Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Поклонная любовь Елены Чубенко

Недавно в столице Забайкальского края городе Чите, на моей малой родине, завершил свою работу 9-ый международный Забайкальский кинофестиваль. В нём приняли участие такие страны как Индия, Израиль, Монголия, Канада и другие. Радостной новостью стала та, что в конкурсе сценариев короткометражных фильмов первое место было присуждено прозаику земли читинской председателю Забайкальской писательской организации Елене Чубенко. Фаворитом кинофестиваля стал ее сценарий «Случай в Забайкалье» о жизни воспитанников одного из детских домов. И этим сценарием  заинтересовалась лауреат Государственной премии, режиссер из Санкт-Петербурга Лидия Алексеевна Боброва, тоже уроженка Забайкалья, со станции Могоча. И планирует снять фильм по этому сценарию…

Елену Чубенко можно назвать не только маститым именитым писателем. Куда важнее, что это писатель корневой русской прозы, ведь пишет о том, что не просто знает, но кровной частью чего является, кровинкой родного Забайкалья. Ныне Чубенко член Союза писателей России, имеющая большой жизненный опыт многолетней работы в правоохранительной и судебной системах. Навидалась судеб непростых, разбиралась, как правоохранитель, в их  хитросплетениях, стала глубоким знатоком человеческой психологии. Все это не могло не отразиться в творчестве. Ныне Елена Чубенко автор нескольких сборников прозы, которую тематически можно отнести к деревенской. Но не  устану повторять, что тематика – вовсе не главное в прозе, ведь в литературе  важно вовсе не то, о чем написано произведение. Важно – КАК оно написано. А проза Елены Чубенко гармонично продолжает заветы русской классической прозы, что через непростой для России ХХ век пронесены русскими нашими  прозаиками, также занесенными лукавым литературоведением в некую  «деревенскую резервацию» — уж больно талантливы и самобытны. Все мы знаем эти славные имена печальников и утешителей души русской – Федор Абрамов,  Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Евгений Носов… Цвет русской классической прозы ХХ века, прямой  продолжательницы славных предшественников из века девятнадцатого.

Елена Чубенко лауреат Национальной литературной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина в номинации «Проза» (2017г.). Лауреат премии губернатора Забайкальского края в области литературы за 2019 год. Финалист Всероссийской премии «Дальний Восток» им.Арсеньева 2020 года. Успешно работает, как я уже упомянул, и на драматургической ниве, будучи автором пьес для народного театра «Вот так и живем», «Солнцем поцелованные», «Унеси мои грехи». Является соавтором сценария художественного фильма «Солнцем поцелованные», который снял режиссер Н.Гадомский.

Вот что пишет в предисловии к новому сборнику прозы Елены Чубенко «Унеси мои грехи» известный писатель, лауреат Национальной литературной премии им.Валентина Распутина Анатолий Байбородин: «… Среди героев нынешней книги Елены Чубенко изрядно сельских стариков и старух, запечатленных с любовным знанием  их печалей и радостей. И сей поклонной любовью рассказы созвучны прозе Валентина Распутина о деревенских старухах… Книга Елены Чубенко правдива в прямом смысле, ибо герои – хорошо знакомые прозаику сельские жители, и события не вымышлены, а доподлинно известные ей случаи сельской жизни. Воспевающая высокие нравственные, духовные начала в душах героев, проза Елены Чубенко откровенно учительна, назидательна, что является истинным назначением искусства…».

Читаешь Елену Чубенко и улетаешь душой и мыслями в неповторимый колорит Забайкальского края, с его самоцветным языком, с неподражаемым характером  сибиряков и их неистребимой ничем даже через года и десятилетия верой в силу родной земли. Верой, что та же река Ингода волшебным образом способна, несмотря на время и расстояние, смыть, унести и словно бы отпустить былые прегрешения молодости… Эта вера дала жизнь повести «Унеси мои грехи». А повесть, в свою очередь, дала название новой книге. Спасибо  Благотворительному фонду «Одарина» в лице его председателя Владимира  Кибирева и председателя Попечительского совета Виктора Шкулева за то, что на радость читателям помогают талантливым писателям-землякам…

И снова не удержусь, подкрепив свои размышления о самобытной прозе Чубенко словами Анатолия Байбородина: «…Случалось, иные народные выходцы столь далеко от народа убредали в мир творческой богемы, что и забывали, как пахнут пропотевшие крестьянские рубища. Прозаик Елена Чубенко не вышла из народа, а, явившись на белый свет и взросши в крестьянском мире, в народе и осталась – и светлой русской душой и народным словом. Да и живет в забайкальском селе Улёты…»…

…В основе повести «Унеси мои грехи» лежит не только богатый авторский художественный вымысел. В основе — подлинные истории непростой жизни реальных семей. Подлинность, от которой читателя старательно отучают много издаваемыми писаниями в стиле фэнтези. Мы живем в век фантазий, которыми нас щедро потчуют не только политики, но и писатели! Но со страниц книги Чубенко жизнь встает во всей своей первозданности. Поначалу ты изумляешься, но незаметно для себя самого, по мере углубления в книгу, начинаешь жить жизнью героев, словно это написано и о тебе самом, о твоих близких людях. В повести «Унеси мои грехи» с отрадой возвращаешься в то светлое советское время, которому уже недолго осталось. С отрадой вместе с молодым специалистом-медиком Светкой едешь работать в деревеньку, куда, как говорится, «Макар телят не гонял». А деревенька в прямом смысле слова Замакариха, так и называется! Но упаси тебя Бог подумать о Замакарихе, как о Богом забытой деревушке, ведь в такой вот глубинке и живет народ, что Богу всего более угоден.

Живые, каждый на особицу, люди смотрят на нас со страниц книги. Каждый не безгрешен, но ностальгически узнаешь приметы спокойного размеренного сельского быта времен СССР. С точки зрения сегодняшнего горожанина, быть может, не всегда комфортного для тела, но такого благодатного для души. То  было время, когда человек человеку был друг, товарищ и брат, когда главным было не внешнее, когда не было надобности побеждать ближнего в борьбе за материальные выгоды, за место под солнцем, потому что солнце на всех одно. И ты вместе с молодой медичкой Светкой расслабленно душевно вдыхаешь облако степной пыли от наматываемой на колеса дороги. Подспудно озарит тебя мысль, словно исподволь подсказанная автором, что дорога эта пыльная на самом деле сказочная  волшебная нить, что мотается на клубочек судьбы. По этой нити в  русских сказках  герои всегда приходили к правильной цели. А водитель автобуса, посверкивающий столь модным тогда золотым зубом, не  просто  Васька-баламут, охочий высматривать в салоне автобуса красивых девушек. Васька во время работы-пути похож на святого с нимбом, потому что шевелюра его волос, покрытая облачком вездесущей пыли, взлетая на каждом ухабе и колдобине дороги, при свете солнышка рисует хорошо заметный нимб над его  шоферской головой. Как это красиво и «вкусно» написано!

Исконные жительницы Замакарихи бабка Арина и бабка Катерина тоже носят на себе отсвет русской старины. Словно некие ведуньи не просто встречают приезжую Светку, как родную, в формате «ты меня накорми, в бане выпари, а потом уже вопросы задавай». Но и каждая по-своему рада сагитировать молодую специалистку замуж именно за своего внука, сельского Ивана-царевича. Житье в деревне самое спокойное – двери тут сроду не запираются на ключ-засов, потому как воров в деревне просто нет. Как говорит тетка Арина, зазывая Светку на обед: «Не закрывай. Нихто тут не шкодит. Моды такой нету». И ты в очередной раз вздыхаешь, эх, какую страну мы потеряли! А ведь тогда и  в городах-то люди закрывали дверь скорее для приличия, а ключ от квартиры клали под коврик…

Тем не менее приметы приближающегося неблагополучия есть уже и в этой, почти идиллической, жизни. Молодежь в селе не задерживается. Оставшиеся в Замакарихе внуки тетки Арины и Катерины поневоле по этой причине, что говорится, засиделись в женихах. Появление молодой Светки, потенциальной невесты, стало быть, весьма значимое событие. А ведь тем и уникальна сельская глубинка, что встреча с человеком, особенно новым, в ней является очень  значимым событием. В городской сутолоке, где человека подменяет толпа, такого быть просто не может. Замакариха словно заблудилась в советской эпохе, да так там и осталась, зато каждый человек на виду. Не спрячешься в толпе,  все все про всех знают. А если и конфликтуют порой, то вовсе не по причине дележки земных благ, а в силу неравнодушия к судьбе ближнего. Добрая судьба привела в этот душевный край к неугомонным и неравнодушным людям молодого специалиста Светку, разочаровавшуюся не просто в своей первой городской любви, но, судя по всему, и в тех отношениях, что предлагает город.

Светка, увы, не типичная представительница своего поколения, которое, став молодыми специалистами после институтов и техникумов, не стремились возвращаться на малую родину, предпочитая стать горожанами. Но с годами их неулклонно тянуло к истокам. Молодость, познающая себя в мире, сменялась зрелостью, что открывает мир в себе. Или эта прогрессирующая тяга к истокам  на поверку есть попытка некой работы над ошибками молодости?..

Живет-поживает Замакариха своей обычной жизнью, скучать некогда, к тому же появление нового человека в лице Светки и вносит некую живинку. Конечно, деревне нужен медик. Но, видимо, чистая совесть и спокойная душа, отсутствие суеты и недобрых помыслов помогает сельчанам и в зрелом возрасте сохранять здоровье. Поэтому молодой медичке сельчане рады не только в плане медпомощи, но как новому человеку, которым приросла деревня. Первые же дни работы  приносят Светке много неожиданных ситуаций. То два молодых внука двух разных соседок пытаются конкурировать меж собой за внимание Светки, представляясь больными. То ревнивая жена, что никак не может стать мамой, пытается устроить Светке сцену ревности, быстро пресекаемую стоящими за Светку горой бабульками-соседками. Забегая вперед, скажу, что именно Светка, которую ревнивица пыталась обвинить в домогательствах к ее мужу под видом оказания медицинской помощи, станет добрым вестником, что скоро у этой пары будет прибавление в семье… До чего же были светлые и добрые конфликты!  Даже разговоры сельчан о том, что и в городе с работой становится неладно, потому что многие заводы на ладан дышат, как то быстро сходят на нет, побеждаемые светлой инерцией спокойного житья.

Но вклиниваются в это спокойствие отголоски гражданской войны… Приходит в Замакариху старик, в котором дотошные бабки узнают, несмотря на десятки прожитых лет, раскулачивателя Воронка. Что самое удивительное, первой его узнает внезапно исцелившаяся накануне бабулька, которую односельчане считали беспросветно глухой и неходячей. А тут накануне она вдруг исцелилась, словно чувствовала, что – надо! Неспокойная совесть привела Воронка в родную деревню… Так значит, есть она у него, эта совесть! Первоначальное резкое неприятие бывших односельчан, родители которых в свое время были  репрессированы и бесследно сгинули в лагерях по причине революционной активности Воронка, сменяется пониманием, что повинную голову меч не сечет. Жалость берет свое в сердце сострадательного русского человека, к тому же и Светка, как медик, предупреждает гневных сельчан о больном сердце пришлого Воронка… Ведь и пришел он на малую свою родину, где столько печали принес односельчанам, чтобы отпустила она, малая родина и родная река Ингода, грехи его тяжкие… И, видимо, все-таки отпустила, раз дала в награду встречу с внучкой от погубленной жены, встречей, которую и не чаял кающийся грешник…

…Елена Чубенко не просто интересный рассказчик. Она великолепный собеседник, тактично побуждающий нас задуматься о вещах, о которых мы в суете редко вспоминаем. Доверяя нам судьбы своих героев, она словно бы открывает какие то черты характера этих героев в нас самих. Отсюда проистекает глубинный психологизм прозы Чубенко, отсюда берет исток  светлая целительность ее прозы. Такое безоглядное доверие читателю в наш прагматичный век стало точечным в литературе. Но именно эта исповедальность и есть главное… Читательский город уже по самому своему названию, город Чита дал в свое время творческую путевку в жизнь великому прозаику  Валентину Распутину. Он, будучи совсем молодым, стал открытием знаменитого Читинского семинара молодых писателей, чтобы в будущем  укрепить исконные основы покаянной исповедальности русской прозы. Те  основы, которые сегодня развивает в своем творчестве читинский прозаик Елена Чубенко.

Эдуард Анашкин, член Союза писателей России

Самарская область

фото взято с сайта ckazka5555

 


комментария 3

  1. Фёкла

    Воронок покаялся? Как бы не так. Отлеживался, пока не спалился. Но и потом, когда его опознали, каратель не каялся, а обвинял сельчан — за то, что те писали доносы друг на друга. Односельчане тотчас присмирели… Ну а дальше вы, Алексей, всё верно пишите: каратель получил всё, что хотел. Дом, и родную семью. Напомню, жена погибла по его вине. Дочь приютили (по версии Е. Чубенко) чужие люди. К ним и отправился бывший каратель — занимать их дом.

  2. Фёкла

    В повести два главных героя: дед-каратель, или Воронок. И его внучка. Или всё же дочка? Так и не поняла из повести. Героине отведено лишь пара строчек (а повесть дли-иии-нная! и ненужных фигурантов — тьма). Эта дочка-внучка пообещалась приезжей фельдшерице сводить ее на речку. И следующий эпизод: юная героиня появляется неожиданно на улице, и с ходу бросается на шею деду-карателю, ведет его в дом к людям, что когда-то приютили ее. .А он, как помним, погубил её мать, и саму девушку обрек на сиротство… Как говорил когда-то Станиславский: «Не верю!».

    • Алексей

      Видимо вы плохо или невнимательно прочитали повесть. Деревня живет, пройдя через ряд потерь, через трагедию раскулачивания и ВОВ жизнь не покинула и не умерла в повести она и показана. Воронок — это эхо из прошлого, он приехал исповедаться и покаяться, жизнь не удалась, семьи нет, односельчане отвернулись. Покаялся перед людьми, открылся и получил то, что потерял — родную семью и родное место.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика