Шаровая мощь И. Шкляревского
17.01.2024
/
Редакция
Поэт пишет о поэте – жёстко, сильно…
Стильно – как не выглядят ужасными розы, закрученные из колючей проволоки, он закручивает их: И. Шкляревский, растит сии из собственного сердца и мировосприятия:
В клуб не придёт Ярослав Смеляков,
Вечная вышла ему отлучка.
Только звёздочки над стихом
Взошли, как лагерная колючка.
Десять лет он в бараке мёрз,
Двадцать лет согревался водкой.
Чёрные скулы, орлиный нос
Долу язык повисает плёткой.
Изящество алмазной грани, блещущей остро и ярко; вместе – тонкость снежинок, в которые превращаются слова, оседая на мозг читающего…
Холод пробирает.
Он же, преображая читательского сознание, сулит своеобразный катарсис, меру очищения – через чужое страдание, вызывая огни сострадания, заставляя по-другому оценить большого мастера – Я. Смелякова…
…может ли быть… поэзия пыли?
Шкляревский открывает и такую: играя метаморфозами мира совершенно всерьёз, находя в пыли острые блески неведомой мистической породы, добывая в душе собственной нечто необыкновенное – через фильтры окрестного в мире – и делясь им щедро: на свободном дыхании:
Это пыль на обочине
или поэзия пыли
или полустихи, полупроза
на бутылках портвейного
молдавского разлива.
Тихий Славгород в жарком июле
иногда проезжает по улице автомобиль.
Тихий город плавится июлем…
Плывут, густо теснясь, образы…
…как чётко выявляются предметы – живые вещи миры – в солнечно-сияющей поэзии Шкляревского:
Всё лето – рыболов,
всю осень я – грибник.
Уже ворона мокнет на заборе,
а у меня – запас любимых книг!
и для друзей я насолил груздей,
ведро стоит в прохладном коридоре.
Будто не только друзьям, но и читателям предназначаются эти грибы: заходи, отведай, как отведаешь хрусткого, точно тоже засоленного стиха!
Яркость лучений плавно исходила от поэтических произведений Шкляревского.
…полно и плотно рисуется пейзаж, в которой вмещён Лихачёв: знаменитый академик, которому посвящено стихотворение:
В стеклянном шкафу отражается даль,
и белое облако вдруг наплывает
на русский Толковый словарь…
Сорока летит, и её отраженье
мелькает в стеклянном шкафу…
Всё мерцает тихой интеллигентностью, и тайной тонкостью, что, входя в труды академика, обогащала мир…
Как обогащали его стихи Шкляревского.
Сквозные вибрации строк поражали лирическим натяжением-напряжением:
Два облака белых плывут по лазури,
стоит ослепительный зной.
Ну вот мы и встретились после разлуки!
Невечной разлуки земной…
Над жизнью, в которой мы прочно забыты,
над синим холодным Днепром,
над кладбищем, где мы не рядом зарыты,
сегодня мы рядом плывём.
Лирика раскрывалась необыкновенной чистотой: струились строки, слоились смыслами, возникал, проступая водяными знаками, подтекст, психологические параллели обозначались ясно и изящно.
Мощно и цветно вспыхивало стихотворение о насильственном финале: обжигало, как та студёная вода, что становилась персонажем, и кружились листья, и страшно становилось, и захлёстывало, захватывало стихотворение:
Окуная лицо в облака,
долго пил холодок родника.
Стала тесной от холода грудь.
Долго пить эту воду нельзя.
И нельзя в неё жабой нырнуть.
И никак оправдаться нельзя.
Пил последнюю воду свою.
Тихо в ней, и светло, и темно.
Ждали… Небо синело в строю
В красных листьях песчаное дно…
Спички бросил ему конвоир.
Человек в тишине закурил.
Стал к осине. Пиджак застегнул.
И ударил забвения гул!
В красных листьях песчаное дно…
Мощь цельности, когда не вырвать строчку для цитаты, когда надо полностью приводить, страшно что-то потерять.
Монументальность с лёгкостью совмещал Шкляревский, облака плыли, счастье жизни вспыхивало и закипало, горечь проступала полынно, и хотелось жить, читая стихи мастера, и не верилось в смерть.
Александр Балтин
От редакции
Игорь Шкляревский – уникальный поэт, отличающийся глубокой индивидуальностью и особенным подходом к творчеству. Его поэзия отличается откровенностью, риторикой и назидательностью. Одной из ключевых тем в его стихах является детство, которое всегда связано с прояснением истоков своего одиночества.
Шкляревский известен своим уникальным подходом к переводу «Слова о полку Игореве». Он обнаружил в «Слове» новые, ранее не разгаданные особенности эстетического мира «Слова». Его перевод отличается умелым использованием стилистических ресурсов современного языка, разнообразием в построении строф, приближающимся к оригинальному тексту, и внутренними рифмами, создающими дополнительную музыкальность стиха.
В своих стихах Шкляревский часто обращается к теме природы. Чернобыльская катастрофа обострила его страх перед будущим природы и вызвала к жизни в его стихах мотивы предостережения о ее возможной гибели.
Также важно отметить, что Шкляревский был награжден Государственной премией СССР за книгу стихов «Слушаю небо и землю».
Уникальность поэзии Игоря Шкляревского заключается в его глубокой индивидуальности, откровенности, уникальном подходе к переводу, а также в его особом восприятии и изображении природы в своих стихах.
ГлавРед
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ