Дилеммы и леммы в анналах бытия
09.10.2018
/
Редакция
В жизни даже дуальность не всегда выступает гарантом спасения от одиночества, способного приходить из ниоткуда, не торопясь удаляться в никуда. Оно ухитряется рядиться в поэтический лиризм, причём, нередко надоумливая переливаться всеочаровывающей музыкальной пеленой. И ты поёшь в раздумье: «Выхожу один я на дорогу… Сквозь туман кремнистый путь блестит… Ночь тиха, пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит (…) Жду ль чего, жалею ли о чём?..». М.Ю.Лермонтов в свои четырнадцать лет мятежно жаждал бури, «как будто в бурях есть покой…». И на зов души ураганно неслась музыка, бравурным ритмам которой было не под силу задушить еле сдерживаемый скрип одинокого паруса «в тумане моря голубом…».
А вот ещё один жизненный фарс: «Я земной шар чуть не весь обошёл… И жизнь хороша, и жить хорошо… Но в нашей буче, боевой, кипучей, в тысячу раз лучше…». Для него, В.В.Маяковского, и «улица моя», и «дома – мои»… Но уже когда-то кто-то напоминал об извечном диалоге и времён, и народов… «Всё моё», – сказало злато… «Всё моё!», – в ответ булат…
Об ином печалился Б.Окуджава: «Как славно быть солдатом… А, если что не так, – не наше дело, как говорится, Родина велела… Как славно быть ни в чём не виноватым… Совсем простым солдатом… Быть солдатом…».
Вот и побудь наедине со временем…
Дилемма, требующая решения дополнительных вопросов, этаких аналитических лемм, не только для их философического решения, но и для составления плана ситуативного поведения простого обывателя…
Для подобного обзора достаточно и двух факторов (в решении же теоремы – дополнительных лемм), причём, без учёта их направленности, поскольку одновалентность лишь усилит мотивированность выводов, а противостояние расширит геополитические горизонты. Определяющий курс научного структурированного подхода, как правило, базируется на определении комплексных тенденций, а также продлеваемых во времени реалий сегодняшнего дня, вписываемых в соответствующие социальные рамки. Фольклорные кладовые зорко стерегут анналы памяти, сформированные временем и опытом пращуров, бытовые зарисовки принципов сосуществования мира богатых и бедных, доброго начала и кликушества зла, служения чести и гнёта рокового бесславия.
Подобно тому, как кладоискатели возвращают миру утраченные сокровища, так и литературные родники наполняют кладези извечных знаний струями моральных идеалов. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», – это отнюдь не риторика, а огромное желание пробудить в чьей бы то ни было душе стремление к моральному подъёму, формированию жизненного кредо. Если б каждое новое поколение проникалось мудростью поучений пращуров (как избежать положения у разбитого корыта, например), клерикалам не было бы нужды в трактовке сути многих христианских заповедей, по-иному вырисовывалась бы оценка мотивов тех, кто стремится к лёгкой наживе и воровству в особокрупных размерах. Какими бы «заморскими» понятиями сегодня ни прикрывалась суть преступных дел (коррупция, рэкет, офшоры, укрывательство от налогообложения и т.п.) идея гуманизма, то бишь справедливости, будет высветлена огнями рампы бытия. Певец революции В.Маяковский открыто признавался: «Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом, и, кроме свежевымытой сорочки, сказать по совести, мне ничего не надо…».
Когда же наш мир этически встал дыбом, заторосил? Чему служили смуты, бунты, восстания и революции, если сохранялась антиподность принципов мироустроения, неизменной при происках агрессивности была и рабская покорность слабой стороны. Мир извечно погружен был в противостояние насилию, а теперь ещё и изощрённым игрищам «кнопковладельцев» с угрозами бедствий планетарного масштаба. Исторические периоды с девизом «Разделяй и властвуй!» по неизменной спирали заявляют о себе с претензией на успех, а потому средства массовой информации вынуждены доказывать миролюбие волка облачением его в овечью шкуру, изымая из обращения крыловскую социолемму «… потому обычай мой – с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой…». Цель – мировое господство с лишением инородцев прав на совершенствование собственной государственности, сохранение самобытной культуры и будущности, используя диктат и вероломство, дипломатические увёртки либо спасительную ложь. Главное же – умение не дать противнику принимать соответствующую тактику, жёстко перстоуказуючи ему на международные нормы, не идя ни на какие компромиссы, уступки или поблажки, тем не менее, всё выше поднимая двуликий стяг своего понимания и трактовки мира и добра.
Какова же роль христианской веры во времена узаконивания принципов лжи и обмана, когда её символика должна проецироваться на паству, крепя веру, пробуждая дух добра, чистоту помыслов и человеколюбие. Исторические корни в такой трактовке должен оценивать весь цивилизованный мир, принимая либо отвергая искусственно привносимые парадигмы, толкования событий «на свой лад», шулерство с датами и землями, подменой исторических документов и действующих лиц. История как наука должна предстать не с лицом после хирургических вмешательств, а в естественной красе и силе, с собственными триумфами побед или уроками поражений, оправданными, а, возможно, и утраченными надеждами, при светлой памяти, к тому же, без тени забвения великих уроков былого (но не в противовес жёстким и кровопролитным), без самообольщения и эфемерных замыслов. Суть её – рассекречивание причин биполярности мира при бескомпромиссной борьбе в естественной среде за честность и благость бытия (кстати, освобождённого от нагромождения низведенных в прах канонов лжи и насилия ради увеличения награбленных богатств).
Что же должно быть вписано в историю ХХI века? По крайней мере, чётко просматривается отход от территориально-этнической глобализации к суверенности народов и земель на основе международного сотрудничества и национального расцвета. Чем чревата возникшая тяга к самоопределению? Прежде всего, ею должно мотивироваться возвращение к родным порогам. Период диаспорного самосохранения набирает тенденцию иссякать, песочные часы должны истекать не забытьём побудительных причин, а полниться жаждой выхода на круги своя… Но у этой логической коллизии сегодня мотив бегства от родных истоков с целью обретения заморских благ под эгидой сострадания, сопереживания и человечности. Жанна д*Арк, идя на бой за справедливость, вполне давала отчёт в своих деяниях: «Если не я, то кто же?..». Что же демонстрируют миру мигранты? – «Приютите нас… В родных краях нет райских кущей… Наше терпение насилия не безгранично…». И Европа должна отворять им ворота… Но во имя чего?.. А, мол, пусть там всё уладится… Исторически же мир обязан возопить: «Это же ваш дом, там ваше прошлое и настоящее, так стройте же там и своё справедливое будущее… Да, с миру по нитке мы собирать готовы, чтобы помочь в беде, но это ваш род (племя, семья), поэтому чужеродцам – зась в ваши дела, а вам нет места на чужбине…».
Таким образом, зреет новая доктрина века – группирование сообществ по языковому, культурологическому и историческому признакам в пределах исконных территорий, традиций и верований. Первыми ласточками можно считать, кстати, распад Югославии, СССР, раздел Чехословакии. Европейский Союз фактически представляет собой, скорее, добровольное экономическое единство, чем огосударствление своих членов под общим гербом и стягом, причём, с уподоблением Соединенным Штатам Америки, сохраняющим под единоначалием Белого Дома всю полноту юридической, экономической и территориальной самостоятельности. Скорее всего, новое столетие, аннигилируя «сферы влияния», перекроит географическую карту планеты по аналогии с системами державного устройства США и ЕС как материковых геообразований. Если пофантазировать, то легко предположить, что мир живёт в канун Азиатского Конгломерата (АзКо), Объединенных Стран Океании (ОСО), Африканского Племенного Сообщества (АПС), Общеамериканского Территориального Сплочения (ОАТС) и пр. Кто там будет править балом, покажет время. Но тогда планета будет вынуждена учредить Планетарное Правление Развитием Земли (ППРЗ), а с ним уже будет рукой подать до внутри- и межгалактических связей во имя прогресса мировой цивилизации. К такому умозаключению направляет логика развития человечества, когда даже родовые кланы (ведь белых пятен у Земли предостаточно) получат правовую юрисдикцию с полной защитой самобытности, сохранением традиций и расцветом этноса благодаря приобщению к мировым достижениям на пути движения вперёд.
И это не фантасмагория, а лишь желание услышать голос времени, с тем чтобы изжить дух противостояния, агрессии и расизма, ведь дружественные контакты тождественны гостеприимству. Не правда ли? В своём доме каждый чувствует себя хозяином, ну, а в гостях – заезжим, странником, которого по одёжке встречают, но по уму провожают…
В реалиях же злая враждебность в силу наличия тех или иных богатств (земельные залежи, технологическое превосходство, спортивная мощь, культурное наследие и т.п.) ширится по миру вопреки законам сохранения жизни на Земле. Почему молчит ЮНЕСКО и не обнародует данные о роли потенциала каждой страны в планетарной оснащённости ресурсами в целях контроля и сбережения общечеловеческого достояния? Для начала было бы не плохо, например, в музеях на выставляемых для обозрения экспонатах давать ремарки «Из армянских (конкретизируя, – гаитянских, белорусских и т.д.) сокровищ», «Наследие Древней Греции…», «Кроманьонский период. Франция» и пр. А «Реестр заповедных территорий» мог юридически охранять от браконьерств и коррупционных опций на таможнях.
Страницы средств массовой информации пестрят публикациями о приходе на Землю детей индиго и раскрытии новых задатков у потомков, но школа, вуз, сфера науки заставляют их бездействовать, в то время как власти, формируя пути развития государства на ближайшую перспективу, пренебрегают объявлением конкурсных заданий в части видения молодёжью ближайших проблем времени. На одной из лекций в ЦИПКИ по маркетинговой политике разнокалиберных структур экономики приводился такой пример. Речь шла о проведении США испытаний новых типов торпед в открытом океане. Так вот, в составе жюри, кроме высококвалифицированных специалистов, были также салага-матрос, художник и психоаналитик. Помехи на пути снаряда к цели точнее всех описал художник, ибо для него волна была живым противодействием сбиваемому ею с курса «летуну». Помните сказку не только о разбитом корыте, но и о роли мышки в вытаскивании репки?.. Учитесь у поднаторевших в жизненном опыте пращуров…
Время заостряет также вопрос о системе государственного устройства. Что считать базисом экономического подъёма? Разбазаривание природных ресурсов? Индустриализацию? Интенсификацию сельского хозяйства? Налогообложение? Развитие туристического комплекса?.. Пока в фаворитах – расцвет чиновничьего аппарата и размах банковского сектора. А время не ждёт, требуя интенсификации реформ в системе управления, законодательного обеспечения и ужесточения контроля. В первую очередь потребуется подготовка методологии реформ, а обеспечит процесс лишь сфера науки. Бизнес-среда на западе искусно подменила понятие «аналитический подход в планировании развития на перспективу» пресловутыми «маркетинговая стратегия», «маркетинговая оценка» и т.п., не отдавая себе отчёта, что так называемое «торгование» (то бишь – «сбыт», «внедрение») лишь завершающий этап в системе производства и доведения продукции до потребителя. При таком подходе легко обходиться плановыми закупками импорта, не налаживая отечественного производства и, таким образом, не открывая профильных рабочих мест. Научный же подход в экономике обеспечит новационное поле прогресса, включая поддержку как со стороны «ноу-хау», так и активизации спроса.
Но реформами должна воспользоваться и научная среда. Прежде всего, следует прекратить аутодафе в ней по видам деятельности. Бытующие Академии (аграрных наук, медицины, психологии, педагогики и т.п.) должны признать себя лишь составной частью системы Национальной академии наук (НАН), влив в свой состав профильные министерства как структурные инновационные подразделения, налаживающие маркетинговые стратегии. Крупные государственные формации с закостенелой чиновничьей системой управления таких революционных метаморфоз будут избегать, в то время как локальные национальные конгломераты, перейдя к реформизму в государственном устройстве, начнут рекордное восхождение к пику национальной экономики. Соответствующих пертурбаций ведь потребуют конституционные основы страны, правовая защита развития науки, передовой подход к экономической её составляющей.
Впрочем, преобразовать научный отечественный пласт на постсоветском пространстве невозможно без отказа от застаревших форм организации общественных устоев. Когда в далёком 1917-м госуправление передавалось в руки «СоветовЪ», преследовалась единственная цель – выметание чиновничьего аппарата царизма насаждением сельсоветов, рай-, гор- и облсоветов (и так по ступеням – до Верховных Советов). Время диктует отход от узурпации власти псевдонародными структурами, как и возврат к исконной схеме территориального раздела (земля, край, уезд, округ и пр.). Так что поле научного подхода к реконструкции государства настолько обширно, насколько требуют того объёмы пространства, насыщенность национальными меньшинами, утраченная самобытность. Если будет дан ход такой стратегии социальной перестройки, зазвенят и струны патриотизма, гордости за свой народ-преобразователь, оживут извечные традиции бытия.
Но для таких шагов нужна Общегосударственная стратегия социально-экономических реформ, предусматривающая:
— объединение сфер образования, профилирующей науки и аналитического планирования путей развития с упором на систему знаний, благодаря чему может исключаться тенденция к превращению в интеллектуальную и культурную колонию;
— слияние фундаментальных наук с экономико-техническим базисом бизнес-подъёма через реорганизацию системы и стимулов внедрения научных разработок;
— трансформацию потребительски-сырьевой экономики в инновационную и конкурентоспособную наукоёмную;
— перенос системы бизнес-структур в научный сектор в целях маркетингового перевода исследовательских новшеств на промышленные рельсы;
— отказ от ура-амбициозных размахов с целью завоевания лидерских позиций в преуспевающих экспериментах и исследованиях и т.д.
А за этим при росте объемов консолидированного финансирования научно-технической отрасли последуют и изменения в уровне оплаты труда учёного, аналитика-маркетолога, технолога и прочей гвардии из числа сподвижников науки. Здесь также скрыт корень значимости научной работы для молодёжи, важности карьерного роста, решения заданий ликвидации утечки мозгов. Сегодня интеллект должен рассматриваться как «базовый товар» мирового сообщества, без наличия которого не могут ни ставиться на перспективу, ни решаться сверхзадачи. Именно возможность разворачивания меганаучных проектов (в частности, по типу ЦЕРНа, американских и канадских «мозговых центров» и пр.) должна определять уровень научно-технологических скрытых возможностей державы.
Например, для создания бизнес-структур в научной среде потребуются специальные стимулы в виде снятия ряда законодательных барьеров, гарантирования бюджетного софинансирования и налаживания различных грантов на «внесистемные ноу-хау», а также налоговых преференций, госзаказов и т.д. Кроме того, кардинальные изменения спровоцируют отход от прижившейся разобщённости между «профильными научными академическими кланами» с их фрагментарными программами, проектами и задачами, предполагающими узкоспецифические достижения со своей выгодой, без учёта рыночных тенденций спроса, когда основополагающими становятся научная весомость новаций согласно приоритетной направленности, спонсорская заинтересованность и ёмкость спроса со стороны рынка. Между прочим, в «прорывных идеях» затерялся и ключик к высокотехнологическим производствам, национальным научным школам мирового масштаба, сверхоснащённым исследовательским лабораториям и пр.
Преобразования в обществе всегда следуют со шлейфом нравственных канонов, новым витком миросозерцания с прагматическим оптимизмом не толпы, а группы лидеров. Эта социальная дилемма характеризует массовость как концентрат степени насыщенности окружения передовыми взглядами тех, кто факелом своего видения скрытого за горизонтом времени освещал путь в мир передовых знаний, т.е. сообща электорат может отражать лишь пройденное, а духом прогресса насыщают идущие в ногу со временем. Так вносятся коррективы и в национальный характер, а также в ритм бытия целых народов, психоаналитические свойства, нравственный уровень и способность продуцировать новые идеи. Только законы логики способны выявлять парадоксальность витающих в воздухе принципов выдвигаемой политической доктрины, значит, молчание научной среды – почва для пропагандистского обессмысливания населения, подавления моральных качеств. Вековой опыт человечества выворачивается на изнанку и вводится в сознание в качестве оправданности нарушения норм измочаленной веками этики и приевшейся эстетики, удручающих цепей, которые не дают возможности двигаться вперёд, в результате чего узаконенность международных норм трактуется как закоренелость мысли, якобы исключающей респект «кто сильнее, тот и прав» в решении межнациональных вопросов. Поэтому экономико-социологическая и культурно-этическая динамика в меняющемся мире в виде форы должна давать сроки на примиренческие метаморфозы в среде обитания человека, поскольку реальные исторические закономерности среди людей действуют в пределах общих законов природы, исповедуя причинно-следственные связи и цикличность движения вверх по спирали.
Так как человеческий фактор остаётся носителем перемен в ареале своего обитания, то и имидж будущего начнёт формироваться на фундаменте прошлого в окрасе дня сегодняшнего. А наша действительность далеко не радужная, особенно с точки зрения оценки адекватности лидирующего состава, нередко преступающего правовые нормы сосуществования в рамках государственных границ. Психоаналитики пока не дают поведенческой оценки проявленным симптомам, полагаясь на прогнозы специалистов от политики, а те всё чаще склоняются к подозрению, что общество в своём безмолвии подпитывает аморальность (ведь животные страсти не требуют самоконтроля), тиранию (к тому же, в самых звериных проявлениях стайности), человеконенавистничество и несоответствие действий субъекта здравому смыслу. Если лишение рассудочности в управлении властью классифицировать по степени тяжести заболевания (слабое проявление, когда характерные симптомы наблюдаются не часто и в лёгкой форме; серьёзные свидетельства мощных и периодических рецидивов, не поддающихся самоконтролю; острое помрачение сознания с характерными сильными хроническими психорасстройствами), то с обозревателями и наблюдениями средств массовой информации сложно не согласиться. Научно (см.: rostduha.ru/sumasshestvie/; psi-doctor.ru/shizofreniya/pervye-priznaki-shizofrenii-nachalnye-simptomy.html; www.mhealth.ru) такой психоз относится к категории потенциально не излечимых патологий. Формы его проявления в обществе разнообразны: то ли эмоциональные срывы до ярости, то ли контрастность с прежними интересами, то ли маниакальная одержимость, то ли страдания из-за навязчивых страхов и т.п.
М.Горький некогда воспел «безумство храбрых» как «мудрость жизни». Литература вообще взяла на вооружение романтику и «безумной любви», и «безрассудных поступков». Между прочим, до сих пор так и не раскрыта полностью поднаготная коллизии романа Ф.Достоевского «Идиот».
Медицина касательно конкретного индивида раннюю диагностику психического расстройства рассматривает как ручательство полного выздоровления. А если речь идёт об обществе? Какой консилиум способен констатировать факт расстройства мышления в этом случае? А проявляются ли здесь клинические данные болезни? Что искать в подтверждение безумия целой общественной формации – бредовые идеи, галлюциногенные проявления, алогичность мышления, нестандартность поведения, навязывание лично выработанных норм поведения в социуме, системность нарушений законов разумности?..
Восточная мудрость учит искать первопричины в себе. А что, если действительно попытаться искать правду о времени и о себе изначально внутри своего «я», затем разобраться в личной роли в семейных разладах, неудачах на работе, заинтересоваться своей лептой в жизнь посёлка или города, страны в целом, других государств и народов?.. Уместно вспомнить слова когда-то популярной песни: «Я, ты, он, она вместе – целая семья… В слове «мы» – сто тысяч «я»…
Верю, что общество излечимо от болезней времени, нужно только правильно диагностировать и назначать исцеление. И в первую очередь – от дурмана извечной золотой лихорадки…
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ