Четверг, 02.05.2024
Журнал Клаузура

Шаровая мощь И. Шкляревского

Поэт пишет о поэте – жёстко, сильно…

Стильно – как не выглядят ужасными розы, закрученные из колючей проволоки, он закручивает их: И. Шкляревский, растит сии из собственного сердца и мировосприятия:

В клуб не придёт Ярослав Смеляков,

Вечная вышла ему отлучка.

Только звёздочки над стихом

Взошли, как лагерная колючка.

 

Десять лет он в бараке мёрз,

Двадцать лет согревался водкой.

Чёрные скулы, орлиный нос

Долу язык повисает плёткой.

Изящество алмазной грани, блещущей остро и ярко; вместе – тонкость снежинок, в которые превращаются слова, оседая на мозг читающего…

Холод пробирает.

Он же, преображая читательского сознание, сулит своеобразный катарсис, меру очищения – через чужое страдание, вызывая огни сострадания, заставляя по-другому оценить большого мастера – Я. Смелякова…

…может ли быть… поэзия пыли?

Шкляревский открывает и такую: играя метаморфозами мира совершенно всерьёз, находя в пыли острые блески неведомой мистической породы, добывая в душе собственной нечто необыкновенное – через фильтры окрестного в мире – и делясь им щедро: на свободном дыхании:

Это пыль на обочине

                или поэзия пыли

 

или полустихи, полупроза

на бутылках портвейного

              молдавского разлива.

Тихий Славгород в жарком июле

иногда проезжает по улице автомобиль.

Тихий город плавится июлем…

Плывут, густо теснясь, образы…

…как чётко выявляются предметы – живые вещи миры – в солнечно-сияющей поэзии Шкляревского:

Всё лето – рыболов,

    всю осень я – грибник.

Уже ворона мокнет на заборе,

а у меня – запас любимых книг!

 

и для друзей я насолил груздей,

ведро стоит в прохладном коридоре.

Будто не только друзьям, но и читателям предназначаются эти грибы: заходи, отведай, как отведаешь хрусткого, точно тоже засоленного стиха!

Яркость лучений плавно исходила от поэтических произведений Шкляревского.

…полно и плотно рисуется пейзаж, в которой вмещён Лихачёв: знаменитый академик, которому посвящено стихотворение:

В стеклянном шкафу отражается даль,

и белое облако вдруг наплывает

на русский Толковый словарь…

Сорока летит, и её отраженье

мелькает в стеклянном шкафу…

Всё мерцает тихой интеллигентностью, и тайной тонкостью, что, входя в труды академика, обогащала мир…

Как обогащали его стихи Шкляревского.

Сквозные вибрации строк поражали лирическим натяжением-напряжением:

Два облака белых плывут по лазури,

стоит ослепительный зной.

Ну вот мы и встретились после разлуки!

Невечной разлуки земной…

 

Над жизнью, в которой мы прочно забыты,

над синим холодным Днепром,

над кладбищем, где мы не рядом зарыты,

сегодня мы рядом плывём.

Лирика раскрывалась необыкновенной чистотой: струились строки, слоились смыслами, возникал, проступая водяными знаками, подтекст, психологические параллели обозначались ясно и изящно.

Мощно и цветно вспыхивало стихотворение о насильственном финале: обжигало, как та студёная вода, что становилась персонажем, и кружились листья, и страшно становилось, и захлёстывало, захватывало стихотворение:

Окуная лицо в облака,

долго пил холодок родника.

 

Стала тесной от холода грудь.

Долго пить эту воду нельзя.

И нельзя в неё жабой нырнуть.

И никак оправдаться нельзя.

 

Пил последнюю воду свою.

Тихо в ней, и светло, и темно.

Ждали… Небо синело в строю

В красных листьях песчаное дно…

Спички бросил ему конвоир.

Человек в тишине закурил.

Стал к осине. Пиджак застегнул.

И ударил забвения гул!

 

В красных листьях песчаное дно…

Мощь цельности, когда не вырвать строчку для цитаты, когда надо полностью приводить, страшно что-то потерять.

Монументальность с лёгкостью совмещал Шкляревский, облака плыли, счастье жизни вспыхивало и закипало, горечь проступала полынно, и хотелось жить, читая стихи мастера, и не верилось в смерть.

Александр Балтин

От редакции

Игорь Шкляревский – уникальный поэт, отличающийся глубокой индивидуальностью и особенным подходом к творчеству. Его поэзия отличается откровенностью, риторикой и назидательностью. Одной из ключевых тем в его стихах является детство, которое всегда связано с прояснением истоков своего одиночества.

Шкляревский известен своим уникальным подходом к переводу «Слова о полку Игореве». Он обнаружил в «Слове» новые, ранее не разгаданные особенности эстетического мира «Слова». Его перевод отличается умелым использованием стилистических ресурсов современного языка, разнообразием в построении строф, приближающимся к оригинальному тексту, и внутренними рифмами, создающими дополнительную музыкальность стиха.

В своих стихах Шкляревский часто обращается к теме природы. Чернобыльская катастрофа обострила его страх перед будущим природы и вызвала к жизни в его стихах мотивы предостережения о ее возможной гибели.

Также важно отметить, что Шкляревский был награжден Государственной премией СССР за книгу стихов «Слушаю небо и землю».

Уникальность поэзии Игоря Шкляревского заключается в его глубокой индивидуальности, откровенности, уникальном подходе к переводу, а также в его особом восприятии и изображении природы в своих стихах.

ГлавРед


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика