МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ «ДЕМОН». Художественное описание картины
27.12.2018
/
Редакция
Искусство Михаила Александровича Врубеля подобно единению – глубокого, сложного и монументального.
«Демон сидящий», пожалуй, одна из лучших работ Михаила Врубеля. Произведение появилось после того, как Михаил Александрович досконально изучил творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Впервые Михаилу Александровичу является нечто «демоническое» во время его приезда в Москву в 1889 году: Полуобнажённая, крылатая, юная, печальная, задумчивая фигура, сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на расцветающую поляну, с которой разбрасываются в стороны ветви, прогибающиеся под цветами. К сожалению, первые попытки видения автора не удалось сохранить. Эскиз, был создан в 1890 году, а ровно через двенадцать месяцев работа была закончена, но только в 1917 году картина поступила в музей и на данный момент прибывает в Москве, в Государственной Третьяковской галереи.
Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года, в городе Омск. Отец будущего художника строил другие планы на будущее сына, он видел его юристом, но Михаил вопреки настоянию отца поступил в Академию художеств. Уже там П.Чистяков заметил талант юного ученика. Врубель поражал его страстью к искусству, даром композиции. Рисунок Михаила точен, пластичен, цвет необычайно красив. Рисунки с гипсов – не просто безжизненная копия, а творческое, изумительное претворение античности. С академических лет Врубель развивал в себе талант проникать в сущность пленявших его подлинников античного мира, Византии, итальянского искусства, древнерусского эпоса, а также отечественной и западноевропейской литературы, музыки, театра.
В самом начале пути Михаил не понимал, как именно изобразить демона, каким он должен быть. Силуэт в его голове был не точным и расплывчатым. Идея требовала времени и доработки. Врубель постоянно экспериментировал, перебирал варианты один за другим. В его представлении, демон был воплощением страдающего и скорбного человека, но в тоже время могучего и властного.
Михаил Александрович был сильной личностью и каждой своей работе он пытался передать трагизм и стойкость. Именно картина «Демон» удачно сочетала в себе черты романтизма. Все его творчество – это «мистика». Он был одержим своей идеей «Демона» на протяжении всей жизни. Он воплощал образ «Демона» в живописи, а также в графике и скульптуре. Врубель понимал, кого он изображал, в его голове был чёткий образ, представление. Он буквально видел его перед собой. Михаил Александрович был одержим образом «Демона». Это не было просто увлечением, и все, кто его окружал, замечали, что Врубель уже не тот. Его разум поглощали, мыли о картине. Он уходил в себя.
Изображение «Демона» было нечто запретное, никто до Врубеля не решался переходить эту черту. Ведь многие люди верят, что «играть с огнём», с дьяволом, нельзя. Его мысли, самобичевание, разрушали, убивали не только морально, а и физически. Порой художник мог заплакать над полотном, настолько сильно он прочувствовал своего «Демона». К сожалению, работа Врубеля не принесла ему ничего хорошего. Он так глубоко проникся его образом, сочувствием ко всем людям на планете, размышлениями о жизни, что постепенно начал теряться в реальности. Впоследствии, художника отвезли в психиатрическую клинику, так как он находился в состоянии маниакального возбуждения. Психическое здоровье Врубеля со временем только ухудшалось. Последним его творением был портрет поэта В. Я. Брюсова, который он написал перед тем, как ослеп, в 1906 году. В 1910 году неповторимый и талантливый живописец скончался в клиники доктора Бари.
Врубель показывает зрителю усталого, бессильного, страдающего «Демона», но в тоже время оживляет полотно необыкновенно-переливающемся на свету одеянием героя в голубых, синих оттенках. Так же на картине можно увидеть необыкновенные цветы, которые расположены за главным героем картины. В целом полотно наполнено золотистыми, красными, сиреневыми, охристыми, лилово-синими тонами, которые при разном освещении совершенно меняют вид картины. Михаил Александрович не случайно пишет цветы вокруг главного героя размыто, как бы обозначая их присутствие. Это сделано, что бы вывести на первый план главного героя. По моему мнению, автор не случайно выбрал в качестве фоновых оттенков фиолетовый и сиреневый цвет. Эти цвета передают тревогу, печаль, взволнованность героя, с помощью них автор смог показать зрителю душевное состояние главного героя.
Во время просмотра картины, создаётся ощущение, что Душа Демона закована в тело. Композиция наполнена внутренним напряжением. Голова повёрнута в бок и при этом, возникает зрительная иллюзия, что волосы находятся в состоянии полёта. Черты лица размыты, но при этом чётко ясно настроение героя. Взгляд полон грусти и печали. Если внимательно присмотреться, мы можем увидеть на щеке Демона отблеск хрупкой, словно хрусталь, слезы. Величавые плечи и руки демона выполнены с необычайной точностью. Мышцы прописаны с необыкновенной реалистичностью. Руки являются одним из главных элементов полотна. В них чувствуется напряжение героя и в тоже время они напоминают былые крылья ангела, которых у него нет. Ведь демон – это падший ангел, изгнанник рая. Так же чувствуется огромное напряжение, которое сосредоточено в кистях рук. Демон чуть ли не выворачивает их полностью, так сильно он сосредоточен на своих мыслях, он не чувствует физической боли. В некоторых фрагментах картины, Врубель записывает пальца черным цветом, тем самым создает еще более сильное напряжение в кистях рук. Колени замкнуты, спина согнута, тело Демона находится в состоянии напряжения, волнения. Синяя ткань усиливает этот эффект. Фигура героя в целом напоминает большой кувшин, пустой сосуд, который нечем наполнить.
Недаром, живопись Врубеля считается сложной и тяжёлой для восприятия. В его живописной манере ощущается колоссальный натиск на форму. Почерк Врубеля невозможно спутать с кем-то другим, с помощью массивных мазков создаётся ощущение вечного движения граней. Художник накладывает мазки мастихином таким образом, что создаётся впечатление колоссального объёма. Цветы на заднем плане картины выполнены именно этим приёмом, при просмотре создаётся ощущение, что это мозаика. Специфика живописного метода Михаила Александровича, заключается в необычно приёме стилизации кристаллической огранке. Необычайно сложная пластическая игра форм помогает уйти от поверхностного аллегоризма. Врубель не даёт образу ощущения завершённости, словно боясь испортить уже имеющийся облик.
Невозможно забыть о том, с кого писался этот образ. Михаил Александрович до безумия любил творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Ведь Демон взят из произведения Лермонтова. Каждый, кто читал эту поэму, при виде картины Врубеля «Демон», вспоминает строки из Лермонтова:
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.
(М. Ю. Лермонтов «Демон»,1829-1839г.г.)
Врубель с точностью смог воспроизвести на полотне то, что написал Лермонтов на бумаге. Лермонтовская поэма вошла плоть и кровь художника; живописным рисунком глубокого бархатного тона художник передал ее трагизм и глубокую человечность.
Врубель – олицетворение страстной жажды красоты в жизни и искусстве. Он мог бы сказать вместе с Антоном Павловичем Чеховым – в человеке все должно быть прекрасным!
Список использованных источников:
-
Справочная Литература: Архитектура и Дизайн/ М.А. Врубель, И.В. Долгополов. Москва: Проспект, 1974. 440 с.
-
История изобразительного искусства: учебник/ Н.М. Сокольникова. Москва: 2-е изд, 1977. 304с.
-
Середнякова Е.А. Жизнь и творчество М.А. Врубеля// Государственная Третьяковская галерея. 1975. №4. с. 48-49.
-
Картина Михаила Врубеля «Демон сидящий» [Электронный ресурс] / https://www.syl.ru/article/377866/kartina-mihaila-vrubelya-demon-sidyaschiy-g-istoriya-sozdaniya-i-interesnyie-faktyi(дата обращения: 22.10.18)
-
Жизнь и творчество Михаил Александрович Врубеля: учебник/ С.В. Яремич. Москва: Проспект, 1971. 356 с.
-
Небольшое исследование и анализ творчества. [Электронный ресурс] / ред. Т. В. Власенко; Web-мастер Н. В. Козлова. Москва: Рос. гос. б-ка, 1997. http://vrubel-world.ru/issled.php(дата обращения: 22.10.18)
1 комментарий
.Владимир
09.03.2019Думаю, что не все так просто с этой работой. Согласен с тем, что идея написания картины навеяна Лермонтовским демоном. Скорее всего в этом образе художник отразил, в первую очередь, свое состояние. Свои внутренние противоречия. Противоречия художника — творца, призванного говорить о красоте созданном богом мира и в то же время куда денешь ужасы этого мира. И это все в контексте со своим разумом. И где тогда добро и зло? Поэтому — то Демон, олицетворяющий зло, так прекрасен и задумчив. И зло ли он? Может он просто устал быть судьей и палачом в одном лице.И за что ему все это? Ведь , каждый из нас состоит из противоречий. Вот так, думаю я, как художник. .