возрасте раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющих судить об их одаренности.
Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок – это учение, общение, игра и труд.
Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков, а также развитию креативности, при использовании системы творческих заданий.
Труд оттачивает практический интеллект, который пригодится в будущей профессиональной творческой деятельности.
Задания должны быть для ребенка интересными, творческими, позволяющими ему размышлять и принимать решения самостоятельно.
Поощрять необходимо не только результат, но и инициативу, самостоятельность и необычность (творчество) при выполнении заданий.
Это будет способствовать развитию «свободы мышления» и «полету мысли», что поможет раскрыться «цветку» в полной мере и позволит реализовать заложенный природой и поддерживаемый взрослыми потенциал.
1 комментарий
Pingback
26.08.2011http://klauzura.ru/2011/07/soderzhanie-vypusk-3/