Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Народная артистка России Леонора Куватова. К юбилею

Леонора Сафиевна – из знаменитой фамилии Куватовых, давшей Башкирии врачей (именем Гумера Галимовича названа Республиканская клиническая больница), журналистов, историков. Впрочем, к карьере  героини  очерка это имеет только опосредствованное отношение. Слава богу, есть еще дипломы и  профессии, которые невозможно получить по блату.

И даже природные данные  — шаг (растяжка), подъем, гибкость, прыжок – всего лишь возможность стать балериной, как наличие абсолютного слуха – вовсе не свидетельство,  что перед нами великий скрипач.

Как когда-то Рудольф Нуреев, впервые попав на «Журавлиную песнь», понял, что танец – его призвание, так  маленькой девочкой, увидев Зайтуну Насретдинову в «Умирающем лебеде»,  Леонора Куватова  решила, что будет балериной. Желания счастливо совпали с возможностями: в 11-ю школу, где она училась, пришла комиссия для отбора детей в хореографическое училище. И её выбрали! Среди сотни детей.

Это теперь хореографических училищ в стране – почти 20, а тогда их было в три раза меньше, и только раз в 10 лет Ленинградское Хореографическое училище  набирало детей из Башкирии. Первый набор дал нашему балету Зайтуну Насретдинову, Халяфа Сафиуллина, Нинель Юлтыеву, Фарита Юсупова.

Второй – Майю Тагирову, Фирдаус Нафикову, Эмму Тимиргазину, Венеру Галимову, Алика Бикчурина, Ильдуса Хабирова.

А в третий набор в числе 12 детей попала и Леонора Куватова, но окончили училище  только она и еще  четверо:  Зуфар Галимов, Раиса Халитова, Светлана Казакова, Роберт Валиуллин.

В младших классах преподавала Надежда Павловна Базарова, автор знаменитого учебника «Основы  классического танца», в средних – Алла Михайловна Чернова, в старших  у девочек – Ирина Александровна Трофимова, у мальчиков – Александр Иванович Пушкин, воспитавший Рудольфа Нуреева, Олега Виноградова, Юрия Соловьева, Михаила Барышникова.

В ЛХУ с Барышниковым

Последний, кстати, был постоянным партнером Леоноры Куватовой  последние три года в училище, то есть все старшие классы.

Хотя родители были в свое время против отъезда любимой дочери в далекий Ленинград, Леонора Сафиевна считает, что именно они привили все качества, столь необходимые,  чтобы стать настоящей балериной. В семье царил культ чтения, Элеонору и двух ее братьев водили в театры, Художественный музей, прививая хороший вкус.

Отец, воспитанник детдома, родом из  Зианчуринского района, деревни Куватово,  в 1939 участник сражений на Халхин-Голе на границе Монголии и Маньчжоу-Го. Выучил китайский и английский языки, окончил впоследствии Высшую партийную школу, стал журналистом.

Мать Ямиля Абдулловна  прошла медсестрой всю войну, затем окончила Башкирский  мединститут. В Нижегородке, где она работала детским врачом, ее не только уважали как хорошего специалиста, но любили как родную.

Именно они привили такие качества, как трудолюбие, умение добиваться своих целей,  но не беспардонностью и интригами, а просто тем, что делаешь свое дело лучше других.

Училище было окончено с отличием. Красный диплом давал преимущество остаться в Ленинграде, танцевать на сцене Кировского театра!

Но ее послала учиться родная Башкирия, и она  не могла  ей изменить. В  Башкирском театре оперы и балета Куватова сразу становится прима-балериной.

Не было никаких подходов через пребывание в кордебалете, в корифейках, в «тройках», «двойках».

1973 год. Первые заграничные гастроли «Звезды балета», организованные  Министерством культуры СССР, когда от ведущих театров  послали лучших солистов,  Башкирский театр оперы и балета  представляла только Л.Куватова.

Теперь она может без преувеличения сказать, что объехала весь мир, вплоть до США и  Мексики, где работала с Вячеславом  Гордеевым, и  Японии, где преподавала с супругом Шамилем Терегуловым.

Леонора Куватова с японскими ученицами

Выступала на сцене 25 лет, и станцевала почти все ведущие партии: Одетту  в «Лебедином озере», Аврору в «Спящей красавице», Марию в «Бахчисарайском фонтане»,

Золушку, Сольвейг в балете «Пер Гюнт», Жизель,  Сильфиду в балете Хермана Левенсхольда,  Китри в «Дон Кихоте», Зайтунгуль в «Журавлиной песни».

Она  считалась лирической танцовщицей, а ее творчество – эпохой романтизма в башкирском балете.

Еще работая в театре, она начала преподавать в открытом в 1986 году  Башкирском хореографическом училище.

Уже 10 лет  Народная артистка России Куватова – главный балетмейстер Башкирского театра оперы и балета  и художественный руководитель  Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева.

— Моя задача как педагога,  — продолжает  Куватова, —  не только дать ученикам хорошую  классическую школу, но помочь нашим выпускникам безболезненно войти в репертуар театра. Для этой цели  ставим с ними не отдельные танцы, пусть даже и прекрасно отрепетированные, а целые балеты.

Не надо думать, что Куватова  закоснела в традициях и против современности. Когда в Уфу приезжала – в марте 1995 —  труппа «Молодой балет Франции»,  с классикой в первом  отделении и новаторскими постановками («Паше», «Анис», «Лихорадка», «Безумие», «Падение ангелов») во втором,  как раз ее девочки-выпускницы  танцевали с ними. Я была на том единственном концерте, и могу сказать, что вставки: где французские  (условно французы: в труппе были и японцы, и итальянцы), где наши балерины, было не определить.

«Я не против  эксперимента в искусстве, — говорит Куватова, — лишь бы это было сделано  убедительно, со вкусом. Главное – со вкусом! Классика – во главе угла, но эксперименты тоже нужны, без них искусство не движется. Мы воспитываем именно артиста балета, а не гимнаста, хотя, надо признать, балет становится все более сложным технически. Наше училище — это будущее театра, одно без другого не может существовать. Выпущенные одним  училищем, балерины  и танцовщики  в кратчайшие сроки образуют монолитный по стилю коллектив, чуждый неприятной эклектики. Как я вижу работу художественного руководителя? Главное — выстроить репертуар. Основа его — классика. Именно классические балеты держат артиста в форме; наполненные глубоким смыслом,  они так же дороги балеринам и танцовщикам, как, например, Гамлет для драматического актера.»

Репертуар театра обширен — более 30 балетов. Представлена и мировая классика «Жизель»  (1841) и «Корсар» (1856) Адольфа-Шарля Адана, прелестный комический балет Петера Гертеля «Тщетная предосторожность» (1864), «Сильфида» Германа Северина Левенсхольда, «Баядерка» и  «Дон Кихот» Людвига Минкуса, и русский балетного искусства «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик»(1892) Петра Ильича  Чайковского, балет «Раймонда» (1896) Александра Константиновича Глазунова; и национальная — «Журавлиная песнь» Л.Степанова-З.Исмагилова, «Аркаим» Л.Исмагиловой, получивший в этом году премию Салавата Юлаева. На музыку вальса И.Штрауса-мл. Шамиль Терегулов поставил в 2003 балет «Голубой Дунай».

XX век представлен балетами «Ромео и Джульетта» и «Золушка» Прокофьева, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева.

«Когда-то мы с Терегуловым мечтали, чтобы в нашем театре шли те же спектакли, что в Большом и Мариинском, — продолжает Леонора Сафиевна, — благодаря нашему хореографическому училищу это произошло: мужской состав кордебалета значительно увеличился, качественно вырос и выровнялся кордебалет, и стало возможным ставить такие балеты, как «Спартак», «Анюта», «Легенда о любви»

Главный балетмейстер Шамиль Терегулов, (ушел из жизни в 2008) начал сотрудничество с Юрием Николаевичем Григоровичем  в 1993 балетом  «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля, в 1995 были  поставлены «Дон Кихот» Минкуса,  «Щелкунчик» и  «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.

После вынужденного перерыва Куватова сумела продолжить эту традицию: в 2012 был поставлен  «Корсар» Адана,

май 2013 — «Спартак» Арама Хачатуряна, причем без единой купюры, всё как в Большом!

2016 — «Легенда о любви» Арифа Меликова.

«Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в постановке Владимира Викторовича Васильева (март 2015)  — еще одна яркая страница в истории нашего балета. Успех был оглушительным, а каждая репетиция с хореографом В.Васильевым — бесценный мастер-класс.

В таких приглашениях сказывается точный художнический расчет руководителя: он дает возможность нашим артистам расти и воспитываться на лучших образцах, заставляет их тянуться за мастерами,  учит правильным сценическим манерам и изысканному стилю танца. Работа с величайшим балетмейстером современности — это школа на всю жизнь.

Количество постановок, осуществленных  за эти 10 лет, впечатляет:

2009  «Прометей» Рустэма Сабитова

2010 «Марионетка» И.Стравинского

2010 «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно и «Неклассический дивертисмент»

2011 «Семь красавиц» Кара Караева

2012 «Корсар» Адана

2013 «Коктейль изо льда и пламени»

2014 «Двенадцатая ночь» ( затем была реконструкция театра)

2016 «Легенда о любви» А.Меликова

2017 «Журавлиная песнь»,

«Тщетная предосторожность»- обновленная версия,

«Аленький цветочек» В.Купцова  и  «Мир балета» — спектакли для детей. С последним даже выезжали в отдаленную часть города, во Дворец Культуры Химиков. Дань памяти нашему земляку, замечательному писателю С.Т.Аксакову, в честь которого и было начато в 1910 на народные деньги строительство Аксаковского дома ( теперь это здание целиком занимает театр оперы и балета) был задуман с директором театра И.Р.Альмухаметовым балет на сюжет его знаменитой сказки «Аленький цветочек» .

2018 «Времена года» — неоклассический балет

9 октября 2018 прошла  премьера  молодежного балета-шутки «На футбол», о чем  сообщил даже всероссийский канал «Культура». Труппа работала с энтузиазмом, им нравился эксперимент, открывший  много ярких индивидуальностей: Вратарь — Р.Кадыров показал себя одновременно и техничным, и артистичным; молодые артисты кордебалета Маргарита Шафикова -Девушка и Давид Цирцвадзе — Юноша весьма удачно проявили себя в партиях, требующих определенного драматизма: влюбленные болели за разные команды! Образы болельщиков решены с мягким юмором, во многих мизансценах зрители улыбались.

«Уберем длинноты, — говорит Куватова, — и балет, безусловно, займет свое место в репертуаре».

«У нас в театре поставлена вся балетная классика, — говорит Куватова, — это очень обязывает. Но нужны и современные постановки, часто открывающие новые имена, дающие возможность артистам кордебалета проявить себя». Воспитана и своя балетмейстерская школа: Ринат Абушахманов, выпускник БХУ,  а затем и Академии русского балета (б.ЛХУ) выступил хореографом-постановщиком балетов «Том Сойер» Павла Овсянникова (2008),  «Семь красавиц», «La marionnette». Сарьян Сулейманов стал лауреатом третьей  премии конкурса «Арабеск 2018», проходившего в апреле 2018 в Пермском театре оперы и балета.           В БХК художественный руководитель Куватова  и директор Олия Галеевна Вильданова, обе выпускницы ЛХУ (с 1991 — Академия русского балета им. Вагановой) придерживаются традиций лучшей в мире балетной школы, и их выпускникам легко влиться в любой  театр.   «Что в моем активе? Народные артистки РБ Гульсина Мавлюкасова, Римма Закирова, Айслу Гайнетдинова, Заслуженная артистка РБ Алсу Зиннурова — мои ученицы с 10-18 лет, с первого класса до выпуска».

Леонора Сафиевна Куватова у себя в кабинете

Начитанная,  эрудированная, человек с широким кругозором, а с другой стороны, много танцевавшая на сцене, она  может и образно объяснить, с привлечением исторических и художественных ассоциаций,  и  показать. А после выпуска озабочена будущей сценической судьбой своих воспитанников.  «Моя задача как педагога,  — продолжает  Куватова, —  не только дать ученикам хорошую  классическую школу, но помочь нашим выпускникам быстро войти в репертуар любого театра. Для этой цели  ставим в учебном театре с ними целые балеты: «Волшебная флейта» Риккардо Дриго (либретто и хореография Андрея Меланьина), и «Арагонская хота» (хореография  Виана Гомес де Фонсеа Херардо),  и «Шопениана» (хореография Михаила Фокина) и даже «Лебединое озеро» — вершину балетной классики. В 2016, юбилейном году БХК, выпускным  был новый национальный балет на музыку Николая Попова «Водная красавица», в 2017- «Снежная королева», в 2018 — «Морозко» и «Как стать балериной», хореография А.М.Полубенцева  — сложное сочинение, состоящее из 13 номеров, от экзерсиса, классики, исторического танца — до пантомимы на музыку Вагнера. Ученики  уже с детства понимают, какие блестящие перспективы им открывают: возможность репетиций с гениями балета, а выпускники стремятся попасть в наш театр именно из-за его богатого репертуара».

Театр и колледж приглашают на гастроли. Побывали в Лондоне, Милане, в июне этого года с огромным успехом прошли выходит гастроли в Генуе: «Дон Кихот», подряд 7 спектаклей, и все с аншлагом. В сентябре пригласили  в Пермь с балетами «Легенда о любви», «Анюта», «Спартак» В декабре собираются на гастроли в Германию с «Лебединым озером» и «Щелкунчиком».Наш балет во многом благодаря главному балетмейстеру театра и художественному руководителю БХК Л.С.Куватовой выходит на мировой уровень.

Нина Турицына


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика