С.К.К. «Эзотопы»
02.12.2025
С.К.К. (Кудрин Сергей) «Эзотопы» [Чебоксары; СПб.]: Издательство Free poetry, 2024. — 76 с. (книжная серия мини-отеля «Старая Вена» СПБ и издательства «Free poetry»)
В аннотации к книге С.К.К. «Эзотопы» тексты, размещённые в ней, описываются как «языковые эксперименты на пересечении эзотерического и технического дискурсов». Безусловно, движение от эзотерического и религиозного к научному и техническому (а иногда и обратно) создаёт одну из плоскостей этой книги, но я бы хотел отметить и временную плоскость. Тексты книги «Эзотопы» в большинстве случаев имеют сильную привязку к современности:
«1.Для быстродействия технических средств
2.Об удачной покупке
3.Об успешной продаже»
(из цикла «Молитвы»),
к различным эпохам прошлого (например, Новое время):
«Якобы из семейного наследия
Корешковых-Полыгаловых,
обитающих с XVII века
на территории Пермского края»
(из цикла «Астрологическая подделка»),
Или еще сильнее назад к мифам, как в цикле «Быт олимпийцев». Сама книга, на мой взгляд, описывает постоянные метания современного человека по двум этим плоскостям. Он обращается то к истории, то к современности, то к эзотерике, то к науке. Везде он пытается получить познание или смысл, но попытки всегда тщетны. От этого и происходит постоянная смена дискурса. Конечно, эзотерике посвящено в книге больше места, но и внутри нее происходят метания от оракулов к астрологии, к нумерологии и т.д.
Любой опыт как бы искривлён временем, от этого реальное познание становится недосягаемым. Даже сами названия циклов указывают на невозможность открытия: «Неисправный-неправильный оракул», «Астрологическая подделка». Маг сомневается и закрашивает половину слов из своих зарисовок-заклинаний, молитвы читаются «Для быстродействия технических средств», а чит-коды к жизни оказываются бессмысленными. Книга «Эзотопы», пожалуй, является своеобразной и экспериментальной сатирой на современное общество. Человек вечно усложняет простое, уходя в запутанную «Негативную нумерологию», но при этом от художественных книг, которые следует читать для удовольствия, он оставляет только определенным образом выстроенные многоточия (цикл «Торжество многоточия»).
В этом отношении особый интерес вызывает цикл «Некровита», вдохновлённый выставкой некрореализма. Данное течение искусства обнаруживает пустую, мёртвую форму в том месте, где должна была быть душа. Творцы приходят к некрореализму из-за полного обесценивания содержания и торжества пустоты и беспредметности. И тексты данного цикла по сути являются квинтэссенцией всей книги в плане отражения современных попыток получить познание из опустевших, бессодержательных форм. Автор крайне внимателен к описанию того, что предложено человеку сегодня: оккультизм, религия, историзм и прочее. Но всё это скорее перерастает в шум, от которого хочется спрятаться. Но если этот шум стал для человека комфортным, то он уже не в полной мере живой, он сам становится этим шумом, мёртвой формой без содержания, но и форма без жизни вскоре разваливается, это и описывает автор в цикле «Некровита»:
«…очевидцы повидали бесштанную команду из двух женщин бальзаковского возраста, покончивших с собой, но продолжающих вести существование. Куда подевалась их нижняя одежда — главнейшая загвоздка, не так ли?»
В мире некрореализма никого не удивит существование после суицида, потому что весь этот мир как бы существует в земной жизни, но после смерти. Куда интереснее здесь узнать, «куда подевалась их нижняя одежда».
Отдельные тексты «Эзотопов» или их фрагменты можно отнести к лирике, но в контексте всей книги это больше напоминает случайный и неосознанный возглас тоскующего по «живому». Возглас этот случайный, потому что это не «лирика ради лирики», но опять-таки ради какого-то мистического или технического (в зависимости от цикла) познания.
В общем и целом, «Эзотопы» сложно отнести к художественной литературе, на мой взгляд, это скорее литературное мокьюментари, которое, пусть и в экспериментальной и крайне гиперболизированной форме, но описывает мир, в котором мы существуем сейчас.
Иван Плотников
Фото обложки:
Tags: авангардная поэзия, литературная критика, некрореализм, современная литература, Эзотопы С.К.К., экспериментальная поэзия, языковые эксперименты













НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ