Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Интервью с Марией Арбатовой. «О красоте без политики». (Архив журнала)

Главной проблемой нашего общества сегодня видится утрата ориентиров, а затем и идеалов. Для нормального человека не может быть идеалом получение выгоды путем продажи всего, что продается. Ориентиром может быть только Личность,  а еще лучше яркая личность, тем более в условиях кризиса современной культуры. 

На  мой взгляд, кризис культуры и происходит во многом из-за нарастающего кризиса личности.

Личность и есть ориентир, маркирующий  вехи. Случившаяся в наше время с обществом утрата  ориентиров, «маяков» на которые можно равняться, подмена вечного, вечно актуального на сиюминутное и приводят к ситуации, когда вместо ярких личностей в культуре если не бред (питт), то какая-то джигурда.

Поэтому разговор с Марией Арбатовой, под определение яркой личности несомненно подходящей, в том числе и внешне, это большая удача. Как выразилась моя давняя подруга, узнав о готовящемся интервью, «…тебе посчастливится пообщаться с одной из самых продвинутых и интереснейших женщин современности». Воспользуемся этим случаем.

Краткая информация:

Мария Арбатова

Член Союза Писателей Москвы.

Президент «Центра помощи женщинам».

Президент «Клуба женщин, вмешивающихся в политику».

Член Совета по развитию общественного контроля при Комитете Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям.
Родилась в   городе Муроме Владимирской области, куда отец получил назначение  в качестве военного преподавателя марксистской философии.

С года и по настоящее время живет в Москве.

Не вступала в комсомол по  принципиальным соображениям. Была активной «хиппи».

Училась в Школе Юного Журналиста при факультете журналистики МГУ, на философском факультете МГУ, на  отделении драматургии «Литературного института им. А.М.Горького».

Баллотировалась в Государственную думу в 1999 году от Союза Правых Сил, в 2007 году от «Партии Социальной справедливости».

Являлась сопредседателем «Партии Прав человека» с 2001 по 2003 год.

В качестве автора  и ведущей работала в правозащитной программе «Право быть собой» на радиостанции «Маяк 24».

Около пяти лет была  политическим обозревателем «Общей газеты». Работала соведущей в женском ток-шоу «Я сама» канала ТВ-6.

Руководитель «Клуба женщин, вмешивающихся в политику», с 2012 года Президент «Центра помощи женщинам». Член Союза Писателей Москвы и Союза театральных деятелей России. Автор 14 пьес, поставленных в России и за рубежом.

Фото: Сергея Головача (предоставлено  журналу «Клаузура» лично Марией Арбатовой)

Ольга Несмеянова (О.Н.): Мария! Журнал «Клаузура» не освещает вопросы политики, спорта. Аудитория наших читателей и авторы журнала далеки от них. Предлагаю вести разговор о прекрасном, о гармонии личности, о женщине, о ее красоте и уме, о женском равноправии, о культуре в широком смысле этого слова и просто о жизни.

Ваша биография (цитирую Вас) это история «… женщины, которой с самого детства было лень притворяться. Фанатизм искренности я отношу не к личным заслугам, а к тому, что принадлежу к первому поколению, родившемуся без Сталина». Тогда скажите откровенно: про Вас нередко говорят, что у вас «мужской ум», а существует ли женский ум?

Мария Арбатова (М.А.): Начнем с того, что тема потери обществом идеалов надуманная, популистская и раздуваемая теми, кто хотел бы навязать обществу собственные идеалы. Происходит совершенно нормальный переход от тоталитарного двойного стандарта к терпимому цивилизованному обществу, и 20 лет слишком короткий срок, что бы отстроилась шкала ценностей.

Ум не бывает ни мужским, ни женским, сами формулировки – «женский ум, женская логика» — патриархальные штампы. Психологическая наука не имеет подтверждений того, что чей-то интеллект выше. А историческая наука напоминает, что женщины всего сто лет, как начали свободно получать высшее образование и полноценно осваивать социальную сферу.

О.Н.: А все-таки Ваши слова звучат как оправдание женщины и ее ума. Так какой он, женский ум? Больше логика или больше интуиция и чем он отличается от мужского?

М.А.:Если говорить о разнице, сложившейся в ходе истории под сильным культурным давлением, то лингвисты утверждают, что женщины употребляют больше прилагательных, а мужчины больше глаголов. То есть, женщины лучше работают с деталями. Правоохранители всех стран тоже отмечают, что ОПГ, руководимые женщинами, раскрывают с бóльшим трудом, чем руководимые мужчинами. Никакой иной разницы не существует.

О.Н.: Это радует. А может женщина быть и умной, и красивой? То есть может ли она быть гармоничной личностью? Или это привилегия мужчины?

М.А.: И женщинам, и мужчинам одинаково часто случается быть и умными, и красивыми, другой вопрос, что общество пока еще с трудом воспринимает настолько гармоничную женщину. И как только она занимает престижную позицию на политическом или бизнесовом поле, общество начинает страстно искать мужчину, который за ней стоит. В то время, как мужчины ровно с той же частотой делают карьеру с помощью женщин, браков по расчету и т.д. И любой успешной женщине есть что рассказать, о мужчинах, попавших наверх через её постель.

О.Н.: Надо ли женщине стремиться к красоте? Является ли ЖЕНСКАЯ красота общественно важным ориентиром?

М.А.: Красота как мужская, так и женская, естественно является предметом престижа. Моя подруга — начмед самого престижного медучреждения страны — рассказывала мне, что 40% клиентов отделений пластической хирургии мужчины. Основные услуги – прижимание ушей, подтягивание мешков под глазами и липосакция бедер. Во все века люди хотят быть красивыми, а образ красоты меняется. Сегодня на него подсели косметические концерны, они втюхивают через глянцевые журналы небезопасные крема, ботоксы и пластические операции. Уже половина президентов мира ходит сегодня с реконструированными лицами. В США идёт такая мощная обработка, что красавицей считает себя женщина, имплантировавшая себе новые зубы, если её нормальные здоровые зубы выглядели «недостаточно по-американски»; пришила грудь, от чего стала сутулиться; нарастила ногти и надула гелем губы. При этом у неё может быть не мытая голова и первая премия на известном американском конкурсе на «Самые вонючие кроссовки». К сожалению, этот «тип красоты» подбирается и к нам. Но в противовес ему появился экологический стиль, когда женщины ходят вообще без косметики и маникюра. Истина, конечно, посередине, но все при этом понимают, что красота – это еще и внутренняя свобода, самодостаточность и способность полюбить самого себя независимо от попадания в общественный эталон красоты.

О.Н.: Может ли красота быть не только страшной, а и политической, социальной, нравственной силой? Или она чисто для личного пользования? До чего может довести стремление к красоте?

М.А.: Кажется, Талейран говорил, что с помощью красоты можно добиться успеха на несколько дней раньше. В большой политике эти несколько дней могут стать решающими. Внешность огромный политический и социальный ресурс. Она, безусловно, может обладать как нравственной силой, так и безнравственной. Потому, что рассказывает сразу обо всём в человеке, как говорится, каждый получает к середине жизни ровно ту внешность, которой заслуживает.

О.Н.: Да, я помню старую истину о том, что любая женщина к 40 годам обязана стать красавицей. Слово «идеал» сегодня выглядит старомодным. Как и слово «мораль» впрочем. Мы с вами ровесницы( я ,кстати, тоже не вступала в комсомол по идейным соображениям, правда для меня в Латвии это было проще , чем Вам в России) Помните как в советской школе учителя спрашивали « а кто является для тебя идеалом?» И если мы отвечал, что Зоя Космодемьянская, то это было хорошо, а если Атос — то не очень. Может быть, это было и протокольно, но сейчас и вопрос такой отпал за ненадобностью идеалов как таковых. И что мы имеем взамен этого? Ранний алкоголизм, наркотики, мечта о проституции как о легком и приятном заработке, в том числе и в браке. Продажность не позор, а смысл жизни. Люди мечтают как о везении, о том, чтобы повыгоднее продаться. Неужели это все, к чему пришла цивилизция? Как Вы считаете, не скучно ли жить без идеала?

М.А.: Понятие идеала не устаревает и не меняется, просто время и строй меняют героев, на которых ориентируется общество. Ушли дутые советские идеалы, появились идеалы новых людей, поднимающих страну, и в силу отставания нашего «кино, как важнейшего из всех видов искусств», на них навалили западных киногероев. Никакого раннего алкоголизма и особого размаха проституции не появилось, просто раньше о них не говорили громко. Как либералка, я, естественно, сторонник легализации мужской и женской проституции совершеннолетних людей, которые сами решают, как им заниматься сексом, за деньги или бесплатно.

О.Н.: Согласна…

М.А.: …проблема наркотиков выросла, но она выросла по всему миру, и для России это не новость, а третья волна. Первая была во время революции, вторая – в семидесятые, а сегодня государство пытается справиться с наркомафией, но пока проигрывает ей, как и все государства мира. Люди везде и всегда мечтали о везении и халяве, психологический сценарий «Золушки» самый популярный из всех сценариев. Но, прошедшие через социализм, особенно привыкли надеяться на добрую фею. Однако, новое поколение уже научилось зарабатывать, и потихоньку берет страну в свои руки.

О.Н.: А работа за идею, например творческая, это признак недалекости или она возможна и допустима? Как Вы считаете, бывает ли она сегодня и имеет ли смысл?

М.А.: Сегодня наиболее эффективно работает общественный сектор. Будущие политики растут там, и все они работают за идею. Один из моих сыновей – Петр – координатор общественного движения «Архнадзор», спасающего исторический облик города. Другой мой сын – Павел – моднейший психотерапевт, который часто принимает людей бесплатно. Вся жизнь вокруг нас пронизана деятельностью работающих за идею : доктор Лиза создала лечебницу для беспомощных, Лиза Алерт заменила полицию и МЧС в поисках пропавших людей, Синие ведерки и ФАР контролируют ситуацию на дорогах, «гулагунет» — защищает права заключенных, и так по всему спектру. Я и сама за идею руковожу «Клубом женщин, вмешивающихся в политику» и «Центром помощи женщинам».

О.Н.: Вот и мы так же работаем в нашем журнале. А как Вы считаете, рыночные отношения тормозят или помогают развитию культуры? Каковы перспективы культуры в обществе потребления и рыночных отношений?

М.А.: Сам по себе факт строя не коррелирует с развитием культуры, разве что тем, что при тоталитаризме она подцензурна. Страны сами выбирают свой путь, например, в Европе есть гранты на развитие театрального и изобразительного искусства, а в США даже Метрополитен опера заложила в ломбард фрески Марка Шагала, и государство не даёт ей на это денег. Наша ситуация опять-таки переходная. С одной стороны деятели культуры привыкли к социалистическому обеспечению и хотят жить на наши налоги, с другой – Минкульт, отстраивая за миллионы скамейки возле Парка культуры, не помнит, сколько памятников в городе нуждается в реставрации. Но всё это болезнь роста, и страна будет ею болеть, пока деятели культуры не проснутся, не сделают творческие союзы реальной силой и не начнут контролировать власть.

О.Н.: Жванецкий как-то сказал, что по его наблюдениям и в дорогих, и в дешевых машинах одинаково плохие лица. Видимо, поэтому мы жаждем появления среднего класса… Как Вы думаете, что надо сделать, чтобы появился средний класс и лица в стране стали лучше?

М.А.: Жванецкий непоправимо отстал от реальности, поскольку экономисты считают, что средний класс в стране давно есть даже в самых маленьких городах и деревнях. Его доходы ниже западного среднего класса, но и его расходы ниже. Так что он ездит ровно на тех же автомобилях, отдыхает на тех же курортах и носит те же шмотки, что и западный средний класс. Более того, как на западе именно он определяет сегодня стабильность политики на выборах.

О.Н.: Возможно ли равенство людей в рыночных отношениях? Ведь у кого деньги всегда может быть «равнее», чем тот, у кого их нет – он бесправен.

М.А.: Равенство людей бывает только на кладбище, а дикое расслоение было и в СССР, и есть сейчас в Северной Корее. Никому не нужно равенство, всем хочется быть оцененным про профпригодности и таланту. А тема бесправия касается не равенства, а коррупции правоохранительных органов, против которой бедный заинтересован бороться больше, чем богатый.

О.Н.: А равенство женщины и мужчины? Оно возможно? О чем в их отношениях может идти речь – о равенстве, равноправии, уравниловке? Что Вы можете сказать о позитивной дискриминации?

М.А.: Конституция России гарантирует равноправие полов. Однако, комиссар по правам человека ООН потребовала, чтобы в России создали закон о гарантиях равноправия, Голикова пообещала ей, но воз и ныне там. А позитивная дискриминация очень эффективный инструмент для гарантий равноправия, если бы в российской Думе было бы хотя бы 30% женщин, то были бы приняты такие важные инициативы, как поправки к закону о бытовом и сексуальном насилии, закон о реальных алиментах и т.д.

О.Н.: Обладает ли женщина свободой выбора? Свобода выбора является ли признаком равноправия? Если бы у вас была возможность, чтобы Вы выбрали из своей жизни снова и от чего бы отказались?

М.А.: Я с юности буддистка, и потому вижу в своей жизни не версию выборов, а кармический путь с успехами и ошибками. Это моя жизнь, и отказаться от чего-то в ней, всё равно, что отказаться от куска самой себя.

О.Н.: Какую жизнь и мироустройство Вы бы выбрали для своих детей и близких?

М.А.: Моим сыновья-близнецам сегодня 36, и они давно сами выбрали себе жизнь и судьбу. Огромный кусок моего генеалогического древа – эмигранты первой волны в Израиль и Великобританию. И потому мы точно знаем, что эмиграция — это трагедия, и делаем всё, чтобы «обустроить Россию». Мой сын Петр, между прочим, идеолог проекта «Парк в Зарядье», и долго пробивал эту идею через Архнадзор. Мой сын Павел — редкий психотерапевт, владеющий технологией регрессионной терапии — психодрамой, помогающей людям просмотреть «свои прошлые воплощения» и, благодаря этому решить нынешние проблемы. Когда-то они считали, что их будущее профессиональная музыка, и были барабанщиком и бас-гитаристом в популярной группе «Инки». Конечно, меня это приводило в ужас, но это было их выбором, и я не позволяла себе оценок. Прошли годы, и блестящее образование взяло своё, сегодня они ровно такие же гуманитарии-просветители и общественники, какими были все их предки по всем линиям. Кровь не водица.

О.Н.: Поскольку этот номер журнала предновогодний , то что бы Вы могли пожелать нашим читателям, себе и журналу в Новом 2014 году?

М.А.: Я пожелала бы здоровья, симпатичного Нового года, приятных подарков и много-много гостей. Последние годы жители больших городов носятся в таком ритме, что не видят дорогих и близких годами, как говорит один мой приятель: «Преступно мало общаемся»!

___________________________

Беседовала Ольга Несмеянова

 


1 комментарий

  1. Алексей Курганов

    Всего один момент. Арбатова утверждает что при тоталитаризме культура ПОДЦЕНЗУРНА. НЕ могу понять: это лукавство или искренность? Арбатова наверняка понимает, что ЦЕНЗУРА существует при ВСЕХ видах государства. Она (цензура) может мимикрировать, маскироваться, изменяться — но она всегда ЕСТЬ. Это очевидно.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика