Новое
- Денис Фонвизин (1745-1792) — русский писатель, прозаик, поэт, переводчик, публицист и великий драматург екатерининской эпохи
- Любовник леди Чаттерлей из Интернета
- Криптовалюта и блокчейн: основы для начинающих
- Западные кинофестивали и основные концепты: от холокоста до «черт возьми»!
- Александр Ралот. «Дама пик и другие прототипы». Рассказ
- Мир науки: Сальвадор Дали и его голограммы
«Добрана жевать», или О том, как дьявол искушает подменёнными «измами»
12.12.2021
Познай себя, — звучит с древних времён, ибо познавший себя познаёт немощь свою и смиряется в трезвении, вооружённый спасительными истинами. Современный человек идёт в обратном направлении — он всё меньше и меньше себя знает (познание теперь не для всех; всегда так было? но разве в такой мере? — технологий таких прежде не было), и потому всё больше и больше себя теряет, причём себя и Бога одновременно, потому что если потерять себя, то Бога познавать некому. Так что ситуация не просто сложная, но крайне опасная. Её надо внимательно рассмотреть — под разными углами зрения, а затем суммировать разные картинки-представления, чтобы собрать полный пазл.
Однако технологии оболванивания дёргают человека за самое чувствительное место — за самость, и внушают ему мысль, что его ограниченный набор пазлов — это вся картина целиком. Странно наблюдать, что люди слишком легко верят в свою собственную полноту, доверяют любой картинке в своей голове как Богу (несмотря на то, что картинку в голове подменить труда не составляет, и естественно, теряют Бога, истину и себя.
Всё, чем я дорожил,
Ждёт с ножом за углом.
Ю. Шевчук. «Тень на стене»
Характерная особенность нашего времени заключается в том, что люди в большинстве своём совершенно не понимают в каком мире, в каком времени и по каким правилам живут. Сознание человека не успевает адаптироваться к слишком быстрым изменениям, падающим откуда-то сверху, как дождь или камни на головы уставших от гонки обывателей. Отсюда полное несовпадение картинки реальности в голове, согласно которой человек взаимодействует с миром, и реальности, которая есть на самом деле. А если учесть, что реальность — понятие довольно сложное, а не линейное, т.е. она не укладывается в линию, а требует объёмного представления, то получается полная неразбериха в головах у людей. Не просто хаос, а хаос подмен — его бы заметить, осмыслить, но для этого надо остановиться, а остановиться не позволяют обстоятельства. Порой складывается впечатление, что сам навык мышления постепенно утрачивается, и он может «отвалиться» за ненадобностью — как рудимент. Загнанные технологиями в рамки примитивнейшего выбора люди слепнут среди слишком упрощённых лживых схем, теряют возможность понимать происходящее с ними и вокруг них, хотя вынуждены как-то реагировать, отвечать. Вынуждены действовать в социальном пространстве, и действуют по заранее просчитанным алгоритмам, которые предложены массам как единственно правильные.
Реальность говорит совсем не на том языке, который люди в состоянии воспринимать — ибо на него настроены по шаблону. Люди мыслят в другом тезаурусе — позавчерашнем, а кажимость понимания хуже прямого непонимания. Как говорит М. Мардашвили:
«Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно».
В тексте реальности, звучащем на незнакомом (чужестранном — из другой культуры, из другого времени) социальном языке, человек улавливает знакомые сочетания звуков и трактует их согласно известному ему словарю — неверно, потому что нужен совсем другой словарь для верного понимания.
Получается что-то вроде мондегрина — понятие появилось в 1954 году, благодаря рассказу американской писательницы Сильвии Райт о случае из своего детства. Когда ей вслух читали стихи из старинного сборника баллад, и вместо строчки «And laid him on the green», ей всегда слышалось «And Lady Mondegreen».
В русском интернете можно найти такие примеры:
Добра наживать → Добрана жевать; Шумел камыш → Шумелка-мышь; Я ухожу» → я мухожуй… Или — Трое в лодке, нищета и собаки; Расцветали яблони-игруши…
Вариантов таких примеров множество. У нас это явление принято называть ослышкой.
А вот пример того, как русскоязычный слушатель может услышать иноязычный текст, выслушивая в нём знакомые русские слова и принимая за них какие-то случайные буквосочетания слов иностранных, естественно не улавливая при этом подлинного смысла иностранного текста.
Примеры из интернета:
Smokie
What can I do… — водки найду
Metallica
All that is, was, and will be… — Оглянись 8 рублей
Меtallica
Don’t Tread on Me — Доктор Андрей.
Accept
Dogs on leads… — Пацаны
Или вот куплет от метал-группы Napalm Death, реальный текст:
Divorced humanity, science strays
Walk the path of servitude
Grown unknown malignant code
Misconceived the passion whole
Misconceive the passion whole
Born against the innocent
Amongst us issues preset
Determined goals which are set
Love, a crime of severance
И что умудряется слышать русское ухо:
Сегодня у бабки чай пей!
Будто бабка всё торчит.
Долго-долго лечится!
Ты скажи…
Давай, Санёк!
Ты скажи:»Давай, Санёк!»
Молодец ты и отец!
Просто женщин выше.
Точёный болт,
Плюй на всех,
Нападай на семерых!
Улыбнулись? Ещё бы! Но представим, что то же самое происходит в социально-политическом пространстве, где люди действуют (любят и ненавидят), исходя из того, что слышат. Страшно представить, что будет, если обманувшийся собственным толкованием человек решит, что понимает сказанное ему миром правильно.
Насколько адекватным будет его ответ?
Но именно в такой парадигме сейчас существует наше общество. Причём касается это не только обывателей, от которых особо ничего не зависит, но и людей статусных, занимающих те или иные ключевые посты, должности, властителей душ — пишущих и говорящих, описывающих картину происходящего. Вот откуда столько сумасшествия вокруг. Чтобы его прекратить, надо, как минимум, остановиться и подумать — заметить проблему как проблему. А для этого нужны такие добродетели как смиренномудрие и трезвение — весьма редкие для наших печальных дней. Сомневаться в себе — дело благородных мужей, но нынче приличнее сомневаться не в себе, а в других. Себя проверять некогда, да и что там нового? Новое — мир, в котором мы функционируем, мир, который влез не только в голову, но и в сердце всякого, кто себя не хранил во Христе.
Поэт Иван Жданов в своё время обнаружил, что «Полёт летит без птиц». Нам бы сегодня стоило задаться другим вопросом: Куда полетит полёт без птицы и птица — без полёта?
Мало того, что атомизация общества привела к тому, что каждый из нас оказался в полной или частичной самоизоляции — людей мало что объединяет, они не имеют теперь общей платформы для встречи. Кроме немногих счастливчиков, которые ещё не утратили этого наиважнейшего навыка, которые имеют близких людей и могут хотя бы обсудить ту или иную повестку дня, надеясь быть понятыми и услышанными.
— Кто взял Бастилию? — спрашивает учительница на уроке истории.
— Я не брал её, Марья Ивановна, — отвечает растерянный ученик.
Этот старый анекдот не так уж прост. Раньше мне как-то не приходило на ум, что он может быть не только иллюстрацией ученического незнания или невежества, но и вполне подходит для иллюстрации того, что можно назвать социальным контекстом.
— Ничего, Марья Ивановна, дети поиграют и отдадут, — отвечал директор из анекдота взволнованной учительнице.
Он, возможно, не сильно вникал в происходящее и не понял, что речь идёт о Бастилии. Или, может, он пошутил — чтобы снять стресс. Или, что тоже возможно, хоть и мало вероятно, что он так же не знал ничего о Бастилии и не понимал значения этого слова, подобно ученику.
Собственно сейчас я говорю о другом, говорю о нас, человеках, которые, общаясь друг с другом, зачастую неверно понимают контексты друг друга и потому наши встречи чаще оказываются невстречами, а то и столкновениями. Но так же мы общаемся с большим миром идей, миром политики и экономики, мы так же считываем социальные сообщения, посылаемые большим миром, от которого мы сильно отстали, живя в прошлом времени, и которого совсем не знаем.
«Я ему — про Фому, а он мне — про Ерёму»… Да, это было всегда, но не в таких масштабах, как ныне. И пространство анекдота всё-таки заметно отличалось от социальной реальности. Чего не скажешь о реальности современной, в которой всем нам приходится жить и отвечать на вызовы.
Нынешняя реальность анекдотичнее любого анекдота — столько в ней несообразного, странного, ошибочного и ложного. К примеру известный популяризатор науки, филолог и биолог, доктор наук, Татьяна Черниговская так её описывает:
«Все договорённости нарушены. Скажем два президента крупных стран собираются сегодня и до чего-то договариваются. После этого, наутро, просыпается один из них говорит: я передумал. Так жить планета не может! Если в любой момент можно всё нарушить и передумать: я считал, что это кликер, а теперь я считаю, что это капуста квашенная — мы так не можем жить. Понимаете? Должны быть какие-то договорённости, которые соблюдаются. Они перестали соблюдаться! Посмотрите на мир — что делается. Всё время всё зыбко — оно то ли стол, то ли коза. А как вы планируете в этом мире существовать?»
1 комментарий
Александр Зиновьев
14.12.2021Помним пока фразу Есть ли жизнь на Марсе, нет ли — науке это пока неизвестно!