Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

К столетию смерти Г. Семирадского

Сократ, заставший своего ученика Алкивиада у гетеры, вероятно, был не доволен: если возможно представить недовольство Сократа; но мир, показанный Семирадским, предстаёт в пышном историческом декоруме, точно приближая раскрытые недра истории к нам, сегодняшним…

Его упрекали в гладкописи, в излишнем академизме, а он стремился передать красоту: так, как видел её, понимал; и связать её с глубинными смыслами явлений, происходивших в человечестве.

Историческая тема родная Семирадскому, изученная и прочувствованная им; причём разные волны истории манили живописца…

Христианство…

Античность.

Как пышно сияют «Светочи христианства»!

Сколь чудовищный момент истории загорится сейчас; но…как сложно представить нам, сегодняшним, небесные ощущения и радость тех, кто будут сожжены заживо – во имя Христа…

…мне жизнь – Христос, а смерть приобретение…

Не этот ли тезис иллюстрировал художник, чей монументализм был академического свойства – тщательный, дотошный…

…он получил первые уроки рисования в Харьковской гимназии у Дмитрия Ивановича Безперчего — ученика Карла Брюллова.

Безперчий и ориентировал мальчика на академизм: с его небесной ясностью и доскональной передачей окружающей действительности.

Семирадский успешно учился в университете, на физико-математическом факультете; но потом, чувствуя неодолимую тягу к живописи, против воли родителей отправился в Санкт-Петербург: поступать в Академию художеств, куда и был принят вольнослушателем.

Много времени отнимала музыка: Семирадский был завсегдатаем концертов и музыкального театра, словно считая искусства – союзными, и ища той гармонии, которая возвысила бы живопись до небесных пределов.

…нежная нимфа сидит у вод, таинственно взирая на вас, зрители.

Римская оргия полыхает огнями животной страсти.

Жизнь живописца складывалась успешно: признание, гонорары…

Художник демонстрировал жизнерадостность – даже, когда сюжеты его картин были трагичны…

Но от них исходил свет: манящий, загадочный.

Его можно почувствовать и сейчас, если внимательно вглядываться в исторические галереи, созданные Семирадским.

       Александр Балтин

 

фото взято из открытых источников


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика