Вы здесь: Главная /
Визуальное искусство и живопись /
Мнение /
Галина Варакина. Рецензия на рукопись Максимильяна Преснякова «Художественная линейная перспектива, особенности передачи пространства в декоративном изображении…»
Галина Варакина. Рецензия на рукопись Максимильяна Преснякова «Художественная линейная перспектива, особенности передачи пространства в декоративном изображении…»
14.04.2017
/
Редакция
Рецензия на рукопись
Преснякова Максимильяна Анатольевича «Художественная линейная перспектива, особенности передачи пространства в декоративном изображении и зрительное восприятие. Пособие для высших и средне-специальных учебных заведений по направлениям: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам). – Рязань: Рязанский филиал ВШНИ (институт); Узорочье, 2016. – 548 с.: ил.»
Поднимаемая в исследовании М.А. Преснякова проблема весьма актуальна, как с точки зрения теории искусства, так и с позиции психологии искусства. Действительно, автор не просто исследует важную составляющую технического арсенала художника – перспективу, но осмысливает ее в двух очень сложных аспектах. Во-первых, рассмотрение линейной перспективы и пространственности в декоративной композиции, что само по себе представляет научный интерес. Во-вторых, автор затрагивает вопросы психологии зрительного восприятия, в частности, зависимость закономерностей пространственных отношений от зрительного восприятия. В целом, заявленная тема обладает научным потенциалом и актуальностью.
Несомненным достоинством работы М.А. Преснякова является рассмотрение линейной перспективы именно в декоративном изображении, что придает исследованию научную новизну и оригинальность. Автором поднимается огромный пласт научного и художественного наследия, где так или иначе эта проблема получает свое освещение или воплощение.
Не менее значима практическая часть исследования, содержащая методические обобщения, основанные на личном опыте автора. В рукописи разбираются наиболее сложные учебно-методические проблемы, связанные с темой исследования, содержится их анализ и даются подробные рекомендации.
Большое значение в тексте имеют научные комментарии и приложения. Это весьма важная часть исследования, дающая научное обоснование основной проблеме и связанных с ней научных и методических вопросов. Однако при таком объеме вспомогательного материала можно рекомендовать автору вывести этот ресурс в самостоятельный раздел – «Примечания и комментарии».
При весьма положительном общем впечатлении от работы М.А. Преснякова можно высказать несколько замечаний и сомнений, которые, несомненно, нельзя трактовать деструктивно. Прежде всего, относительно структуры. На наш взгляд, она не раскрывает проблемное поле исследования. Может быть указанные разделы сделать главами, а внутри дать разбивку, тогда поднимаемый материал и проблемы были бы видны уже в содержании. Бросается некоторая диспропорция между разделами относительно их объемности.
Также очевидно некоторое нарушение законов жанра. Если мы называем труд методическим, соответственно, цель издания – обучающая, объясняющая. В данном случае, в книге есть этот раздел, но по объему он значительно меньше остальных. В данной работе совмещены два типа научных текстов и, соответственно, жанров – собственно научный и учебно-методический. Возможно, имеет смысл разделить их на два издания. В этом случае в первое могут войти вопросы постановки проблемы, ее историография и основные аспекты, их раскрытие. Говоря же о методическом издании, можно так же ввести раздел по научному обоснованию проблемы, но дать его в сжатом виде (постановка проблемы, ее описание, варианты решения, особенности применения в учебной практике). В методической части, несомненно, требуется большее количество иллюстраций.
Тем не менее, данная работа представляет значительный научный и методический интерес. Она может получить широкое применение в рамках основной образовательной программы по направлению обучения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и стать методическим подспорьем для преподавателей и студентов.
Рукопись М.А. Преснякова «Художественная линейная перспектива, особенности передачи пространства в декоративном изображении и зрительное восприятие. Пособие для высших и средне-специальных учебных заведений по направлениям: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам). – Рязань: Рязанский филиал ВШНИ (институт); Узорочье, 2016. – 548 с.: ил.» может быть рекомендована к публикации и использованию в качестве учебно-методического пособия в художественных СУЗах и ВУЗах по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Доктор культурологии, доцент
Рязанский филиал
Московского государственного института культуры
профессор кафедры дизайна
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ