Куда идем?
31.03.2022Конец 2021 и начало 2022 года изобиловал рядом значимых событий.
На Валдайском форуме Президент заявил о конце капитализма. В последние годы подобные высказывания известны у ряда политиков и исследователей.
На канале «Культура» ученые и специалисты вели диспут об энергетике будущего. Этот разговор как отголосок модной на Западе темы о зеленой энергетике. В этой связи вспоминается мнение великого Ж.И.Алферова о том, что атомная энергетика будет определять весь 21 век.
На том же канале 12.02.22 в программе «Агора» М.Швыдкой собрал театральных деятелей. И вдруг, как опытный ведущий, Михаил Ефимович задал провокационный вопрос о том, как борцы с советской властью во главе с режиссером Ю. Любимовым не заметили, как рухнула эта власть. И борцы растерялись – что им делать? И Швыдкой задал каверзный вопрос аудитории – с чем Вам боритесь? И наступила тягостная тишина.
Театральные деятели, словно, не видят, что в России сегодня: жить по-старому не хотят и не могут – и верхи, и низы. Один пример — Газпром оккупировал Охтинский мыс в Питере, не позволяя основать Археологический заповедник.
В телестудии, похоже, сидели современные конформисты, похожие на героя знаменитого фильма Б.Бертолуччи.
Стыдно за современный театр!
Можно к этому добавить и природные явления.
В ряде публикаций ученых и исследователей утверждается о смещении северного магнитного полюса в сторону нашей Сибири. Правда они заявляют, что эти перемещения полюсов явление повторяющееся.
Наконец, вселенская новость – начинается очередной этап усиления солнечной активности.
Мы постоянно говорим о влиянии, чаще негативном, человека на природу. А что же она, наша мать-прародительница, как она реагирует?
Бури, климатические катастрофы, нестабильность погодных условий, землетрясения, возможное потепление планеты — это почему происходит?
Мы знаем, что животный и растительный миры чутко реагирует на человеческое воздействие. А что именно интегральное бессознательное биосферы каким-то образом воздействует на процессы в ядре, оболочке планеты, на атмосферу, заставляя их таким образом отвечать на человеческую безответственность?
В конце 90-х годов автор этих строк увлекся великими идеями А.Л.Чижевского. Я попытался выстроить гипотезу в том смысле, что солнечная активность не только отрицательно действует на все живое, в том числе и человека, провоцируя бунты, агрессию, революции, но и способствует появлению гениальных, обновляющих идей. И даже выступил на эту тему в питерском госуниверситете. Но ученое сообщество отвергло мою гипотезу.
Агония общества наживы, поиски новых источников энергии для все большего потребления доведены до крайности, до хаоса вспышкой ковида-19. Что есть показатель очередной бифуркации по И.Р.Пригожину человеческого развития.
Человечество лихорадочно ищет выхода из создавшегося самими людьми катастрофического положения.
Предлагается будущее, основанное на тотальной цифровизации, «искусственном интеллекте», роботизации, биотехнологиях или на зеленой энергетике, как основ нового мироустройства. Рекламируются криптовалютные операции, финансовые блок-чейны – технологии криминального характера, сводящиеся к уходу наживы от налогов.
Тут же подсуетились новоявленные глашатаи «исправления» через, например, квир-коммунизм с псевдозаботой о субъектах с нетрадиционной сексуальной ориентацией, психически больных и других подобных гражданах.
Пользуясь хаосом и отсутствием конструктивных объединяющих идей, часть мировой элиты, жаждущая безграничной власти над странами и народами, выступает и за более радикальные средства.
Клаус Шваб (Klaus Martin Schwab), основатель и председатель Всемирного экономического форума, предлагает в своих книгах «перезагрузку», «великое обнуление». Он считает, что пандемия ковида-19 только подвигла мир к новому миропорядку. Все люди, все страны должны подчиниться транснациональным компаниям (ТНК), которые и определят все, что нужно каждому и целым странам. Трансгуманизм сделает ненужными культуры стран, предлагаю одну глобальную культуру на всех. Не будет нищих и больных, несчастных сексуальных меньшинств, о которых позаботятся ТНК.
Кстати, Казахстан и Болгария отметили Шваба госнаградами. В свете событий 2022 г. в Казахстане это закономерно.
Трансгуманизм есть ничто не иное как фашизм в новой обертке. Культом потребления люди загоняются в мировой лагерь ТНК. Если появятся слом общества ил целые страны и этносы, не способные выжить в этих условиях, это их проблемы.
Аналогичную идею выдвинул еще в начале 20 века граф Куденхов-Калерги, на основании чего был создан Евросоюз. В его паневропе произойдет смешение этносов с ликвидацией национальных черт. Об этом — журнал «Клаузура» 27.02.2021 г. в статье Влада Ткаченко-Гильдебранди (Прандау). Но, как видим, замысел рушится на глазах – не вписываются в европейскую коммунальную квартиру теже мусульмане.
К двум известным русским вопросам – «Кто виноват?» и «Что делать?» — можно добавить и третий – «Куда идем?»
Мир, в том числе и народ Россия, нуждаются на совершенно радикальный подход. Ибо культ наживы и потребления неизбежно приведут к вымиранию человека, как вида разумного. И это прежде всего коснется именно самых развитых стран. По К.Марксу у людей с все больше будет высвобождаться свободное время. Но культ потребления не способствует многогранному развитию личности, примитивно эксплуатирует его звериные инстинкты. Развращенным низам захочется жить, как и верхам, что приведет к постоянным социальным взрывам, к превращению общества в стадо.
Требуется новая мораль – мораль ответственности. Ответственности, которая, в свою очередь, является частью Культуры в ее комплексном понимании.
Почему распался Советский Союз?
Определяющая причина – советская система не смогла найти способ направления энергии эгоизма, энергии зверя в человеке в положительное русло всестороннего развития личности, возвышения над инстинктами.
Были попытки в 20-30-х годах. Но уже в 60-70х годах победила жажда жить не хуже Запада. Тон задал, к сожалению, Генсек партии, который коллекционировал автомобили.
Существовала одна многообещающая задумка. Уже в конце 80-х была поднята идея «разумного потребления» Но потонула в вакханалии «перестройки».
Нынешняя власть вообще отреклась от морали советского общества. Игра в рыночную экономику, словесная чехарда на тему «свободы и демократии» западного типа, не совместимых с менталитетом русского человека. Это привело государство и общество к топтанию на месте без стратегических целей.
Парадигма ответственности, как основы Культуры может быть ответом на неслыханные вызовы времени.
В ближайшие года, десятилетия ни «второго пришествия Христа», ни «коммунизма», как добровольного отказа большинства людей от частной собственности не произойдет.
Но за 2-3 поколения можно воспитать новую элиту, несущую потенциал ответственности.
Пайдейя Платона предполагает образование и воспитание личностей, достойных уровня государственного мышления.
В 19 веке мы знаем хорошо продуманный курс морали А.П.Куницына.. О нем я писал в эссе «Кодекс ответственности» в журнале «Клаузура» 2.11.2020
«В Пушкинском лицее курс «Право естественное», вел профессор А.П.Куницын. О нем писал А.С.Пушкин в «Лицейской годовщине 19 октября 1825 г.»:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…— [1]
Вот некоторые положения книги лицейского профессора:
— «…Справедливость есть непременная и необходимая цель Права…»
— «…Внешняя свобода человека ограничивается только свободою других людей…»
— «Преимущество телесных и духовных сил не дает человеку права унижать тех, кои таких совершенств не имеет…»
Вот это последнее наставление имеет огромное значение, не столько правовое, сколько нравственное.
А.П.Куницын преподавал не только в Царскосельском Лицее, но и в других учебных заведениях того времени. Его учениками были и лицеисты, и ряд представителей дворянства, ставшие известными государственными деятелями, например, будущий канцлер А.М.Горчаков, а также некоторые декабристы.
Принципы справедливости и высокой морали не могли не сказаться на поведении и государственных решениях. И дело даже не только в мышлении декабристов, но и поколений, пушкинского и последующих. Это, в конечном счете, привело к отмене крепостного права.
Правовой и моральный свод Куницына и есть Кодекс Ответственности, в первую очередь, для представителей власти всех уровней и предпринимателей, от действий которых зависят существование, здоровье и жизнь миллионов людей»
Идеи и практика выдающегося педагога-мыслителя В.А.Сухомлинского в 20 веке повлияли на несколько поколений советского образования и просвещения. Василий Александрович Сухомлинский всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании.
Некоторые принципы воспитания Сухомлинского изложил в книге «Родительская педагогика»:
Научить жить.
Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы. Сухомлинский говорит о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук Также Сухомлинский говорит о том, что, если в семье растёт неуправляемый ребёнок, родителям стоит взглянуть на себя и понять, где появилась трещина в их взаимоотношениях.
Быть настоящим отцом.
Сегодня никого не удивит отец, который умеет менять подгузники и кормить ребёнка кашей. Но в середине прошлого века мысль о том, что отец должен ухаживать за младенцем наравне с матерью, играть c ребёнком и принимать активную роль в его воспитании, была революционной. Сухомлинский писал: «Там, где <…> хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей».
Быть талантливым родителем.
Сухомлинский рассказывает про одну мать, которая призналась, что им с мужем некогда воспитывать детей, делать с ними уроки и ругать за двойки. Причём её дочери отличались тонким восприятием окружающих, никогда не ленились и были примером для всего класса. Педагог объясняет это тем, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, а не нотацией, как относиться к близким и поступать в разных случаях. Эту же мысль подтверждает популярная сегодня теория привязанности.
Быть мудрым учителем.
Педагог много рассказывает о трудных детях. Даже самый пропащий и безнадёжный ученик всегда имеет хотя бы крупицу хорошего. Самая большая ошибка учителей — постоянно констатировать неуспех ученика. Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача школы не ругать, а развить в ребёнке как можно больше этих способностей. Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки. И сегодня мы с ним абсолютно согласны.
Воспитывать без наказаний.
Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Родители заблуждаются в том, что считают запрет самым главным проявлением родительской власти. Быть требовательным не значит добиваться слепого послушания. Родители должны чувствовать тонкую границу, где заканчивается предел их власти и начинается интимный мир ребёнка. У каждого ребёнка должны быть свои дела, связанные с играми и дружбой, в которые не стоит лезть взрослым Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.
Развивать любознательность.
С самого начала сознательной жизни ребёнка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Учите наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом. Говорите о том, что у деревьев разная высота, на некоторых растёт мох, некоторые растения любят солнечный свет, а другие — нет. Постепенно ребёнок уже сам будет замечать детали окружающего мира. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения. В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать. Современный родитель и не подумает проигнорировать ни одно детское «почему», но в 60-х годах педагогу приходилось подробно объяснять, почему ответ «В школу пойдёшь — узнаешь» — неправильный.
Вобрав опыт прошлого и своего времени, элита ответственности создаст соответствующую атмосферу ответственности в государстве и обществе, что повлияет на новый путь развития. Выращивать и воспитывать элиту ответственности надо начинать со школы на уроках гуманитарных предметов, насыщая эти предметы новым смыслом.
И, конечно, вводом нового курса ответственности в университетах и других учебных заведениях. Это некое продолжение курса Куницына и иных современных мыслителей и педагогов.
Элита ответственности отличается:
— уважительным отношением к народу, населению, избирателям, наемным работникам всех уровней бизнеса. Идеалом можно было считать предприятие, владелец которого создает атмосферу коллектива, как семейного предприятия вне зависимости от численности.
Россия — великий многонациональный народ со стержневым гениальным русским этносом, с безграничным богатством природных богатств и с развитой индустрией.
Посему в России могут быть богатые, но не должно быть бедных.
— осознанно относится к государству и обществу с идеей разумных потребности
С идеей разумных потребностей можно и нужно обратиться к представителям всех основных религиозных конфессий. Ибо идеальные и священные книги этих конфессий призывают верующих к аскетизму и неприемлемости культа потребления. Это я говорю, как убежденный атеист и сторонник коммунизма.
Это предполагает принятие решений по сокращению, в первую очередь, военных расходов, основных пожирателей госсредств.
Кроме того, означает уменьшение конкурентных товаров, вроде автомобилей, изматывающих экономику и природу.
Важным элементом является сокращение выпуска предметов роскоши
— разумное отношение к природе
— уменьшение в СМИ, Сети рекламы потребительского образа жизни «звездами» кино, шоу-бизнеса
Культ наживы и потребления не только исчерпал себя, но и стал угрозой выживания человечества.
Предложенная парадигма ответственности есть возможный путь сохранения человека как разумного существа.
Михаил Князев
член Санкт-Петербургского союза краеведов
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ