Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

«Он предложил новый жанр – социальный роман…» К 110-летию А. Зиновьева

Исследовал советскую действительность в той мере, какая позволила говорить о ней, как о высшем цветение русской истории – но – так анализировал во второй половине жизни.

Находясь внутри СССР, Зиновьев выступал сатириком, ниспровергающим явь, которая была предложена советизмом; как в последствии ниспровергал капиталистическую действительность, принявшую его.

Он предложил новый жанр – социальный роман: когда философия, социология и проза соплетались в причудливый орнамент, давая тот, или иной вариант социума портретом.

В нём было нечто от ветхозаветного пророка, обличающего нравы – в том числе правителей; но обличения эти, делая яснее некоторые кадры яви, не изменяли реальность, увы…

…помимо всего прочего он был ярким художник: экспрессия линии и цвета, соединяясь, пламенели с его холстов: когда не били колоколом – в души зрителей.

«Глобальный человейник», предложенный Зиновьевым, хорошо отражал сущность происходящих процессов: низовое бурление почти обезличенной людской плазмы – и горстку имущих: власть и деньги, интересующихся этой массой в той мере, в какой она даёт им варианты роскошной жизни.

Конечно, это антиутопия, роман с героем изгоем, с конфликтом, завязываемым туго, с ощущением…ничего ужасного в человейнике нет, просто беспросветность заменяет жизнь.

Сплошной тупик, почитаемый комфортом и не подразумевающим выхода из него.

Мы, живущие в таком человейнике, если мыслим о чём-то помимо штанов и повидла, не может не согласиться с верным вектором мысли философа-писателя.

В «Русской трагедии» подробно рассматривается схема советского коммунизма: его построения, цветения, краха, и выводы о том, что именно коммунизм был построен, пусть без некоторых декларированных черт, логичны…

Зиновьев же занимался логикой: как профессионал философ.

Он мог формулировать мысли – острые, как биссектриса, мог проводить их через образную систему, вложив в персону главного героя своего изобретения – социального романа.

 Его ирония всегда граничит с сатирой, а сатиру смягчает ирония.

…зияли высоты…

Зияли они в Ибанске, где вполне возможен был запуск в пруд чёрной икры, с последующим вызреванием осетрины…

Высоты зияли суммами социальных нелепостей: которые – в сравнение с воспоследовавшим постсоветским кошмаром – были просто милой чепухой…

И возвышались построенные Зиновьевым тома: философа, художника, писателя, столь остро характеризующие время, когда ему довелось жить и мыслить, что свет исходящий от них, не тускнеет.

           Александр Балтин

фото взято из открытых источников


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика