Пятница, 30.05.2025
Журнал Клаузура

Западные кинофестивали и основные концепты: от холокоста до «черт возьми»!

На последних зарубежных фестивалях было представлено, как всегда, множество фильмов. Помимо нашумевшей «Аноры», в которой, несмотря на культурную апроприацию, наивного и богатого русского мальчика из Бруклина, все же идея об одиночестве и желании близкого человека, ярко выражена. Несмотря на все обстоятельства, и непримиримость жизни – поиск тепла и другого человека — ярко выраженная идея. Оказаться в фокусе внимания, в роскоши запретного, мягко перетекающего в домашнее, и обратно, несмотря на все правила жизни и невозможности, тот информационный посыл, который оставил этот странный и все же красивый фильм для молодежи, так нашумевший своим бурным появлением.

Другим номинантом Каннского фестиваля стал фильм о последствиях Второй мировой войны и холокоста, в котором главную роль исполняет известный актер, так замечательно сыгравший когда-то в «Пианисте». Фильм повествует о тридцати трёх годах жизни Ласло Тота, венгерского архитектора еврейского происхождения, представителя стиля «брутализм», пережившего Холокост. После окончания Второй мировой войны, в 1947 году, он эмигрировал в США. Ласло устраивается жить и работать у своего кузена Атиллы, владельца мебельного бизнеса.

Помимо ярко выраженной тематики холокоста, его ужаса, послевоенных реалий переезда в США, воссоздана  вся история этого переезда, когда в США начинало возрождаться искусство совершенно иного толка, и это сопрягалось с таким количеством человеческих жертв, потому что выжившие люди искусства, художники, музыканты, архитекторы, должна были заново строить свою жизнь, а сил на это совсем не было. Время слома, время потери надежды на подъем и спасение. При всем при этом, история иммиграции показана как нельзя точно. Вот они американские будни, сложности каждодневных обманов и битва за финансы. Ярко выраженная Америка в силе своего предпринимательства – а когда она вообще была другой, если переехавшие туда европейцы, с первых минут жизни, должны были биться за проживание и существование?

Ласло получает заказ на реновацию библиотеки в округе Бакс, но заказчик остался недоволен результатами и не расплатился с подрядчиком. Кузен выгоняет Ласло на улицу без гроша. Он вынужден выживать и берётся за любую работу.

Ласло обвиняют в домогательстве, как же это смешно. Он еле дышит! Его мучают постоянные боли в сломанном носе, и он становится наркозависимым. Спустя некоторое время, заказчик в лице богатого предпринимателя позитивно оценивает результаты перестройки библиотеки и соглашается заплатить исполнителю. Более того, Харрисон готов передать Ласло более крупный заказ на мемориальный центр памяти его матери. Жизнь Ласло начинает налаживаться.

Только в 1953 году Ласло добивается переезда в США жены Эржебет и племянницы Зофии. Однако, из-за пережитых военных ужасов и лишений его супруга прикована к инвалидной коляске, а племянница временно потеряла способность говорить. В 1958 году Ласло переезжает в Нью-Йорк на новую работу в архитектурную фирму. Только в 1980 году на архитектурной выставке в Венеции, подводящей итоги работы Ласло Тота, Зофия от имени дяди рассказывает о законченном проекте мемориального комплекса. Жизнь словно возрождается после постройки этого мемориала памяти.

История яркая и правдивая.  Сходная тематика, возможно, освещена и в «Хильде с любовью» — фильм, получивший номинации на Берлинскому кинофестивале, о Красной капелле, антинацистском движении Сопротивления.  В начале 1942 года в Берлине Хильда Коппи, молодая ассистентка врача, встретила и полюбила Ганса Коппи, который впоследствии стал её мужем. Вместе они провели лето, несмотря на опасность их деятельности и риск быть пойманными. В конце концов Хильду схватили гестаповцы, и она была заключена в тюрьму, будучи беременной. Там, в женской тюрьме на Барнимштрассе, её приговаривают к смерти. В последние месяцы жизни материнство дает ей силы встретить свою судьбу.

Фильм о страшных событиях тем не менее хорошо укладывается в традицию сходной тематики, посвященной Холокосту, ужасам Освенцима, и той каре, которая Германия и в общем-то вся нация целиком, несла на себе, признав свою вину, и вынужденная поднимать страну, неся позор за свое прошлое, пытаясь его искупить.

Фильм «Арман», норвежских и шведских кинематографистов, повествует о том, как после предполагаемого сексуального насилия между двумя 6-летними мальчиками родители и сотрудники школы вызываются для выяснения обстоятельств инцидента.

Школа собирает родителей двух детей, Андерса и Сару, родителей Йона, и Элизабет, мать-одиночку Армана, который предположительно напал на Йона. Действие фильма полностью разворачивается во время встречи школьного персонала с родителями. И здесь каждый персонаж высвечен во всем великолепии своего внутреннего мира, будь то учительница, у которой самой идет носом кровь, так она напряжена, или мать-актриса, которой совсем не до собственных детей, но зато двери дома открыты для посещения каждым из одноклассников. Внимание к внутреннему миру, индивидуальной психологии, миру как есть, а не как он придумал – вот достоинство этого фильма.

Одним из триумфаторов Канн стал фильм «Чёрт возьми!». Фильм в Каннах победил в номинации «Особый взгляд Каннского кинофестиваля — приз за молодость», а также стал номинантом «Золотая камера (награда за режиссерский дебют)» режиссёр Луиз Курвуазье, номинировался как «Лучший сценарий» и «Лучший саундтрек». Музыка, которая играла в финальных титрах, очаровывает и завораживает. Хотя, возможно, номинировалась песня Джимми Роджерса 1958 года, игравшая где-то в середине фильма, отличный рок-н-ролл, который американский певец идеально исполнил ещё до появления Пресли и Боба Дилана.  Музыка пронзительна и сразу представляет нам Америку во всей своей внутренней красоте и своеобразии. Эти кафе, где танцуют, этот блюз, в котором столько исконной Америки. При этом история-то совсем не американская, а французская. Молодой человек – танцующий под «улюлюкания» собратьев, ухаживающий за своей первой встречной – словно Франция и Дикий Запад сросшиеся воедино, но сколько в этом огня и жизни.

«Черт возьми» — как фаллический образ. Без прикрас, без надежды на примирение, фильм совершенно открытый знаменитому «ничто» — тот концепт, который лучше всего объясняет действительность. И все же – за всем за этим — надежда на радость жизни. В общем, фильм — это, конечно, не «Калина красная» Василия Шукшина, с ее полнотой души, ее поисками ответа на то, что представляют собой человеческая душа, и все же, общее в этом ощущении деревенской жизни, истинных ценностей, присутствует, просто тронуто рукой цивилизации настолько, что нет возможности разглядеть свет. А молодость берет свое, и уже свет этот сочится и лучится, видится повсюду – вот именно поэтому номинации и награды.

Нина Щербак

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика