Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Десятая муза поэта

КАМНИ

На излёте 2023 года в Московском отделении Петровской академии наук и искусств (МО ПАНИ) вышла небольшая книга под названием «КАМНИ». Книга для широкого круга читателей. Это литературно-художественное издание вместило в себя грани различных видов искусств. Они складывались в определённом порядке, под определённым углом, выстраивая единое повествование, как складываются грани камня, выстраивая его форму и внутреннюю суть.

На фото: обложка книги. Поэт В.С. Кузнецов и художник И.С. Ильязов

Авторами этого сборника стали три человека.

Владимир Семёнович Кузнецов (Влад Красноярский) – поэт, журналист. Действительный член, профессор изобразительного искусства ПАНИ. Вице-президент, первый заместитель председателя Московского отделения ПАНИ. Кандидат педагогических наук. Член Союза писателей и Союза журналистов России, искусствовед, член Союза художников России. Действительный член Русской академии наук и искусств. (В инсценировку вошли стихи из поэтического сборника Влада Красноярского «Заказной портрет»).

Искандер Сабитович Ильязов (Искан Ильязов) – почётный деятель искусств России, художник-абстракционист. Действительный член, профессор изобразительного искусства ПАНИ (Санкт-Петербург). Член Союза писателей России (Москва), член Творческого союза профессиональных художников (ТСПХ), член Союза абстракционистов России (САБРОС), член Союза художников Академии народного искусства России, член Профессионального союза художников России (ПСХР), член-корреспондент Международной академии современных искусств (МАСИ). (В книге использованы живописные композиции Искана Ильязова «Камни» (Form 1, 2, 3)).

Светлана Сергеевна Волошина-Андрийчук – почётный деятель искусств России, актриса, режиссёр, публицист, драматург. Действительный член, профессор театрального искусства ПАНИ. Член Союза театральных деятелей России. Член союза писателей России, заслуженный писатель МГО СПР. Член-корреспондент Международной академии современных искусств (МАСИ). (Автор пьесы «КАМНИ»: стихотворная инсценировка, дизайн сборника, составитель коллажей, автор статей и эссе).

Каждый из трёх соавторов привносил в книгу грани своей творческой и личностной природы, своей профессии, мастерства и жизненного опыта. А сам сборник стал центральным звеном в серии из десяти книг, задуманной как проект «В мире современного искусства».

Цель этой серии и этого проекта носит просветительский характер – приблизить абстракцию к отечественному зрителю, превратить «сложное» искусство в приятные творческие беседы.

Объяснить суть происхождения символов, их эмоциональных и смысловых трактовок. Найти яркие примеры взаимосвязи абстракции и нашей жизни, взаимопроникновения символического и реалистического. Сделать современную живопись, поэзию, драматургию, эссеистику общедоступной, как в своё время сделал общедоступным театр К.С. Станиславский.

Эту идею с воодушевлением поддержал вице-президент Петровской академии наук и искусств, академик Академии Российской словесности, заслуженный артист России В.А. Иванов-Таганский. Он отметил, что это важная культурно-просветительская работа для академии.

Живопись Искана, его мир геометрического абстракционизма, стал краеугольным камнем задуманного нами проекта. Но образ камня, положенного в основание, привёл к мысли расширить эту метафору и превратить «камень» в предлагаемую константу, воплотив через этот образ множество идей и тем наших творческих бесед. Для чего? Для большей увлекательности!

Если вспомнить, что абстрактная живопись – это искусство символическое что не все приемлют символ как способ художественного мышления, то вот уж и второй камень найден: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла…» (Пс. 117:22)

Возможно ли сравнить природу камня и природу человека? Найти между ними общее, провести параллели? Или это несоизмеримые понятия живой и неживой природы? В образной художественной форме книга «Камни» подводит читателя к ответам на эти вопросы. В поэзии, прозе и драматургии, в живописных картинах и театральных сценах понятия «камень» и «человек» становятся основой творческого исследования.

КАК КАМЕНЬ

Итак, книга «КАМНИ». Эти страницы – результат сотрудничества двух секций (секции «ИЗО» и «Литература») Московского отделения Петровской академии наук и искусств. Коллеги МО ПАНИ объединили свои творческие усилия в области живописи, литературы и театра.

Стихи Владимира Кузнецова и картины Искандера Ильязова послужили основой для создания театральной инсценировки по мотивам этих художественных произведений, выделив в них основной образ – камня.

Почему «камня»?

Эта инсценировка о жизни человека, а в жизни человека всему своё время. «Время разбрасывать камни, и время собирать камни…» (Книга Екклесиаста)

Выпуск 5 – один из центральных Выпусков серии. Его название «Камни» символично подчёркивает, что этот образ достиг определённого смыслового развития, возвестив о  центральном событии в каменной эпопее. Здесь камень приобретает новые качества, с этого момента он начинает выражать и нравственные человеческие страдания, и человеческое раскаяние, и внутреннее совершенствование.

Надеюсь, что наши совместные труды обязательно воплотятся в поэтический спектакль с одноимённым названием.

Талант и вдохновение академиков Владимира Кузнецова и Искандера Ильязова, вложенные ими в стихи и картины, заставляют перенести их «каменные» образы на сценическую площадку.

Легко вообразить и символическую декорацию этого спектакля: на сцене каркасы построек. Они представляют символические лабиринты памяти, где запечатлённой осталась лишь сама суть образов. На заднем плане условные порталы между прошлым временем и настоящим. В центре сценической площадки – каркасные крыши домов небольшой сибирской деревеньки. Кажется, что она простирается где-то далеко внизу.

Из условных центральных проёмов появляются две женщины в простых неброских одеждах. Они олицетворяют воспоминания прошлого и мысли о настоящем. В их диалоге заключается поиск смысла жизни главного героя пьесы. Его воспоминания о мучительных ошибках и мгновениях счастья.

«Я придумывал картину

И менял с годами краски,

На рожон лез без опаски,

Что мне камень бросят в спину».

(Влад Красноярский)

Главное же действующее лицо нашей композиции – лирический герой, некоторые черты которого можно найти в известном литературоведческом описании у В.Г. Белинского: «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…»

Книга «КАМНИ» посвящена жизни и творчеству Владимира Семёновича Кузнецова (Влада Красноярского), в первую очередь, поэта, что очень важно для содержания пьесы. В драматической инсценировке этой теме уделяется особое внимание. Но помимо инсценировки, в книгу вошли статьи и эссе. В них отразился уже не только образ поэта, гражданина, любящего мужчины, но и образ журналиста, искусствоведа, куратора выставочной работы, и главное, образ одного из духовных лидеров Московского отделения ПАНИ.

В целом книга складывает и рисует, составляет и намечает портрет этого человека, в котором отражается его многогранная личность, его непростая судьба, его сложный внутренний мир. Множество событий жизни отразилось в этом портрете. Они передаются не только путём литературных описаний, выполненных в привычном художественно-публицистическом стиле, реалистическим языком. Или в стихотворных произведениях самого автора, взятых из книги с говорящим названием «Заказной портрет» (для пьесы и биографии). Теснейшим образом с ними связан изобразительный ряд книги, который строится главным образом на абстрактной живописи. Это и символические картины художника Искана, и составленные из них коллажи. Это и работа американского скульптора Селеста Роберге (габион), который стал дополнительной деталью в портрете, характеризующем героя книги.

Все эти символы прекрасно смогли вместить в себя и выразить внутренний мир человека под названием «Вселенная поэта».

Обращаясь к этому сборнику и творчеству его соавторов, можно говорить, по крайней мере, о двух Вселенных: поэтической Вселенной Влада Красноярского, с его глубокими философскими стихами; с его то страстной, то лиричной любовной поэзией, с его гражданской лирикой; и живописной Вселенной, принадлежащей кисти абстракциониста Искана Ильязова.

Вот как об этом творческом взаимодействии говорит Владимир Семёнович Кузнецов:

– В этом сотворении найдено и умело разложено созвучие двух искусств: искусство слова и искусство красок. Живописные композиции мастера и течение словесных рек – и то, и другое, по большому счёту, – это цветоформы, оформленные линиями, в одном случае, – в буквальном смысле, в другом – тоже линиями, но зарифмованными. Это ли не параллельность восприятий двух художников (слова и красок).

На фото: портрет главного героя книги (диптих)

Акт 1. «Для казни не нашлось своих камений»заставкой из фрагмента композиции Искана Ильязова «Камни» (Form 1).

Христианская, библейская, моя потаённая тема. Она «пошла» как-то сама собой, когда уже в 40-летнем возрасте принял крещение. Таинство совершил священник, иеромонах, которого я безгранично уважаю, – Артемий Владимиров. Духовному отцу своему игумену Новодевичьего монастыря Владимиру Денисову посвятил «Время распятия» – слова о «своих каменьях» – оттуда. Они открывают 1-й акт. Сюда автор поставила девять стихотворений. Она усмотрела в них одну краску – горячую, прозрачную и насыщенную. Ностальгией. Любовью к маме. Историями и историей. Отзвуками дружбы.

В акте II «…От сердец – угольки в камине» с заставкой из фрагмента композиции Искана Ильязова «Камни» (Form 2).

Произошло точное попадание в настроение лирического героя. Я был поражён тем, что 10 стихотворений этого акта – собраны из ранних моих «эпох», когда я был молод, страстен, влюбчив – и мои «записки» пылали, жгли, ранили… Я тогда часто «…носился напраслинной жертвой». Но тогда вряд ли носился с собой, как с писаной торбой, потому что знал, что «…моя планида – попрыгучесть: / я и по фамилии – кузнечик». В сумбуре чувств, от которых невозможно отделаться, самое страшное, когда тебя предают. «Ты меня пригубила площадно / с жаждой, как пустой бокал вина» – вот и весь сказ про любовь…

Заставка для III акта «Слов разбитых алмазное крошево»тоже фрагмент из Искана. Одиночество. Оно не может угнетать творческого человека. Скорее, наоборот, расширяет пространство для мысли и чувства. Как в таких обстоятельствах не поддаться «Влиянию Луны», или не заметить в небе журавлей: «…клином тянутся в смешанной гамме / на два голоса: небо и крик». Автор драмы расслышала звук моего шага по древнему Босфору, на котором так хотел побывать мой кумир Сергей Есенин, но… Впрочем, зачем русскому человеку Восток? Ведь «… разве поймут персияне под небом средь белых берёз ломоть на гранёном стакане».

Коллажем «Зеркало» из композиции Искана «Камни» открывается занавес IV акта «Смотрится в живое ясный сердолик». Тут ключевое словосочетание «Пёстрое настроение». Настроение… Это не чувство, не эмоция и даже не аффект. К финалу спектакля автор «подошла» с наибольшей степенью ответственности. В нём прозвучат «домашние» стихи, посвящённые сыну, дочери и внуку, а ещё любимой художнице, к которой как-то обратился с просьбой написать «Заказной портрет»

МОДЕЛЬ в КАМНЕ

Конечно, чтобы разгадать автора, нужно вникнуть в его творчество, нужно узнать его жизнь. И книга открывает ряд выразительных штрихов к заказному портрету героя этого сборника. Она открывает его человеческие качества, проясняет поэтическую тайну – его нежную душу… И её кульминационный, интригующий драматический излом – пристрастие к сцене!

Даже поэтические произведения этого сборника можно сравнить с маленькими зарисовками, выполненными по законам драмы и театра, поэтому они и легко сложились в пьесу.

Владимир Семёнович Кузнецов в 1979-1983 годах играл в театральной студии при Центральном доме культуры железнодорожников – ЦДКЖ. (Руководитель Георгий Шевцов, актёр МХАТа им. Горького.) 

В.С. Кузнецов участвовал в студийных спектаклях, к примеру, в постановке «Старые друзья» по пьесе Л.А. Малюгина, посвящённой теме Великой Отечественной войны.

В 2022 году он повторил свой театральный опыт и сыграл в спектакле, подготовленном в память о В.В. Вересаеве в Петровской академии наук и искусств.

Любовь к театру, соприкосновение с его тонкой духовной материей влияет на человеческую психику и подчас творит чудеса. Порог чувствительности усиливается, провоцируя образное, тонкое восприятие окружающего мира – недаром у искусства женская душа и сущность, если вспомнить о его девяти музах-покровительницах. Быть может, здесь берёт истоки нежная душа поэта?..

И уж конечно у каждого художника есть своя десятая муза, неизменно влекущая его в далёкий и нескончаемый творческий путь, каким бы каменистым он ни был…

Стихи Владимира Семёновича Кузнецова (Влада Красноярского) постоянно обращают внимание читателя на незримое присутствие женского образа, который в нашем сценическом произведении до конца не раскрывается.

…Он то смутно присутствует в подсознании поэта, то переплетается с ликами реально существующих женщин, обретая физическое воплощение. Но некий образ судьбы, музы, которая вела поэта по его жизненному и творческому пути, всё же остаётся загадкой…

Действительный член ПАНИ Лидия Фахретдинова создала коллекцию одежды по мотивам картин Искана Ильязова. Одно коллекционное платье оказалось созвучно идее сборника «КАМНИ». И представленное на страницах книги некой безымянной моделью, стало художественным символом и превратило безымянную модель в прообраз многих стихотворных произведений автора и ещё один штрих к его портрету.

Загадочна девушка в каменном платье.

Сияет каменная роспись её одежд.

Хрупка её «каменная фигурка», она, точно высеченная статуэтка из обычного придорожного камня; легки её «каменные» шаги, её поступь. И кажется, камень поёт и может слагать стихи; и в камне читается судьба. И оживает «каменистая почва», но не под ногами, а та самая почва-душа, о которой писал Лермонтов, и воссоздаётся в образе прекрасной музы, исполненной вдохновения и твёрдой воли.

Падает луч солнца на «каменные» плечи. «Каменная» грудь источает тепло. И говорит камень, и вершит свой приговор человеку…

КАМЕННАЯ РОСПИСЬ

Огурцы, розы, жемчуг… КАМНИ. Что значат они в одном словесном ряду? Простая забава, как детская считалочка? Какая между ними связь? – может у кого-то возникнуть вопрос.

«Огурцы, розы, жемчуг…» – всё это названия широко известных узоров, используемых для декора. Одно из их применений – украшение тканей. Модель Лидии Фахретдиновой (по Композиции № 7 Искана Ильязова) наглядно убеждает, что в этот логический ряд правомерно внести и такой узор как камни (булыжники). Интригующе выглядит мозаичный каменный узор на платье! И даже несколько перекликается формой, расположением и живописными деталями с «огуречным» узором, который имеет древнюю историю и множество названий.

Бута, «турецкий огурец», «индийский или восточный огурец», «слёзы Аллаха» – миндалевидный узор с заострённым загнутым верхним концом. Его повторяющиеся каплеобразные и дополнительные мелкие стилистические элементы составляют орнамент. Узор является символом жизни и плодородия.

Есть символическое значение и у нашего «Камня»: почва-душа.

Для своей модели Л. Фахретдинова выбрала тёплую коричневую гамму. Но в оригинале Композиция № 7 Искана имеет несколько цветовых решений.  (Голубовато-серебристый цвет, вариации с золотистым или бронзовым отливом – это всё одни и те же камни, но в разном освещении). Все эти вариации используются как символические характеристики портрета главного героя этой книги, его черты, его краски и оттенки. В книге представлено более 13 коллажей, собранных по живописным композициям художника. И даже есть среди них диптих. Эти абстрактные изображения говорят на своём условном символическом языке о реалистических понятиях материального и духовного мира. Так сочетаются и пересекаются реальность и абстракция.

По мнению Искана Ильязова, каждый может увидеть в абстрактной живописи свои, близкие ему образы, и выстроить через символы свою систему взаимоотношений с окружающим миром.

На фото: Модель в камне «Десятая муза поэта». Коллаж «Зеркало»

Иными словами, каждый может открыть для себя в картине удивительный мир … уникальный и неповторимый, как неповторим по-своему каждый человек.

Свою абстрактную живопись Искан определяет как новую культуру, которая зиждется на старых основах. По словам Владимира Семёновича Кузнецова, это живопись высокого уровня мастерства, принадлежащая глубокому и проникновенному мыслителю.

О своих работах, вошедших в сборник «КАМНИ», об их символах и их изначальном смысле художник рассказывает следующее:

– Я их 7 раз переписывал: менял цвет, менял насыщенность, менял количество камней, менял цвет тени, менял глубину и угол тени. Сложно на таком материале сделать, чтобы картина не казалась кашей, чтобы добиться ритма при однообразном цвете и аморфных формах и чтобы вообще сам цвет не был противным глазу. Переписывания не заняли много времени, потому что MAIMERI земляных цветов с их же белилами №026 SUERBIANCO RAPIDO сохнет (на отлип) за один день.

Невероятно ранняя, седьмая картина в моей жизни была камни. Это вид из окна моей мастерской в коттедже на Новой Риге. С виду это фигуратив, но по сути глубокая абстракция. Она холст масло 70 х 50 см. Вот мой мейл (02 08 2017):

«Камни» ПЕРВАЯ в моей жизни картина, созданная в России, она  имеет № 7, а номера с 1 по 6 создавались в Каннах.

А вообще, это кладка огромной трубы от земли до выше крыши коттеджа соседа, когда я в России и сижу за компом (с мая 2008), взгляд в неё упирается». В Фейсбуке (01 09 2019) был комментарий – «на вид, как печенье деликатесное, красиво!» И вот мой ответ:

– Хоть стой, хоть падай, но это вид из моего кабинета-мастерской на огроменную трубу на три этажа (трубу от камина) в доме моего соседа напротив. Он трубу облицевал подмосковным камнем, очень художественно. На раннем рассвете под лучами солнца, падающими под углом почти 180 градусов, тени между камнями получаются необыкновенные.

А так – мостовая с брусчаткой или просто абстракция – как и положено чистой абстракции, ни о чём. Или обо всём.

После слов Искана сам собой напрашивается вывод: «Камни – это вещь в себе». И неожиданно на каменной поверхности прочитывается кожаный узор.

Действительно. На этом философском камешке и остановимся поразмыслить… о взаимоотношениях природы и человека,  живой и неживой природы, о человеке и камне, о душе – не каменистой почве.

Вспоминается Виссарион Григорьевич Белинский…

Неистовый Виссарион…

Бывает, что жизненное кредо, мировоззренческие взгляды роднят людей. Так талант находит своих поклонников! Так творческая личность находит свою аудиторию, своего читателя, своего зрителя. Так писатель находит своего издателя; так человек-созидатель находит своих единомышленников.

Так и в нашем сборнике: поэт, художник и режиссёр нашли друг друга, чтобы многое  рассказать о себе и своём искусстве: в поэзии – словом о человеческой душе, в живописи – красками о мироздании… А в театре – действием, вскрывающим суть событий и общей со-бытийности персонажей!

Творчество моих коллег представало то кладезем полезных минералов, то россыпью драгоценных кристаллов…  Мне как режиссёру оставалось только соединить всё воедино, смешать в едином творческом порыве и прорыве и завершить огранку этих камней, обнажив красоту их срезов и граней, следуя призыву десятой музы!..

Светлана Волошина-Андрийчук

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика