Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Имя в искусстве: Тимур Халиуллин

Под его обаяние попадаешь сразу – на первой ноте, если слышишь звучание органа в его исполнении. Под его обаяние попадаешь на первом слове, если начинаешь говорить с ним, поражаясь красоте его речи – стилистически грамотной, музыкально красивой, богатой полутонами и оттенками. И вспоминается великая Ахматова: «…мы сохраним тебя, русская речь, великое русское Слово». Ему  удаётся. И это приводит в особе восхищение, потому что музыкант – органист Тимур Халиуллин – татарин по национальности, не забывающий рассказывать слушателям и о своей культуре через музыку, что делает ему особую честь, но… Его безупречное владение русским языком заставляет склонить перед ним голову, потому что это прежде всего показатель высочайшей уровень образованности человека. И когда видишь музыканта рядом с выдающейся Татьяной Черниговской, много внимания уделяющей языку и культуре речи, понимаешь, что нашему великому учёному оказалось интересным общение с Тимуром и в связи с этим, ибо слышать «великое русское слово» сегодня удаётся не часто.

Совсем не ожидала, что повествование о музыканте начну с разговора о его языковой культуре. Тем неожиданнее и приятнее оказывается вхождение в основную тему, к которой подходишь с особым трепетом и волнением, и хочется чуть задержаться и начать с самого главного в жизни любого человека, особенно, если он достиг определённых высот.

С Татьяной Владимировной Черниговской

Чем больше общаешься с Тимуром, тем больше слов благодарности хочется сказать в адрес его семьи – того ближнего круга, который и формирует человека.

Тимур с родителями и собакой Вольтом

Вырос Тимур в музыкальной семье. Папа – музыкант-любитель, но играет и на фортепиано, и на трубе, и на гармошке, и на гитаре. Тимур с сестрой росли и формировались в хорошей духовной ауре. Мама – хоровик — дирижёр, прибавившая к музыкальному профессиональному образованию филологическое: она ещё и учитель русского языка и литературы, поэтому проблем с культурой речи в семье не было.

Тимур с большой благодарностью вспоминает своё детство, которого, как говорят многие, у музыкантов не бывает, если понимать под этим беспечное ничегонеделание и улицу с утра до вечера.

Да, могу сказать, что бесшабашного детства, можно сказать, не было, потому что приходилось много работать, чтобы чего-то достичь в будущем, — вспоминает Тимур. – Я отказался от всего, кроме музыки.  Это сейчас я смог позволить себе завести собаку, а тогда всё занимала музыка. Впрочем, как и сейчас, поэтому любимую собаку пришлось отдать родителям – гастроли не позволяют брать её с собой, хотя очень хотелось бы, чтобы Вольт был всегда рядом.

Но я не могу сказать, что я рос несчастным ребёнком, хотя родители были очень строгими. И ремень участвовал в воспитательном процессе, и заставляли меня, и поблажек не было. Процесс постижения чего-то – штука сложная и жёсткая, иначе ничего не получится. И сегодня я говорю родителям только слова благодарности за всё, что они смогли мне дать. Теперь я очень хорошо понимаю, что идти на поводу у ребёнка никогда не надо. Семья у нас простая, но вся жизнь проходит через музыку. Это было и есть нормой. Не обязательно каждый должен стать профессиональным музыкантом, но играть на инструменте обязан каждый, потому что это тоже – показатель культуры. Наверное, это правильно. 

***

Окончив в Ижевске музыкальное училище по классу фортепиано, Тимур поступает в консерваторию Санкт-Петербурга как пианист. И однажды в Альма-Матер он услышал орган, который перевернул в молодом музыканте всё. Звучание органа проникло в каждую клеточку души и уже не оставило выбора. Молодой человек решает поступать на второе высшее образование по классу органа и получает профессиональный диплом через год после  диплома пианиста. Правда, второе высшее образование – платное. Тимур пошёл работать, чтобы самому проплатить обучение и не обременять родителей, у которых была еще младшая дочь.

И пока Тимур учился на двух отделениях, трудился много. И даже не ставил перед собой больших задач – просто добросовестно постигал таинства профессии. И совершенно не знал о существовании под российским небом маленького городка с названием Белгород, который многие, как и он поначалу, путают с Белградом. А вышло совсем не так, как думалось.

За пультом органа Самарской Государственной филармонии

Белгород – это награда за мои труды, — сегодня искренне говорит Тимур. – Может быть, и есть место лучше, но я этого не знаю, потому что в нашем городе, в нашей филармонии всё делается для того, чтобы человек мог профессионально состояться и раскрыть свои возможности. Это счастье, о котором можно только мечтать. Органисты меня поймут, если я сейчас скажу такую вещь – у меня есть мой инструмент. Понимаете? Я могу приходить в филармонию и играть столько, сколько мне будет необходимо и душе моей угодно. Не каждый музыкант- органист себе такое может позволит, потому что не в каждой филармонии имеется орган.  В нашей огромной стране всего 160 органов. И каждый из них – индивидуален, потому что никогда не повторяет другой. Это уникальный инструмент, которому надо подчиниться, но и его необходимо подчинить себе, иначе не получится музыкального диалога.

Музыкальная жизнь Белгорода завязана на Государственной филармонии. Об этом Тимур говорит с особым трепетом и уважением, потому что руководством концертной организации делается очень много для того, чтобы о городе узнали далеко за его пределами.

Три концертных зала, среди которых – органный. Можно сказать, что Тимур Халиуллин имеет не только свой инструмент, но и свой, ни много, ни мало, концертный зал, который, если играет маэстро, всегда переполнен.

–  Здесь абсолютная свобода творчества, — говорит Тимур. – Я не крепостной музыкант и не сижу безвылазно в Белгороде. У меня плотный гастрольный график, и где я только не играл… А за 13 лет моей работы в Белгороде здесь сформировалась уже и органная зрительская культура. Приятно сознавать, когда подходят слушатели и говорят, что они с детства ходили на мои концерты. Это трогает до глубины души, потому что я моим исполнением причастен к формированию музыкальной культуры в городе. И даже сейчас, когда Белгород живёт напряжённо и многие покинули город, мы продолжаем работать, несём людям радость и свет. И я считаю, что те, кто остался в городе, совершают свой профессиональный подвиг. Белгород для меня – это островок Петербурга. Город маленький, всего 300 тысяч, но культура его была и есть на высоком уровне. И отсюда не хочется уезжать, потому что глупо уезжать оттуда, где тебе хорошо.

Аншлаг в органном зале Белгородской Государственной филармонии

Не часто слышишь от музыканта искренние слова благодарности в адрес дирекции филармонии, в которой он служит. А ведь это тоже характеризует не только музыканта, но и человека в первую очередь. Много добрых слов услышала я о первом директоре филармонии, ставшем Человеком года – Иване Григорьевиче Трупове, который дал рождение этому архитектурному чуду – Белгородской филармонии. А потом в его стены пришла кандидат педагогических наук Светлана Юрьевна Боруха и вдохнула новую жизнь в работу всего коллектива. Её называют великим организатором, потому что она безошибочно знает или угадывает направление движения творческого процесса и очень грамотно показывает белгородскую филармонию миру, поэтому… Когда музыканты говорят, что обожают директора – Светлану Юрьевну, — это уже не пустой звук и не просто слова.

***

Тимура Халиуллина хотели бы слышать многие, а он готов откликнуться и приехать, потому что еще и лёгкий на подъём. Но не каждый город может принять музыканта, потому что не каждая филармония обладает такой роскошью, как орган. Например, на весь Алтайский край – один орган. На всю страну – всего два органных мастера: Владимир Хромченко (Ливадия) – органист и органостроитель, лауреат Государственной премии Крыма  и почетный гражданин Крыма. И Павел Чилин (СПб) – известный российский органный мастер.  Инструменты Павла Чилина (50 органов) находятся в разных городах России, а также в Германии, Голландии, Эстонии, Италии..

Если в Европе орган – обыденный инструмент, обслуживающий мессу, то в России – это изысканная профессия. Но именно у нас сейчас можно наблюдать органный Ренессанс, к которому причастен и музыкант Тимур Халиуллин. Не так давно прошел его аншлаговый концерт в Самаре на три тысячи мест.

Органная музыка – самая большая радость моей жизни. Сейчас появляется много цифровых инструментов хорошего звучания и качества. Открываются новые залы, потому что это не только церковная музыка. И она становится частью нашего музыкального кода и достижением российской культуры, — говорит Тимур.

В белгородской области уже четыре органа (и в этом несомненная заслуга, конечно, Тимура Халиуллина), в родном городе музыканта Ижевске, в ДМШ появился орган, пусть на четыре регистра, но ребята уже могут слышать первозвук этого инструмента, а сам Тимур – частый гость в этой школе. В Липецком Доме музыки и Тамбовской филармонии появились органы. Из всего Черноземья пока не имеет инструмента только Воронеж. В ОРГАНизации Черноземья большая заслуга Белгородской филармонии, её директора – Светланы Юрьевны Боруха и музыканта – лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина.

***

На Сахалине, на берегу Охотского моря

Тимур – человек, ведущий спортивный образ жизни. Можно увидеть, как он ловко и изящно катается по Соборной площади Белгорода на роликах. Виртуозно и легко. Смотришь – глаз не оторвать. И круглый год ездит на работу на велосипеде – зимой (потому что дороги от снега в этом городе обязательно очищают) и, разумеется, летом: 6 км – за 20 минут. В этом смысле, говорит музыкант, Белгород напоминает собой европейский город, где велосипеду отдаётся предпочтение, потому что отношение к дорогам иное, чем в других городах нашей необъятной страны.

Ещё в активе бассейн – километр разными стилями. Трудно? Конечно, но именно это и даёт силы для очень интенсивного гастрольного графика.

И в Мекку доехал на велосипеде. В Саудовской Аравии – плюс 45, а Тиур – с огромным рюкзаком – туда, чтобы припасть к культуре, поклониться Священной Земле.

Он не только талантливый музыкант и прекрасный рассказчик, но и одарённый оператор и режиссер. На ЮТ иного его видео с концертов, из путешествий по городам и весям. Работы, достойные показа на первых каналах нашего невнятно — скучного ТВ.

***

Тимур охотно приглашает в свой дом, демонстрируя безупречный вкус и порядок уютного жилища, в которым живут и его любимые инструменты – «домашний» орган и клавесин музыкального мастера Алексея Баюнова: инструмент старинного венецианского стиля 16 – 17 в.в. с короткой ломаной октавой. Клавесин из несколько пород дерева: ель, орех, бук, красное дерево. Струны из латуни, меди и серебра. На ЮТ можно послушать Гальярды Г. Шайдемана в исполнении Тимура Халиуллина. И тоже оторваться невозможно, потому что изящно, легко, виртуозно. Полумрак, дрожание свечей, а всё вместе – божественная благодать, которая нисходит на тебя благодаря Мастеру – музыканту, пришедшему на Планету Земля для того, чтобы дарить эту благодать людям.

***

Но не бывает все безоблачно и спокойно, даже если твоя жизнь гармонически структурирована и лишена фальшивых нот. Наверное, Небеса решают подбросить человеку испытания, проверяя его на духовную прочность. Как Тимур Халиуллин преодолевает полосу препятствий, разговор особый, еще раз подтверждающий то, что он прежде всего человек высокой нравственной культуры, не позволяющий себе каких бы то ни было провокационных высказываний по проблеме, которая неожиданно возникла не только в его жизни.

Когда общественность узнала, что Белгородский Государственный институт искусств и культуры отказался от одного из лучших своих преподавателей, то многим стало не по себе. Известно же, что «учителями славится Россия» (А. Дементьев), именно талантливые преподаватели делают имя любой Альма-Матер. Не секрет, что в творческие вузы многие поступают к тому или иному Мастеру. Если педагог ещё и первоклассный музыкант-исполнитель, то такому преподавателю, как говорят в народе, и цены нет. И это совсем не преувеличение. Что произошло в белгородском институте, который добровольно решил понизить градус своей внутренней культуры, лишив студентов любимого преподавателя, а впоследствии – специалистов- органистов, сегодня выяснять не хочется, ибо это не частная проблема конкретного вуза, а глобальная проблема культурного наследия страны,  которым то ли по недомыслию, то ли по каким-то корыстным соображениям решило пренебречь руководство вуза. (В скобках  хочется заметить, что в разных городах институты культуры коротко именуют «кульками». Это возмущает до тех пор, пока эти самые «кульки» не скатываются на тот уровень, когда из их стен изгоняются талантливые педагоги).

Разговор об этой печальной истории хочется закончить надеждой на то светлое будущее, когда вуз Белгорода снова обретёт в своих стенах талантливого музыканта, педагога и, несомненно, будущего профессора Тимура Ильясовича Халиуллина. И выиграет от этого не только город, но и культура страны, которая, конечно же, есть часть мировой музыкальной культуры.

Ольга Мищенкова

Союз журналистов РФ

г. Рязань

18 – 22. 10. 2023

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика