О детской фантастике или «Будьте как дети, пишите, как дети»
27.06.2019
/
Редакция
«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не
будете как дети, не войдёте в Царство Небесное»
«Евангелие от Матвея, 18:3»
«Пишите для себя — как пишут дети,
Как пишут эти почтальоны Бога»
Юнна Мориц
Однажды, увидев в Положении одной из литературных Премий номинацию «Детская фантастика», мне вздумалось выяснить, подпадают ли мои детские произведения под эту номинацию? Хоть я и пишу для детей уже давненько, более тридцати лет, но как-то раньше не задумывался, к какому жанру они относятся. Лишь было бы интересно и увлекательно. Почти, как мольеровский господин Журден, который сорок лет не подозревал, что говорил прозой.
Я, как и Василий Иванович Чапаев, «академиев не кончал» и опыт простого советского «технаря» подсказал, что нужно, в первую очередь, покопаться в первоисточниках, как сейчас говорят — «погуглить», и найти определение жанру «детская фантастика». Представьте, как я удивился, узнав, что во всезнающей Википедии нет такого жанра. Пришлось идти к цели поступательно, от детской литературы к фантастике.
Википедия высокомерно и скучно объяснила мне, что «это литература, специально предназначенная для детей до 14-16 лет, и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей». Читать её сразу как-то расхотелось. Правда, среди представленных жанров детской литературы нашлось детское фэнтези. Для неё Википедия выделила целую статью со следующим определением: «Детское фэнтези — поджанр фэнтези, находящийся на стыке фэнтези и детской литературы. Более точного определения детского фэнтези в литературоведении не дано. Как правило, главными героями в этих произведениях являются дети, у которых есть уникальные способности, волшебные вещи или союзники, которые позволяют им одерживать победу над грозными противниками. Сюжет часто включает в себя роман воспитания. Некоторые российские литературоведы трактуют понятие «детское фэнтези» максимально высоко, включая в него вообще все фантастические произведения для детей и подростков XX-XXI веков. Е. Афанасьева в своей наиболее полной на сегодняшний день классификации фэнтези, опубликованной в статье «Жанр фэнтези: проблема классификации», отмечает, что в жанре детской фэнтези работает крайне малое число российских авторов, среди корифеев — Владислав Крапивин и Кир Булычёв, в остальном — лишь многочисленные подражания Гарри Поттеру, как, например, произведения Д. Емца».
Может, детской фантастики и впрямь не существует? Но ведь Булычёв и Крапинин, по-моему, как раз и есть самые что ни на есть представители этого жанра?
Оставив в покое пресловутую Википедию, я поискал подтверждение своему дилетантскому мнению в других первоисточниках, любезно предоставленных Яндексом, в которых встречается упоминание о детской фантастике. И нашёл его на страницах бесчисленных сайтов, предлагающих огромное количество книг многочисленных авторов, пишущих в жанре «детская фантастика». И никто не называет их «подражателями». Хотя лично я не считаю это обидным. Меня самого частенько именуют продолжателем «вселенной Александра Волкова». Мы с Калерией Вивиановной Волковой, внучкой нашего знаменитого сказочника, считаем, что чем больше будет поводов вспоминать имя писателя, тем дольше он будет жить в памяти читателей.
На сайте MyBook даже нашлось определение жанра: «Детская фантастика — это литература, способная открыть для читателя новые границы фантазий. Как правило герои книг детской фантастики — это роботы и звездолёты (то есть нечто, что может появиться в будущем) и сказочные существа (драконы, необычные животные, говорящие растения и тому подобные создания). Они выглядят совсем не по-настоящему, однако в их миры хочется верить. Одна из главных задач книг жанра «детская фантастика» — это поддержать в читающем ребёнке веру в чудо. Детская фантастика не исключает таких важных функций литературы для детей, как воспитание нравственного, порядочного и доброго человека.Часто ребята ищут в книгах решения своих проблем, и они дают им ответы».
Правда, из этого определения не стало ясней, в чём разница между детской фантастикой и фэнези. Да и есть ли она?
Но в учебных материалах ОГБПОУ «Томский государственный педогагический колледж» в лекции «Особенности и значение жанра детской фантастики и фэнтези в детском чтении» я нашёл-таки развёрнутое определение детской фантастики.
«Особым направлением в развитии детской и юношеской фантастики второй половины XX века стало появление собственно детской (не только адресованной младшим школьникам, но проникнутой детским мироощущением) фантастики, в центре которой — образ ребенка с его специфическим пониманием и видением окружающего (К. Булычев «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», Е. Велтистов «Электроник -мальчик из чемодана», «Рэсси — неуловимый друг», А. Мошковский «Заблудившийся звездолет», «Семь дней чудес», Г. Галахова «Невозможный Кукушкин», В. Губарев «Путешествие на Утреннюю звезду», Г. Почепцов «Кубик», «Приключения робота», «Замок на загадочной планете», П. Аматуни «Космическая «Горошина»» и многие другие). Детская фантастика во многом приближена к сказке, в первую очередь, присутствием чуда. Но в отличие от фольклорной сказки чудо связано с сегодняшней действительностью. Это своеобразный синтетический жанр, в котором соединена фантастика сказки с научно-фантастической идеей».
Здорово! Значит, жанр детской фантастики всё-таки существует. Да ещё и научно-фантастической!
«Ты славно роешь, старый крот! Годишься в рудокопы!» — вместе с Гамлетом воскликнул я и продолжил раскопки, решив теперь потянуть за другую ниточку: не за «детскую», а за «фантастическую».
Википедия подсказала, что, по определению Олега Ладыженского и Дмитрия Громова (Г. Л. Олди), «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение», а Юрий Зубакин разделил допущения на научно-фантастические (не противоречащие науке и законам природы) и ненаучно-фантастические (противоречащие им). Исходя из определения Томского педагогического коледжа, в детской фантастике должно применяться научно-фантастическое допущение. Но какая-такая научно-фантастическая идея может быть доступна для детей? Ведь большинство ребят не сильны в науке, хотя в вездесущем фейсбуке мне попалось достаточно авторитетное мнение, что не бывает взрослой и детской научной фантастики, настоящей научной фантастике, мол, «все возрасты покорны»! Поэтому мне большепонравилось мнение П. Анзорко, эссе которого я раскопал в интернете, что детская фантастика всё-таки занимает место между научной фантастикой и сказочной (ненаучной) фатастикой или фэнтези. «Исходя из понятия «детскость» ( недостаточная научная подготовка, слабое знание законов природы, анатомии, биологии, социальных законов) детская фантастика малонаучна, она ближе к нетрадиционному фэнтези».
А я сам отнёс бы фантастическое допущение, применяемое в детской фантастике, к научно-популярному. Это-то для детей вполне доступно. Помню, как на встречах с ребятами в детских библиотеках мы с одной девочкой шести лет обсуждали проблемы перехода между мирами через порталы, с с другим первокласником — время возникновения озера Лох-Несс. Как в своё время древние люди не разделяли своё видение мира, своё стихийное мироощущение (помните стихийный материализм?) на отдельные научные или ненаучные знания, так и детская фантастика, скорей всего, может быть проникнута целостным детским мироощущением с главным героем — ребенком, с его специфическим пониманием и видением окружающего мира. При этом она будет базироваться на характерном для детского мировосприятия свойстве придумывать собственные миры. Поэтому наряду с роботами и звездолетами в детской фантастике могут присутствовать сказочные элементы (говорящие животные и растения, существа из иных миров, люди с волшебными возможностями) из детского сказочного мира. Главная же задача детской фантастики — поддержать в ребенке веру в чудо. А уже эта вера заставит расширить кругозор, заглянуть за горизонт, разбудит любознательность, фантазию и привьёт интерес к познанию мира в процессе активной познавательной деятельности .
В книге «Изумрудный дождь» есть у меня такое стихотворение:
Всё для нас неясное, к объясненью трудное:
Почему, что, где, когда и как произошло, —
Называем сказками, колдовством и чудом,
Мифами, легендами или волшебством.
Но сумев из прошлого в будущее завтра
Протянуть познания тоненькую нить,
Можно очень просто всё невероятное,
Даже слишком странное сразу объяснить!
«Без веры в безграничные возможности человека мы бы не знали телевидения и сотовой связи, компьютеров и Интернета, а до сих пор дубинкой кололи кокосовые орехи» — снова соглашусь я с П. Анзорко.
И буду считать, жанр «детская фантастика» всё-таки существует!
Но как заинтересовать ребёнка читать такую фантастику? Не покажется ли она слишком сложной?
А не нужно забывать, что основное детское качество — любопытство! Каждому ребёнку хочется хотя бы раз в жизни стать героем невероятного приключения. Оно может быть самым разным: из настоящего в будущее, путешествия между мирами, удивительные превращения. Но всё равно захватывающим!
Что дети больше всего любят в книгах? Быстрое развитие сюжета, забавные приключения, таинственные сюжеты со счастливым концом, добрые чудеса, наказание злых героев, обязательное торжество справедливости.
Что дети больше всего не любят читать? Бесконечные, пусть и красивые описания, нудные наставления, менторский тон, морализаторство, длинные предложения и длинное раскрытие тайн. Ребенок до пятнадцати лет, и это доказано, может сосредоточиться на проблеме от трех до десяти минут. Если тайна и загадка не разрешена в тексте, дети ее забывают.
Поэтому детская фантастика — это приключенческая сюжетная основа, напряженный сюжет, обилие увлекательных событий и тайна. Они-то и призваны помочь новому поколению взрослеть, ориентируя его в сложных информационных потоках.
Это, наверно, и есть основные рецепты создания детской фантастики.
«Конечно, кроме увлекательных приключений важно дать детям и понимание нравственности, порядочности и законности. Ребенок не должен, как в компьютерных играх, стрелять налево и направо, не задумываясь — за что он убивает и почему? — снова соглашусь я с Петром Анзорко. — Такое насилие недопустимо. Но детей нельзя воспитать только словесными запретами и поощрениями. Воспитание — это копирование поступков персонажей: их поведения, привычек, манер, даже интонаций голоса и походки. Ребята ищут решения своих проблем на примерах любимых героев».
«А ведь я так и пишу! Значит, все мои книжки — детская фантастика?»
В подтверждение своих выводов для пущей убедительности я приведу несколько цитат из рецензии известного литературоведа на мою книгу «Дух по имени Мос Ква», размещённую в приложении к «Независимой газете» — «Ex Libris», которая так и называется: «Будьте как дети, пишите как дети».
«Юрий Кузнецов пишет для детей уже давно. Есть у его поэтики одна, но формообразующая особенность. Как бы писатель не старался приблизиться к ребёнку, к его мироощущению — дистанция какая-то остаётся. Детский писатель остаётся педагогом, детским психологом, но сам ребёнком не становится. А вот Кузнецов пишет свои книги так, как написали бы для своих сверстников сами дети. Есть в них и наивность, и искренность. Лишь бы было интересно, лишь бы было увлекательно… И начал свои литературные опыты Кузнецов так же, как начинают дети. Очень хочется придумать продолжение полюбившегося произведения. Да-да… Первый успех автору принесла повесть «Изумрудный дождь», представляющая собой продолжение книг Александра Волкова. Оттолкнувшись от признанной классики детской литературы, Кузнецов создал ещё много волшебных миров, уже своих собственных, авторских, связал эти миры в единую систему, объединив в цикл «Лабиринты Волшебного мира», где действие происходит в разных эпохах, по большей части вымышленных, порождённых буйной, словно детской фантазией. По-детски придуманы многие имена персонажей. По-детски автор и шутит, но уже как умный, начитанный ребёнок…»
И я с этим диагнозом полностью согласен, так как даже когда мне взбредает в голову поучаствовать в каком-либо мастер-классе, проводимом мастерами взрослой фантастики, мне так и говорят: «Написано здорово, но это всё равно детская фантастика.»
Вот и искомый ответ, какой прозой я говорю с ребятами. Это — детская фантастика!
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ