Вы здесь: Главная /
Театр и Кино /
Театр для самых маленьких. Лаборатория театров для малышей «БэбиЛаб»
Театр для самых маленьких. Лаборатория театров для малышей «БэбиЛаб»
21.09.2014
/
Редакция
Когда рождаются наши детки, мы нередко оказываемся отрезаны от большого мира, в котором люди общаются, вместе обсуждают книги, танцуют, ходят на выставки и в театры. Но родителям и детям жизненно важно бывать вместе в атмосфере искусства и творчества. И если для деток от 4-5 лет можно найти студии, клубы, и даже концерты и спектакли, то для тех, кому меньше трёх почти ничего нет.
Летом 2014 года в Москве стартовала работа Лаборатории театров для малышей — «БэбиЛаб». «БэбиЛаб» (Лаборатория театра для детей до трёх лет задумана в Институте Театра Центра им.Мейерхольда. Организаторы лаборатории — театральные продюсеры Екатерина Гаева и Варвара Коровина.
«Первый театр». Спектакль «Вода». Авторы, художники и актёры – Ольга и Юрий Устюговы.
В разработке программы Лаборатории принимали участие актёры, режиссёры, психологи, театральные педагоги, художники и продюсеры, прежде всего те, у кого уже есть опыт театральной работы с малышами. Среди них создатели «Первого театра» Ольга и Юрий Устюговы, актёр театра «Тень» Алексей Шашилов, Андрей Поздняков, руководитель театра Домик Фанни Белл.
Роберто Фрабетти на занятиях лаборатории
В лаборатории собрались актёры, режиссёры, художники, музыканты, педагоги, психологи и театральные продюсеры, которые твёрдо намерены создать в Москве и России сеть театров для малышей и их родителей.
Первая сессия «БэбиЛаб» проходила под руководством итальянского мастера Роберто Фрабетти – руководителя театра «La Baracca», что в переводе на русский означает «Маленькая хижина». Театр работает в Болони и играет спектакли для «бомбино» с 1988 года. Этот театр играет на своей площадке, где принимает на спектакли целые семьи. А ещё он выезжает в ясли, которые в Италии называются гнёздами. Театр «Ла Баракка» часто гастролирует по всей Италии и по всему миру. Сам Роберто Фрабертти сыграл для малышей более 2000 спектаклей и является одним из наиболее авторитетных исследователей театра для самых маленьких в Европе.
«Главное в театре для малышей, — считает Роберто, – особая связь актёра с публикой. Глаза в глаза – личное общение с каждым ребёнком. Я опускаюсь на корточки. Нельзя разговаривать с потолком. Я должен уважать их размер. И главное моё умение – использовать взгляд. В театре для маленьких актёр не может, не должен доминировать – он должен завоёвывать внимание.
Театр для малышей, как и театр для взрослых может быть очень разным: от повествования рассказчика до пластического, танцевального театра или работы с предметами. Театр для малышей отличается отношением актёра, который должен забыть о своём актёрском эго и пространством представления.
Спектакль «Колобок» Руслана Вольфсона
Ни поучение, ни развлечение в театре для самых маленьких не является нашей целью. Главное послание: «Я взрослый хочу быть с тобой и что-то тебе сказать». Воспитание в том, что настоящие отношения не зависят от возраста. И в этих отношениях учатся оба – большой и маленький. Малыши полноценные люди и имеют право на полноценный спектакль.
Дистанция между актёром и зрителями должна быть очень маленькой. Малышей нельзя сажать на кресла, потому что им там неудобно, и все впереди сидящие мешают. А ещё малышам не нравится кучность и теснота. Лучше всего, когда дети и родители сидят на ковре, и каждый малыш между колен папы или мамы. Когда он защищён родителями.
Зал для малышей может вместить до 60 человек, если фронт обзора с ковра широкий. Потому что дальше третьего ряда тут уже никто ничего не видит. Потом важный фактор – время. 40 минут – не рекорд. Но лучше хороший 20-ти минутный спектакль, чем плохой 40-ка минутный.
Дети не только ползатели и трогатели. Это мы любим торопиться, и нам кажется, что торопятся дети. А они очень терпеливы. Иногда им нравится сидеть и смотреть, хотя потом, когда всё закончилось, они хотят подползти и потрогать. Но и смотреть, и слушать для них тоже очень важно, потому что они умеют впитывать. Сидеть неподвижно – тоже иногда удовольствие. Сидеть на полу для малышей – вовсе не пассивность».
Роберто проводил для участников БэьтЛаб тренинги, вёл беседы, прослушивал и обсуждал наброски проектов. Уже 21 сентября 2014 года участники лаборатории представят проекты своих будущих постановок продюсерам, руководителям театров и других учреждений культуры, которые захотят, чтобы спектакли для малышей игрались на их площадках. А к ноябрьским каникулам многие проекты уже будут осуществлены. Некоторые из них попадут в программу фестивалей «Гаврош», «Большая перемена» и даже «Золотая маска». К концу сезона все участники лаборатории планируют выпустить по 2-3 спектакля для малышей. И играться эти спектакли будут не только на тех площадках, для которых создавались, но и на всех, принимающих участие в работе Лаборатории. Ведь малышей трудно возить на спектакли далеко от дома. Так что спектакли сами будут приезжать поближе к своей публике.
Спектакль «Вивальди. Времена года.» Театр «Семицветик»
Впрочем, уже сейчас спектакли для малышей можно посмотреть в Москве на нескольких площадках. Например, в Московском театре кукол, в театре «Семицветик», в «Театре на магнитах» Руслана Вольфсона. И даже дети, у которых есть серьёзные проблемы со здоровьем могут увидеть такие спектакли, потому что для них работают Больничные клоуны. Словом, теперь для родителей главное – проявить интерес и выбрать спектакли и театры, которые понравятся именно им и их детям.
Александра Никитина
кандидат искусствоведения,
театровед, театральный критик
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ