Вторник, 05.08.2025
Журнал Клаузура

Реформатор

В июле исполняется двести девять лет, со дня рождения последнего русского фельдмаршала Дмитрия Алексеевича Милютина.

***

Он жил, даже по нынешним очень долго, целых девяносто шесть лет! Он родился при царствовании Александре Первого, а умер при Николае Втором, лишь пять лет недотянув до Революции.

Не знаю у кого как, но в нашей семье двигатель прогресса — моя супруга. То и дело, «взнуздает своего конька» и ворчит:

— Хранить на полках потрёпанные книги, изданные в уже несуществующем государстве, — это моветон!  Давным-давно всё ценное, и не очень, оцифровано и на облаках хранится!

***

Со вздохом извлекаю из второго ряда книжной полки, видавший виды ВУЗовский учебник истории.

Чего греха таить — любил я этот предмет, за все годы в учёбы школе, да и в институте, ни разу даже четвёрки не получил.

С грустью откладываю влажную тряпку в сторону и листаю пожелтевшие страницы.

О ком только не писали его авторы.

Надо же! Мельком, внизу, в сноске, упомянули даже сестру милосердия при отряде генерала Скобелева, Елизавету Шаховскую. Помнится, она принимала активное участие в строительстве сиротских приютов, школ и больниц.

Стоп! — в висках стучит назойливая мысль, — она же Дмитриевна!

Дочь того самого, о котором, если не в этом, то в других советских учебниках не более пары слов, с трудом отыскать можно!

А всё потому, что её отец, — «царский сатрап» и последний фельдмаршал Российской империи!

И зря! Ведь именно ему мы должны быть благодарны, за введение в стране всеобщей воинской обязанности. До сих пор этот закон существует и на его основе работают все наши военкоматы!

Да к тому же дедушка Дмитрия Милютина, был «самым настоящим пролетарием», во времена правления Елизаветы служил в Зимнем дворце… истопником!

Носился по его залам и, не давая остыть многочисленным печам, подкладывал дровишки, чтобы «особы царских кровей и их гости не изволили зябнуть»!

Температуру в дворцовых покоях поддерживал нужную и нареканий не имел, так как смог дослужился до титула — дворянина!

***

Есть в Белокаменной Милютинский переулок, названный в честь истопника Алексея Милютина. Именно здесь, высочайшим указом, получил землицу, в награду за свой честный труд, на ниве обогрева.

По всей видимости, кое-какие деньжата у него водились, вот он и построил там позументную фабрику. Стал делать ленты да тесьму для одежды вельмож.

Отец будущего фельдмаршала, унаследовал фабрику и имение, обременённые долгами, с которыми, безуспешно пытался расплатиться до конца жизни.

Ну не везло ему в бизнесе, зато повезло в… любви.

Однажды, простой титулярный советник, влюбился в Елизавету, младшую (и единственную) сестру члена Государственного совета, министра государственных имуществ, — Павла Дмитриевича Киселёва.

И случилось чудо — брат свадьбе сестры с каким-то безродным «дворянишкой» препятствовать не стал.

Но на свадьбе прилюдно заявил:

— На мою протекцию вашим будущим детям — моим племянникам не рассчитывайте! Когда вырастут пусть в жизни, всего добиваются сами.

(Судьба распорядилась иначе, их сын, достигший в карьере невероятных высот, много лет спустя, выхлопотал для своего престарелого дядюшки, тёплое местечко — русского посла в Париже!)

1829 год

По окончанию гимназии сына — Дмитрия родители решили отправить продолжать учёбу в Московский университетский благородный пансион — элитное учебное заведение, по своему статусу не уступавшее знаменитому Царскосельскому лицею.

Обучение стоило дорого, но плату (так уж и быть) внёс «добрый» дядюшка Киселёв.

Там пятнадцатилетний юноша написал свои первые научные работы:

«Опыт литературного словаря», «Синхронические таблицы по истории», а его «Руководство к съёмке планов с применением математики», было опубликовано в двух уважаемых журналах.

Три года спустя

По окончании университетского пансиона Милютин — младший, получив право на чин десятого класса в Табели о рангах и был удостоен серебряной медали «За успехи в учёбе».

На семейном совете никак не могли прийти к единому мнению, что дальше? Какую карьеру делать дальше? По гражданской линии или по военной?

Статский фрак или военный мундир, станет его повседневной одеждой.

И стона последнее слово оказалось за всемогущим дядюшкой:

— Отправляйся в столицу. Пойдёшь служить унтер-офицером в Первую гвардейскую артиллерийскую бригаду. А там, как бог даст. Может быть, как и я, до генеральского чина дослужишься!

В течение полгода он от фейерверкера (простого артиллериста) дослужился до чина прапорщика.

Однако ежедневные строевые упражнения на плацу, под «зорким оком» одного, а то и сразу нескольких великих князей изнуряла, и девятнадцатилетний юноша стал задумываться о смене профессии. Наверное, так бы и случилось, но тридцать пятом году ему удалось сдать экзамены и стать студентом Императорской военную академию. (Кстати, несмотря ни на что, она существует и поныне!«Академия Генштаба». В Москве на Юго-Западной.

Только сейчас в ней проходит обучение, высший Третий уровень — генералитет, полковники или генералы, а во времена Николая Первого, в неё принимали и младших офицеров, имеющих склонность к штабной работе.)

Там готовили офицеров для службы при различных штабах, а также военных преподавателей.

***

Дмитрий и здесь учится хорошо. Переводил на русский язык учебники не только по военному делу, но и по математике.

Из дневника Милютина тех лет:

«Наши офицеры образуются как попугаи; до производства их, они содержатся в клетке и беспрестанно толкуют им: «попка, – налево кругом!» и попка повторяет налево кругом!» – «попка, – на-кра-ул!» – и попка повторяет… Когда попка достигнет того, что твёрдо звучит все эти слова и прилюдно будет уметь держаться на одной лапке… ему, наконец, надевают эполеты, открывают клетку, и он вылетает из неё с великой радостью, с ненавистью к своей клетке и прежним своим наставникам!»

***

На выпускных экзаменах он набрал 552 балла из 560 возможных! Получил очередную серебряную медаль, произведён в поручики и определён в Гвардейский Генеральный штаб!

Однако жалованья, для достойного проживания в столице, молодому офицеру явно недостаточно,(приходилось подрабатывать переводами и статьями в различных изданиях. Платили сущие гроши) да и с «золотой молодёжью» у него отношения никак не складывались. Ну не интересовались они тем, что волновало Дмитрия.

1839 год

Милютин подаёт рапорт об откомандировании его в действующую армию, на Кавказ.

***

Службу он проходил в Отдельном Кавказском корпусе. Разработал, для борьбы с противником, тактику нескольких успешных операций.

***

На Кавказе воевал шесть лет, за которые успел дослужиться до подполковника, был награждён несколькими орденами. И тяжело ранен.

(Пуля раздробила его плечо и повредила кость).

***

Князь Борятинский, будучи в Санкт-петербурге, порекомендовал офицера Милютина военному министру.

Вскорости Дмитрия (ему ещё не было и тридцати лет!) помощником министра и по совместительству — преподавателем военной академии!

(добавил в курс обучения — военную статистику!)

В свободное время писал свой главный научно-исторический труд — «История войны России с Францией в царствование императора Павла Первого»,(целых пять томов!). Позже за это сочинение, он был награждён, престижной Демидовской премией (с солидным денежным обеспечением. Точно такую премию позже получил и Дмитрий Иванович Менделеев) и стал членом-корреспондентом Академии наук.

***

«Сие издание принадлежит к числу тех книг, которые необходимы каждому образованному русскому»

Историк Т. Н. Грановский

***

Со своей будущей супругой Дмитрий познакомился случайно, на вершине Везувия!

***

Близ Неаполя проживала госпожа Понсе, вдова генерал-лейтенанта, бывшего начальника штаба в корпусе графа Воронцова.

Даму сопровождала её юная дочь, которая, при первой же встречи с Милютиным произвела на него…

Из  дневника Милютина:

«… небывалое ещё в моей жизни впечатление!

Я в первый раз встретил ту, которая впоследствии сделалась подругой моей жизни».

***

Наталья Михайловна не задумываясь дала своё согласие на брак.

В своё свадебное путешествие новобрачных молодые поехали в… Ставрополь. Через год у четы Милютиных родилась дочь, — Елизавета, названная так в честь покойной матери графа.

(Дмитрий Алексеевич прожил со своей ненаглядной шестьдесят девять лет (!) и пережил её  всего лишь на два дня!)

1856 год

Генерал-майор Милютин снова со своим другом Барятинским.  Назначен его начальником штаба.

Из его докладной записки того времени:

«Мы должны всеми силами стараться согласовать наше владычество с интересами самих горцев, как материальными, так и нравственными. Горцы должны быть убеждены, Россия так могущественна, что не имеет никаких притязаний на их ничтожное достояние…» 

Командующий армией идеи своего начштаба одобрял и поддерживал. Вдвоём они реорганизовали вверенные им войска и провели успешное наступление на аул Гуниб – столицу имама Шамиля.

Санкт-петербург. Зимний дворец.

Кабинет императора Александра Второго

С утра самодержец принимал свою тётю — Елену Павловну. Полагал, что дама будет просить денег. Но ошибся.

— Саша, будь добр, обрати внимание на своего умнейшего, я подчёркиваю, умнейшего офицера, да к тому же ещё и учётного. Согласись, крайне редко встречающееся подобное сочетание!

Выпроводив родственницу, император велел послать гонца к Борятинскому, и не возвращаться до тех пор, пока князь не передаст подробнейшую характеристику на Милютина!

***

«Вы найдёте в нём человека, склонного ко всему доброму, это человек честный, неуёмного рвения, усидчивости ни с чем не сравнимой и чрезвычайно чувствительный к доверию и к хорошему обхождению, всегда осторожный, деловитый, благородно-нравственный…

«Он имеет особую склонность… к литераторам и вообще ко всем, окончившим высшие учебные заведения… Он враждебно относится ко всему аристократическому…»

Александр Борятинский

9 ноября 1861 года

Дмитрия Алексеевича Милютина назначили военным министром.

В этой должности он и прослужил почти два десятка лет.

Прошло два месяца

«Мозговой штурм», всех этих дней (сотрудники министерства, под управлением нового министра спали не более четырёх часов в сутки) увенчался успехом.

Документ под названием «проект реорганизации армии» был представлен императору на рассмотрение и утверждение.

***

Согласно нового воинского устава:

—  Воинскую повинность должно было нести всё мужское население империи, достигшее двадцати одного года! Без всяких различия сословий.

— Срок службы, для низших чинов сокращался более чем в четыре раза: шесть лет в армии и семь во флоте!

— Воинскому призыву совсем не подлежали:

Первое — единственные сыновья в семье.

Второе — старшие сыновья – при наличии братьев моложе восемнадцати лет. Третье — кормильцы больных и нетрудоспособных родителей.

Четвёртое — многолетняя отсрочка от призыва предоставлялась следующему по возрасту брату того, кто уже находился в армии.

— И главное! Категорически запрещалось любые телесные наказания! (шпицрутены, клеймение и кандалы отменялись навсегда!)

— Отныне в армии и во флоте вводилось обязательное обучение грамоте!

— Граждане, имеющие высшее образование либо, не призывались вообще, либо призывались, но всего лишь на полгода.

(Военный министр не раз высказывал мысль, что солдат должен служить солдатом! А не быть рабским строителем генеральских особняков!)

— Содержать огромную армию в мирное время чрезвычайно накладно. Она должна быть небольшой. Но её численность многократно возрастает в период военных действий, путём призыва подготовленных, прошедших обучение солдат, ранее уволенных в запас.

— Предлагалось создать по всей империи военные округа и увеличить количество специализированных училищ.

***

Армия перевооружалась. Оснащалась нарезным оружием, в частности, револьверами американца Самуэля Кольта. Он ещё во времена Крымской войны, когда против России была введена экономическая блокада, контрабандой ( зачастую, в тюках с хлопком) привозил в нашу страну своё оружие. (В те годы США, не считали для себя зазорным, быть сырьевым придатком России).

Бизнесмен оснащал всю нашу армию, многие годы, вплоть до того момента когда его кольты были заменены на более совершенные смит-вессоны и наганы.

И ещё — если раньше рядовой, мог спустя годы дослужиться до офицерского чина, то теперь подобное становилось невозможным. Младшим командиром мог стать лишь тот, кто окончит военное заведение и успешно сдаст необходимые воинские экзамены.

1877—1878 годы. Очередная Русско-турецкая война

Реформе Милютина предстояло доказать своё превосходство на практике, в реальном бою.

И русскую армию, через четверть века, после «Крымского позора», с трудом остановили у ворот Стамбула!

В награду за этот труд Дмитрия Алексеевича стал кавалером ордена святого Георгия – сразу второй степени. Ему присвоили графский титул и доверили фактическое руководство внешней политикой империи.

8 марта 1881 года

После убийства Александра Второго в Зимнем дворце проходило совещание. Выступал «великий инквизитор» Победоносцев, с призывом немедленно принять манифест «О незыблемости самодержавия».

Все присутствующие слушали, поддакивали и одобряли.

Осмелился возразить лишь Милютин.

Вскоре ему был вручён высочайший рескрипт, за подписью нового самодержца. «А вам, господин бывший министр, скатертью дорожка в ваше крымское имение, в Симеиз».

Воздух, вода и земля одного из самых красивых мест в Крыму, продлили дни земного пребывания, опального министра на целых тридцать лет!

Кстати, там восьмидесятидвухлетний старик последним из наших военнослужащих, принял из рук Николая Второго… фельдмаршальский жезл!

Январь 1912 года

Обоих супругов Милютиных хоронили на старом кладбище Новодевичьего монастыря в Москве, аккурат слева от входа в трапезную.

Сто лет спустя

Группа энтузиастов обратилась к Патриарху Московский и всея Руси Кириллу за благословением в создании фильма — о княгине Елизавете Дмитриевне Шаховской (в девичестве — Милютиной).

Получив одобрение приступили к съёмкам. Поехали на кладбище. А могилы  фельдмаршала — нет!

Уничтожили её большевики после революции!

***

О том, сколько времени и сил понадобилось неравнодушным людям, чтобы её восстановить, я вам поведаю как-нибудь, в следующий раз.

Сейчас лишь напомню, имя этого удивительного человека увековечено не только в «Уставах военной службы», но и ещё в географических названиях:

Мыс Милютина в Японском море.

Станица Милютинская в Ростовской области, в трёхстах километрах от областного центра.

Александра Ралот


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Электронное периодическое издание "Клаузура".

Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011

Связь

Главный редактор -
Плынов Дмитрий Геннадиевич

e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика