Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Реплика: Дети в русской литературе

…Коля Красоткин своеобразно пронизан тою мерою взрослости, что прорывается порой в мальчишке, хотя и не ждёт он этого, никак не ждёт…

Тут и игра с пушечкой (да и взрослые часто любят такие предметы) есть своеобразное движение по вектору взросления; как речь, звучащая на могиле Илюшеньки – есть мощный световой поток: сентиментальный отчасти, но такой крепкий…

Достоевский очень любил деток.

Достоевский произнёс знаменитую речь – только один раз…

…но – мальчишек радостный народ навечно режет коньками лёд: так бодро, ясно, весело…

У Толстого Анна играет с детьми Стивы, равномерно распределяя внимание между ними, тогда, как сам отец, явно имеет предпочтения, это очень хорошо прописано, и даже выбор конфет, которыми оделяет детей, будто подчёркивает пристрастие.

«Мальчики» Чехова столь естественны – будто выходят из дверей страниц, чтобы поместиться в комнатах ваших душ…

Это вообще особенность Чехова: практически любые из живописанных им героев, окажутся рядом с вами – если вы будете, конечно, внимательны.

Считать ли ребёнком «Володю» из одноимённого рассказа?

Рассказа – в корне трагического, словно ставящего под вопрос разумность и правильность людской физиологии: ибо завершается он самоубийством мальчика…молодого человека, совершенным им после первого любовного акта.

Post coitus, — состояние, разочаровывающее маленького человека настолько, что жить дальше оказывается невозможным…

Зато «Маленький герой» Фёдора Михайловича будет на высоте; но взросление Неточки Незвановой отягощено многим, очень многим…

Оно воспалённое: оно жгущее: и неистовое, как всё у Достоевского.

Есть совершенно чудовищный рассказ – «Спать хочется»: рассказ, от которого, кажется, чернеет бумага: повествование – гигантское по сути – о том, как взрослые умудрились устроить мир по такому образцу, где выспаться один ребёнок может, только задушив другого…

От него лезешь на стену – от этого рассказа, чувствуя неправедность социума сердцем сердце, самой алхимией души.

И есть – «Детвора», исполненная скорее акварелью, нежели маслом: в чудесных разводах детского счастья, когда, оставшись одни, дети вечером играют в лото…

Деток любите! – призывал Достоевский…

…и – есть дети Чехова, идущие за пьяным отцом, брошенным преуспевшей, ловко вышедшей замуж Анютой, дети, несчастно и жалобно просящие отца – такого любимого, жалкого, нелепого – не пить…

Простая поучительность «Рассказов о детях» — от корня народного, к постижению которого стремился глобальный граф, кажется, знавший о человеке всё.

Или – почти всё: но поскольку невозможно означить границ, то и предел условен.

…и есть…мальчик, идущий по вате снега, которая в золоте (заката) — чего уж пошловатей; есть тяжёлый фрагмент поэмы «Про это», о мальчике-самоубийце, который – до чего ж – на меня похож…

Маяковский – этот Раскольников русской поэзии (О, Раскольников настолько чист, что убийство…привиделось ему) – сам оставался не выросшим ребёнком; хотя и взрослые, в сущности, просто выросшие дети…

Именно поэтому дети так разно, плотно, ярко, весело, трагично заполняют колоссальные пространства русской литературы, становящейся нежнее от их присутствия…

Александр Балтин


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика