Не согрета ничьей привязанностью
А.П.Чеховъ
ОДИНОЧЕСТВО
Для чего ныне допущено человекам испытывать чувство особенного одиночества? Думается, что только для одной цели: через одиночество среди людей почувствовать, что ты не одинок, что с тобою твой Творец, что ты не оставлен Господом Iисусомъ Христомъ! Вот, когда ты возопишь: вскую меня оставилъ? — вот тогда будет истинное одиночество, название которому оставленность. А эта смерть… и не какая-нибудь, а вторая.
Вообрази — я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Татьяна — любимый образ Пушкина.
Сколько дивных образов прекрасных людей преподнес человечеству Александр Сергеевич:
Самсон Вырин, Петр Гринев, Лиза Муромская, Маша Миронова, справедливый и трудолюбивый Балда, царь Салтан, князь Гвидон и проч., и проч., любящие и благородные его персонажи русские душой.
Но любимый его образ… Татьяна Ларина!
Пушкин знал не все, но все чувствовал, — донес до нас знавший хорошо Пушкина Николай Васильевич Гоголь.
Что же особенно чувствовал Александр Сергеевич?
Наступление глобального ОДИНОЧЕСТВА.
Ясно, что ранняя смерть не позволила ему раскрыть глубину важности ОДИНОЧЕСТВА, которое-то только и способно развеять море суеты и избавить рассудок от изнеможения, наполнив его радостью страдания за Истину.
Вот, тут и время остановиться. Потому что нависает новый решительный вопрос: что строить? Стены ли, мосты ли… а, может быть, лестницу? Ту лестницу, которая зовётся лествицей! А вот, для строительства этой лествицы одиночество то не только не помеха, а самое, что ни на есть, подспорье.
Так, может быть, Господь для нашего спасения, для постройки спасительной лествицы, и попускает нашему времени столь распространенное ныне одиночество, когда никто не согрет ничьей привязанностью? Потому что:
Истинное счастье невозможно без одиночества.
А.П.Чеховъ
Почему праведная душа стремится в затвор, желает поселиться в пещере, убегает в пустыни и глухие леса?
И только по одной единственной причине — чтобы сохранить благодать Божiю, которая выше всякого счастья, и которую способно сохранять только одиночество. Одиночество то такое, ведь только внешнее, внутренне то, какое это одиночество, если с тобой Сам Господь, Божiя Матерь и все угодники Божiи!
И по лествице легче карабкаться, пребывая в ОДИНОЧЕСТВЕ.
Не к этому ли подходил и Пушкин, заканчивая главное свое сочинение “Евгений Онегин” словами:
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться съ ним…
Оставленность людьми и Оставленность Богомъ – это, как говорят в одном городе, две большие разницы.
Если ты сам оставляешь мiръ, потому что мiръ во зле лежитъ, то такое оставление мiра может привести и к гордости, и к прелести, мол я лучше, чем они. Вот за такое и Богъ может оставить.
Один молодой монах спросил у старца:
— Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира? (То есть, добровольно принять одиночество)
— Не беспокойся, — ответил старец, — если твоя жизнь действительно будет христианской, мир немедленно сам от тебя отречется.
А вот, если мiръ тебя оставляет, то ты уже сокрушаешься, что ты хуже всех, никак не будешь превозносить себя, а, значит, смиришься. Вот тогда, возможно, Богъ и не оставит.
Ну, а стихотворение, признанное мировой экспертизой вершиной поэзии человечества, стихотворение, которое каждый русский знает наизусть, разве оно не об одиночестве? Об одиночестве, о том самом, по которому грустит русская душа.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
М.Ю. Лермонтов
И песнь песней одиночеству Господь тоже вручил Лермонтову — это его “Мцыри”.
Но только Мцыри-то и показал, как невозможно принять человеку одиночество, если оно не дано ему Богом, когда одиночество не дар Божий. Я знал одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть! Какую же? Она мечты мои звала от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв,… где люди вольны, как орлы.
Вот, как тяжко оно — о д и н о ч е с т в о Мцыри!
Без избрания Божьего одиночество человеку не под силу. Об этом «Мцыри».
Есть ли пример величия одиночества, когда ни одна мечта не звала человека в тот чудный мир тревог и битв,… где люди вольны, как орлы?
Есть, и не мало. Но самый яркий пример, вершина, гимн одиночеству — это Святой Пророкъ Предтеча и Креститель Господень Iоаннъ, ОДИНОЧЕСТВО которого до сих пор имеет влияние на каждого из нас. Вот, как это показал святитель Лука (Войно-Ясинецкий):
“О младенческих годах Предтечи мы знаем, что он возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю. Прожил он в пустыне в глубоком одиночестве лет до тридцати. Никаким рукодельем он не занимался, книг не имел, да и читать не умел. Что делал он там?
Такие философы, как Декарт и Кант, долгие часы и дни неподвижно сидели в креслах, погруженные в размышления. Но глубже философии богомыслие — высшая форма молитвы без слов, которую святые отцы называют умной молитвой. Подобное делание нес и святой Iоаннъ Предтеча. В глубоком молитвенном общении с Богом возрастал его великий дух, его понимание путей спасения, которым он должен научить погибающий в грехах народ, исправить их кривые и лукавые пути. Потому эта проповедь имела огромную силу, привлекавшую к нему тысячи людей, погрязших в суете мирской жизни”.
Так, через Мцыри и Iоанна Крестителя открылись два вида одиночества. Одно, одиночество Мцыри, которое хочется покинуть. Кстати, эпиграф к “Мцыри” — Вкушая, вкусив мало меда, и се азъ умираю. (1 Царств. 14. 43).
Другое, одиночество Iоанна Крестителя — прямой путь в Царство Небесное, завершающийся радостью страдания за Истину.
Чего не познал, чего не почерпнул в монастыре Мцыри по своей молодости? Чего не открыл ему Господь?
Что носил в себе старец, пришедший исповедовать Мцыри перед смертью и, как истинный духовник, не проронил в поэме ни одного слова?
А не сказал старец уже умирающему Мцыри, что жизнь то полная тревог, которой тот жаждал, она во всей полноте тревог только у людей, сподобившихся молитве за весь мiръ.
Вот, например, тревога старца Силуана Афонского:
«Много лет болит душа моя от мысли, что вот мы, монахи, отреклись от мiра, покинули и родных, и родину, оставили все, что составляет обычно жизнь людей, дали обеты перед Богом, и святыми ангелами, и людьми жить по закону Христову, отказались от своей воли и проводим, в сущности, мучительную жизнь и все же не преуспеваем в добре. Много ли из нас спасающихся? Я первый погибаю. Вижу и других, что страсти обладают ими. А когда встречаю мiрских, то вижу, что живут они в великом невежестве, нерадиво и не каются.
И вот понемногу, незаметно для себя я втянулся в молитву за мiръ. Я много плакал от мысли, что если мы — монахи, отрекшиеся от мiра, — не спасаемся, то что же вообще творится в мiре? Так постепенно скорбь моя росла, и я стал плакать уже слезами отчаяния».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ