Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Хвала во имя и хвала вопреки
- «Сидони в Японии» — сказка или быль?
- Русский поэтический канон: век ХХ, гамбургский счёт
- Владивосток – столица ДВ. Ляля Алексакова выпустила клип посвященный родному краю
- Великая миссия Кшиштофа Кесьловского
Во власти прекрасного
13.12.2021Из цикла: «Заветная страна любви»
Многие влюблены в мелодии песен знаменитых отечественных композиторов таких как Арно Бабаджаняна, Владимира Мигули, но не менее популярны и близки нашему слушателю задушевные песни бардов Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Юлия Ким, Александра Городницкого и многих других:
—
Крылатая душа
Легендарному отечественному композитору, пианисту, педагогу Арно Арутюновичу Бабаджанян (1921—1983) отмечалось 22 января 100- летие со дня рождения. Народный артист Армянской ССР, Народный артист СССР был отмечен Сталинской премией, Орденом Ленина, и многими другими государственными наградами и почетными званиями.
Среди наиболее популярных песен Арно Арутюновича широко известна и особенно любимая слушателями песня на стихи А. Горохова «Королева красоты»:
«По переулкам бродит лето,
Солнце льется прямо с крыш.
В потоке солнечного света
У киоска ты стоишь.
А я иду к тебе на встречу,
И я несу тебе цветы,
Как единственной на свете
королеве красоты.
С тобою связан навеки я,
Ты жизнь и счастье любовь моя,
Ты милее всех на свете
королева красоты»…
Те, кто был лично знаком с Арно Бабаджаняном, с этим необычайно талантливым человеком, говорили, что он умел, как никто, искренне радоваться жизни, а самое главное — делиться своим чувством с окружающими. Каждый прожитый день композитор принимал с улыбкой и благодарностью, а вся его жизнь — это история любви к творчеству, людям, своей семье и родине, разлетевшаяся по миру в созданной им музыке.
Он неоднократно говорил об эстрадных песнях, что писал музыку к ним, опираясь на простые человеческие эмоции: радость, грусть, любовь, ностальгию и делал он это всегда с полнейшей творческой самоотдачей.
Арно Бабаджанян появился на свет в Ереване, в простой семье педагогов. Его мама, Арцвик Иосифовна (Овсеповна) преподавала в школе русский язык и литературу, а отец Арутюн Яковлевич (Акопович), был учителем математики. Глава семейства обладал великолепным слухом и виртуозно играл на многочисленных армянских народных инструментах, именно он привил сыну любовь к музыке и творчеству. Маленький Арно уже с трёх лет стал увлекаться пением и осваивать музыкальные инструменты, демонстрируя всем свой уникальный тонкий слух. А все началось с визита в их детский сад «дяди», устроившего детям прослушивание, а это был сам Арам Хачатурян, который отметил музыкальный талант Арно.
Вскоре мальчика был принят в группу одарённых детей при Ереванской консерватории, где педагоги отметили не только его талант, но и его невероятную тягу к творчеству. Уже во втором классе, он написал свое первое музыкальное произведение, а в двенадцатилетнем возрасте он одержал победу на республиканском конкурсе молодых исполнителей. Мальчик исполнил Четвёртую сонату Людвига ван Бетховена и «Рондо капричиоззо» Ф. Мендельсона. После окончания музыкальной школы при Ереванской консерватории, он в 1935 году поступил в консерваторию на факультеты фортепиано и композиции (класс С. В. Бархударяна и В. Г. Тальяна). В 1938-м году Арно стал студентом Музыкального училища имени Гнесиных, поступив сразу на последний курс. Он учился по классу фортепиано у Елены Гнесиной, а параллельно стремился получить вторую специальность по классу композиции у Виссариона Шебалина. При защите дипломной работы студентам помимо произведений бессмертных классиков, нужно было еще исполнить одно свое собственное сочинение. Арно представил на строгий авторитетный суд комиссии творение, созданное в стиле Скрябина. Но каково было удивление Членов комиссии, принявших ошибочно работу молодого студента за музыку великого композитора и это стало настоящим событием в музыкальной жизни столицы.
Во время Великой Отечественной войны, музыкант был отправлен на оборонительные работы под Смоленском, а к концу 1941-го года он, вместе с московской консерваторией, эвакуировался в Саратов. Со следующего года Арно стал учиться в Ереванской консерватории по фортепианному классу у К. Н. Игумнова и по композиции у В. Г. Тальяна, пройдя полный курс Ереванской консерватории без сдачи гос. экзаменов. Вскоре переехал в Москву, где был восстановлен в Московской Консерватории на предпоследний курс фортепианного факультета. В 1946 году вместе в группой молодых композиторов был направлен в Москву на усовершенствование, занимался в Доме культуры Армянской ССР в Москве. В 1947 году экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории (класс композиции В. Г. Тальяна), а в 1948 году — Московскую консерваторию (класс фортепиано К. Н. Игумнова). После возвращения в Москву, восстановился в столичной консерватории и продолжал заниматься творчеством до 1950г., а в любимом Ереване доцент Арно Арутюнович преподавал в высшем музыкальном учебном заведении до 1956. Вскоре он окончательно перебрался в Москву.
В 1964-ом году сформировалось великолепное творческое трио, состоявшее из композитора Арно Бабаджаняна, поэта Роберта Рождественского и известного исполнителя Муслима Магомаева. Сотрудничество этих невероятно талантливых людей своего времени стало успешным и очень плодотворным. В том же году в Ереване был проведен один из самых первых в Советском Союзе конкурсов красоты, что для тех лет это было настоящей диковинкой. Композитор, узнав о предстоящем конкурсе, решил стать членом жюри и сочинил мелодию, к которой его друг Андрей Горохов написал стихи. Так родился легендарный шлягер «Королева красоты».
Семейная жизнь известного композитора всегда отличалась стабильностью. Со своей будущей супругой Терезой Оганесян юный Арно познакомился вскоре после окончания войны в Московской консерватории, где она обучалась. Молоденькая студентка сама как-то подошла к Арно после его выступления в Доме культуры Армении, и с восторгом сказала, что он просто божественно играл, а он вскоре посвятил ей свою композицию «Прелюдию». Та встреча изменила жизнь обоих, ведь Терезе пророчили будущее великой пианистки, органистки, но она решила оставить свои карьерные амбиции и посвятить себя семье, своему Арно. По словам родных и друзей, когда А. Бабаджанян усаживался за рояль, он становился самозабвенным и отрешенным, создавая очередной свой шедевр. Позже многие скажут, что композитор попросту спешил жить и хотел успеть сделать как можно больше.
Каждое лето музыкант приезжал в родную Армению, которую он любил всем сердцем, посвятив родине свою интерпретацию: «Старинное армянское песнопение» и другие композиции. А такие песни как «Песня первой любви» и «Ереван» воспринимаются и сегодня как гимн родному городу. Он не уставал повторять, что живёт он в Ереване, но проживает в Москве. Его опусы в классическом стиле также высоко ценились авторитетными музыкантами не только нашей страны. В Москве Бабаджанян продолжал тесно общаться с Арамом Хачатуряном, которому он всю жизнь был признателен за то, что тот помог ему некогда распознать и раскрыть свой талант. В честь Хачатуряна в конце 70-х годов Арно написал великолепное произведение, получившее название «Элегия». В дальнейшем композитор начал создавать музыку преимущественно для кинематографа и для эстрады.
В 1953-м году у супругов родился единственный сын, которого они назвали Араик. Наследник впоследствии пошёл по стопам своих талантливых родителей и тоже связал свою жизнь с музыкальной деятельностью. Помимо вокальной карьеры Бабаджанян-младший также серьезно увлекался театром и даже некоторое время работал актером. Арно Арутюнович всегда чтил армянские традиции, а также требовал от сына, чтобы тот общался с ним только на родном языке. Мальчику приходилось усиленно практиковать речь во время летних каникул, которые он проводил в Армении.
Песня «Колесо» на слова Е. Евтушенко завоевала сердца слушателей. В ней было всё: романтическая история с проникновенным началом, быстрым, торжественно-счастливым припевом и празднично-лихим проигрышем. Многие в последствии пытались петь этот хит, но он в исполнении М. Магомаева оставалась непревзойденным, так захватывала душу лирика песни «Колесо»:
«В зимнем парке тополя так грустны,
Липы просят подождать до весны.
Кверху дном все лодки молча лежат,
Как пилотки задремавших солдат.
Но ты помнишь, как давно по весне
Мы на чёртовом крутились колесе,
Колесе, колесе…
А теперь оно во сне.
Но я лечу
С тобой снова.
Я лечу – Эх!
И одно слово я кричу,
Кричу: «Люблю!», —
И лечу я к звёздам,
Кричу «Люблю!»,
И вновь лечу…»
Арно Арутюнвич не был всю жизнь сосредоточен на одной только музыке, он также замечательно разбирался в живописи, а в его доме имелась внушительная коллекция картин. Композитор обрёл огромную популярность как песенник. И сегодня любимы народом его песни в исполнении М. Магамаева на слова Р. Рождественского (песни «Королева красоты», «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «В нежданный час», «Встреча», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба»).
А когда песню «Свадьба» показали М. Магомаеву, тот сказал, что песня должна звучать звонко и лихо, по-праздничному. А. Бабаджанян позже говорил, что: «Муслим — это певец, который своим мастерством превращает песни в праздник». В своей книге «Любовь моя — мелодия» Муслим Магомаев рассказывал, что Арно Бабаджанян сам не дал раскрутиться своей новой песне: только она начала набирать популярность, как он уже выдал следующий шлягер — «Свадьбу» и задавил этим «Колесо».
Действительно, даже в наше время ни одно празднество бракосочетания не проходит без М. Магомаева, в которой широко, торжественно звучит душа и чуть слышно — грусть одиночества, выраженная и стихами Роберта Рождественского в песне «Свадьба»:
«По просёлочной дороге шёл я молча
И была она пуста и длинна.
Только грянули гармошки, что есть мочи
И руками развела тишина.
—
А эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала
И крылья эту свадьбу вдаль несли,
Широкой этой свадьбе было места мало
И неба было мало и земли!» …
Феноменальный успех выпал и на долю песен, написанных в соавторстве с Е. Евтушенко («Не спеши», «Колесо», «Твои следы»), с А. Вознесенским («Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку»), Л. Дербенёвым («Лучший город земли). Слушателям по душе были песни на слова Р. Рождественского: «Торжественная песня», «Ребята, которых нет», «Себя стране отдам». Широчайшее признание получил и его «Ноктюрн».
Песню «Благодарю тебя» залы слушали со слезами на глазах и аплодировали стоя. Композиция, музыку к которой написал Арно Бабаджанян, а слова — Роберт Рождественский, имела феноменальный успех. Светлая печаль, глубина вечного чувства, умение ценить и быть благодарным за чувство любви, что дарят нам близкие — разве могла столь пронзительная песня оставить своих слушателей равнодушными. Она звучит откровением души в главном для нее чувстве—любви— «Благодарю тебя»:
«Благодарю тебя,
За песенность города
И откровенного, и тайного.
Благодарю тебя,
Что всем было холодно,
А ты оттаяла, оттаяла…
—
За шёпот и за крик,
За вечность и за миг,
За отгоревшую зарю,
За смех и за печаль,
За тихое «Прощай», —
За всё тебя благодарю» …
Многое сделано композитором и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им были написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах моё сердце» и другие. Репертуарными стали его отмеченная рельефной образностью, экспрессивная, ярко национальная «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром, Фортепианное трио, Соната для скрипки и фортепиано, фортепианная сюита «Шесть картин», в которых новаторски соединены фольклорные элементы с серийностью, а также другие пьесы для рояля. Его «Поэма» была включена в программу третьего Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1966) — в качестве обязательного произведения во втором туре. Всемирную популярность приобрели его виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А. Г. Арутюняном («Армянская рапсодия», «Праздничная» — с ударными инструментами). Арно Арутюнович во многом развивал творческий опыт С. В. Рахманинова, А. И. Хачатуряна.
В последний период жизни он стремился к большему рационализму в творчестве. Среди исполнителей его академической музыки: М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Л. Н. Власенко, С. О. Навасардян, Ж. Тер-Меркерян, Д. А. Ханджян, Riga piano duo, Firenze piano duo. Нередко он в качестве пианиста выступал на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений. Эти «прочтения» записаны на плёнки, изданы на аудиодисках.
Когда музыканту было всего лишь 32 года, у него диагностировали серьезное заболевание, которое в Советском Союзе считалось неизлечимым — лейкемию или «белокровие». Близкие Арно были вне себя от отчаяния, и родные долгое время скрывали от него диагноз. Однако правда раскрылась и негодованию композитора не было предела. Тереза, как могла, поддерживала мужа, всюду его сопровождала и постоянно возила при себе специальный набор для оказания ему первой медицинской помощи. Несколько лет спустя по приглашению советского правительства в страну приехал выдающийся французский врач-онколог, чтобы помочь больной супруге влиятельного партийного деятеля Алексея Косыгина. И первый секретарь ЦК партии Армении А. Кочинян, по просьбе друзей Арно, попросил, чтобы доктор осмотрел и композитора. Когда в ответ сказали, что онколог берет за консультацию две тысячи долларов, тот ответил, что за А. Бабаджаняна он готов заплатить любые деньги. В итоге врач осмотрел музыканта и назначил ему лечение, благодаря которому композитор, вопреки страшному диагнозу, прожил еще почти три десятка лет. В периоды обострения недуга, когда Бабаджанян лежал в больнице, супруга помогала ему втайне от докторов сбегать на концерты или телесъемки. Отказать мужу было невозможно, ведь он верил, что любимое занятие продлевает ему жизнь. Для своего окружения, вопреки тяжелой болезни, он оставался все таким же жизнерадостным и весёлым человеком, влюбленным в музыку.
И в своих творческих устремлениях Арно Арутюнович всегда перекликался с музыкальным творчеством с А. Г. Арутюняна, Э. М. Мирзояна, а также с Л. М. Сарьяна — они были членами «Армянской могучей кучки». К сожалению, в 1983-м году, одиннадцатого ноября, сердце любимого народом композитора остановилось. Он скончался в Москве, в возрасте 62-х лет. Похоронен Арно Арутюнович Бабаджанян, согласно — его последней воле, в родном Ереване на местном городском кладбище Тохмах. Его сын, Араик Арноевич Бабаджанян актёр, эстрадный певец, общественный деятель в 1990 г. создал сайт и Фонд памяти Арно Бабаджаняна.
Откровение души
Поговори со мною мама,
О чём-нибудь поговори,
До звёздной полночи, до самой
Мне снова детство подари…
Музыка В. Мигули
Слова В. Гин
Отечественному композитору, Заслуженному деятелю искусств РСФСР, Владимиру Георгиевичу Мигуле (1945—1996), отмечалось 18 августа 76-летие со дня рождения. Слушая волшебно задушевные песни на его музыку начинаешь понимать, почему многие считали их народными. Особой любовью пользовалась песня «Поговори со мною мама» в исполнении Валентины Толкуновой.
Мелодия, наполненная трепетностью чувств, напоминает нам как важно донести любовь к самому близкому и дорогому человеку, подарившему тебе жизнь — своей матери. Высказывать ей, чем богата душа её великовозрастного чада и что могло бы порадовать её. А в час, жестоких испытаний или, даже безвыходных ситуаций на нравственную прочность, найти силы и поддержку в её мудрых, полных любви, советах и пожеланиях…
Каждый из нас, заслушивался проникновенной песнью, мелодия которой способна заговорить все струны сердца в унисон с чувствами её создателей, и она становилась для нас безоговорочно навсегда любимой.
И не случайно, для наших космонавтов мелодия песни «Трава у дома» (слова А. Поперечного) были настолько близка душе, что песня стала для российских аэронавтов гимном и как оберег охраняющая мужественных ребят в испытаниях Космосом:
…«И снится мне не рокот космодрома,
Не эта ледяная синева…
А снится мне трава, трава у дома
— Зелёная, зелёная трава»…
Песня стала лауреатом XIII Всесоюзного телевизионного фестиваля советской песни «Песня-83». В 2009 году решением «Роскосмоса» песне был присвоен официальный общественный статус «Гимна российской космонавтики». Сертификат, свидетельствующий о присвоении песне статуса гимна, был вручён солисту Группы «Земляне».
Володя родился в семье военного летчика Георгия Фёдоровича Мигуля, а мама Людмила Александровна— была мед. сестрой, лейтенантом медицинской службы во время Великой Отечественной войны. Владимир окончил школу искусств №2 г. Орска, а в г. Волгограде музыкальную школу и вечернее отделение теории музыки. Однако, он все-таки, по настоятельной просьбе мамы, окончил там и медицинский институт. В Волгограде молодежь стремилась попасть на вечера в клуб института, где пел Володя Мигуля, исполняя песни и даже романсы на свои стихи в созданной им музыкальной группе. И уже в 1968 году он поступил в Ленинградскую государственную консерваторию (класс композиции Сергея Слонимского, проявившего его талант мелодиста), закончив также отделение по классу вокала, раскрывший его лирический баритон. После блестяще оконченной консерватории Володя в 1974 году переехал в Москву. Его выступления стали популярными и любимыми.
Здесь на его музыку написали свои первые песни Симон Осиашвили и Лариса Рубальская. А песня «Сокольники» на стихи Ларисы стала гимном старинного московского парка «Сокольники». Исполняли песни на его музыку не только Валентина Толкунова и София Ротару, Михаил Боярский и Валерий Ободзинский. Это и группы «Земляне», ВИА «Самоцветы», ВИА «Пламя» и другие исполнители в Москве и по всей стране. В 1989 году с песней «Аэлита» (слова М. Йодковская,) Владимир Мигуля выступил на программе «Шире круг». Он организовывал благотворительные концерты и при поддержке Советского фонда милосердия и здоровья, создал агентство «Мегаполис». Кроме того, он был членом общественного совета ГУВДЮ, председателем которого был И. Кобзон. Володя также был одним из инициаторов создания благотворительного фонда «Щит и лира» (ноябрь 1992 года). Фонд помогал многодетным семьям милиционеров и семьям погибших сотрудников милиции. Владимир Георгиевич искал возможность и способы раскрыть молодые таланты, организовав на Арбате продюсерский центр, прослушивая и записывая лучших исполнителей, популяризуя их.
Но вскоре он стал мишенью бандитских группировок. На композитора 7 апреля 1994 года было совершено покушение. Это преступление, которому нет прощения. В результате, вскоре стала прогрессировать, проявившаяся после такого стресса неизлечимая болезнь — амиотрофический боковой склероз, в народе её называют болезнь обнаженных нервов.
Последнее выступление Володи было в цирке на Цветном бульваре, где он, преодолевая боль и свое состояние исполнил песню «Открой мне, Господи, глаза». Вскоре он уже не мог передвигаться с палочкой и сел в инвалидную коляску. Стал периодически пропадать голос, сказалась сложная операция, перенесенная на горле в детстве. Его супруга, Марина, в прошлом журналист, работавшая ранее на телевидении в Таллине, была с ним всегда рядом. Она пыталась всеми силами помогать Володе преодолевать состояние безнадежности, которое он как врач хорошо представлял себе — как жизнь без будущего. Она читала ему книги и стихи, не оставляя без внимания любую просьбу или желание, была с ним во всём неразлучна. Перенесенная сложная и без наркоза, из-за состояния сердца, операция в Германии с использованием стволовых клеток продлили жизнь Володи почти на три года.
Однако ни развивающийся паралич, ни нарушение глотания, ни мучительные боли в суставах не останавливали его. Прикованный к постели, преодолевая, все чаще, невыносимые боли, Владимир Георгиевич Мигуля написал ещё около двадцати песен, в основном на стихи Александры Очирово. Он хорошо понимал, что благодаря любящей Марине он смог найти в себе силы, чтобы успеть посветить Жизни своё творческое откровение души…
Цвет счастья
«Пускай моя любовь, как мир, стара, —
лишь ей одной служил и доверялся»
Б. Окуджава
Вдруг дарит жизнь тебе счастливый билет — встречу со своей судьбой. Этот день живет в тебе как день фейерверка счастья. И вспыхнувшее глубокое чувство любви и нежности несёшь по жизни, словно бесценную драгоценность, пытаясь понять и удивляясь, почему судьба выбрала для счастья именно тебя. Такие же, наполненные светом души, чувства охватывают тебя, когда вместе с Владимиром Альэром спешишь в московские дворики детства Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Галича, Веры Матвеевой и многих, многих, оставивших в твоей судьбе свет вдохновения и, нередко, прозрения. Встречать День Рождение любимых менестрелей 21 века песнями в их двориках детства, — этой традиции клуба «Друзья бардов» уже более 30 лет.
«Ах, Арбат, мой Арбат!!! Ты мое Отечество…» — поёшь самозабвенно и без передышки. Звучат все песни Булата Окуджавы с ребятами из «Страны авторской песни», до самой глубокой ночи, — во дворике на старом Арбате, недалеко от памятника ему. Но вот ты слышишь: «Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье…» и ты ищешь свой выход из непредсказуемой ситуации по жизни, вглядываясь в лица знакомых и незнакомых тебе, поющих о светлой прекрасной любви:
… «В темно-красном своем
Будет петь для меня моя Дали,
В черно-белом своем
Преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я,
И умру от любви и печали,
А, иначе, зачем на земле этой вечной живу?»…
И наконец, начинаешь понимать иначе смысл своего временного пребывания на этой чудесной и такой древней планете Земля. Вместе с Булатом Шаловичем повторяешь такие трепетные и главные заповеди:
…«Давайте говорить друг другу комплементы!
Ведь это все судьбы счастливые моменты…
Давайте жить во всём, друг другу потакая, —
Тем более что жизнь короткая такая»…
А чего стоит восхищение талантом его собрата по бардовскому перу, Юлия Ким, звучащая как новая песня:
«Прислушаться — твой гимн от скорби может излечить, а вслушаться — из мертвых воскресить…».
1 комментарий
Александр Зиновьев
14.12.2021Прекрасные люди со своими большими биографиями и из тех, кого старшее поколение уж точно будет любить до окончания жизней.