Леонора Сафиевна – из знаменитой фамилии Куватовых, давшей Башкирии врачей (именем Гумера Галимовича названа Республиканская клиническая больница), журналистов, историков. Впрочем, к карьере героини очерка это имеет только опосредствованное отношение. Слава богу, есть еще дипломы и профессии, которые невозможно получить по блату.
И даже природные данные — шаг (растяжка), подъем, гибкость, прыжок – всего лишь возможность стать балериной, как наличие абсолютного слуха – вовсе не свидетельство, что перед нами великий скрипач.
Как когда-то Рудольф Нуреев, впервые попав на «Журавлиную песнь», понял, что танец – его призвание, так маленькой девочкой, увидев Зайтуну Насретдинову в «Умирающем лебеде», Леонора Куватова решила, что будет балериной. Желания счастливо совпали с возможностями: в 11-ю школу, где она училась, пришла комиссия для отбора детей в хореографическое училище. И её выбрали! Среди сотни детей.
Это теперь хореографических училищ в стране – почти 20, а тогда их было в три раза меньше, и только раз в 10 лет Ленинградское Хореографическое училище набирало детей из Башкирии. Первый набор дал нашему балету Зайтуну Насретдинову, Халяфа Сафиуллина, Нинель Юлтыеву, Фарита Юсупова.
Второй – Майю Тагирову, Фирдаус Нафикову, Эмму Тимиргазину, Венеру Галимову, Алика Бикчурина, Ильдуса Хабирова.
А в третий набор в числе 12 детей попала и Леонора Куватова, но окончили училище только она и еще четверо: Зуфар Галимов, Раиса Халитова, Светлана Казакова, Роберт Валиуллин.
В младших классах преподавала Надежда Павловна Базарова, автор знаменитого учебника «Основы классического танца», в средних – Алла Михайловна Чернова, в старших у девочек – Ирина Александровна Трофимова, у мальчиков – Александр Иванович Пушкин, воспитавший Рудольфа Нуреева, Олега Виноградова, Юрия Соловьева, Михаила Барышникова.
В ЛХУ с Барышниковым
Последний, кстати, был постоянным партнером Леоноры Куватовой последние три года в училище, то есть все старшие классы.
Хотя родители были в свое время против отъезда любимой дочери в далекий Ленинград, Леонора Сафиевна считает, что именно они привили все качества, столь необходимые, чтобы стать настоящей балериной. В семье царил культ чтения, Элеонору и двух ее братьев водили в театры, Художественный музей, прививая хороший вкус.
Отец, воспитанник детдома, родом из Зианчуринского района, деревни Куватово, в 1939 участник сражений на Халхин-Голе на границе Монголии и Маньчжоу-Го. Выучил китайский и английский языки, окончил впоследствии Высшую партийную школу, стал журналистом.
Мать Ямиля Абдулловна прошла медсестрой всю войну, затем окончила Башкирский мединститут. В Нижегородке, где она работала детским врачом, ее не только уважали как хорошего специалиста, но любили как родную.
Именно они привили такие качества, как трудолюбие, умение добиваться своих целей, но не беспардонностью и интригами, а просто тем, что делаешь свое дело лучше других.
Училище было окончено с отличием. Красный диплом давал преимущество остаться в Ленинграде, танцевать на сцене Кировского театра!
Но ее послала учиться родная Башкирия, и она не могла ей изменить. В Башкирском театре оперы и балета Куватова сразу становится прима-балериной.
Не было никаких подходов через пребывание в кордебалете, в корифейках, в «тройках», «двойках».
1973 год. Первые заграничные гастроли «Звезды балета», организованные Министерством культуры СССР, когда от ведущих театров послали лучших солистов, Башкирский театр оперы и балета представляла только Л.Куватова.
Теперь она может без преувеличения сказать, что объехала весь мир, вплоть до США и Мексики, где работала с Вячеславом Гордеевым, и Японии, где преподавала с супругом Шамилем Терегуловым.
Леонора Куватова с японскими ученицами
Выступала на сцене 25 лет, и станцевала почти все ведущие партии: Одетту в «Лебедином озере», Аврору в «Спящей красавице», Марию в «Бахчисарайском фонтане»,
Золушку, Сольвейг в балете «Пер Гюнт», Жизель, Сильфиду в балете Хермана Левенсхольда, Китри в «Дон Кихоте», Зайтунгуль в «Журавлиной песни».
Она считалась лирической танцовщицей, а ее творчество – эпохой романтизма в башкирском балете.
Еще работая в театре, она начала преподавать в открытом в 1986 году Башкирском хореографическом училище.
Уже 10 лет Народная артистка России Куватова – главный балетмейстер Башкирского театра оперы и балета и художественный руководитель Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева.
— Моя задача как педагога, — продолжает Куватова, — не только дать ученикам хорошую классическую школу, но помочь нашим выпускникам безболезненно войти в репертуар театра. Для этой цели ставим с ними не отдельные танцы, пусть даже и прекрасно отрепетированные, а целые балеты.
Не надо думать, что Куватова закоснела в традициях и против современности. Когда в Уфу приезжала – в марте 1995 — труппа «Молодой балет Франции», с классикой в первом отделении и новаторскими постановками («Паше», «Анис», «Лихорадка», «Безумие», «Падение ангелов») во втором, как раз ее девочки-выпускницы танцевали с ними. Я была на том единственном концерте, и могу сказать, что вставки: где французские (условно французы: в труппе были и японцы, и итальянцы), где наши балерины, было не определить.
«Я не против эксперимента в искусстве, — говорит Куватова, — лишь бы это было сделано убедительно, со вкусом. Главное – со вкусом! Классика – во главе угла, но эксперименты тоже нужны, без них искусство не движется. Мы воспитываем именно артиста балета, а не гимнаста, хотя, надо признать, балет становится все более сложным технически. Наше училище — это будущее театра, одно без другого не может существовать. Выпущенные одним училищем, балерины и танцовщики в кратчайшие сроки образуют монолитный по стилю коллектив, чуждый неприятной эклектики. Как я вижу работу художественного руководителя? Главное — выстроить репертуар. Основа его — классика. Именно классические балеты держат артиста в форме; наполненные глубоким смыслом, они так же дороги балеринам и танцовщикам, как, например, Гамлет для драматического актера.»
Репертуар театра обширен — более 30 балетов. Представлена и мировая классика «Жизель» (1841) и «Корсар» (1856) Адольфа-Шарля Адана, прелестный комический балет Петера Гертеля «Тщетная предосторожность» (1864), «Сильфида» Германа Северина Левенсхольда, «Баядерка» и «Дон Кихот» Людвига Минкуса, и русский балетного искусства «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик»(1892) Петра Ильича Чайковского, балет «Раймонда» (1896) Александра Константиновича Глазунова; и национальная — «Журавлиная песнь» Л.Степанова-З.Исмагилова, «Аркаим» Л.Исмагиловой, получивший в этом году премию Салавата Юлаева. На музыку вальса И.Штрауса-мл. Шамиль Терегулов поставил в 2003 балет «Голубой Дунай».
XX век представлен балетами «Ромео и Джульетта» и «Золушка» Прокофьева, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева.
«Когда-то мы с Терегуловым мечтали, чтобы в нашем театре шли те же спектакли, что в Большом и Мариинском, — продолжает Леонора Сафиевна, — благодаря нашему хореографическому училищу это произошло: мужской состав кордебалета значительно увеличился, качественно вырос и выровнялся кордебалет, и стало возможным ставить такие балеты, как «Спартак», «Анюта», «Легенда о любви»
Главный балетмейстер Шамиль Терегулов, (ушел из жизни в 2008) начал сотрудничество с Юрием Николаевичем Григоровичем в 1993 балетом «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля, в 1995 были поставлены «Дон Кихот» Минкуса, «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.
После вынужденного перерыва Куватова сумела продолжить эту традицию: в 2012 был поставлен «Корсар» Адана,
май 2013 — «Спартак» Арама Хачатуряна, причем без единой купюры, всё как в Большом!
2016 — «Легенда о любви» Арифа Меликова.
«Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в постановке Владимира Викторовича Васильева (март 2015) — еще одна яркая страница в истории нашего балета. Успех был оглушительным, а каждая репетиция с хореографом В.Васильевым — бесценный мастер-класс.
В таких приглашениях сказывается точный художнический расчет руководителя: он дает возможность нашим артистам расти и воспитываться на лучших образцах, заставляет их тянуться за мастерами, учит правильным сценическим манерам и изысканному стилю танца. Работа с величайшим балетмейстером современности — это школа на всю жизнь.
Количество постановок, осуществленных за эти 10 лет, впечатляет:
2009 «Прометей» Рустэма Сабитова
2010 «Марионетка» И.Стравинского
2010 «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно и «Неклассический дивертисмент»
2011 «Семь красавиц» Кара Караева
2012 «Корсар» Адана
2013 «Коктейль изо льда и пламени»
2014 «Двенадцатая ночь» ( затем была реконструкция театра)
2016 «Легенда о любви» А.Меликова
2017 «Журавлиная песнь»,
«Тщетная предосторожность»- обновленная версия,
«Аленький цветочек» В.Купцова и «Мир балета» — спектакли для детей. С последним даже выезжали в отдаленную часть города, во Дворец Культуры Химиков. Дань памяти нашему земляку, замечательному писателю С.Т.Аксакову, в честь которого и было начато в 1910 на народные деньги строительство Аксаковского дома ( теперь это здание целиком занимает театр оперы и балета) был задуман с директором театра И.Р.Альмухаметовым балет на сюжет его знаменитой сказки «Аленький цветочек» .
2018 «Времена года» — неоклассический балет
9 октября 2018 прошла премьера молодежного балета-шутки «На футбол», о чем сообщил даже всероссийский канал «Культура». Труппа работала с энтузиазмом, им нравился эксперимент, открывший много ярких индивидуальностей: Вратарь — Р.Кадыров показал себя одновременно и техничным, и артистичным; молодые артисты кордебалета Маргарита Шафикова -Девушка и Давид Цирцвадзе — Юноша весьма удачно проявили себя в партиях, требующих определенного драматизма: влюбленные болели за разные команды! Образы болельщиков решены с мягким юмором, во многих мизансценах зрители улыбались.
«Уберем длинноты, — говорит Куватова, — и балет, безусловно, займет свое место в репертуаре».
«У нас в театре поставлена вся балетная классика, — говорит Куватова, — это очень обязывает. Но нужны и современные постановки, часто открывающие новые имена, дающие возможность артистам кордебалета проявить себя». Воспитана и своя балетмейстерская школа: Ринат Абушахманов, выпускник БХУ, а затем и Академии русского балета (б.ЛХУ) выступил хореографом-постановщиком балетов «Том Сойер» Павла Овсянникова (2008), «Семь красавиц», «La marionnette». Сарьян Сулейманов стал лауреатом третьей премии конкурса «Арабеск 2018», проходившего в апреле 2018 в Пермском театре оперы и балета. В БХК художественный руководитель Куватова и директор Олия Галеевна Вильданова, обе выпускницы ЛХУ (с 1991 — Академия русского балета им. Вагановой) придерживаются традиций лучшей в мире балетной школы, и их выпускникам легко влиться в любой театр. «Что в моем активе? Народные артистки РБ Гульсина Мавлюкасова, Римма Закирова, Айслу Гайнетдинова, Заслуженная артистка РБ Алсу Зиннурова — мои ученицы с 10-18 лет, с первого класса до выпуска».
Леонора Сафиевна Куватова у себя в кабинете
Начитанная, эрудированная, человек с широким кругозором, а с другой стороны, много танцевавшая на сцене, она может и образно объяснить, с привлечением исторических и художественных ассоциаций, и показать. А после выпуска озабочена будущей сценической судьбой своих воспитанников. «Моя задача как педагога, — продолжает Куватова, — не только дать ученикам хорошую классическую школу, но помочь нашим выпускникам быстро войти в репертуар любого театра. Для этой цели ставим в учебном театре с ними целые балеты: «Волшебная флейта» Риккардо Дриго (либретто и хореография Андрея Меланьина), и «Арагонская хота» (хореография Виана Гомес де Фонсеа Херардо), и «Шопениана» (хореография Михаила Фокина) и даже «Лебединое озеро» — вершину балетной классики. В 2016, юбилейном году БХК, выпускным был новый национальный балет на музыку Николая Попова «Водная красавица», в 2017- «Снежная королева», в 2018 — «Морозко» и «Как стать балериной», хореография А.М.Полубенцева — сложное сочинение, состоящее из 13 номеров, от экзерсиса, классики, исторического танца — до пантомимы на музыку Вагнера. Ученики уже с детства понимают, какие блестящие перспективы им открывают: возможность репетиций с гениями балета, а выпускники стремятся попасть в наш театр именно из-за его богатого репертуара».
Театр и колледж приглашают на гастроли. Побывали в Лондоне, Милане, в июне этого года с огромным успехом прошли выходит гастроли в Генуе: «Дон Кихот», подряд 7 спектаклей, и все с аншлагом. В сентябре пригласили в Пермь с балетами «Легенда о любви», «Анюта», «Спартак» В декабре собираются на гастроли в Германию с «Лебединым озером» и «Щелкунчиком».Наш балет во многом благодаря главному балетмейстеру театра и художественному руководителю БХК Л.С.Куватовой выходит на мировой уровень.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ