Подлинное письмо Татьяны к Евгению
14.05.2024
После пресс-показа фильма «Евгений Телегин» на 46-м Московском международном кинофестивале (фильм представлен в конкурс «Русские премьеры») режиссер и сценарист фильма, известный петербургский художник и писатель Виктор Иванович Тихомиров бархатным голосом кинул в зал:
«Я думаю, Пушкину в какой-то момент просто надоело это писать, и он бросил… Оборвал роман. А я не то чтобы «поднял», а… развил и завершил историю, — можно сказать, «почесал хоботок» у великой классики. По моему глубокому убеждению, герой истории не должен умирать».
Ну, да, это не страшно, не кощунственно, — в кино это иногда называют «референс». То есть роман в стихах «Евгений Онегин» (XIX век, Россия, А.С. Пушкин) – это референс к поэме в прозе «Евгений Телегин» В.И.Тихомирова (XXI век, Россия), – где главные герои переносятся (или перевопрощаются)в «мальчиков и девочек», рожденных до и после 1991 года в России, в пространстве и времени, наполненном реквизитом, антиквариатом всех предыдущих поколений.
Эта зацикленность на некоем постоянном пространстве перевоплощений дает фильму удивительную атмосферу, которой Пушкин, кстати, коснулся вскользь: «На красных лапках гусь тяжелый…» и «шалун уж отморозил пальчик», — в общем был ироничен и избимрателен к природной стороне. А вот в фильме «натуру» надо, как хочешь, неплоско показать зрителю. И только съемками в парадных залах в огнях большого города, да в деревне при свечке не обойдешься. В кино это – «ИНТ.», а природа – это «НАТ.», на лавочке рядом с домом – уже «Экст.» — и все! Но режиссер, как истинный художник, входит вместе с героями в реку, прыгает под воду, делает из любовных писем бумажные кораблики (вот кто сейчас в Петербурге помнит, как делается бумажный кораблик или пилотка из газеты, или плетется венок из одуванчиков?!) Одну из «героинь второго плана» автор и вовсе превращает временами в лягушку, которая ночью замачивает лягушачью кожу в бочковой непроточной воде, она-то и перевозит героя на ладье из мира города в рай деревни, как Харон, поэтому ночью, чтобы страшнее было. Потому что деревня летом для горожанина – всяко безоглядный «рай» и надежды на лучшее. Кроме того, «героиня второго плана» Варвара, спасает своего дедушку от запойного алкоголизма и всегда ночует дома, как настоящая целомудренная русская девушка делала это веками. (За счет чего, в общем-то русский народ и сохранился, как этнос)
Игровое кино Виктора Тихомирова — это, конечно, отчасти, цирк и эксцентрика, чередование смешных истерик, драк, очаровываний, вскриков, барахтаний и взрывов. — Вспомним его «Чапаев-Чапаев» 2013 года с Иваном Охлобыстиным в белых ботинках, белом пиджаке, шляпе, штанах, с белой лилией в руке на фоне белых колонн портала «Ленфильм». «Чапаев» — с элементами мультипликации, в стиле «Два капитана два» Сергея Дебижева. Так питерские художники-режиссеры красиво и естественно «прорастают друг в друга». В документальном кино Виктор Тихомиров сделал около 16-ти картин, — и мне кажется, там всё ровнее стилистически, традиционнее к документальному спокойному кино. Но в документальности есть исходная эмоция утраты у художника. А на игровой фильм требуется «другое топливо». А чтобы выйти на «художественность», – еще что-то дополнительно и в избытке…
На этот раз в интонации фильма Тихомирова появилось «что-то» такое прелестное, чистое и пронзительное, к чему даже слов не подобрасть. Или обозначить страринным словом «жаль», — словом, которое еще в середине ХХ века в деревнях женщины выдыхали из сердца, как чувство, и в песнях употребляли в этом качестве.А в стихах его еще раньше употреблял Гавриил Романович Державин, а уж за ним и «народ», и Ансамбль Дмитрия Покровского (вспомним «Пчёлочку златую»). «Жаль» — как любовное чувство предутраты или раскаяния в утрате по собственной вине, как ностальгия. А вина – чувство сильнее, чем любовь ( как объяснил когда-то Юрий Николаевич Арабов в сценарии «Доктор Живаго»).
Герои проходят путь утрат и обретают опыт. И Телегин, как «старший» в молодежной дачной компании, понимает, что все «временно»:и заезд в деревню, и северное лето, и теплые туманы, и молодость, и дружба, но для мужчин должно быть что-то еще, а женщины их сдерживают. Совершеннолетие Татьяны усиливает его «спешку» «отстегнуть» от себя Татьяну, с ее серьезным письмом о чувствах. «Ведь надо чем-то отвечать». И он отвечает… провокацией на ревность, приставанием к сестре, Ольге. А провокация друга Владимира на ревность – это «счастливывй случай». Который запускает всю цепь «случайных» печальных событий – вплоть до самоубийства друга.
И все бы это рассыпалось на красивые «планы», «мизансцены» и музыкальные вставки-комментарии происходящего голосами Леонида Фёдорова, Ольги Глазовой, группы «Конус Маха» и группы «Карелия» и напоминало бы смесь китча и народной драмы с «фольк» и «роком», если бы не трепетная, нежная отцовская и рыцарственная и игривая интонация в истории, которую ведет Зарецкий ( в фильме – Завклубом (акт.Юрий Гальцев), тонкий художественный вкус режиссера и сценариста фильма и виртуозная работа оператора Ивана Ирвачева, который через свой объектив «понимает мысли режиссера на стадии их зарождения», до формулировки идеи словом. (Идея, как известно, несловесна по природе, потому что она – еще невысказанное желание).
Тем не менее, «народная драма» в фильме неведомо присутствует – музыкальными вставками-комментариями в исполнении группы «Карелия» и Ольги Глазовой! Когда певица в лодке, с босыми ногами, рядом с гитаристом стонет в пространство: «Я б унесла его с собою!…» – при съемке с веток ивы это выглядит сокровенно и естественно, и голос «естественный источник звука» в данном природном пространстве. При этом он комментирует действие и движение души Татьяны к любимому. В духе теории остранения В.Б.Шкловского, «серебряного века» русской литературы, отечественной кинотрадиции ХХ века.
«Новостью» в сюжете, по невольному сравнению с романом Пушкина, и, наверно, не очень понимается зрителем, сцена в кафе (диалог Завклубом с вербовщиком в армию решен режиссером в форме поединка за столом).и появление Телегина в «горячей точке» в военной форме. Он так мимолетен и неожиданен в «коридоре сравнений», что осознать это явление не успеваешь. Впрочем, и весь текст сценария и пэмы в прозе уникален и ни в коем разе не повторяет Пушкина: «письма» и реплики героев в прозе выглядят беззащитно правдивыми, наивными и откровенными, как детские дневники в школьных тетрадках. И режиссер «добавляет пороху», выводя эти клетчатые рыхлые листочки школьных тетрадок на экран!
После этого, и ленточный магнитофон 1960-х с двумя круглыми кассетами в кадре, и документальная лекция Александра Куприяновича Секацкого (Институт философии СпбГУ, ведущий программы «Ночь на Пятом» 5-го канала ТВ) на квартирнике между, двух светлых окон, о «сударыне» и «сударе», на которую вдруг попадает Евгений в Петербурге после армии, – уже «не против шерсти», а воспринимаются как гипер-реальность! А эта лекция, как духовная кульминация истории.
Мне показалось, что автор фильма дает даже несколько кульминаций (возможно, предполагая восприятие разными молодежными группами и поколениями зрителей). Известно же, что «у каждого поколения – своя война», свои «кумиры», свой «герой поколения», которые и управляют «химией» мыслей, чувств и формированием нашего «стихийного-бессознательного». Про себя сам Виктор Тихомиров признался, что на него когда-то сильнейшее впечатление произвела лекция Валентина Непомнящего о Пушкине, и вдохновила на создание романа. А есть в фильме эпизод с Виктором Цоем, с которым автор фильма дружил непонарошку, и даже в книге на титуте «Евгения Телегина» Виктор Тихомиров навеки запечатлен на портрете карандашем Виктора Цоя, а послесловие к кнгиге написал «Б.Г.»!
И вот поворотный эпизод в фильме, который связывает всех героев с временем и пронизывает зрителя, как сверло, постепенно и насквозь. Пришедший в фильме на квартирник (к автору фильма!), Цой рассматривает картины на стенах, а пигалица лет 8-и предлагает ему сразу снизу вверх «спеть что-нибудь», а он отказывается. Присутствие в кадре Евгения Телегина в тельняшке и автора фильма в домашнем халате, похожего на Бальзака, вроде бы случайно, но своей непосредственностью вовсе «сносит крышу» зрителю. После этого выход Татьяны в черном дресс-коде с алыми губами и файлом в руках (признак политического театра, атрибут телеведущих и спикеров телевидения) – « удар под дых», не только для Телегина (Сумасшедшая, сильнейшая сцена!) После, ухода обратно в коридорчик Татьяна на глазах у Телегина, прошедшего огни и воды, оборачивается и со всей силы швыряет на пол папку, – а из нее вдруг рассыпаются старые фотографии – из личного архива Виктора Тихомирова: с друзьями юности, времен СССР, снятых в этом же коридорчике. – И пространство и время таким образом замыкаются в этом узком питерском коридорчике для нас и для героя одновременно в какой-то ужас и полукрик удивительно родным голосом…
Культурное пространство нашей родины, наши личности сформировались, по ходу мысли автора, из детских и юношеских наших дружб и удивлений, из страхов, страданий, из семейных архивов, фамильных библиотек в бескрайней грязи загородных «усадеб», из родительских (непринятых нами) традиций и стремления упрямо двигаться своим путем, несмотря на приказы «не собираться больше одного» в этой стране, – но все же к счастью, – и «вить гнездо», когда приходит пора, и сидеть на кухне в тесной квартире, и есть и петь с друзьями… И даже на большом расстоянии друг от друга петь и слышать друг друга все равно…

Виктор Иванович Тихомиров (род. 13 мая 1951) — российский художник, живописец, иллюстратор, писатель, сценарист и кинорежиссёр, член творческой группы «Митьки».
1 комментарий
МАРИНА
15.07.2024Уважаемый редактор, здравствуйте, исправьте пожалуй1ста еще слово — выпала буква О из слова «поэмы» — во втором абзеце , четвертой строке под фото с девочками на сеновале. В остальном публикация выше похвал…. Спасибо