Среда, 12.11.2025
Журнал Клаузура

Параллельное перечитывание

Читать – вернее: перечитывать, что всегда интереснее, как постепенное углубление души, а читать следует только для её углубления и развития, — привлекательнее параллельно, контрастно: пять страниц из Набокова, затем – пять из Л. Леонова, Набокова, как будто отрицающего собой…

Бархатное витьё набоковских словесных конструкций, изощрённых до предела, истончённых, странно порой, как фраза живёт, полностью не проваливаясь в воздушность.

Тугая сказовая глина леоновских словес, фразы, вбирая в себя больше и больше, туго проворачивается, работая неизвестным механизмом.

Плотность такова, что если перевести в фантастические физические измерения, малый кубик леоновского вещества не поднять.

У каждого из блистательных писателей-стилистов своё вещество.

Двадцатый век предложил много вариантов невероятных стилистик, начиная с дребезжащего тремоло «Петербурга», Андрея Белого, и заканчивая крупными раковинами слов, розовато и жемчужно светящимися изнутри, Юрия Казакова.

Ведь стилистика – это возможности языка, его ракурсы и глубины, новые постижения яви: и человека в ней, всех комбинаций его восприятия мира, всех нюансов психологии.

Иногда у Набокова в тончайшей фразе мелькнёт пышной бабочкой психологическое откровение, или ракурс лица будет показан так, что вовек не забудешь: даже, если тебе не суждён этот век.

Языковая тонкость свидетельствует об утончённости натуры: правда – зачем она в нашенские времена? Чтобы толстые и не читающие, объевшиеся деньгами и косными жизненными впечатлениями скорее тебя раздавили?

Разве что…

Но – вариант стилистик это и варианты космосов одарённостей, соприкасаясь с которыми и свой, то есть опять же – душу: увеличиваешь, истончая, и тело будто становится не нужно, хотя телесности, пищевой страсти – в связи с недостатком еды, сколько хочешь у Андрея Платонова: всё густо, страшно…

Жуть берёт – как можно прочитать «Котлован»? предельное сгущение мрачности, Кафка б такого не предположил…

Иное дело – «Путешествие воробья…», или «Третий сын»: где языковая слоистая плотность и содержательный трагизм наслаиваются друг на друга, обещая бархатный, волшебный полёт, мечтательность хороша детским, акварельным переливом…

Крупные камни слов у Олеши: крупные, обработанные, плотно пригнаны друг к другу, ветвь полна листвы, как плодов, «Зависть» берёт.

И вечная власть Трёх Толстяков сытно колышется над человеческой бездной.

Сух язык-стрептоцид Пильняка: сух и живописен, рождает образы и картины сам по себе: писатель – только успевай записывать.

Девятнадцатый век, превосходя (возможно) двадцатый субстанционально, уступает в разнообразие словесного материала: не та ажурность, полётность, плотность, кружева…

Как плетутся они у Замятина: резко и страстно, глагольно работают тире, характеры созидаются из недр слов.

Из жизни почерпнуто?

Или из словаря, в который рождаемся в не меньшей мере, нежели в жизнь?

Громаден русский словарь, и весь, как будто, на полутонах и нюансах.

Грянет «Неуёмный бубен», польются ремизовские речи, зазеленеет провинциальный мох: плесень порой оживает, как у Сологуба в «Мелком бесе»…

Девятнадцатый мощнее?

Но единицы словесной мощи не вывести никак, и в рассказе Зощенко «Беда» дана такая концентрация горя, что, если разбавить его феноменальный язык, на роман бы хватило.

Кривые рожи, представленные Зощенко: вся разница между людьми: у одного зуб свистит, у другого щека с флюсом, ибо люди представлены – вне книг, и не поймут зачем читать, что взять из выдуманных миров, где сами они, человеки, параллельные открылись, действуют, не люди — скважины такие.

До предельной обнажённости сгущающий пределы «Города Эн» Добычин.

Ёмкость фразы повышается: здесь математика работает.

Рогатая алгебра, объясняющая мир, не объяснит, почему Мариенгоф, посредственный поэт, пустой фокусник строф, даёт превосходную, совершенную психологически и пестрее радуги стилистически прозу.

Сама стилистика – то есть неповторимость, вмещённая Силой Сил в телесные пределы писателей – воздействует на душу, чуткой её делая, что помешает жизни бытовой, поднимая в метафизическом плане, который не доказать, но есть же он! Есть…

Ведь островки зыбкостей каждый ощущает в своём внутреннем составе; кто знает? вдруг они, увеличить когда, в материк слить, помогут одолеть громаду и неизвестность смерти?

Лукаво усмехнётся Бабель.

Беня Крик пройдёт на заднем плане, кивнув Н. Никандрову, и сгущавшему речь, и кружева сплетавшему из оной…

Параллельное перечитывание даёт такие симфонии, что реальность окрест колеблется, делается прозрачной, улетит сейчас, уступив место совершенной.

Александр Балтин


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Электронное периодическое издание "Клаузура".

Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011

Связь

Главный редактор -
Плынов Дмитрий Геннадиевич

e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика