Рецензия на роман Николая Железняка «Град на крови»
Одним из непререкаемых достоинств нового романа Николая Железняка «Град на крови» является, несомненно, то, что роман прочитывается от первой до последней страницы на одном дыхании. Действие захватывает с самого начала и не отпускает до конца. При этом текст настолько плотный, что, в отличие от многих сочинений современных авторов, его невозможно читать «по диагонали», не упустив при этом важных эпизодов и деталей.
К слову о деталях. Например: «Она попробовала осторожно пенку кофе, смочив и облизав губы. Кислит, робусты добавили из жадности. Придётся всыпать сахар». Казалось бы, малозначительный штрих. Но именно такие штрихи создают для читателя эффект присутствия.
Автор очень чуток к самым мелким подробностям. Не зря ведь Борис Пастернак в поэме «Высокая болезнь» писал:
Теперь из некоторой дали
Не видишь пошлых мелочей.
Забылся трафарет речей,
И время сгладило детали,
А мелочи преобладали.
Действие романа развивается параллельно на нескольких планах. Основная линия – отношения, перипетии и страсти главных персонажей, именами которых названы главы романа.
События в жизни героев происходят на фоне полумистической истории старинного замка – града Снежник, – построенного по преданию в XI веке в живописной долине рыцарем-крестоносцем Дормандом Рыжим, погубившим своих соратников в походе в Святую Землю и продавшим душу дьяволу ради несметных сокровищ, поиск которых неизбежно приводит к гибели жаждущих лёгкой добычи.
Отдельной нитью проходят через сюжет романа трагические события на Балканах в 90-е годы XX века, в которых непосредственное участие принимал Максим, один из главных героев.
Сын бельгийки и черногорца участвовал в кровавой, по сути гражданской, войне на территории распавшейся на осколки Югославии, где сербы, хорваты, боснийцы, албанцы с невиданной жестокостью предавали смерти всех, кого считали врагами. А если к этому добавить обилие смешанных браков между представителями разных национальностей, населяющих бывшие братские республики, в одночасье объявившие себя независимыми государствами, не удивительно, что война представится сущим адом.
И это снова отсылает нас к мистической теме, проходящей красной нитью через весь сюжет. Последняя владелица града Снежник, таинственная Герцогиня, внезапно возрождается соседкой с верхнего этажа над квартирой героев, где происходит развязка романа.
Клубок отношений Максима, Анны, Эдгара, Марины, Виктора и Лоры всё больше запутывается и так никогда и не распрямляется в путеводную нить, которая выведет героев из лабиринта страстей. Но над всеми метаниями героев, над их самолюбием и самовлюблённостью, над чудовищной жаждой любой ценой, даже ценой чьей-то смерти, достичь желанной цели, возвышаются слова, которыми старец каждый раз заканчивает повествование об основании, расцвете и падении града Снежник:
«Старик оканчивал притчу фразой, в которую вкладывал всю душу и помыслы, называя молитвой. Это была самая короткая молитва из когда-либо слышанных людьми: в любви любим…»
Нельзя не отметить скрупулёзную точность в описании мест, в которых разворачивается действие романа: будь то Париж; маленький голландский городок, в котором заканчивает свои дни непутёвая мать Максима; боснийское местечко Липовань, веками существующее бок о бок со зловещим градом Снежник. Создаётся полное впечатление, будто читатель, вслед за автором, сам побывал во всех этих местах и наяву был свидетелем всех происходящих событий.
Ещё больше впечатляет подробнейшее описание эротических игрищ Анны перед убийством Виктора или описание чёрной мессы, происходящей в окрестностях местечка Липовань. Полностью отдавая себе отчёт в том, что автор никак не мог быть свидетелем или участником подобных событий, читатель поневоле верит, что описанное происходило именно так и никак иначе.
Сюжет романа держит читателя в непрерывном напряжении ещё и потому, что мотивы героев раскрываются постепенно, шаг за шагом, от главы к главе.
Но когда итог, казалось бы, достигнут, развязка наступила, читателя ждёт очередной неожиданный поворот. Происходило ли всё описанное в романе на самом деле или всего лишь было разыграно в пьесе, которую герои репетируют под руководством Эдгара в его с Мариной квартире? Автор предоставляет читателю право самому дать ответ на этот вопрос.
Очень важной находкой автора стала побочная тема, проходящая сквозь сюжет – стихи Рафайло Кажанегры, вымышленного автором поэта:
Освещая шаг идущим меж вод,
Поведи их по морю на берег иной.
Опустел торный путь, все ушли за тобой,
Дай надежду, и люди оправдают исход!
Финальной точкой романа закономерно становится окончательное падение мистического замка. Снежник, град на крови, канул в бездну, из которой и возник когда-то:
«А после заволокли землю тучи, и пошел дождь, ливень, какого никогда до той поры не видели люди. Бурные потоки неслись с гор, сметая все препятствия по долинам, и валуны мчало в стремнинах, трехсотлетние тёмные дубы спичками мелькали в коричневой пенистой воде. И когда утихомирились реки, – замка не существовало более. Разнесло по камню без остатка. Будто и не было мифического града никогда»
Андрей Галамага,
секретарь Союза писателей России
Фото с сайта М24
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ