Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

К предстоящей выставке. Государственный выставочный зал «НА КАШИРКЕ». Петр Адамович ВАЛЮС (1912 -1971 гг.). Живопись, графика.

Прошло 40 лет

Биографическая справка:

Валюс Пётр Адамович (1912 — 1971 гг.)

 Родился, жил и умер в Москве. В 35 лет бросил инженерию и посвятил себя живописи. Однако пришлось думать о хлебе насущном. Зарабатывал оформлением книг. Был членом МОСХа и участником почти всех выставок книги. Как живописец выпрямился в полный рост в 50 лет и оказался вне рамок соцреализма, где-то в сферах, которые можно описывать словами: экспрессионизм, эмоциональное воздействие цвета, исповедальность, творческое противостояние идеологическим нормативам.

Моё отношение к живописи перестало быть чисто зрительским после смерти отца — художника Петра Адамовича Валюса. Я помогал показывать его картины в подвале мастерской, пока власти её не отобрали, а потом устраивал его выставки на Западе и после 90-го года в России. За прошедшие годы мне помогали в этом сотни людей. Вот только искусствоведы среди них встречались редко.

Я ведь как думал: картины замечательные, зрительский интерес огромный, нужно совсем чуть-чуть, еще разок показать, еще статью напечатать, и люди, чей профессией является несение культуры людям, пиар, как нынче говорят, среагируют. И профессионально возьмут дело в свои руки. Оказалось, что устройство выставок в предназначенных для того местах, не зависит от того, какие картины, а зависит от чего-то другого, не имеющего к картинам никакого отношения. Как правило. Исключения тоже случались, очень яркие.

Писал я и напрямую – наверх. В Германии бундесканцлеру, поскольку по ТВ была передача о том, что он любит экспрессионизм. А в России министру культуры. Реакции были схожие, вежливые: спустили по инстанциям и пожелали удачи.

 Картины отца не вписались ни в советское искусство, ни в товарное. (Чтобы не сомневались, какой режим доброжелательнее, отмечу, что у отца при жизни было 3 выставки, а у меня — вместе с его картинами – более сотни.)

А кто они, в конце концов, эти искусствоведы? Ну, люди, которые захотели красиво жить при красивых вещах. Кому-то удалось. Картины отца не пришлись им ко двору по каким-то сопутствующим обстоятельствам. Даже недоступным моему пониманию. Какую культуру они сами несут людям – это видно в ТВ  и на выставках современного искусства. Да, бывает интересно. Часто?

Так что, душевные порывы, служение — это для менее профессиональных людей. С которыми я и имел дело. Встретил много прекрасных людей, видел много распахнутых глаз, смотрящих на картины. Был даже знаменит то ли как сын художника, то ли как швейцар в мастерской, меня раньше смущала эта роль, но потом успокоился: я ведь с душой это делал. Это в 70-е, когда мастерская была открыта. Незнакомые люди останавливали на улице, говорили добрые слова, а я их не узнавал – зрительная память подпортилась от наплыва зрителей.

Зачем пишу это? Так ведь 40 лет прошло со смерти отца. Воз, как говорится, и ныне там. Неплохо еще кому-то знать, в какой культуре живем.

Вера Собко, член Союза журналистов России

Пётр Валюс: от «Начала» до «Конца»

Пётр Адамович Валюс родился 18 мая 1912 года русско-литовской семье в Москве. И хотя влечение к живописи проявилось у него довольно рано, он по настоянию родителей поступил учиться в инженерно-строительный институт. Двадцатые годы были голодными, и родителям хотелось определённости для своего сына. После института Пётр Адамович был направлен главным инженером на стройку в Таджикистан, во время Великой Отечественной войны возводил оборонные  укрепления и лишь в 1947 году  решил бросить инженерную специальность и посвятить себя творчеству. Работал декоратором в театре, оформлял обложки нот в Музгизе, рисовал иллюстрации. В 1952 году его приняли в Союз художников по секции графика. Чтобы наверстать упущенные годы, он постоянно учился. Выезжал с этюдником на пленер, скидывался с друзьями-художниками на натурщиц, посещал различные студии.

В сороковые-пятидесятые годы живопись Валюса ещё довольно традиционна. Как правило, это пейзажи и портреты небольшого формата. Но уже в них видны импрессионистический мазок, лаконичность композиции, своеобразие цветового решения. К настоящей серьёзной живописи художник смог приступить только после того, как переехал в двухкомнатную квартиру, где, наконец, нашлось место для мольберта.

Первая работа, которая ознаменовала новый этап творчества, написана в 1963 году и названа художником «Начало». Мощный сильный человек вырывается из  сковывающих его рамок. Вихрь освобождения подхватывает его и уносит в голубое пространство, в безбрежный творческий космос. Эта работа и через полвека удивляет своей композиционной новизной и силой выразительности. Вслед за этим художник пишет столь же мощные программные полотна. «Ника» — это не уверенная в себе богиня Победы, а кричащая от ужаса хрупкая женщина, летящая прочь от пепелища, оставленного войной.  «Суд идёт»: три непробиваемых глыбы — следящих, орущих и потрясающих кулаком, словно печально известная тройка, выносящая приговор, — нависли над хрупким тельцем подсудимого. Эта работа была откликом художника на происходивший в то время процесс над Даниэлем и Синявским, а заодно и на многие аналогичные процессы. «Лета» —  измождённый, нагой человек ступил в реку смерти и, в невыразимой тоске сцепив руки, озирает прощальным взглядом уходящую жизнь. «Поцелуй Иуды», «Отчуждение», «Самосожжение», «Грешник», «Москва, 41-й год», «Горе», «Десятый круг» — уже по одним названиям картин можно судить, какие темы волновали художника. Одна из самых сильных картин — «Поверженный».  Распятый на кресте человек летит вниз в неком отчуждённом пространстве. Впивается в голову венец из колючей проволоки, зияют кровавые раны, разъят от боли рот, и только нежное белое тело светится в этой инфернальной бездне.

Разумеется, такая тематика картин никак не устраивала чиновников от искусства. При жизни Петра Валюса у него не было ни одной официальной выставки. Были две  неофициальные в 1968 году, которые ему помогли устроить учёные. В Институте элементоорганических соединений им. А.Н.Несмеянова уже на третий день картины потребовали снять, настолько велик был поток посетителей и общественный резонанс. Вторая, десятидневная выставка прошла в Курчатовском институте, где физики не позволили себя запугать и не подчинились давлению властей.

Художественное начальство знало о высоком уровне работ Петра Валюса,  именно поэтому в 1967 году на первую послевоенную выставку советской живописи в Париже было отобрано несколько его темпер. Почти сразу после открытия эти работы были куплены, и парижская пресса отмечала их высокое достоинство.  В последующем экспортный Салон Министерства Культуры СССР неоднократно по мизерным расценкам выкупал у Петра Адамовича работы для продажи за рубеж. Понимая, насколько талантлива и неординарна живопись художника, представители фирмы Мальборо предлагали купить у него все работы, но этого наши чиновники никак не могли допустить. Французский искусствовед Жан Перюс в 1972 году, уже после смерти художника, писал о картинах Петра Валюса: «Эти полотна поставили его в один ряд с самыми выдающимися художниками нашего века».

В декабре 1970 года у Петра Валюса, наконец, появилась мастерская в полуподвальном помещении в районе Пречистенки. Мастерская, о которой он так долго мечтал, но где ему так и не довелось работать. К тому времени он был тяжело болен.  Художник был там всего один раз, на открытии, когда в мастерской были развешены его картины, и собрались зрители. Четыре с половиной года мастерская Петра Валюса была своего рода оазисом свободного искусства. Не оповещённые ни радио, ни газетами, люди приходили толпами и даже приезжали из других городов. Многие теперешние мэтры живописи, будучи студентами, приходили туда, чтобы  увидеть по-настоящему современные картины с безудержно яркой цветовой палитрой и  смелым, раскрепощённым мазком, а главное, наполненные чувством и мыслью.

Само существование такой мастерской очень не нравилось тогдашним властям, и в начале 1975 года мастерскую отобрали. По счастью, буквально за день до этого все картины из неё успели вывезти. Сын художника Валерий  Валюс   вынужден был  уехать в ними в эмиграцию в Германию. В 1991 году основная часть коллекции Петра Валюса вернулась в Россию.

           Пётр Адамович Валюс умер 13 февраля 1971 года, прожив всего 58 лет, и только восемь из них имея возможность серьёзно заниматься живописью. За  полтора месяца до смерти он написал девять крупных полотен.  Спешил высказать то, что рвалось из него, то, что он не успел сказать раньше. В картине «Художник» он говорит о сути и  безграничности творчества. Картина «Потеря» — это предельно мужественное обращение к родным, остающимся в одиночестве. Самое последнее его полотно так и называется «Конец». Здесь уровень обобщения и взаимопроникновения ассоциаций достигает невероятной концентрированности и силы. Длинная белая полоса, парящая в космическом пространстве, воспринимается и как саван со стежками, и как рубцы  операционного шва на бескровном теле больного, а также как путь, проложенный через всю жизнь и отмеченный вехами. Вблизи  плывут планеты: голубая Земля и  в правом нижнем углу небольшой круг розово-сиреневого цвета. Наверняка это планета, на которую устремляется душа художника. Картина «Конец» наполнена таким многослойным содержанием, что невольно вызывает в памяти литературные образы и, в частности, булгаковского Иешуа, который шагал по белой лунной  дорожке уже за пределами жизни.

В 2012 году исполнится сто лет со дня рождения Петра Адамовича Валюса. И хотя уже были обращения и в Министерство Культуры РФ, и в Третьяковскую галерею, в которой находится одна из картин художника, каких-либо определённых откликов из этих организаций не последовало. Единственный совет: если хотите что-либо делать, то только за свой счёт.  И это несмотря на то, что работы художника находятся в музеях и частных коллекциях многих стран. Но разве Пётр Валюс, который по праву принадлежит к выдающимся художникам не только своей страны, но и всего двадцатого века, не составляет славу государства и не повышает его культурный счёт? Молчит государственная Русь, не даёт ответа.

Валерий Валюс, художник

Иллюстрации:

Две работы отца:

Двойной портрет, 1964, х., м., 111х89 см.

Суд идёт, 1966, холст, масло, 200х125 см. Собрание Е.Фляйшманн, Германия.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ “НА КАШИРКЕ”

Петр Адамович ВАЛЮС

(1912 -1971 гг.)
Живопись, графика

5-17 октября 2011 года
Вернисаж в субботу 8 октября в 16 часов ГВЗ “На Каширке”, Москва, ул. академика Миллионщикова 35, корп. 2
Часы работы: 12.00-19.00, воскресенье 12.00-18.00, выходные: понедельник, вторник


комментариев 10

  1. Ольга

    Ценители искусства Петра Адамовича, а так же его противники, предлагаю вынести дискуссию на открытую площадку выставочного зала На Каширке. Приходите на вернисаж, там и обсудим. 5 октября в 16-00. Ждем!

  2. марсель камалетдинов

    Знаете — уважаемые дамы и господа ! У каждого свой вкус к жизни и видение своих рисунков в палитре восприятия происходящего , но честно сказать — конечно не в восторге от творчества уважаемого так называемого Валюса Петра , считаю его бездарностью и жуликом от настоящего искусства , и думаю что мое мнение поддержит большинство ценителей прекрасного .

  3. Сергей Михайлов

    Крутой Лев!
    Но меня что-то тоже не зацепило, не интересно.Извините, мое субъективное мнение…

  4. Лев Кропин

    Петр Валюс — типичный представитель лжеискусства. Он совершенно не владеет техникой живописи. Поэтому он и взялся за авангардизм, а попросту говоря — мазню. Мало ли что говорят и пишут присяжные, продажные искусствоведы. Неужели не видно, что над Вами издеваются жулики от искусства. Вам что, незнакомы картины наших русских настоящих художников: Репина, Крамского, Сурикова и многих других. Вы же сами можете нарисовать гораздо лучше этого мазилы. Талантливый человек талантлив во всем, так и бездарный человек бездарен во всем. Валюс понял, что он плохой инженер, вот и решил заняться живописью, как Остап Бендер.

  5. Наталья

    надо бы и в Питере такую выставку, а то до Москвы не доехать , очень будем ждать в Питере!!!!!!!!!!!!

  6. Ирена

    Вот спасибо за информацию….. частенько посещаю этот зал, потому что живу неподалёку. Постараюсь побывать на вернисаже.Думаю, что фотография мало что передаёт.

Добавить комментарий для марсель камалетдинов Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика