ВОЗМУТИТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ! О премьере в Губернском
28.03.2019В этом театральном сезоне в Губернском театре под руководством Сергея Безрукова состоялась премьера! Спектакль «Возмутитель» по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина точно не оставит равнодушным ни одного зрителя.
«Давай разрушим эту тюрьму,
Здесь этих стен стоять не должно
Пусть они рухнут, рухнут, рухнут,
И свободно мы заживём»
L.Estaca (Каталонская песня)
Губернский театр представил на суд зрителям яркий спектакль на большой сцене. Режиссёр Павел Артемьев поставил спектакль «Возмутитель» c популярным киноартистом, Антоном Богдановым, в главной роли. Постановка поражает своими масштабами – чего стоит одно оформление спектакля: огромная сцена используется целиком, а из глубины выступает скелет мамонта в натуральную величину. Мамонт, символ былого величия, разрушается у нас на глазах. И вот уже маленький мальчик, играющий полноценную, наравне со взрослыми, роль Губернатора Кавказа, взбирается на его череп и говорит свою речь о том прекрасном будущем, которое в скором времени ждёт героев спектакля. С первых минут возникают сомнения: что же это за пространство, в котором развивается действие и в каком измерении оно находится? И отчего, говоря о свободе, персонажи обращаются наверх?
По сюжету главный герой спектакля – Семён Берёзкин, помощник прокурора, оказывается в сумасшедшем доме из-за того, что раскрыл коррупционную сеть – собрал материалы на 140 чиновников Крутогорской губернии, бравших взятки. Очень скоро герой понимает, что его никогда теперь не выпустят на свободу. Сумасшедшие, содержащиеся в «больнице для умалишённых», готовят революцию: они разбирают кирпичные стены, делают подкопы; им не хватает одного – вождя. Березкину роль революционного лидера не подходит, он убеждён в том, что путь насилия не может быть верным, он пытается изменить систему, найти выход из неё.
Антон Богданов, исполняющий роль Семёна Берёзкина, стал известным широкому кругу зрителей благодаря сериалу «Реальные пацаны», выступлениям в Comedy Club, фильмам «Ёлки» и «Т-34». Театралы же могли видеть его на сцене Губернского театра в спектаклях «Прекрасное далёко» и «Собачье сердце», где он играет роль Шарикова. В «Возмутителе» ему приходится весь спектакль находиться на сцене в пижаме, которая постепенно превращается в смирительную рубашку. Сложная, на грани нервного срыва, роль даётся Антону Богданову прекрасно, показывая его как сильного драматического артиста.
Надо сказать, что консервативные зрители, противники современного искусства, будут возмущены. Салтыков-Щедрин воспринимается ими как мамонт, живший и писавший в стародавние времена о каких-то давно утерявших актуальность проблемах. Жанр спектакля – фарс, он крайне сложен для постановки. Режиссёр Павел Артемьев прибегает к различным нестандартным приёмам. Весёлое актёрское озорство мгновенно сменяемся голливудским хоррором, а лёгкая комедия заставляет содрогнуться от ужаса. Нет, «культурно провести время» и «развлечься» на этом спектакле не получится. От зрителя потребуется вовлечённость, активная работа ума, готовность размышлять о самых болезненных современных реалиях. Активные, думающие люди, готовые к театральным экспериментам, получат от спектакля сильнейшие впечатления.
Персонажи пьесы жаждут совершить революцию. Их гимн – знаменитая революционная песня каталонских рабочих. Они ломают каменные стены, танцуют на костях, идут на преступления, но не могут преодолеть условных барьеров. Врач (Алексей Веретин) запрещает им переступать через невидимые стены, обозначенные расставленными всюду рядами пустых бутылок. И вот через эти самые невидимые стены они перешагнуть не в силах. Кажется, от свободы их ничего не отделяет, кроме собственных убеждений. Но эти убеждения оказываются фатальными.
О том, по каким произведениям Салтыкова-Щедрина написана инсценировка, рассказал нам её автор, признанный российский драматург, главный редактор издательства «Даниловский Благовестник», преподаватель Литературного Института имени Горького, Владимир Малягин:
«В основе пьесы три сочинения Михаила Евграфовича. Первое — «В больнице для умалишённых», второе – «Переписка» (из этих писем взята история с прокурором и адвокатом); и третье произведение называется «Приезд ревизора». Оно по своим исходным мотивам напоминает «Ревизор» Гоголя, но только слегка. Но, конечно, не случайно указано, что пьеса написана «по мотивам», потому что на самом деле прочитана была масса материала, и я, как автор, старался воссоздать на сцене мир Салтыкова-Щедрина. Все идеи, образы и даже отдельные ситуации взяты у него, но соединены они между собой так, как никогда раньше не соединялись… На самом деле, дух великого автора остался. Ведь, в сущности, о чём эта пьеса и этот спектакль? О том, что человека, в общем-то вполне законопослушного, доброго, обстоятельства, которые создаются огромными структурами, такими, как государство, общество, превращают в преступника».
В этом сезоне спектакль будет показан ещё дважды – в апреле и мае.
Возрастное ограничение вполне логично: 16+.
Александра Стрижевская
комментария 3
Арман
15.04.2019Впервые за очень долгое время я захотел посмотреть спектакль благодаря рецензии.
ВАЛЕРИЙ
15.04.2019Наверное, тема психиатрии для чиновничества актуальна, раз безруковцы так шалят. Смущает отсутствие авторства в идейном плане. Господствуют одни компилляции да плагиат. Неужели наша ретивая интеллигенция ни на что неспособна в свободном буржуазном мире? Где бальзаки, где достоевские??? надоело смотреть пошлые отрыжки ради пиара…А может просто бабки отмывают господа паяцы???
Александр Зиноьвев
29.03.2019Сначала о взятках! Вот жил я в СССР и о взятках не слыхал. А если у кого что и брали, потому как не всегда где купить было, так это на своей работе и то, не насовсем. И это не считалось воровством. До СССР я не жил, поэтому про Салткова щедрина не могу ничего вот так серьёзно заявить, но мысль живёт, да если бы наши предки так воровали, ну откуда бы сама наша страна так Прекрасно бы расцветала. 140 чиновников в одной Губернии! Тут одного, другого словят, и телевизор ровно пузирится от возмущения.
Но на то и театр, чтобы обличать! И как было было по уму — чтобы все мы, кто не в Москве живёт, могли бы про эти 140 чиновников Крутогорской губурнии посмотреть бы в записи спектакль.