- Денис Фонвизин (1745-1792) — русский писатель, прозаик, поэт, переводчик, публицист и великий драматург екатерининской эпохи
- Шоколадно-конфетный художник и его ученик
- Армагеддон XXI века: великая битва за умы и души людей
- Книга профессора Сергея Львовича Фирсова «Троцкий. К истории мифа»
- Проведя через свою душу
- «И Луганск нарисовать, как праздник»…
Шоколадно-конфетный художник и его ученик
17.06.2025
Эссе о двух художниках кондитерской фабрики
«Красный Октябрь» (бывшей «Эйнемъ»)
Предисловие
Одёжка красивая и яркая для конфет так же важна, как наряды для модниц. Про конфету можно сказать: «По одёжке встречают, а по вкусу её в рот отправляют». «Утренний туман тихо вздымается, прогоняемый дневным теплом. Лесные обитатели проснулись, в том числе и семья медведей, копошащихся возле старых смолистых сосен. Медвежата эквилибрируют на стволах и наслаждаются жизнью в своё удовольствие», — писал критик Пётр Гнедич. Вы видите не картину художника Ивана Шишкина, на которой резвятся в утреннем лесу эти весёлые медвежата, а разглядываете фантик конфеты «Мишка косолапый», предвкушая вкус нашего советского детства, которое пришлось на 60-е годы прошлого века, когда деревья были большие, а конфеты слаще куска хлеба с маслом. Конфеты «Мишка косолапый» начали выпускать в 1913 году на кондитерской (паровой) фабрике товарищества «Эйнемъ», предыстория которой такова.
Амбициозный Фердинанд Теодор фон Эйнем
Фердинанд был сыном простого немецкого священника Карла Эйнема. Он вырос в спартанских условиях, исключающих любую «греховную» роскошь. Однажды отец обнаружил в кармане своего 10-летнего сына кусочек шоколадной конфеты и был возмущен тем, что его сын, будущий священник, потратить подаренный ему талер на низменное наслаждение?! Кто бы мог подумать, что через 15 лет шоколад станет для Фердинанда делом всей его жизни. Сначала Фердинанд поступил подмастерьем в шоколадную лавку мастера Ореоле – в ту самую лавку, где была куплена та «греховная» конфета. К 20 годам он освоил все хитрости приготовления шоколада и даже превзошёл своего учителя. Мастер Ореоле посоветовал юноше ехать в Россию и открыть свой бизнес там. Что он и сделал. В 1850 году молодой и амбициозный Фердинанд Теодор фон Эйнем приехал в Россию, чтобы разбогатеть и обзавестись стартовым капиталом. А начинал он с производство пиленого сахара — рафинада. А уже через год мечта немца осуществилась: он открыл небольшую кондитерскую, куда можно было зайти, выпить горячего шоколада и купить плиточный шоколад, небольшое производство которого он наладил в этой кондитерской. Она находилась на Арбате (дом 30 на углу Большого Николо-Песковского переулка) в доме Марии Семеновны Ариоли.
Эйнем полюбил Россию всей душой. Фердинанд Теодор фон даже называть себя стал на русский манер – Фёдор Карлович. В 1857 году умный и прозорливый Эйнем познакомился с талантливым бизнесменом Юлиусом Гейсом, который внес все свое состояние (20 тысяч рублей) в развитие бизнеса и стал компаньоном Эйнема. Партнеры в 1867 году выписали из Европы паровую машину и начали строить крупную фабрику на Софийской набережной, которая изначально представляла собой трёхэтажное здание, внутри которого была установлена новейшая паровая машина, прибывшая из Европы. Новое здание фабрики заработало в 1871 году, и она выпускала 32 тонны шоколада, 160 тонн шоколадных конфет, 24 тонны английского бисквита («чайного печенья») и 64 тонны колотого сахара в год. Доход составлял 300 тысяч рублей, 246 тысяч из которых приходились на шоколад. В том же году фабрика стала крупнейшим производителем среди пяти шоколадных брендов в Москве. Для оформления конфет приглашались лучшие художники того времени: Врубель, Бакст, Билибин, Бенуа. А потребление шоколада в России с 1875 по 1894 год возросло в 30 раз — с 6 тысяч пудов до 180 тысяч. И это заслуга «Эйнема».
Контора фабрики располагалась на втором этаже административного здания и выходила окнами на Москву-реку и храм Христа спасителя.
Перегородки из дуба со стеклянными «окнами» в латунных переплетах делили пространство на рабочие места для «фрачных» сотрудников. Тут же находился не только общий зал для клерков, но и кабинет Юлиуса Гейса — директора и хозяина фабрики «Эйнем», который после смерти Эйнема в 1876 году, стал руководить фабрикой в одиночку. Гейс увлекался цветами и фотографией и возможно, благодаря этим страстям он такое внимание уделял упаковке и рекламе. Первая упаковка конфет была, разумеется, с изображением фабрики и медалей, полученных на разных выставках. Если на коробках рисовались девушки, то в большинстве случаев это были работницы фабрик или магазинов. Дальше — больше. Картины известных русских художников украшали шёлковые, бархатные и атласные коробки, внутри которых покупатели находили коллекционные открытки, схемы для вышивания, карточки для игр, фирменные салфетки, открытки и специальные щипчики для конфет. Юлиуса Гейса не стало в 1907 году, после чего семейное дело перешло под управление его сыновей, а их у него было пятеро: Юлиус, Вольдемар, Альберт, Оскар и Карл. Руководить фабрикой стал его сын Вольдемар Гейс.
В 1906–1911 годах Товарищество строит на Берсеневке фабрику мирового класса — пятиэтажные краснокирпичные корпуса по проекту известного архитектора Александра Калмыкова.
Все годы Товарищество занималось благотворительностью. С каждого проданного фунта нового печенья жертвовалось пять копеек серебром. Была открыта школа для детей-подмастерьев, сотрудникам за 25 лет безупречной службы назначалась пенсия, была создана больничная касса для оказания нуждающимся материальной помощи. В годы Первой Мировой войны фирма делала денежные пожертвования, организовала лазарет для раненых, отправляла на фронт вагоны с печеньем. После революции 1917 года фабрика была национализирована и получила название «Государственная кондитерская фабрика №1», перейдя в ведение «Моссельпрома». Позднее, в 1922 году, она была снова переименована, на этот раз в фабрику «Красный Октябрь» — название, сохранившееся по сей день.
Сын механика ярцевской фабрики…
Мануил Андреев родился 21 марта 1884 года в городе Ярцево Смоленской области. В ту пору были в моде «греческие» имена, поэтому сына он назвал Мануилом. Имя это является символом любви, благодарности и верности, он символизирует мужество, мудрость и сострадание. Его отец трудился механиком на ткацкой фабрике. Отец стал замечать, что сынишка, едва начав ходить, уже пытается что-то рисовать. «Значит, не нужно зарывать будущий талант в землю, а нужно его развивать» — заключил отец. А чтобы развивать талант, ребёнка нужно было учить. И вскоре семья переехала в Москву, где Мануила определили учиться в Петровско-Басманное училище. Чтобы развивать талант, нужно было и дополнительное образование, поэтому Мануила взяли учеником в иконописную мастерскую. Правда, вскоре мать забрала оттуда Мануила… за богохульство. Мальчишка во время рисования, чтобы дотянуться до красок, сложил в стопку иконы и забрался на них верхом.

Художник Андреев Мануил Андреевич (1884 – 1959гг.), работы которого в течение не одного десятка лет были украшением всех кондитерских витрин сначала царской России, а потом и Советского Союза.
В Петровско-Басманном училище на Ново-Басманной улице в то время преподавали брат писателя Антона Чехова, Иван Павлович и его жена Софья Андреевна. Они жили в казённой квартире при училище. «… Там же, в этой квартире, иногда останавливался и Антон Павлович во время своих приездов из Мелихова…Антон Павлович любил заходить в классы Петровско-Басманного училища. Ученики его очень любили. Среди них были мальчики, с которыми он был особенно ласков…», – из воспоминаний Софьи Владимировны Андреевой, жены И.П. Чехова. Возможно, Иван Чехов или его жена были учителями Андреева.
Шло время, мальчик Мануил подрос, и в 1898 году отец сумел устроить его учеником в типографию Юлиуса-Теодора Кирстена, которая печатала официальные бланки для императорского Двора. Работая здесь, Мануил изучит все прелести типографской продукции, которую она поставляла к императорскому Двору. Оценит её красоту и лаконичность, а в последующем, работая в «Эйнеме» уже художником, он все свои навыки и наработки применит к упаковке для кондитерской продукции, рисуя на них свои картины. Тем более, что эту упаковку будут делать в типографии Кирстена, где он был учеником. Одновременно Мануил поступил на вечерние классы знаменитого Строгановского училища, которые окончил в 1901 году и продолжил работать в типографии уже как художник-рисовальщик. Тем временем отгремела русско-японская война и первая русская революция.
В 1906 году Мануил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества сразу в главные классы, минуя общеобразовательный, которое окончил через пять лет и был оставлен в нём ещё на четыре года на обучение в классе известного художника-пейзажиста Алексея Степанова для выполнения самостоятельной работы на звание художника живописи. Во время учёбы Андреев получал похвалы, а также денежные награды и один раз — Левитановскую стипендию. При этом он не прекращал работы в типографии Кирстена, а также рисовал иллюстрации к книгам.

А.Е. Зарин «Как я сделался акробатом». СПб.: Изд. В. И. Губинскаго 1906 г.
Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации М.А. Андреева.
В 1909 году типографию Кирстена взяли в аренду братья Вильгельм-Теодор и Герман-Юлиус Менерты, которые через несколько лет её выкупили. В 1912 году они затеяли реорганизацию производства, для чего на красной линии улицы по проекту архитектора Александра Фелициановича Мейснера было построено новое четырехэтажное здание типографии. В полуподвале разместились склады, столярная и слесарная мастерские, на первом и втором этажах – литографские, золотильные и резательные машины, на третьем – лакировальная и переплётная мастерские, в верхней части строения поселились рабочие и их семьи. Типография на Большой Полянке выпускала рекламные плакаты, проспекты, этикетки, объявления, каталоги и другую продукцию. Здесь создавались упаковки для известных московских парфюмерных фабрик – «Брокар» («Новая Заря») и «Ралле». Братья Менерт прославились на всю страну маленькими шедеврами – обертками для шоколадных конфет «Товарищества Эйнем». До революции обертки-фантики заменяли многим журналы, книги, так как на них печатали важную просветительскую и рекламную информацию. А конфеты выпускались целыми сериями: «Охота», «Животные», «Типы народностей», «Рода войск», «К 300‑летию дома Романовых», «К 100‑летию войны 1812 года». Были фантики с загадками, фантики, которые предполагалось разрезать на кусочки и потом собирать, как пазл, были фантики-азбука с буквами.

Художник Челноков Леонид Константинович. Его отец Константин Петрович возглавлял в то время литографию фабрики и руководил производством упаковки. И начинающего промграфика Леонида Челнокова приняли в штат художественной мастерской «Главкондитер», находившейся в ведении «Красного октября», где он и проработал 42 года — сначала рядовым оформителем, а затем — главным художником. Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь», Челноков в 1958 году нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, и конфета получил Высшую награду. С этого времени «Мишку» стали выпускать многие кондитерские фабрики СССР, более 20 из которых печатали свою вариацию обертки, видоизменяя шишкинский сюжет.
При поддержке директора правления товарищества Владимира Гейса, художник Мануил Андреев достиг успехов в области промышленной графики. Владея искусством миниатюры и зная технические возможности литографии того времени, он применял эти навыки в своей работе.
Мишка, который пришёл с картины Шишкина на фантик конфеты
Небольшое отступление…Я помню из детства, из 60-х годов прошлого века, картину «Утро в сосновом бору». Глядя на небольшой коврик, на которой была изображена эта картина, висевшая над моей кроваткой, я засыпал и мне снилось, что я бегаю по лесу с этими весёлыми медвежатами. В народе эту картину называли по-разному: «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор» и даже «Три медведя», хотя медведей было четыре. А в магазине, глядя на витрину с конфетами, я просил маму купить мне «Мишку косолапого», считая эти конфеты самыми вкусными, но мне покупали развесную «Дунькину радость», которая мне никакой радости не приносила. Это были такие коричневые шарики с кофейным вкусом. «Мишка» был не «по карману» моим родителям, стоил дорог, но в дни зарплаты и по праздникам, которых в советское время было немного, «Косолапых мишек» мне покупали вместе с шоколадом «Три медведя» и это был «День сладкого обжорства медведями».
Но вернёмся на фабрику…Однажды фабрика «Эйнем» разработала новый вид конфет и готовилась выпустить их в продажу. В этой конфете толстый слой пралина был заключён между вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Но для такой конфеты требовалась такая упаковка, чтобы её узнавали во всех уголках царской Империи, в которой ещё было много неграмотных. И председатель правления фабрики «Эйнем» Владимир Гейс пригласил для совета ведущего художника-оформителя Мануила Андреева. Во время обсуждения разных вариантов, Андреев обратил внимание, что у Гейса в кабинете на стене висит репродукция картины Шишкина «Утро в сосновом лесу», перед написанием которой художник вдохновился природой острова Гордомля на озере Селигер и был поистине «картинным царём леса», написав много картин, связанных с лесом: «Сосновый бор», «Дубовый лес в серый день», «Еловый лес» «Лесные дали» и т.п. Но зверей на них не было. Так и на картине «Утро в сосновом бору» первоначально медвежат на ней не было. Их на этой картине нарисовал другой художник – Константин Савицкий и получил за них от Шишкина тысячу рублей. Потом в своих воспоминаниях Савицкий писал, что именно ему принадлежал замысел картины «Утро в сосновом лесу», а Шишкина он привлёк в качестве соавтора. Правда ли это? Хотя потом в письме родителям своей жены Савицкий писал:
«Картина продана за 4 тысячи, и я участник в четвертую долю! Много скверного ношу в сердце своем по этому вопросу, и из радости и удовольствия случилось нечто обратное».

Контора «Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений Эйнем» располагалась в величественном краснокирпичном здании, в самом центре Москвы, напротив Храма Христа Спасителя.
И так Владимир Гейс, пробуя конфету, смотрел на картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору», на которой в левой нижней части картины хорошо читалась подпись Шишкина и дата написания картины — 1889. Вторая подпись внизу почти полностью была стёрта, но при ближайшем рассмотрении можно разглядеть несколько букв фамилии — Савицкий. Картину «Утро в сосновом лесу» купил в 1889 году за четыре тысячи рублей Павел Третьяков. Сумма по тем временам – огромная, в переводе на сегодняшние деньги это около трёх с половиной миллионов рублей. Какого же было удивление Третьякова, когда на купленной им картине Ивана Шишкина он увидел подпись Константина Савицкого. Третьяков помнил, что на момент покупки картины подписи Савицкого там не было. Откуда взялся второй автограф, Третьяков выяснять не стал, он просто взял скипидар и стёр фамилию Савицкого, но след её остался.
И Гейс предложил, а что, если взять картину Шишкина за основу фантика для новой конфеты, которой он дал название «Мишка косолапый». Автором обёртки стал художник Мануил Андреев, он изобразил сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в вертикальном прямоугольнике. По бокам художник нарисовал вифлеемские звёзды и логотип фабрики «Эйнем» с гербом царской России, а остальное пространство заполнил орнаментом из ёлочек на голубом фоне. Так и родилась обёртка конфеты «Мишка косолапый». В центральной универсальной научной библиотеке имени Некрасова хранится полный альбом работ Мануила Андреева, в котором указана точная дата появления обёртки «Мишки косолапого» — 1913 год. Так что бренду уже больше ста лет! Оригинальный фантик можно увидеть в Музее какао и шоколада в Москве. И, если бы не Савицкий, который нарисовал медвежат, то возможно и конфет «Мишка косолапый» и не было бы. Но не сомневайтесь, Андреев всё равно придумал бы что-нибудь такое…и на века. Ну, хотя бы «Мотылёк на белой ромашке» или…
В 1913 году фабрика «Эйнем» была удостоена звания поставщика двора Его Императорского Величества. И в это год в Москве было 213 кондитерских фабрик, а по всей России — более 600. Главным достижением кондитерские фабрики считали получение титула «поставщик двора Его Императорского Величества» и возможность рисовать на своей продукции двуглавого орла. Номинацию присуждали дважды в год — перед Пасхой и под Рождество. Давали её за заслуги и за качество, а если оно падало, то номинацию отнимали; по наследству она не передавалась. Самые популярные московские фабрики — «Товарищество Эйнем» и «Фабрично-торговое товарищество А.И. Абрикосова сыновей» — жёстко конкурировали между собой. Конфеты «Мишка косолапый» поступили в продажу в 1913 году и стали очень популярны, несмотря на высокую цену – килограмм «мишек» тогда стоил как четыре курицы, что позволить себе могли не все, поэтому в 1920 году Владимир Маяковский даже придумал для них меткий слоган: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку».
По воспоминаниям сына художника – Виктора Андреева, заслуженного архитектора РСФСР, переломным моментом в жизни и работе Мануила Андреева стал 1913 год, когда он выиграл конкурс на оформление стенки календаря (рекламного календаря), проводимый «Товариществом паровой фабрикой шоколада, конфет и чайного печенья «Эйнем». С тех пор практически всё полиграфическое оформление своей продукции и рекламы крупнейшая фабрика стала заказывать в типографии у братьев Менерт. Кстати в этом же году — 1913 родился у Мануила Андреева и сын Виктор, а Мануила Андреева, молодого и талантливого художника заметили. Он стал фаворитом не в картинных галереях, а в индустрии рекламы, которая тогда только зарождалась в Российской Империи. Оборот фирмы «Эйнем» быстро увеличивается и к 1914г. достигал 7 800 000 рублей, а общее число рабочих и служащих — 2 800 человек.
После Октябрьской революции

Обертка шоколадных конфет «гусиные лапки» для Чаеуправления (ранее «Чайный дом Поставщика Дворца купца Сергея Перлова».
После Октябрьской революции Андреев начал участвовать в выставках художников-графиков и преподавать, а также писал пейзажи на тему подмосковной природы, выполняя все свои произведения темперными красками на серой бумаге. Однако основным направлением в его творчестве осталась работа в области промышленной графики и рекламы. С 1922 по 1930 год, уже будучи художником на фабрике имени Бухеева (так стала называться типография братьев Менерт после национализации), он выполнял заказы для винодельческой, парфюмерной, табачной, чайно-кофейной и консервной промышленности СССР.
Учитель и ученик, который продолжил дело Андреева
С 1944 году Мануил Андреевич стал членом Московского Союза художников, преподавал рисунок молодым художникам-графикам, в числе которых был Леонид Константинович Челноков, которому он посоветовал: «Имей в виду, если ты будешь просто художником-живописцем, ты будешь работать до гробовой доски, и не факт, что раскроешь свой талант. Попробуй в области этикеток». К совету Чесноков прислушался и теперь его картины в России знает каждый с самого раннего детства. Маленький человек ещё не научился толком ходить и говорить, а уже с восторгом рассматривает его произведения, узнает их и требует «Дай!». А всё потому, что Леонид Челноков — автор оберток самых известных и любимых сладостей. «Кис-Кис», «Мишка на Севере», «Шишкин лес» — именно он сделал эти конфеты узнаваемыми с первого взгляда. В конце 40-х Анастас Микоян заказал на фабрике «Красный Октябрь» для семьи Сталина карамель с натуральной цитрусовой начинкой, этикетку для которой также поручили придумать Леониду Челнокову. Вождь народов больше всего на свете любил цитрусовое варенье и сладости из апельсинов и лимонов. Мгновенно на фабрике в специальных цехах под круглосуточным надзором работников НКВД выпустили первую партию карамели, потом эти конфеты выпускали в ограниченном количестве и только для Кремля.

Коробка для конфет «Белка и Стрелка — космические путешественники». Челноков Л.К. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь». 1960. Из собрания Музея истории шоколада и какао. Фотограф: Григорий Собченко.
Коробка приурочена к полету 19 августа 1960 г. на корабле «Восток» двух собак Белки и Стрелки, которые первые из животных, совершивших орбитальный космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми. Полёт проходил на корабле «Спутник-5». Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка — беспородная самка белого окраса — была лидером в команде, самая активная и общительная. Обеим собакам на момент полёта в космос было около двух с половиной лет. Новость об удачном полёте Белки и Стрелки в космос мгновенно облетела весь мир. Дальнейшая жизнь Белки и Стрелки прошла в вольере Института авиационной и космической медицины. При этом их возили на показ в детские сады, школы и детские дома. Через несколько месяцев Стрелка принесла потомство. Все шесть щенков были здоровы. Одного из них — самку по имени Пушинка, Никита Сергеевич Хрущёв подарил супруге Президента США Джона Кеннеди Жаклин и их дочери Кэролайн. Белка и Стрелка дожили до глубокой старости и умерли своей смертью.

Коробка с конфетами, на которой изображён Юрий Гагарин – «самая быстрая коробка шоколада». Оформление этой коробки создали за одну ночь.
Когда Юрий Гагарин полетел в космос, фабрика «Красный Октябрь» получил задание — сделать так, чтобы на следующее утро, когда космонавта будут встречать после его полёта в космос 12 апреля 1961 году, всем встречающим раздавались бы шоколадки из коробки с его изображением. Если перевернуть крышку, то на оборотной стороне можно увидеть автограф автора, создавшего эту коробку. Художник «Красного Октября» Леонид Константинович Челноков так описал создание этой памятной упаковки:
«Когда полетел Гагарин, то в течение одной ночи с 12-13 апреля меня попросили сделать этикетки к коробке, 100-граммовому и мелкому шоколаду с тем, чтобы к его возвращению не только успеть напечатать всё это, но ещё и продавать новые сладости по пути следования первого космонавта из Внуково в центр. Я с телевизора нарисовал его портрет (в то время фотографии космонавта ещё не были столь растиражированы), вставил в эскиз и все было сделано в срок».
Идея изобразить на конфетном фантике ребенка с шоколадкой возникла в 1913 году. Статуэтка в виде мальчика с огромной палкой в руках украшала кабинет Юлиуса Гейса, одного из основателей фабрики «Эйнем» (впоследствии «Красный Октябрь»).
Художник Мануил Андреев нарисовал на обертке свирепого мальчугана с палкой в руке и надкусанной плиткой шоколада «Эйнем»: он явно не хотел ни с кем делиться и был готов побить всех конкурентов. Для тех, кто не понял визуальный посыл, на обертке печатали следующее стихотворение:
Картинку с грозным мальчиком печатали не только на фантиках, но и на разных рекламных вкладышах, открытках и объявлениях. В тридцатые годы палку убрали, оставив шоколадку и рекламный посыл защиты собственности. Текст стихотворения тоже изменился, быстро став популярной считалкой:
«Добыл я плитку шоколада,
И мне товарищей не надо,
Пред всеми говорю людьми:
«Съем всю. А ну-ка отними!».
А на послевоенной версии фантика главный художник фабрики Леонид Челноков нарисовал девочку, которая дразнит конфетой белую собачку.
Эпилог
Значимость «Мишки косолапого» для советской массовой культуры иллюстрирует тот факт, что художник Александр Родченко включил изображение этой конфеты в панно на конструктивистском здании «Моссельпрома» в Москве. С «Мишкой» на стене дома соседствуют реклама молока и пива «Друг желудка», папирос «Герцеговина Флор» и слоган Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Сейчас перед домом растёт высокое дерево, и конфету можно увидеть лишь при отсутствии листвы.
Долгие годы Челноков работал главным специалистом по оформлению продукции на кондитерских фабриках: «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», «Ударница», «Бабаевский». По специальному заказу он делал уникальные подарки для руководителей СССР: Сталина, Брежнева. Создавал праздничные упаковки в честь первых полётов космонавтов: Юрия Гагарина, Валентины Терешковой. Оформлял коробки конфет, которые вручались первым лицами государства, одновременно создавал картины и даже писал иконы. Скончался Мануил Андреевич 22 ноября 1959 года в Москве, а дело продолжил его ученик Леонид Челноков, который умер в 2003 г.
Евгений Татарников
Источники:
-
Олег Мироненко и Татьяна Ивашковы книга «Кулинарное путешествие по СССР»
-
Елена Евстратова статья «История одной картины «Утро в сосновом лесу»»
-
Дмитрий Сатанов статья «Мишка косолапый из Ярцево»
-
Галина Ульянова статья «Эйнем и Гейс: от маленькой кондитерской до шоколадной фабрики»
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ