В начале февраля в большом зале Центрального Дома Кино документальная картина «Вся наша жизнь – игра» была представлена публике.
Чтобы создать душевный атмосферный высокопрофессиональный фильм, много не требуется. Просто надо быть художником и любить своего героя.
А идеи часто рождаются в разговорах. Однажды в Посольстве Литвы на кино-фотовечере зашёл разговор о том, как много замечательных литовцев работает в Москве, среди которых и художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас. Режиссёр Тофик Шахвердиев предложил: «А, может, придумаем кино?»
Было бы сказано. Через два года ему позвонил организатор того вечера Александрас Шимелис и предложил снять фильм о репетициях «Пиковой дамы» в Большом. «Репетиции завершаются, и на фильм денег нет», — резюмировал он. Но бывший атташе по культуре литовского посольства был готов носить на съёмках всю аппаратуру.
Эту историю Тофик Шахвердиев рассказал гостям Дома кино на премьере о Туминасе.
На фото: режиссёр Тофик Шахвердиев. Фото: © Sputnik / Dmitry Dubinsky
https://lt.sputniknews.ru/photo/20190210/8307516/Vsya-nasha-zhizn—igra-v-Moscow-proshla-premera-filma-o-Rimase-Tuminase.html
24 часа отснятого материала в Большом, где без специального разрешения нельзя сделать ни шагу. Из них выбраны 60 минут. Что тут скажешь? Титан.
«Целую неделю, — сказал Шахвердиев, — мы простояли в сталинской ложе, снимали с этой точки. А на сцене одновременно 200-300 исполнителей. Римас – только один из командиров, а есть ещё балетный, музыкальный, по мимансу. И все на равных. Римас был сдержан и вёл свою партию».
И эта партия достойна «пера» такого мастера, как Шахвердиев. Как много порой в документальных фильмах говорят, может, боятся, что зритель не поймёт. Здесь комментариев нет совсем, разве что немного от самого Туминаса. Музыкальная поэма об опере, собранное из выразительнейших кадров мозаичное полотно, живое, дышащее, говорящее – и смотришь его на одном дыхании.
Абсолютно верно и точно заметил в ходе вечера журналист и радиоведущий Йосси Тавор, что с приходом в оперные театры драматических режиссёров, постановки там преобразились – солисты и хор стали живыми, они стали играть. «Артисты миманса, хоровые актёры, певцы хора, которые всегда стоят, как столбы, вдруг начали двигаться», — сказал он.
Ещё бы! Хоть и сказал самокритичный маэстро Туминас после просмотра картины, что не понравился себе, но зал после показа взорвался аплодисментами. Тех, кому не понравился в этом фильме Римас Владимирович, среди публики просто не было.
Зажигательный, тёплый, весёлый, парящий – море эпитетов можно было придумать для Туминаса в эти минуты. А главное – влюблённый. В дело, в артистов, в Пушкина и Чайковского.
«То, к чему я призываю или пытаюсь призвать, — обратился Туминас к залу, — это к свободе. Свобода – самое ценное, самое драгоценное существование актёра в жизни и на сцене».
На вечере в Доме кино говорили много тёплых слов об обоих режиссёрах, о знакомстве с их новыми мирами, о большом мастерстве и о том, что жизнь наша воистину есть игра.
Тофик Шахвердиев на просьбу рассказать, как он снимал фильм, и как всё вышло столь замечательно, ответил: «Говорить об этом неинтересно, надо просто брать камеру – и снимать». Так и о картине долго говорить не стоит – надо просто брать и смотреть. Ради огромного удовольствия.
Фото с сайта LT.SPUTNIKNEWS © Sputnik / Dmitry Dubinsky
1 комментарий
Александр Васильевич Зиновьев
20.02.2019Знаю Тофика тьму лет и знаю, что Тофик изумительный мастер ВИДЕТЬ! Видеть и складывать из всего увидено им, то, что может как-то и у нас ОТКРЫТЬ и первое и второе и третье зрение!
Постараюсь найти возможность посмотреть фильм.
…
К самому Туминасу у меня сложное отношение! Как в одной киноленте произнёс наш Дорогущий Герд, (только интонацию сохраню) Туминас не из моего времени. Нынешний театр во многом для меня тёмная яма куда всё святое сваливается в кучу. И неприятно напоминает наш голубой (давно уже цветной и брызгающий якобы оригинальностью, экран ТВ!