Жанна Щукина. «ЗАЧАРОВАННЫЙ МИР АЛЕКСЕЯ РЫЖКОВА». О екатеринбургском художнике Алексее Рыжкове
24.04.2017С ЛЮБОВЬЮ К ЕКАТЕРИНБУРГУ И ЖИТЕЛЯМ ЕГО
Картины екатеринбургского художника Алексея Рыжкова — невероятная конвергенция реального и ирреального, особый завораживающий мир, где гармонично сосуществует, “вальсируя”, чаруя и унося в свои глубины-широты Екатеринбург видимый и Екатеринбург допустимый, возможный, метафизический…
Человеку, который, как я, полюбить этот город успел страстно, но еще знает плохо, творения Рыжкова даруют счастливый шанс не только познакомиться с неведомыми пока реалиями мегаполиса, но подзадоривают совершить лихое заднее сальто в недавнюю историю его, в Екатеринбург, которого больше нет. Да и, кстати, помогают (но это уже сугубо личная трактовка!) убедиться в собственной психической адекватности, ибо с первой секунды погружения в это городское пространство, живёшь сначала с ощущением, а потом с твердым убеждением, что попал, как-то разом, одновременно в Берендеево царство — царство Любви, Добра и Справедливости, силой веры порождённый град Китеж и Бермудский треугольник, в котором рискуешь кануть безвозвратно… Погружаясь в художественный мир рыжковского Екатеринбурга, растворяясь в нем, понимаешь, что и этот город, а не только щедро воспетый русской литературой Питер, имеет своих бесов и ангелов. Свою мифологию… Символические атрибуты городской культуры: Ратуша, Дом Севастьянова (Дом Профсоюзов), Таганский ряд, Дом-музей Бажова, “Высоцкий”, Оперный театр обретают дополнительную семиотическую (знаковую) мощь; особенно, как мне удалось узнать из бесед, для жителей, давно и хорошо Екатеринбург знающих, для тех, что изображенное Рыжковым — не просто здания, объекты культуры, а целые истории из собственной жизни. И по сей причине, думаю я, “обрастают” эти памятники архитектуры дополнительными зрительскими коннотациями, связанными с их глубоко личными переживаниями, а потому, очень оправдана метафора самого художника, который часто повторяет, что рисует не городские пейзажи, а “почти ПОРТРЕТЫ (т. е. как у людей! Прим. — Ж. Щ.) домов”.
Пытаясь запечатлеть Екатеринбург исчезающий, Алексей Маркович, хотя мягко, деликатно, но не без иронии намекает, что не является слишком горячим поклонником современного искусства. Однако яростным противником новых форм и способов их воплощения, я бы его тоже не назвала. Стоит только вспомнить его пленэр с учениками на трамвае! Я уж не говорю об очень изящном объединении утилитарного и подлинно художественного, когда Рыжков размещает свои творения в книгах, на посуде, на афишах, на бортах траваев…
В изобразительном искусстве Екатеринбурга всегда была сильна литературная составляющая. Здесь жили и живут выдающиеся писатели: Дмитрий Мамин-Сибиряк, Павел Бажов, Владислав Крапивин, Борис Рыжий, Николай Коляда и т.д и т.п. Да и Василий Татищев, основатель города, был литератором. Мифология Екатеринбурга существует в переплетении поэзии (литературы) и живописи. Взять, к примеру, одну из моих любимейших работ Алексея Рыжкова — “Серебряное копытце”. Сюжет картины ситуативно почти полностью дублирует эпизод одного из самых чудесных сказов писателя: вот он, диковинный и долгожданный козёл, о котором рассказывал Даренке мудрый Кокованя, вот он — взобрался на крышу, игриво и морозно-звонко (кажется, что слышишь этот хрустальный звон, когда смотришь на полотно) бьёт серебряным копытцем, из-под которого на крышу, на дорогу, — повсюду падают ослепительно-прекрасные камни. На дороге сидит Муренка и смотрит (так и хочется сказать “зачарованно”, хотя, казалось бы, говорить о кошке такое странно, да и изображена она со спины), а в доме горит свет, и чудится, что сидит в этом домике девчонка-приемыш ждёт возвращения своего благодетеля, а сейчас выбежит на крылечко, одетая наспех, взглянуть на диво, о котором давно грезила…Получается такой волшебный синтез вербального (сказа) и визуального (картины); своеобразный живописный “метатекст”. А когда проходишь мимо дома-музея Бажова, изображенного на этой картине, непроизвольно поднимаешь голову, смотришь на крышу и всякий раз надеешься увидеть там Серебряное копытце…
Вообще, лично для меня творчество Алексея Рыжкова близко ещё и потому, что в нем запечатлён МОЙ Екатеринбург: такой, каким я его увидела при первой встрече, такой, каким я ощутила его “на вкус”, спустя время, такой, “послевкусие” от которого чувствую, расставшись, надеюсь, на время — такой, каким я его люблю.
СЛОВАМИ ХУДОЖНИКА
О СЕБЕ:
— Я родился в Нижнем Тагиле, но мои родители переехали в Свердловск, когда мне было 3 года. В Тагиле в детстве часто бывал. Но это всегда было не «домой», а «в гости». Поэтому родной город — Екатеринбург.
ОТКУДА ТАКИЕ ОБРАЗЫ?
— Когда-то давно я любил пленэры. Так здорово собрать рюкзак, взять этюдник и уехать куда-нибудь в интересное место. Привезенные работы были убедительней того, что сделано дома. Мощные архитектурные ансамбли деревенских изб и сараев на фоне суровых уральских скал и черных елей, ржавые трактора и мотоциклы, кривобокие башни Псковского кремля. Все это получалось у меня лучше, чем красота природы. И живописать такие штуки было интересней. Долго этим занимался. Чувствовал, что это не совем то, что мне нужно. Работая с натуры, нельзя увидеть летящие над баней тазы или Бажова, выдувающего знаменитую ящерку из своей трубки. Потом как-то случайно, среди прочего, попробовал порисовать наш город «из головы». Мне это так понравилось, что до сих пор не могу остановиться!
О ВЫСТАВКАХ:
— Выставки почти всегда получаются о городе, но все они немного разные. Были экспозиции, где мои работы соседствовали с детскими. Я ведь много лет работал в ДХШ. Уж не знаю, чему смог научить детей, но сам у них многому научился. Очень благодарен им всем! Была, например, выставка «Екатеринбург-Сиэтл». Рядом с изображениями привычных екатеринбургских пространств конца ХХ века контрастно выглядели покачнувшиеся стеклянные небоскребы! Во время моего путешествия американские дети изобразили Екатеринбург, которого никогда не видели и подарили свои замечательные рисунки мне. А ученики нашей ДХШ сделали портреты выдающихся людей, связанных с городами, представленными на выставке. Пестрая получилась компания: индейский вождь Сиэтл и царица Екатерина I, Антон Чехов и Билл Гейтс, Джимми Хендрикс и Павел Бажов, Василий Татищев и Брюс Ли… Или «Екатеринбург для чайников». Эта экспозиция состоялась по случаю моего сотрудничества с Сысертским фарфоровым заводом. Сделал им деколи для большого чайного сервиза. Выставки (их было много) приятно вспоминать, ведь когда-то они были единственной возможностью показать свои произведения публике и посмотреть на себя со стороны.
О КНИГАХ:
— Когда городских композиций стало много и они сложились в графическую серию, стало понятно, что надо делать книжки. Сначала был альбомчик «Путешествие из Свердловска в Екатеринбург». Оказалось, что это востребовано. Искусство мало кто из нас понимает и любит, зато свой родной город обожают практически все! Потом мы силами нашей семьи сделали детскую книжку «Удивительная прогулка». Про нашего сына Митю. Как будто он изобрел машину времени и вытащил из прошлого отца-основателя генерала де Геннина. Нарисованные шариковой ручкой мальчик и генерал ходят по страницам книги между моими картинками и удивляются. Текст написала моя жена Ирина, она же выступила в роли дизайнера. Были еще книги. Сейчас для меня актуальна книга «Нарисованный город». Там я к своим графическим работам добавил истории. Получилось шиворот-навыворот: главное содержание в картинках, а рассказы играют роль иллюстраций. «Нарисованный город» дважды переиздавался. К каждому новому изданию добавляю по 32 страницы. К Екатеринбургу присоседились уже и другие города: Сиэтл, Париж, Вильнюс, Краков. Можно выпустить книгу в четвертый раз, есть чем дополнить, что изменить. После этого можно будет считать проект завершенным.
О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ:
— Современное искусство очень разное, вплоть до того, что никто толком не знает, где пролегают его границы. Отношусь к нему с любопытством, многое мне нравится. Хотя бы тот же стрит-арт. Он подарил мне прекрасные мотивы. Смотрю на все это со стороны и за модой не гонюсь. Но, говорят, натягивая свои картинки на сервизы, кубики-пазлы, трамваи, баннеры и кредитные карты, будто бы осуществляю какие-то современные «стратегии». С журналистом Андреем Коном мы создали группу «Нарисованный Екатеринбург» в социальных сетях. Публикуем там разнообразнейшие изображения, ведь наш город рисуют с ХVIII века! Странно только, что у нас получается не совсем современно. В продвинутом виртуальном пространстве в рейтингах торжествует самый патриархальный реализм. Чем больше становится участников, тем очевидней эта тенденция. Что еще о новых технологиях? Совместно с одним из городских телеканалов стал делать анимационные ролики из своих картинок. Там нет какого-то сюжета. Драматургия извлекается из самих композиций, что-то там начинает ездить, летать, ходить, звучать. Получается не кино, а видеоарт. Оказалось, что мои произведения весьма к этому предрасположены. А Интернет отчасти заменяет выставки и галереи. До такой степени, что недавно с удивлением обнаружил – неизвестно, что важнее для меня, оригинал моей работы или компьютерный скан.
НОВЫЙ ГОРОД И СТАРЫЙ ГОРОД
— Как обывателю и нормальному человеку мне очень не нравится переживать переломные, исторические времена. Но как художнику мне повезло! Ведь на моих глазах Свердловск превратился в Екатеринбург! Эта стремительная трансформация была драматичной и очень зрелищной. Все стало очень откровенным! Бедность, богатство, торговля, стрельба и кровь на улицах… Сейчас уже по-другому. Но лихорадочный темп не замедлился. Город так изменился, что я не всегда его узнаю. Конечно, старые домики мне милей. Ведь все наши эстетические привычки, инструменты художников «заточены» под это. Но современный мегаполис тоже интересен и достоин быть изображенным. Лезущие из-под земли кристаллические стеклянные башни, подобные уральским минералам и неожиданные виды с их высоких этажей, исполинские люди и броские слоганы с рекламных баннеров, отражение цветных ночных огней на мокрой мостовой, космическая архитектура торговых центров, многолюдные уличные праздники, фейерверки… Это насыщенное искусственным светом и энергией пространство прошито мобильными звонками и очередями электронных сообщений. Наше сознание дробится и привычная линейная перспектива уже не работает. Как это рисовать? Кто знает?
Жанна Щукина
Фото картин художника предоставлены автором статьи
Фото художника Алексея Рыжкова с сайта vitaclub.su
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ