Поиск смысла жизни…
13.01.2025Выдающегося отечественного мыслителя, знаменитого библиотекаря Румянцевского музея Николая Федоровича Федорова (1829–1903) интересовали история и антропология, гносеология и этика, философия культуры, философия языка и бессмертия человеческого духа и тела в их религиозных корнях и основе. Свои идеи и философские размышления в поиске смысла жизни он изложил в труде «Философия общего дела» изданного в 1903 г. в далёком городе Верном (ныне г. Алматы, Казахстан) его учеником и последователем В. Петерсоном.
С детства Н.Ф. Федорова потрясло «небратское состояние мира», её символы: пречёрный хлеб, война и глубокая чуждость людей друг другу. Он был глубоко убежден, что иные этические нормы рано или поздно станут общечеловеческими и верил, что:
«Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех; это и есть объединение живущих (сынов) для воскрешения умерших (отцов)»
(Федоров 1995–2000/1, с. 110)
Известно, что родоначальник отечественной космонавтики К.Э. Циолковский в своей судьбе был обязан многим Н. Ф. Федорову.
Константин Циолковский, 16-летним юношей познакомился с ним в 1873 г., и тот поразил его своими космическими идеями. Николай Фёдорович руководил его самообразованием, давал читать не только запрещенные книги, но и помог способному Косте самостоятельно изучить университетский курс и получить диплом учителя математики.
При этом Константин Эдуардович был не только его учеником и продолжателем идей «загадочного мыслителя», но и впервые в мире стал создателем ракетной теории. Идеи Н.Ф. Федорова и философские работы К.Э. Циолковского подтверждали веру в космическое будущее и как смысл жизни многих единомышленников.
Н.Ф. Федоров в своей книге предполагал, что: «…сыны человеческие делаются способными к переходу на планеты и на каждой планете повторят то, что было сделано на земле». До полета Юрия Гагарина оставалось 57 лет, а Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» (с кораблём «Восток-1», на борту которого находился космонавт), была запущена с космодрома Байконур, расположенного в Казахстане. После 108 минут полёта космонавт успешно приземлился в Саратовской области.
Так цивилизация планеты Земля вступила в эру космических полётов с возможностью межпланетных исследований и свершений в надежде на объединение в мирном и плодотворном сотворчестве всего земного сообщества.
В своем труде «Философия общего дела» Николай Фёдорович раскрыл возможности будущего для человечества, нравственные и духовные основы миссии каждого землянина, считая, что:
«всеобщее воскрешение есть полная победа над пространством и временем»
(Федоров 1995–2000/2, с. 236)
Будучи помощником историка П.И. Бартенева в Чертановской библиотеке, затем Московского публичного и Румянцевского музеев (1874–1898), знаменитый библиограф общался с Л.Н. Толстым и В.С. Соловьевым, Ф.М. Достоевским, А.А. Фетом и В. В. Верещагиным и другими выдающимися личностями своего времени. Он консультировал не только юного К.Э. Циолковского, но и многих других ученых, философов, литераторов. Всех покоряло и восхищало его знание и безукоризненная ориентация в различных вопросах и проблемах его времени и древнего мира. Отмечая при этом способность Николая Фёдоровича дать ответ на любой, самый изощренный запрос и одновременно наполненный нравственной цельностью, стремлением преодолеть разрыв между мыслью и практикой.
Его считали «Московским Сократом», он был религиозным мыслителем и философом, ставшим основателем так называемого «русского космизма». Величайшим вкладом в мировоззренческую сокровищницу человечества является выдвинутое космистами толкование религии как аксиологии научно-технического прогресса, определяющей его цель, задающей его нравственный вектор. Об этом много размышлял Николай Федорович и по его мнению:
«Будет ли кончина мира катастрофою, или же мирным переходом, без войн, без естественных бедствий, — это зависит от того, останутся ли люди противниками воли Божией, останутся ли они в состоянии вечной вражды или же, объединяясь, станут орудием воли Божией в деле обращения разрушительной силы в воссозидательную»
(Федоров 1995–2000/2, с. 50)
По своему смиренномудрию он был близок к христианским подвижникам и праведникам, искренне говорившим:
«Все спасутся, один я погибну»
Николай Фёдорович с горечью замечает:
«… и вот этот противоречивый, кризисный, оторвавшийся от своих корней и от «Бога отцов» индивид, начинает строить историю, как она есть, историю, которая есть «взаимное истребление друг друга и самих себя, ограбление или расхищение чрез эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т. е. Земли)»
(Федоров 1995–2000/1, с. 138)
Он один из первых философов, осмысливших взаимоотношения Человека и Космоса, а научные и религиозные проекции идей Н.Ф. Федорова внесли вклад в развитии ноосферной концепции, основанной на принципах активной эволюции. Его идеи о регуляции природы содержат в себе всю дальнейшую программу активно-эволюционной мысли XX века чтили как предшественника и предсказателя своих открытий В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, С.П. Королев и др..
По словам Николая Фёдоровича «крылья души» должны стать «телесными крыльями», так как:
«Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он сам будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях у всех поколений…»
(Федоров 1995–2000/1, с. 405)
Так как в основе философии общего дела лежит представление о разобщённости всех народов,то объединение всего человечества против смерти с помощью науки позволит решить проблему воскрешения, поэтому он считал необходимым «достигнуть чрез всех, конечно, людей познания управления всеми молекулами и атомами внешнего мира так, чтобы рассеянное собрать, разложенное соединить, т. е. сложить в тела отцов, какие они имели при своей кончине…» (Федоров 1995–2000/1, c. 421 ). Эти идеи даже в ХХI в., когда наука расшифровала геном человека и технологию его биологического копирования, представляются достаточно смелыми.
Интересен пример, когда арсенал современной кибернетики и робототехники позволяет сегодня повысить уровень моделирования личности от обычной фотографии до своеобразного цифрового двойника живого человека, открывая для науки удивительные перспективы. Проект создания такого двойника — «Self-developed digital image» (SDDI) — предложен сотрудником Саровского ядерного центра (Рос. федер. ядерный центр — ВНИИ экспериментальной физики) к. т. н. А.С. Мартыновым (Цифровой двойник 2002).
«Как снова дать искусству такое направление, которое соответствовало бы его божественному началу?», — спрашивал Федоров, желая вырвать художественное творчество из «индустриально-милитарного» состояния
(Федоров 1995–2000/2, с. 229)
Культура и природа, понятые в федоровском смысле, не утопичны, а глубоко человечны, нравственны и по его словам:
«Духовный мир всех людей, да и жизнь в целом приобретут иное качество, если каждый сознает, что он сын (дочь) и что его «обязанность есть долг воскрешения. Мы можем преодолеть смерть, можем достигнуть бессмертия, но прежде нужно отступить от тлена, нужно коренным образом преобразоваться»
(Федоров, 1995–2000/1, с. 263)
В первом известном памятнике мировой литературы «Эпосе о Гильгамеше» во времена Гермеса Трисмегиста, это не новая идея принадлежала герою, который после долгих исканий обретает цветок бессмертия. Тема ответственности человека за свое бессмертие часто повторяется у Платона, звучит в неоплатонизме, в традиции европейской эзотерической литературы.
Понятие смерть обостряет философское содержание работ таких учёных как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Н. И. Вавилов, В. И. Вернадский и др.
Выработка единого общечеловеческого мировоззрения— это вековая мечта человечества о справедливом и эффективном миропорядке. Н.Ф. Федоров признавался, что:
«…прямая связь воскресения Христа со всеобщим воскрешением нигде так не ощущается, как на Пасхе в Кремле»
(Федоров 1995–2000/1, с. 142)
По словам Николая Фёдоровича:
«Развитие науки иммортализма приведет к «одухотворению» всей Вселенной, к ее морализации благодаря «братским чувством всех воскрешенных поколений». Вселенная, преображаемая человеческим родом, станет многоединством по образу и подобию Пресвятой Троицы.»
(Федоров 1995–2000/1, с. 396)
Имя Н.Ф. Федорова в 1970-е годы было возвращено в отечественную культуру трудами выдающегося литературоведа и философа С. Г Семеновой (1941-2014). Она была автором многих книг и статей, давший нескольким поколениям ученых ключ к пониманию его «Философии общего дела». Светлана Григорьевна подготовила фундаментальные издания трудов Николая Федоровича, была авторитетным исследователем традиций русского космизма.
Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, сегодня называют «мировоззрением третьего тысячелетия».
Итоги Международных научных чтений памяти Н.Ф. Федорова, прошедших в 2011, 2013, 2014, 2016 гг., рассматривают линии пересечения идей Федорова с отечественной и мировой мыслью и литературой. Был подготовлен сборник ученых из России, Украины, Сербии, Польши, Японии, США где обсуждался круг идей Московского Сократа в историческом и современном контексте, анализируя разные пласты его наследия.
К 180-летию со дня рождения Николая Фёдоровича были подготовлены сборники «На пороге грядущего», «Служитель духа вечной памяти» выпущенные издательством «Пашков дом» (2004, 2011).
В 2014 г. в Российской Государственной библиотеке, началась подготовка книги «Московский Сократ», посвященный наследию Николая Фёдоровичу. М.М. Панфилов (1954-1916), один из организаторов чтений гениальному философу, сотрудник библиотеки, историк и книговед был инициатором проекта. Книга продолжает серию научных сборников и публикаций, подготовленных по итогам I–XII чтений его памяти (Общее дело 1990; Русский космизм 1990; Философия бессмертия и воскрешения 1996; На пороге грядущего 2004; Служитель духа вечной памяти 2010; Философ космической эры 2011;)
Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова, на протяжении 30 лет собирают ученых из разных стран мира. Среди выступающих на чтениях памяти Н.Ф. Фёдорова был и учёный Я.И. Колтунов (1927-2016), один из разработчиков программы отечественной космонавтики и участник подготовки полета в Космос Ю. А. Гагарина. Ян Иванович известен не только как разработчик системы комплексного самопрограммирования(КСП) для защиты здоровья аэронавта в Космосе. Он создатель оздоровительного клуба КСП «Космос» и народного университета клуба при Комитете космонавтики для своих современников пространства СНГ и стран зарубежья.
Чтения стали авторитетной научной площадкой разработки наследия Н.Ф. Федорова и традиции русского космизма. В 2016 г. они дали старт проектам создания двух научных энциклопедий: «Н.Ф. Федоров» и «Энциклопедия космизма». Работа над проектом «Н.Ф. Федоров: Энциклопедия (с онлайн-версией)», с 2018 г. ведется в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Цель проекта — представить целостный и авторитетный свод знаний о философе, создать путеводитель по его творческому наследию и федоровиане XX в. При этом важно показать значение идей Н.Ф. Федорова для современности.
Понимание идей философа о проблеме памяти и воскрешения, изложенных им в двухтомнике «Философия общего дела» Светланой Григорьевной Семёновой раскрыто в её трудах, где бого-действие направлено против пассивного ожидания воскрешения — центрального события философии общего дела. Николай Фёдорович верил, что:
«Сущность православия заключается в долге воскрешения. Это очевидно из самого определения веры православной. Вера есть осуществление ожидаемого или чаемого воскресения мертвых (11-й член Символа веры) для жизни вечной (12 чл.), осуществление нашим трудом, а не убеждением в том, что ожидаемое придет само собою»
(Федоров 1995–2000/2, с. 44)
При этом он считал:
«…сознавать свою смертность значит осознавать каждому общую причину своих частных, личных бедствий»
(Федоров 1995–2000/2, с. 200)
Николай Фёдорович пишет:
«Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть. Увеличивающееся количество умерших отцов не уменьшает, а увеличивает сыновний долг. Для нашего притупившегося чувства непонятно, какая аномалия, какая безнравственность заключается в выражении «сыны умерших отцов», т.е. сыны, живущие по смерти отцов, как будто ничего особенного, ничего ужасного не произошло! Нравственное противоречие «живущих сынов» и «отцов умерших» может разрешиться только долгом всеобщего воскрешения»
(Федоров 1995–2000/1, с. 258)
40-летний путь изучения его наследия, а также незаменимая помощь Анастасии Георгиевны Гачевой и других единомышленников помогли увидеть свет книгам о творчестве Н. Ф. Федорова.
Значение идей Н.Ф. Фёдорова для будущего человечества были очевиднее при обсуждении на организованных Светланой Григорьевной совместно, в течении 14 лет, с искусствоведом В. С. Борисовым на чтениях и семинарах. Сегодня, создатель народного Сада-музея-театра «Эдем воскрешения» Валерий Семёнович и Музей-библиотека Н. Ф. Фёдорова проводят в первых числах июня официальный дворовый праздник «День Фёдоровского Сада-музея». Ноосферный сад в федоровской символике — образец преображения мирового ландшафта планеты (в основе идеи — Ноосферный сад Валерия Борисова).
Здесь наследие великого мыслителя визуализировано, рождая необычные ассоциации у присутствующих на празднике возвышенного чувства и высокого полёта мысли. Где осознаёшь мечту Николая Фёдоровича, что человечество преодолевая раздор, придёт к единству и братству:
«Тайна братства скрывается в отцах. Похоронив отцов, мы схоронили братство. Все попытки восстановить братство, которым история потеряла счет, останутся бесплодными, пока восстановление жизни отцов не будет поставлено целью всей жизни всех сынов человеческих»
(Федоров 1995–2000/3, с. 540)
И сегодня продолжают изучение общего бессмертного дела Николая Федоровича, его идей, вместе с читателями самых разных профессий в музее – библиотеке, с. н. с. института мировой литературы А. Г. Гачева и её единомышленники. И вновь, с новой силой звучит его призыв к общего делу :
« …Не во внутренних волнениях, не во внешних бранях, не в воплях жертв борьбы — хвала Богу согласия, хора, не в бурях и разрушительных ураганах, не в потопах и засухах — слава Его, хоровое же дело и состоит в том, чтобы всех и все призвать к хвале и прославлению Триединого; к земному хору живущих нужно призвать хор и всех умерших, чтобы вместе с землей и звездные, небесные миры стали многоединым хвалебным ликом…»
(Федоров 1995/1, с. 376)
Анастасия Георгиевна Гачева не только соавтор Светланы Георгиевны и её дочь, но и известный ученый по изучению наследия Н.Ф. Фёдорова. Выдающиеся учёные литературоведы, посвятили себя служению памяти и исследованию философии общего дела Н.Ф. Фёдорова для приближения общего будущего:
«Жить…со всеми и для всех»
Г. Ергазина-Галеррос
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ